Досуговое общение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время досуг является
средством компенсации
напряжения и стрессов,
вызванных обстоятельствами
жизни и работы в условиях
высокотехнологического,
предельно конкурентоспособного,
быстро изменяющегося процесса
общественной жизнедеятельности,
который требует максимальной
концентрации сил и способностей
работающей части населения и
стимулируется всеми средствами
информации, массовой
коммуникации и межличностным
характером взаимодействия.

Современный контекст повлек за собой новые
интерпретации понятия культуры с методологических
позиций, определяемых постиндустриальным обществом,
культивирующим потребление и провозглашающим
креативность как метапринцип жизнедеятельности
человека. А. В. Костина, А. Я. Флиер выделяют
традиционную, этническую культуру; консьюмерную (или
массовую) культуру; креативную инновационную
культуру. Досуговое общение реализуется главным
образом в пределах массовой культуры, обусловленной
развитием индустрии культуры, но вместе с тем
обозначает педагогическую задачу наполнения его
содержания традиционными и креативными смыслами.

7. Теоретический аспекты подхода к исследованию досугового общения способствовали выявлению следующих закономерностей его

Теоретический аспекты подхода к исследованию досугового общения
способствовали выявлению следующих закономерностей его генезиса:
собствовали выявлению следующих закономерностей его генезиса:
рост относительной самостоятельности досугового
общения как особой сферы или вида деятельности человека
постоянное ускорение темпов развития досугового общения
становление новых и интеграция существующих практик
досугового общения
усиление субъектной направленности досугового общения
повышение роли целенаправленной, педагогически
ориентированной деятельности

Система досугового общения - это
искусственно созданная,
сверхсложная, динамическая,
синергетическая, социальнокультурная педагогическая
система, характеризующаяся
целостностью,
взаимодетерминированностью ее
структурных элементов;
открытостью внешней среде,
нелинейностью,
неравновесностью, способностью
к самоорганизации,
стохастичностью результирующих
эффектов; специфическим
статусом педагога,
соучаствующего в эволюционном
и содействующего в развивающем
процессе ее динамики.

Досуговое общение как особое культурно-смысловое взаимодействие
человека с человеком все активнее определяет развитие личности, влияет
на процесс социализации новых поколений. При этом диверсификация
досугового общения характеризуется многообразием его проявлений,
свободой выбора мотивов и поводов для общения. Самоорганизующиеся
процессы досугового общения, с одной стороны, стимулируют развитие
культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, а с
другой - содержат в себе угрозу разрушения конструктивных траекторий
развития субъектов и их солидарностей.

11. В результате выявления признаков исследуемой системы дано обоснование принадлежности системы досугового общения

к синергетическим системам:
открытость системы среды
нелинейность
неравновесность
способность к диссипации
энтропия (плюральность культурных смыслов, выбор партнеров по
общению)
стохастичность достижения результатов и т. д.

12. Вывод

Досуговое общение, становится самостоятельной
ценностью, ресурсом, инвестирующим развитие
личности, создающим условия для выбора образа,
стиля жизни, содержания, способов взаимодействия
человека с человеком на культурно-смысловом уровне.
Польза общения как такового очевидна и не вызывает
сомнений, к тому же быть человеком общительным
важно для успешной адаптации в обществе, помимо
интеллектуального развития в целом.

13. Тест:

1. Общение:
А) Сложный, процесс установления и развития контактов между людьми;
Б) Обычный процесс происходящий повседневно.
2.Досуг считается той сферой человеческой жизни которая обуславливает :
А) Тревогу и раздражительность;
Б) Равновесие и полноценность.
3.Досуг необходим для того что бы:
А) Снимать напряжение и стрессы;
Б) Занимать свободное время.
4. Система досугового общения - это…
А) Система образованная в результате общения людей;
Б) Искусственно созданная, сверхсложная, динамическая система.

Досуговое общение вполне самостоятельный компонент содержания свободного времени, оно присутствует во всех областях досуговой практики. В досу-говой среде воспроизводится вся система социально-культурных ценностей. Уровень (стиль) общения людей в этой среде отражает социально-психо-логическую атмосферу общества. Культура общения на досуге определяется степенью демократичности общества, развития его социально-культурных институтов. И, наоборот, дегуманизация общения людей характеризуется таки-ми показателями, как массовое отчуждение людей друг от друга, дисгармония в личностном развитии, ассоциальность поведения, грубость, агрессивность и насилие.

В настоящее время получила признание следующая классификация стилей общения:

- доверительно-диалогический стиль, характеризующийся высокой актив-ностью и аффективностью совместной деятельности, удачное сочетание индивидуального и коллективного;

- альтруистический стиль, для которого свойственны полная самоотдача работе, высокая активность со стороны субъекта. Недостатком является низкая активность со стороны воспитанников;

- комфортный стиль, который отличается поверхностностью и равноду-шием, ориентацией на репродуктивную деятельность, при внешнем проявлении доброжелательности;

- пассивно-комфортный стиль, при нем заметна дистанция, равнодушие, завышенная самооценка педагога, неудовлетворенность с обеих сторон;

- рефлексивно-манипулятивный стиль. Манипулирование подчиненными, знание их сильных и слабых сторон, неискренность, при высоком уровне интел-лектуального, речевого развития педагога;

- авторитарно-монологический стиль. Ориентация на запугивание, принуж-дение, субъективизм в оценках, низкая эмпатия при сильной воле;

- конфликтный стиль. Низкий самоконтроль руководителя, неверие в возможности детей, неприятие друг друга, оскорбления, психотравмирующие воздействия.

В досуговой практике широко распространена особая разновидность меж-личностного общения, которое называют обычно свободным. Отличительными особенностями свободного общения являются: отсутствие непосредственной связи общения с предметно-практической деятельностью; первичным здесь является просто разговор; сам разговор превращается в самостоятельное занятие, порождающее соответствующую коммуникативную ситуацию.

В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентированных взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность такого общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае эмоциональная насы-щенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.

Важнейшей особенностью досугового общения выступает его добровольный характер. Участники общения включаются в контакты добровольно, по собст-венному желанию, подчиняясь при этом установленным здесь правилам. По сравнению с другими видами, досуговое общение имеет преимущество в отно-шении свободы выбора партнеров, вида и формы совместных занятий.

Досуговое общение невозможно без определенного уровня ваимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведе-ния объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В.). В случае общения объектом позна-ваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

В связи с этим в условиях досуга возникает наиболее благоприятная обста-новка и возможность для споров, дискуссий, обмена мнениями по самым раз-ным насущным вопросам. Ее характерной особенностью является непринуж-денность и значительная беспристрастность в отличие, например, с атмосферой делового общения.

Досуговое общение между людьми происходит в различных формах, кото-рые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются повседневное свободное общение и межличностное взаимодействие, развивающееся внутри стабильных досуговых объединений (Ю.А.Стрельцов). Если в первом случае общение возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся групп, то второй вид общения отличается большей устойчивостью, регулярностью, организован-ностью. Контакты людей, вступающих в общение, связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью, Такая группа имеет формальную и неформаль-ную подструктуры.

Процесс межличностного общения имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов. Основным из них выступает субъект-субъектное взаи-модействие людей, их деятельностная позиция. Активность в общении имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внеш-ними. К внутренним побудителям относятся личностные потребности. Они осознаются и в осознанном виде становятся мотивами практического пове-дения. Потребности и мотивы отражают в данном случае стремление личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы обменяться информа-цией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятель-ность и т.д. К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны побудить наши потребности, привести в деятельное состояние мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как

мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе

эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к

личности. Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных

суждений о воспринимаемом (Соснин В. А.).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом

того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе

взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобраз-ной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внут-реннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличност-ная аттракция . Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимаю-щего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрица-тельных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоцио-нально-оценочного компонента.

Вежливость - это норма взаимоотношений человека с окружающими людьми. Она включает внимательность, внешнее проявление доброжелатель-ности к человеку, деликатность и такт. Антиподами вежливости являются ГРУ-бость, высокомерие, хамство. В общении с окружающими людьми каждому следует вырабатывать в себе это качество.

Корректность - это особый оттенок вежливости, заключающийся в умении держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Это умение общаться с любым человеком на равных. Каждый человек должен воспитывать в себе выдержку - нельзя выходить из себя в конфликтных ситуациях, которые также нередки.

В сфере досугового общения большой удельный вес имеют вербальные коммуникации. Характерная черта такого взаимодействия – чередование выска-зываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в диалог происходит как в порядке естественной смены высказываний, так и в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаи-мопонимание. Собеседники должны слышать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обду-мывания. Разговор здесь идет практически без перерыва.

В непосредственном общении слово всегда дополняется кинетикой – языком тела, включающим мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передать информацию и выражать чувства. Кинетика красноречиво свидетель-ствует о культурной принадлежности человека. Мимика и пантомимика наг-лядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Поскольку культурное общение в конечном счете представляет своеобраз-ную систему взаимовлияний, его итоговый результат следует искать в тех изме-нениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение человека.

Повышение культуры общения является одним из основных путей совер-шенствования системы человеческих взаимоотношений. В общем контексте социального воспитания эта работа должна занимать важное и почетное место. И трудно переоценить вклад, который может внести в нее современная соци-альная педагогика.

Искусство взаимодействия имеет для человека жизненно важное значение, поэтому ему нужно учиться на протяжении всей жизни. Умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека невозможно без специальной психологической подготовки. Важную роль в повышении культуры общения может сыграть усвоение человеком научных представлений о личности и ее взаимодействии с другими людьми. Выявленные здесь закономерности дают возможность лучше и вернее ориентироваться в сфере повседневных контактов, помогают заглянуть в глубочайшие тайники психики.

Для воспитания культуры общения совершенно необходимо обладание таким качеством как рефлексия, т.е. способность человека понимать, что думают и чувствуют другие люди, способность к размышлению за другое лицо.

Существует хорошее жизненное правило: внимательно всматривайся в другого человека. Всматривайся в него, как в зеркало, где увидишь самого себя. Готовность к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей – необходимое условие плодотворного общения.

Могучим оружием общения является слово. Русский физиолог И.П.Павлов экспериментально доказал, что среди других условных раздражителей слово не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении. Поэ-тому надо обращаться со словом как с оружием, т.е. прежде всего не исполь-зовать сгоряча, необдуманно, впопыхах.

Невербальная коммуникация находит яркое отражение в таком элементе социально-культурных, коммуникационных технологий, как проксемика. Проксемикой н азывают язык приветствия или обращения, четко обозначающий границы социального пространства между людьми. По этим подразумевается пространство, в котором у представителей одних культурных групп не принято близко подходить к собеседнику, у других, наоборот, считается неприличным удаляться от него на большое расстояние. То же самое относится к приветствиям, бытующим у различных этносов – у одних это пожатие одной или обеих рук, у других – приветствия сопровождаются объятием, у третьих – поцелуями и т.д.

В психологической науке содержится ряд требований, помогающих поддер-живать высокую культуру общения в сфере свободного времени. Среди них: доброжелательность к людям, способность к сопереживанию, внимание, уважи-тельное отношение к своему собеседнику, равенство партнеров, четкость и принципиальность нравственных позиций вступающих в межличностное обще-ние.

Профессиональное мастерство социального педагога, организатора досуга всегда предполагает хорошее знание прошлого опыта, но в еще большей степени оно определяется способностью специалиста к собственному творчес-тву. Это пожелание в полной мере относится к работе по организации культур-ного общения. Здесь открываются просторы для разнообразных социальных приобретений и экспериментов.

Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под культурой общения?

2. Назовите функции межличностного общения, дайте

3. Какие стили общения Вы знаете?

4. Использование личностных психологических качеств

и механизмов взаимопонимания в процессе общения
Список рекомендуемой литературы:

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких - либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Прощальный взмах рукой.

Рукопожатие с приятелем.

Прощальный взмах рукой.

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.

Читайте также: