Драматургия 20 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

ДРАМАТУРГИЯ
ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.
Обзорный урок

Уроки литературы в 11 классе[1]

Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

В преддверии обзора драматургии второй половины двадцатого века необходимо напомнить учащимся о специфике драмы, которую Аристотель объявил самой совершенной формой словесного искусства.

Начнем с простых вопросов, позволяющих учащимся быстро освежить в памяти необходимые теоретико-литературные понятия:

Почему трудно читать драматические произведения?
Что лежит в их основе?
Чем определяется своеобразие жанра драмы и как выбор жанра отражает авторскую позицию?

Предложим учащимся самостоятельно поразмышлять над тем, почему драматические произведения рождаются довольно редко. Затем попросим учащихся вспомнить изученные пьесы, кратко характеризуя сущность конфликта в них и специфику жанра, а также их связь с общественно-исторической ситуацией.

Какой жанр преобладает в русской драматургии? Почему трагедии создаются значительно реже, чем другие жанры драматических произведений?

Создание драматического произведения требует от писателя не только драматургического дара, но и умения видеть жизнь в ее конфликтном противоречии, уловить особые моменты эпохи, когда эти конфликты заострены до предела. Драма выбирает такой отрезок времени, когда человек оказывается способным на действие.

По возможности спросим ребят и о том, какие спектакли и почему произвели на них наибольшее впечатление, попросим назвать любимых исполнителей и поразмышлять над тем, зачем люди ходят в театр.

Материал зачина урока может быть организован и как обзор театральных афиш, который два-три ученика готовят к уроку. Эта форма работы, конечно, органична для столичного города, в котором много театров. Но при желании, учитывая современные средства информации, эта работа может быть организована и в провинциальной школе.

Подобная ситуация для сравнения может быть создана и после прочтения двух произведений разных десятилетий, которые без натяжки можно назвать эпохами. В данном случае это будет более корректно, так как восприятие драматического произведения не будет осложнено театральной интерпретацией.

Ряд вопросов может быть дан ребятам заранее. Их характер зависит от цели, которую поставит учитель: узнать, какие драматические произведения, изученные в школе, запомнились больше всего и почему; создать представление о том, что думают старшеклассники о современном театре, и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Материал по современной драматургии можно дать как в традиционной хронологической последовательности, так и создав проблемную ситуацию, противопоставив драматургические метафоры 60-х и 90-х годов.

Мы предлагаем отойти от традиционной формы обзорного урока — монолога учителя, а привлечь к работе весь класс. Готовясь к уроку, предложим учащимся следующие индивидуальные и групповые задания:

3. Подбор дополнительного иллюстративного материала.

Одному-двум учащимся можно предложить подготовить мини-обзор сегодняшнего репертуара известных театров. В результате подготовки учащиеся легко выделят три блока, по которым можно сгруппировать театральный репертуар:
отечественная и зарубежная классика,
современная драма
и постановки по пьесам шестидесятников (А. Арбузова, Л. Зорина и др.).

При умелой организации урока в процессе подготовки должны быть задействованы все ученики класса, так как каждое из заданий достаточно трудоемко и может быть разбито на составляющие.

1. Темы, сюжеты, герои драматических произведений.
2. Своеобразие конфликта в произведении; авторская позиция (на примере одной-двух пьес).
3. Собственные читательские (зрительские) впечатления.

Чтобы сэкономить время на уроке, лучше всего заранее подготовить каждому из учащихся опорный конспект, систематизирующий материал (его легко можно вычленить из логики предлагаемого урока). Оставим в нем место для записей, которые ученик может делать как на данном уроке (отмечать непонятные термины, задавать вопросы и т. д.), так и в процессе дальнейшей самостоятельной работы.

I. ДРАМАТУРГИЯ ПЯТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

IV. СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

V. ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Драматургия постмодернизма
Фантасмагорический театр Нины Садур:
соединение мистики и бытовых реалий.

Предложим учащимся поразмышлять о характере конфликта главного героя пьесы В. Ерофеева в связи с высказыванием Гёте о трагедии.

VI. ДРАМАТУРГИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ

Какие же конфликты становятся предметом сегодняшней драматургии? Кто выбран авторами на роли героев драмы? В чем художественное своеобразие современной пьесы? Насколько актуальны проблемы, затрагиваемые в этих произведениях? Какова авторская позиция?

Постмодернистские тенденции в драматургии.
Влияние коммерционализации театра на характер драматургии. Театр Нины Садур.

Материал для дискуссии:

Поскольку вопрос носит дискуссионный характер, мы можем отложить его до заключительных уроков по литературе последнего десятилетия, когда будут прочитаны произведения.

Предложим учащимся выразить свою позицию по отношению к точке зрения драматурга-шестидесятника.

Домашнее задание.

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.

В драматургии 1970-х годов легко было провести проблемно-тематическую классификацию. Существовали пьесы производственные, политические, на международную тематику и т. д. Производственная пьеса рубежа 1970-80-х годов обозначила многие экономические и социальные проблемы, хотя не касалась основ системы. К середине 1980-х годов характер производственной пьесы изменился.

Производственные конфликты приобретают нравственную наполненность, происходит сращение личной жизни человека с его трудовой деятельностью, причем домашняя, семейная жизнь

героя становится продолжением его производственной жизни. Это выражается даже в выборе места действия: квартира (“Наедине со всеми” А. Гельмана), дача (“Веранда в лесу” И. Дворецкого). Сферы производственной, общественной, личной жизни тесно переплетаются, герой познается на скрещении разных координат.

Наметившаяся к концу 1970-х годов тенденция к постижению духовной сути современника оттеснила производственные проблемы. Общественная ценность человека начинает измеряться не только деловыми качествами, но в первую очередь уровнем нравственных понятий. Это приводит к тому, что чисто “производственная

Пьесы “Зинуля” А. Гельмана, “Серебряная свадьба” А. Мишарина при том, что их сюжетообразующей основой являются конфликты производственные, – это уже публицистический разговор о совести, о личной ответственности, о соотношении слова и дела.

В начале 1980-х годов появились пьесы драматургов, схожие творческие принципы которых позволили объединить их в драматургию “новой волны” или поствампиловскую драматургию. В пьесах “новой волны” отразилась двойственность жизни, шел разговор об искажении человека как следствии социальных причин. В них герои испытывали трагедию безверия и неприкаянности, разрушающую тоску по тому, что сами были не в состоянии определить. Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Галин, Л. Разумовская погружали героев в быт, в повседневность, в какие-то “коммунальные” ссоры.

Бытовые неурядицы разъединяли людей, делали ущербными их характеры. Драматургов “новой волны” объединяло и то, что в их пьесах никогда четко не выражалась авторская позиция, отсутствовал положительный идеал. Атмосфера пьес не давала надежд на перспективы. Общее в поствампиловской драматургии и отношение к театру Чехова. “Три девушки в голубом” Л. Петрушевской вызывали ассоциации с “Тремя сестрами”, мотивы “Вишневого сада” трансформировались в пьесе

В. Арро “Смотрите, кто пришел!” и Л. Разумовской “Сад без земли”, “Родненькие мои” А. Смирнова вели к “Дачникам”. Но при сюжетном сходстве пьесы “новой волны” отличались от чеховских отсутствием той высокодуховной атмосферы, которая поднимала быт в драмах Чехова на уровень бытия, позволяла за внешней бессобытийностью увидеть напряженную работу души.

В начале 1980-х годов драматурги обратились к поиску истинных причин жизненных драм целого поколения. Н. Семенова, А. Дударев, М. Ворфоломеев показывали разъедающую атмосферу лжи, лицемерия, возведенных в государственный масштаб. Герой конца 1980-х бездеятелен, предается рефлексии, не совершает никаких поступков.

В психологической драме появляется непривычный конфликт, в котором не один персонаж противостоит другому, а герой противостоит жизни (“Серсо” В. Славкина).

Стремление найти аналогии современной жизни в истории, философски осмыслить некоторые вечные проблемы вызывают развитие философской драмы. Один из талантливых ее представителей – Э. Радзинский. Его пьесы – построенные на разном материале психологические драмы, в которых используется прием “игра в игре” или “пьеса в пьесе” (“Старая актриса на роль жены Достоевского”).

Так, в философской пьесе “Театр времен Нерона и Сенеки” в самом действии разыгрывается пьеса, поставленная Нероном. Жизнь и игра переплетаются, создавая напряженное поле действия.

Драматургия 1980-х годов настолько разнообразна, что свести ее к нескольким направлениям довольно трудно. Ведь только в жанре психологической драмы наряду с “новой волной” продолжали творческие поиски драматурги старшего поколения – В. Розов, А. Арбузов. Написанные в этот период пьесы “Хозяин”, “Кабанчик” В. Розова, “Победительница”, “Виноватые” А. Арбузова выявляли неожиданные грани их творчества.

Они открывали наполненные настоящим драматизмом стороны жизни, где социальное и личное переплелись воедино, где сломанные судьбы молодых были наказанием за нравственные преступления отцов.

В 1990-е годы из пьес постепенно уходит “чернуха”, меньше занимает писателей бытовая сторона жизни. Снова начинают звучать вечные вопросы: жизнь и смерть, Бог и дьявол, концы и начала, естественность и искусственность. Эти проблемы на несколько непривычном материале ставит в пьесах “Рогатка”, “Канотье”, “Уйди-уйди” Н. Коляда.

В них драматург обращается к подсознательному, тайному, к борению человеческой души и плоти.

С середины 1980-х годов в русской драматургии возрождаются традиции театра абсурда, заложенные обэриутами. К парадоксальному театру обращаются А. Казанцев “Сны Евгении”, А. Демьяненко “Я тоже хочу на бал, возьмите меня с собой”.

В конце 1980-х годов в русской драматургии реализуется эстетика постмодернизма. Постмодернистская драма построена на деконструкции знаков и символов культуры социалистического реализма. Сюда можно отнести пьесы В. Сорокина “В землянке”, “Пельмени”, М. Угарова “Газета “Русский инвалидъ” за 18 июля”, А. Шипенко “Сад осьминогов”.

В драматургии конца XX века идет процесс поиска новых форм и развития старых жанров в традиционной и постмодернистской системах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественные искания в русской драматургии ХХ века. А.В. Вампилов

Конфликт произведений Чехова столь глобален, что разрешить его в рамках одного произведения не возможно, так как он является следствием крушения межличностных связей и отношений человека и мира. В пьесах Чехова важны символы как знаки мировой дисгармонии. Однако символ Чехова все же иной природы, чем в мироощущении и творчестве символистов.

В некотором смысле всю русскую драматургию прошлого столетия и крупнейших ее представителей (Е.Л. Шварца, А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, А.М. Володина) можно назвать постчеховской драматургией. Этот факт необходимо всегда иметь в виду, когда мы рассуждаем о развитии русской драмы и русского театра XX столетия.

B.Я. Брюсов и др. – ярко проявили себя во всех родах литературы (прозе, поэзии, драматургии, критике), были прекрасными переводчиками, писали музыку, создавали живописные произведения. Возможно, отсюда и проистекает явный недостаток внимания литературоведов и читателей к драматургии той эпохи. Между тем их драматургическое наследие заслуживает особенно пристального изучения и уж, конечно, не меньшего восхищения, чем проза или поэзия этих авторов.

Своеобразным явлением русской драматургии начала XX века непосредственно связанным с Московским Художественным театром. За свою не долгую творческую жизнь Л.Н. Андреев создал около двух десятков пьес. Его художественный метод критики и литературоведы определяли самыми разнообразными терминами: неореализм, фантастический реализм, реальный мистицизм, экспрессионизм, панпсихизм. Он пробовал себя в разных жанрах, не боялся рисковать, экспериментировать; не всегда побеждал, но когда добивался определенного успеха, продолжал художественный поиск.

Поэтом рубежа веков, автором драматических произведений (модернистская драма) является И.Ф. Анненский.

В начале XX века были созданы основополагающие теоретические труды о мистериальном театре А. Веселовского, А. Гвоздева, П. Морозова и других авторов. Возросший интерес к Средневековью привёл к реставрации старинных театральных форм. Средневековую мистерию стремились возродить режиссеры-новаторы Всеволод Мейерхольд и Николай Евреинов

Таким образом, И.Ф. Анненский, Ф.К. Сологуб, А.М. Ремизов, В.И. Иванов и другие представители нереалистической драмы сделали попытку на новой, современной основе возродить древние формы античного и средневекового театра

Драматургия. А. Вампилов

Серебряный век в Европе завершился на рубеже 20-х – 30-х гг. и наступил кризис модернистской культуры, тип которой был рождён ещё на исходе XIX в. глубочайшим разочарованием и сомнением в реальности и достижимости мировой гармонии.

Тем не менее, значительная часть российской интеллигенции, в которую входили и работники театрального искусства, поддерживали Октябрьскую революцию и советскую власть, делали всё для пропаганды советского образа жизни, в частности, режиссёры Евгений Багратионович Вахтангов (1883 – 1922 гг.) и Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940 гг.).

В 40-е гг., когда народ защищал родину в Великую Отечественную войну, театральное искусство, как и всё отечественное искусство, развивали тему патриотизма и гражданственности. Большим успехом пользовались пьесы А.Е. Корнейчука, Л.М. Леонова, К. Симонова.

На рубеже 50-х – 60-х гг. наибольшей популярностью пользовались пьесы Виктора Сергеевича Розова (род. 1913 г.) и Александра Моисеевича Володина (1919 – 2001 гг.).

Творчество всех названных драматургов объединяет общая тональность, которая образована оригинальным сплавом двух противоположностей в эмоциональном проявлении личностей, а именно сострадание и юмор, слёзы и улыбки, ирония и патетика.

Я с детьми в воскресенье на диете (т.е. не пью). Утром в воскресенье просыпаюсь, а мои бурундуки сидят на мне. Говорят: папа, мы будем тебя мучить, пока не закричишь. Ну, говорю. У них иголки. Пока не закричишь. Я молчу. Они глубже загоняют. Папа, почему ты не кричишь. А я говорю: партизаны всегда молчат.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Расскажите о творчестве советских режиссёров Е.Б. Вахтангова и В.Э. Мейерхольда.

2. В чём заключалась особенность репертуара музыкальных театров и русского балета в 20-е – 30-е гг. XX в.?

3. Расскажите о творчестве и отношении театральных деятелей на события Великой Отечественной войны в 40-е гг.

4. Почему в 50-е – 60-е гг. в советской драматургии лиризм проявлялся в основном в жанре мелодрамы?

5. Назовите основные отличия постмодернизма в театральном искусстве в нашей стране.

7. Расскажите о целостной эстетике, философии, самобытности драматургического языка театра Нины Садур.

8. Каков постреализм, т.е. метафизическое осмысление хаотичной и абсурдной повседневности в драматургии Николая Коляды?

9. Покажите мифологию абсурда в драматургии Людмилы Петрушевской.

Источники и литература к темам по истории русского театра:

Источники и русская драматургия:

1. Аблесимов А.О. Мельник – колдун, обманщик и сват // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л., 1950.

2. Аверкиев Д.В. Каширская старина // Русская драма эпохи Островского. М., 1984.

3. Александр Иванович Южин-Сумбатов: Записи. Статьи. Письма. М., 1951.

4. Александр Павлович Ленский: Статьи, письма. Записи. М., 1950.

5. Андреев Л.Н. К звездам. Савва. Жизнь человека. Дни нашей жизни. Царь голод. Анатэма. Профессор Старицын. Тот, кто получает пощечины //Андреев Л.Н. Драматические произведения. В 2-х т. Л., 1989.

6. Арбузов А.Н. Таня. Годы странствий. Иркутская история. Мой бедный Марат //Арбузов А.Н. Драмы. М., 1969.

7. Афиногенов А.Н. Чудак. Страх. Машенька. Далекое //Афиногенов А.Н. Пьесы. М., 1956.

8. Алешин С.И. Палата //Алешин С.И. Шесть пьес. М., 1968.

9. Ашукин Н.С., Всеволодский-Гернгросс В.Н., Соболев Ю.В. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков. М.-Л., 1940.

10. Билль-Белоцерковский В.Н. Шторм // Билль-Белоцерковский В.Н. Пьесы. М., 1955.

11. Блок А.С. Балаганчик. Незнакомка. Король на площади. Песня судьбы. Роза и крест // Блок А.С. Лирика. Театр. М., 1981.

12. Булгаков М.А. Дни Турбиных. Зойкина квартира. Бег. Багровый остров // Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов. Л., 1990.

13. Булгаков М.А. Кабала святош // Булгаков М.А. Пьесы. М., 1986.

14. Вампилов А.В. Прощание в июне. Старший сын. Утиная охота. Провинциальные анекдоты. Прошлым летом в Чулимске // Вампилов А.В. Избранное. М., 1984.

15. Володин А.М. Фабричная девчонка. Пять вечеров. Назначение. Две стрелы. Осенний марафон // Володин А.М. Осенний марафон. Пьесы. Л., 1985.

16. Волохов М. Игра в жмурики. М., 1993.

17. Волохов М. Великий утешитель. М., 1997.

18. Волькенштейн В.М. Спартак // Волькенштейн В.М. Спартак. Папесса Иоанна. Смерть Линкольна: Трагедии. М., 1971.

19. Глебов А.Г. Инга // Глебов А.Г. Инга: Сборник пьес. М., 1967.

21. Горький М. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Варвары. Враги. Последние. Васса Железнова // Горький М. Собр. Соч. В 16-ти т. М., 1979. Т. 15.

22. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.

23. Грибоедов А.С. Молодые супруги. Горе от ума. // Грибоедов А.С. Соч. М., 1956.

24. Гришковец Е. Город. М., 2001.

25. Дворецкий И.М. Человек со стороны. Ковалева из провинции // Дворецкий И.М. Веранда в лесу. Пьесы. Л., 1986.

26. Евгений Вахтангов. Сборник. М., 1984.

27. Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. М., 1995.

28. Жаров М.И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.

29. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театра. В 2-х т. Л., 1989.

30. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М., 1975.

31. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. М., 1988.

32. Зорин Л.Г. Варшавская комедия // Зорин Л.Г. Избранное: Комический театр. Т. 2. М., 1986.

33. Ибрагимбеков Р. Женщина за зеленой дверью //Ибгимбеков Р. Избранное. М., 1981.

34. Иванов В.В. Бронепоезд 14-69 // Иванов В.В. Пьесы. М., 1964.

35. Капнист В.В. Ябеда // Капнист В.В. Избранные произведения. Л., 1973.

36. Каратыгин П.А. Вицмундир // Водевили. М., 1937.

37. Качалов В.И. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954.

38. Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. Статьи и воспоминания о М.Н. Кедрове. М., 1978.

39. Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский. Несчастье от кареты // Княжнин Я.Б. Избранные произведения. Л., 1961.

40. Коляда Н. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург, 1994.

41. Кони Ф.А. Петербургские квартиры // Водевили. М., 1937.

43. Корнейчук А.Г. Гибель эскадры. Платон Кречет. Фронт // Корнейчук А.Г. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1976-1977.

44. Крон А.А. Глубокая разведка. // Крон А.А. Театр. М., 1971.

45. Крылов И.А. Подщипа (Триумф). Урок дочкам // Крылов И.А. Соч. В 2-х т. М., 1984. Т. II.

46. Лавренев Б.А. Разлом // Лавренев Б.А. Избранные сочинения. В 2-х т. М., 1958. Т. 2.

47. Ленский Д.Т. Лев Гурыч Синичкин //Водевили. М., 1937.

48. Леонидов Л.М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. Статьи и воспоминания о Л.М. Леонидове. М., 1960.

49. Леонов Л.М. Нашествие // Леонов Л.М. Театр. Драматические произведения, статьи, речи. В 2-х т. М., 1960. Т. 1.

50. Лермонтов М.Ю. Испанцы. Люди и страсти. Странный человек. Маскарад. Два брата //Лермонтов М.Ю. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1986. Т. 3.

51. Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Лесе Курбасе. Литературное наследие. М., 1987.

52. Лобанов А.Д. Документы, статьи, воспоминания. М., 1980.

53. Ломоносов М.В. Тамира и Селим // Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.-Л., 1965.

54. Матинский М.А. Санкт-Петербургский гостиный двор // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л., 1950.

55. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х ч. М., 1968.

56. Маяковский В.В. Мистерия- буфф (две редакции). Клоп. Баня // Маяковский В.В. Собр. Соч. В 12-ти т. М., 1978. ТТ. 9-10.

58. Невежин П.М. Вторая молодость //Русская драма эпохи Островского. М., 1984.

59. Некрасов Н.А. Актер. Петербургский ростовщик. Осенняя скука // Некрасов Н.А. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1979. Т. 3.

60. Немирович-Данченко В.И. Новое дело. Цена жизни // Немирович-Данченко В.И. Пьесы. М., 1962.

61. Немирович-Данченко В.И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера. Хрестоматия. М., 1984.

62. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989.

63. Озеров В.А. Фингал. Димитрий Донской //Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960.

64. Олеша Ю.К. Заговор чувств. Список благодеяний // Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М., 1968.

65. Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Воспитанница. Гроза. Трилогия о Бальзаминове: Праздничный сон до обеда. Свои собаки грызутся – чужая не приставай. Затем пойдешь – то и найдешь (Женитьба Бальзам

Серебряный век в Европе завершился на рубеже 20-х – 30-х гг. и наступил кризис модернистской культуры, тип которой был рождён ещё на исходе XIX в. глубочайшим разочарованием и сомнением в реальности и достижимости мировой гармонии.

Тем не менее, значительная часть российской интеллигенции, в которую входили и работники театрального искусства, поддерживали Октябрьскую революцию и советскую власть, делали всё для пропаганды советского образа жизни, в частности, режиссёры Евгений Багратионович Вахтангов (1883 – 1922 гг.) и Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940 гг.).

В 40-е гг., когда народ защищал родину в Великую Отечественную войну, театральное искусство, как и всё отечественное искусство, развивали тему патриотизма и гражданственности. Большим успехом пользовались пьесы А.Е. Корнейчука, Л.М. Леонова, К. Симонова.

На рубеже 50-х – 60-х гг. наибольшей популярностью пользовались пьесы Виктора Сергеевича Розова (род. 1913 г.) и Александра Моисеевича Володина (1919 – 2001 гг.).

Творчество всех названных драматургов объединяет общая тональность, которая образована оригинальным сплавом двух противоположностей в эмоциональном проявлении личностей, а именно сострадание и юмор, слёзы и улыбки, ирония и патетика.

Я с детьми в воскресенье на диете (т.е. не пью). Утром в воскресенье просыпаюсь, а мои бурундуки сидят на мне. Говорят: папа, мы будем тебя мучить, пока не закричишь. Ну, говорю. У них иголки. Пока не закричишь. Я молчу. Они глубже загоняют. Папа, почему ты не кричишь. А я говорю: партизаны всегда молчат.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Расскажите о творчестве советских режиссёров Е.Б. Вахтангова и В.Э. Мейерхольда.

2. В чём заключалась особенность репертуара музыкальных театров и русского балета в 20-е – 30-е гг. XX в.?

3. Расскажите о творчестве и отношении театральных деятелей на события Великой Отечественной войны в 40-е гг.

4. Почему в 50-е – 60-е гг. в советской драматургии лиризм проявлялся в основном в жанре мелодрамы?

5. Назовите основные отличия постмодернизма в театральном искусстве в нашей стране.

7. Расскажите о целостной эстетике, философии, самобытности драматургического языка театра Нины Садур.

8. Каков постреализм, т.е. метафизическое осмысление хаотичной и абсурдной повседневности в драматургии Николая Коляды?

9. Покажите мифологию абсурда в драматургии Людмилы Петрушевской.

Источники и литература к темам по истории русского театра:

Источники и русская драматургия:

1. Аблесимов А.О. Мельник – колдун, обманщик и сват // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л., 1950.

2. Аверкиев Д.В. Каширская старина // Русская драма эпохи Островского. М., 1984.

3. Александр Иванович Южин-Сумбатов: Записи. Статьи. Письма. М., 1951.

4. Александр Павлович Ленский: Статьи, письма. Записи. М., 1950.

5. Андреев Л.Н. К звездам. Савва. Жизнь человека. Дни нашей жизни. Царь голод. Анатэма. Профессор Старицын. Тот, кто получает пощечины //Андреев Л.Н. Драматические произведения. В 2-х т. Л., 1989.

6. Арбузов А.Н. Таня. Годы странствий. Иркутская история. Мой бедный Марат //Арбузов А.Н. Драмы. М., 1969.

7. Афиногенов А.Н. Чудак. Страх. Машенька. Далекое //Афиногенов А.Н. Пьесы. М., 1956.

8. Алешин С.И. Палата //Алешин С.И. Шесть пьес. М., 1968.

9. Ашукин Н.С., Всеволодский-Гернгросс В.Н., Соболев Ю.В. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков. М.-Л., 1940.

10. Билль-Белоцерковский В.Н. Шторм // Билль-Белоцерковский В.Н. Пьесы. М., 1955.

11. Блок А.С. Балаганчик. Незнакомка. Король на площади. Песня судьбы. Роза и крест // Блок А.С. Лирика. Театр. М., 1981.

12. Булгаков М.А. Дни Турбиных. Зойкина квартира. Бег. Багровый остров // Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов. Л., 1990.

13. Булгаков М.А. Кабала святош // Булгаков М.А. Пьесы. М., 1986.

14. Вампилов А.В. Прощание в июне. Старший сын. Утиная охота. Провинциальные анекдоты. Прошлым летом в Чулимске // Вампилов А.В. Избранное. М., 1984.

15. Володин А.М. Фабричная девчонка. Пять вечеров. Назначение. Две стрелы. Осенний марафон // Володин А.М. Осенний марафон. Пьесы. Л., 1985.

16. Волохов М. Игра в жмурики. М., 1993.

17. Волохов М. Великий утешитель. М., 1997.

18. Волькенштейн В.М. Спартак // Волькенштейн В.М. Спартак. Папесса Иоанна. Смерть Линкольна: Трагедии. М., 1971.

19. Глебов А.Г. Инга // Глебов А.Г. Инга: Сборник пьес. М., 1967.

21. Горький М. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Варвары. Враги. Последние. Васса Железнова // Горький М. Собр. Соч. В 16-ти т. М., 1979. Т. 15.

22. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.

23. Грибоедов А.С. Молодые супруги. Горе от ума. // Грибоедов А.С. Соч. М., 1956.

24. Гришковец Е. Город. М., 2001.

25. Дворецкий И.М. Человек со стороны. Ковалева из провинции // Дворецкий И.М. Веранда в лесу. Пьесы. Л., 1986.

26. Евгений Вахтангов. Сборник. М., 1984.

27. Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. М., 1995.

28. Жаров М.И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.

29. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театра. В 2-х т. Л., 1989.

30. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М., 1975.

31. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. М., 1988.

32. Зорин Л.Г. Варшавская комедия // Зорин Л.Г. Избранное: Комический театр. Т. 2. М., 1986.

33. Ибрагимбеков Р. Женщина за зеленой дверью //Ибгимбеков Р. Избранное. М., 1981.

34. Иванов В.В. Бронепоезд 14-69 // Иванов В.В. Пьесы. М., 1964.

35. Капнист В.В. Ябеда // Капнист В.В. Избранные произведения. Л., 1973.

36. Каратыгин П.А. Вицмундир // Водевили. М., 1937.

37. Качалов В.И. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954.

38. Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. Статьи и воспоминания о М.Н. Кедрове. М., 1978.

39. Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский. Несчастье от кареты // Княжнин Я.Б. Избранные произведения. Л., 1961.

40. Коляда Н. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург, 1994.

41. Кони Ф.А. Петербургские квартиры // Водевили. М., 1937.

43. Корнейчук А.Г. Гибель эскадры. Платон Кречет. Фронт // Корнейчук А.Г. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1976-1977.

44. Крон А.А. Глубокая разведка. // Крон А.А. Театр. М., 1971.

45. Крылов И.А. Подщипа (Триумф). Урок дочкам // Крылов И.А. Соч. В 2-х т. М., 1984. Т. II.

46. Лавренев Б.А. Разлом // Лавренев Б.А. Избранные сочинения. В 2-х т. М., 1958. Т. 2.

47. Ленский Д.Т. Лев Гурыч Синичкин //Водевили. М., 1937.

48. Леонидов Л.М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. Статьи и воспоминания о Л.М. Леонидове. М., 1960.

49. Леонов Л.М. Нашествие // Леонов Л.М. Театр. Драматические произведения, статьи, речи. В 2-х т. М., 1960. Т. 1.

50. Лермонтов М.Ю. Испанцы. Люди и страсти. Странный человек. Маскарад. Два брата //Лермонтов М.Ю. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1986. Т. 3.

51. Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Лесе Курбасе. Литературное наследие. М., 1987.

52. Лобанов А.Д. Документы, статьи, воспоминания. М., 1980.

53. Ломоносов М.В. Тамира и Селим // Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.-Л., 1965.

54. Матинский М.А. Санкт-Петербургский гостиный двор // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л., 1950.

55. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х ч. М., 1968.

56. Маяковский В.В. Мистерия- буфф (две редакции). Клоп. Баня // Маяковский В.В. Собр. Соч. В 12-ти т. М., 1978. ТТ. 9-10.

58. Невежин П.М. Вторая молодость //Русская драма эпохи Островского. М., 1984.

59. Некрасов Н.А. Актер. Петербургский ростовщик. Осенняя скука // Некрасов Н.А. Собр. Соч. В 4-х т. М., 1979. Т. 3.

60. Немирович-Данченко В.И. Новое дело. Цена жизни // Немирович-Данченко В.И. Пьесы. М., 1962.

61. Немирович-Данченко В.И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера. Хрестоматия. М., 1984.

62. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989.

63. Озеров В.А. Фингал. Димитрий Донской //Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960.

64. Олеша Ю.К. Заговор чувств. Список благодеяний // Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М., 1968.

65. Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Воспитанница. Гроза. Трилогия о Бальзаминове: Праздничный сон до обеда. Свои собаки грызутся – чужая не приставай. Затем пойдешь – то и найдешь (Женитьба Бальзам



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: