Достижения советской науки в межвоенный период кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие культуры в межвоенный период характеризовалось последствиями научной революции, которая началась на рубеже XIX и XX вв. и продолжалась в межвоенный период. Прежде всего революция в науке затронула физику. Были сделаны три крупнейших открытия: 1) электрон (1896); 2) радиоактивность (1898); 3) принцип относительности (1905, 1916). В итоге революции в естествознании были опровергнуты принципы классической механики: неделимость атома, неизменяемость массы, абсолютизация законов механики. Формирование теории относительности А. Эйнштейна и квантовой механики ставило под сомнение концепцию механической картины мира. Выяснилось, что законы развития макромира и микромира не соответствуют друг другу.

Английский ученый Э. Резерфорд открыл атомное ядро в 1911 г., а на основе этого открытия датский физик Н. Бор, используя теорию квантов М. Планка, создал квантово-планетарную теорию строения атома. В 1905 г. А. Эйнштейн сформулировал специальную теорию относительности. В 1916 г. он же создал общую теорию относительности. Научные открытия, приведшие к революции в науке, послужили основой для выработки новой картины мира, которая строилась на органической связи пространства и времени с материей и ее движением. Это отличало ее от картины мира Ньютона, которая базировалась на существовании трех не зависимых друг от друга явлениях: 1) вещество; 2) абсолютное пространство; 3) абсолютное время. Столь значительные изменения в науке, приведшие к кардинальному изменению картины мира, открывали большие возможности для развития науки и техники, цивилизации в целом. В конечном итоге это отразилось и на духовной культуре общества.

В межвоенный период больших успехов достигла химическая наука, прежде всего в области создания искусственных материалов. Значительные достижения в биологии, особенно в развитии генетики, позволили решить проблему многих ранее не излечимых болезней. Были открыты витамины, гормоны, электрическая природа нервного импульса. Стандартизация и рациональная организация труда открыли возможность широкого распространения конвейера и массового производства. Происходило превращение науки в непосредственную производительную силу. Если до начала XX в. значительная часть технических изобретений было делом рук талантливых самоучек, то в дальнейшем большинство открытий, представлявших интерес для производства, явилось результатом использования научного знания. Многие открытия начала XX в. получили широкое практическое применение в межвоенный период. Широко использовались возможности телеграфа, телефона, радио, кинематографа. В 30-е гг. получило развитие звуковое и цветное кино. Возросла роль технических средств в повседневной жизни людей. Распространенным явлением стали электрическое освещение, автомобиль, лифт, холодильник, средства звукозаписи. Произошло увеличение тиражей газет и журналов. Все это переориентировало общество на потребительский тип материальной культуры и заложило основы массовой духовной культуры.

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на темпы, направление и характер развития науки и техники в 30-е гг. Он затронул прежде всего предприятия старых отраслей хозяйства с устаревшими оборудованием и технологией производства. Вместе с тем кризис открыл путь для неизбежной модернизации техники и технологии. Количественный и качественный рост промышленности в 30-е гг. происходил в тесной взаимосвязи с быстрым развитием ее научно-технических основ. Рост производства все более зависел от использования новой техники и технологий. Параллельно все это требовало углубления научных знаний. Отличительной чертой развития науки и техники в 30-е гг. стало возрастание социальной значимости их достижений. Применение на практике новых естественнонаучных знаний и достижений инженерной мысли привело к модернизации производства, возрастанию интенсификации труда и как следствие этого повлекло за собой рост безработицы и другие социальные проблемы. Новый технический уровень производства диктовал необходимость изменений в социальной структуре и характере подготовки различных слоев трудящихся. Постепенное повышение образовательного уровня рабочих сопровождалось развитием разнообразных форм специализированного технического обучения. Росли жизненные потребности населения. Вместе с тем возросла социальная активность масс, что заставляло правящие круги шире использовать технические средства для усиления идеологического воздействия на массовое сознание.

Вместе с тем в межвоенный период существовала и альтернатива развитию искусства, она была связана с творчеством деятелей культуры реалистического направления. В произведениях Б. Шоу, Д. Гол-суорси исследованы новые сложные процессы в духовной жизни индустриального общества, Т. Драйзер показал американскую трагедию, где основа счастья и цель успеха — деньги. В этом же русле творили и Дж. Стейнбек, У. Фолкнер. Философская глубина мысли и творчество реалиста неразрывно слились с пафосом антифашистской борьбы в произведениях Э. Хемингуэя. Во Франции широкой известностью пользовались произведения писателей реалистического направления Ф. Мориака, Р. Мартена дю Тара. Своеобразным сочетанием реализма и модернизма отличалось творчество М. Пруста. Полны искренней любви к людям и глубоко философичны произведения А. де Сент-Экзюпери. В Германии многие писатели-экспрессионисты в последующие годы эволюционировали к реализму. Л. Фейхтвангер поднимал острые вопросы, волновавшие послевоенную Германию. В книгах Э. М. Ремарка глубина социального анализа общества связана с традиционным пацифизмом. Необычный творческий подъем характерен для деятельности немецких писателей-эмигрантов. Достаточно известными стали романы В. Бределя, А. Зегерс, философские поэмы И. Бехера. Велика роль в антифашистской борьбе творчества Б. Брехта. После установления фашистской диктатуры представители прогрессивной немецкой интеллигенции эмигрировали. На родине их книги были запрещены. Оказавшись в изгнании, они продолжили борьбу с нацизмом. Большую роль в антифашистском сопротивлении играли произведения видных писателей И. Бехера, Б. Брехта, В. Бренде-ля, А. Зегерс.

Значительный вклад в испанскую культуру внес выдающийся поэт и драматург Ф. Гарсия Лорка. Чудовищный облик фашизма, несущего миру смерть и разрушение, изобразил П. Пикассо.

С середины 30-х гг. лейтмотивом многих произведений очень разных по характеру творчества художников становится ощущение опасности тоталитаризма, роста военной угрозы. Эта тема пронизывает творчество английских писателей Дж. Оруэлла, Дж. Олд-риджа, Г. Уэллса, Г. Грина, американца С. Льюиса, бразильца Ж. Амаду, чилийца П. Неруды. В атмосфере угрозы тоталитаризма в 30-е гг. реалистическое искусство стало подлинным участником борьбы против фашизма и войны.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Антуан де Сент-Экзюпери

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК (отрывок)

«Технические средства не создаются за две недели. Мы не могли не отстать в гонке вооружений. Нас было сорок миллионов земледельцев против восьмидесяти миллионов людей, занятых в промышленности!

Мы воюем один против трех. У нас один самолет против десяти или двадцати и один танк против ста. Нам некогда размышлять о прошлом. Мы живем настоящим. А настоящее таково. Никакая наша жертва никогда и нигде не может задержать наступление немцев.

Жертва теряет всякое величие, если она становится лишь пародией на жертву или самоубийством. Самопожертвование прекрасно, когда гибнут немногие ради спасения остальных. И кажется, мы просто обрекаем на гибель тех, за кого мы сражаемся или делаем вид, что сражаемся, потому что самолет, сметающий города в тылу войск, полностью изменил характер войны.

ВСПОМИНАЯ ВОЙНУ В ИСПАНИИ (отрывок)

«Борьба за власть между различными группировками Испанской Республики — тема большая и слишком сложная. Упоминаю об этом с единственной целью предупредить: не верьте ничему или почти ничему из того, что пишется про внутренние дела в правительственном лагере. Из каких бы источников ни исходили подобные сведения, они остаются пропагандой, подчиненной целям той или иной партии, — иначе сказать, ложью.

Занимая антифашистскую позицию, можно создать в целом правдивую историю войны, однако это окажется пристрастная история, которой нельзя доверять в любой из самых важных подробностей. Во всяком случае, какую-то историю напишут, а когда уйдут все воевавшие, эта история станет общепринятой. И значит, если смотреть на вещи реально, ложь с неизбежностью приобретет статус правды.

1. Какие открытия влияли на развитие науки в межвоенный период?

2. Как повлиял мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. на развитие науки и техники?

3. Какие новые тенденции и направления, а также оценки действительности появились в литературе и искусстве в период между двумя мировыми войнами?

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объект работы – развитие советской науки в предвоенный период.

Предмет работы – факторы, способствовавшие развитию советской науки после Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны и тормозящие её.

Актуальность: необходимо изучать опыт развития науки в СССР в переломные периоды жизни страны, потому что это может помочь в дальнейшем развитии отечественной науки.

Цель – выяснить, что именно способствовало развитию советской науки в 1917–1941 гг. Для этого были поставлены следующие задачи : изучение хронологии развития советской науки; знакомство с открытиями и изобретениями советских ученых в области естественных наук; определение влияния открытий, совершенных в 1917–1941 гг., на дальнейшее развитие науки.

Основные методы, использованные в работе: анализ, сбор и обобщение материала, синтез. Новизна работы заключается в попытке обобщить материал о советских ученых периода 1917–1941 гг. Практическая значимость: ошибки и уроки прошлого помогут избежать повторения ситуаций, в которых открытия могут быть не оценены по достоинству, а в недалёком будущем они могут стать основой для развития той или иной отрасли промышленности, фундаментальной науки и ее практических приложений.

Глава 1. Хронология развития советской науки до 1941 года

Коммунистическая партия отводила науке в деле строительства социализма огромную по своей значимости роль. С первых же дней существования Советской власти наука превратилась в одно из важнейших направлений государственной политики. Об этом свидетельствуют мероприятия Советской власти зимой 1917 — весной 1918 г.: создание специальных органов, руководящих наукой, финансирование и организационная помощь исследовательским учреждениям, консолидация научных сил [ 7 ].

Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. По данным на 1922 г., 30 научных подразделений различного профиля функционировало при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны [ 2 ].

Между тем ведущие партийные теоретики были непримиримы в том, что касалось наук об обществе – здесь критерии классовости работали в полную силу. Возможность же распространения этих критериев сначала на пограничные между естественными и общественными науками области, например, на психологию или биологию, а затем и далее, на все естествознание, всегда оставалось открытой. С конца 20-х – начала 30-х годов эта возможность все в большей степени превращается в действительность. Аргумент о классово-буржуазной или марксистской, соответственно, реакционной или прогрессивной, идеалистической или материалистической – сущности той или иной естественнонаучной теории становится важным критерием для ее оценки, для ее отвержения или принятия [ 11 ].

Теоретические работы А. И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. Выдающийся радиотехник А. Л. Минц создал ламповую радиостанцию (1922), поступившую на вооружение войск связи (1923). В октябре 1924 г. начались регулярные передачи созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 г. был организован первый радиорепортаж с Красной площади, проводились первые опыты передачи по радио концертов и спектаклей. К 1927 г. была разработана система телевидения (Л. С. Термен, А. П. Константинов и др.). В 1923 г. по проекту коллектива, возглавляемого А. Н. Туполевым, был построен легкий спортивный самолет АНТ-1, положивший начало серии самолетов различных модификаций. В ноябре 1924 г. в туполевском КБ были начаты проектирование и постройка самолета ТБ-1, который пошел в серию и стал прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков моноплановой схемы. В 1930 г. завершено строительство первого гидросамолета АНТ-22. В 1928 г. создан учебный двухместный самолет У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова, выпускавшийся до 1959 г. К. Э. Циолковский в конце 1920-х годов приобрел мировую известность как глава нового научного направления — ракетодинамики. Ф. А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А. Л. Чижевский вел пионерские работы по практическому применению аэроионизации [ 2 ].

Путь, который прошла Академия за эти годы, — это типичный путь всех старых научных учреждений. Здесь отразилась политика государства по отношению к науке. Ученые привлекались к решению народнохозяйственных задач тактично, настойчиво и всей логикой событий втягивались в сферу хозяйственной жизни [ 7 ].

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 1930-х гг. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивавшие новые направления науки, такие как органическая химия, геофизика, микрофизика, физика полупроводников, атомного ядра. Достижения советских учёных-физиков — П. Л. Капицы и А. Ф. Иоффе – приобрели мировую известность [4].

К активно работавшим с 1920-х гг. авиаконструкторам А.И. Туполеву и Н.Н. Поликарпову в 1930-е гг. присоединились молодые талантливые авиаконструкторы и конструкторы авиационных двигателей. Достижения советской авиации получили мировое признание. Новаторский характер имели исследования в области ракетной техники. Учёные и изобретатели Ф.А. Цандер и В.П. Глушко независимо друг от друга в 1930-1931 гг. испытали первые ракетные двигатели. В 1932 г. при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), объединившая занимавшиеся ракетной техникой коллективы. ГИРД возглавил С.П. Королёв — будущий конструктор первых советских космических кораблей. После успешного испытания первой советской ракеты в 1933 г. на базе ГИРД создаётся Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), разработка ракетной техники начинает рассматриваться как важная военная задача [4].

Глава II . Советские ученые и их открытия в период с 1917 по 1941 гг.

После революции в советском государстве развивались все области наук: и гуманитарные, и естественные, и технические. Но с наибольшими трудностями сталкивались ученые, занимавшиеся естественными науками. Именно поэтому основное внимание в работе уделяется естественным наукам, а именно физике, генетике и физиологии.

2.1.1. Пётр Леонидович Капица

Капица состоял членом–корреспондентом Академии наук СССР и одновременно действительным членом Лондонского Королевского общества — Академии наук Великобритании. В то время такое сочетание ошеломляло — оно казалось просто немыслимым [8].

В 1920 году П. Л. Капица и Н. Н. Семенов разработали метод определения магнитного момента атома, используя в нем взаимодействие пучка атомов с неоднородным магнитным полем [8].

Несколько лет П. Л. Капица был поглощен работами по созданию ожижительной техники. После того как была изготовлена установка для производства жидкого воздуха, Петр Леонидович перешел к проектированию кислородного ожижителя. Мастерские института стали походить на заводские цеха. В течение полутора лет было выпущено несколько кислородных ожижителей, которые институт передал промышленности. Работа над ними проходила параллельно с исследованиями и в области низких температур, завершившимися крупным научным открытием, а именно открытием в 1937 году сверхтекучести гелия [8].

2.1.2. Павел Алексеевич Черенков

С 1930 года начал работать в Москве – в Физическом институте Академии наук СССР. С 1948 года – профессор Московского энергетического, а с 1951 года – Московского инженерно-физического института. Основные работы Черенкова посвящены физической оптике, ядерной физике, физике космических лучей, ускорительной технике.

2.1.3. Игорь Васильевич Курчатов

На работу в Слуцкую (Павловскую) магнитно-метеорологическую обсерваторию (ММО) И. В. Курчатов поступил в качестве наблюдателя в сентябре 1923 г. по рекомендации одного из профессоров Политехнического института. Этот шаг был продиктован простой необходимостью зарабатывать себе средства на существование. Однако, начав работать в ММО, Курчатов увлекся порученным ему исследованием, причем в какой-то степени даже в ущерб занятиям на кораблестроительном факультете и, несомненно, с большой пользой для всей его дальнейшей деятельности [3].

В ММО Курчатов проработал около одного года и выполнил в ней свое первое научное исследование. Оно было посвящено изучению радиоактивности снега и ее колебаний. Исследование радиоактивности осадков, связанной с наличием в атмосфере радона и продуктов его распада, давно интересовало специалистов по физике атмосферы. Одна из причин, по которым представляет интерес наблюдение за радиоактивностью осадков, заключается в следующем. Взвешенные в воздухе радиоактивные ионы (продукты распада радона) ведут себя как центры конденсации; поэтому представлялось возможным, что часть попадающих на землю осадков образуется непосредственно путем конденсации водяных паров на этих центрах [3].

Курчатов в своей статье дал критический анализ прежних работ, в которых радиоактивность осадков измерялась по α-частицам, и отметил их существенные методические недостатки. От многих таких недостатков была свободна работа В. Н. Оболенского, который измерял β-радиоактивность снега. Однако этот метод, как писал Курчатов, не позволял установить, каково соотношение количеств атомов RaA, RaB и RaC (продуктов распада радона) в осадках. Поэтому Курчатов вернулся к методу измерения активности снега по α-частицам, поставив своей целью разработать более совершенный его вариант. В статье дано математическое обоснование предложенной методики измерений, причем, в отличие от своих предшественников, Игорь Васильевич учитывал распад короткоживущих активностей (продуктов распада радона), происходящий за время собирания снега (10 мин). Курчатов показал, что учет этого обстоятельства изменяет результат измерений в несколько раз. Кроме того, он вывел формулу, позволяющую учесть поглощение α-частиц в воде (талом снеге). В прежних работах поглощение α-частиц не учитывалось, а между тем введение поправок на этот эффект изменяет вычисленную величину активности примерно в 20 раз (в данной геометрии опыта) [3].

В итоге измерений было установлено, что радиоактивность снега в момент попадания его на почву составляет в среднем 5.5⋅10 -11 Ки/г. Наибольшая активность наблюдается в начале снегопада, что представляется вполне естественным, поскольку первые "порции" выпавшего снега "выметают" активные продукты из нижних слоев атмосферы, нарушая установившееся равновесие. Было показано также, что ото дня ко дню существуют большие колебания в величине активности [3].

Рассматривая разработанные к тому времени типы ускорителей, И. В. Курчатов и А. И. Алиханов останавливают свое внимание на циклотроне. Начиная примерно с 1933 г. они обсуждают планы сооружения в Физтехе большого циклотрона. Чтобы получить представление о способах наладки и особенностях его работы, Курчатов решает построить в своей лаборатории небольшой циклотрон [3].

Сооружение малого циклотрона Курчатов в конце 1932 г. поручил М. А. Еремееву. В работе принял участие также лабораторный механик В. И. Бернашевский. Предполагалось, что в этом циклотроне удастся ускорить протоны примерно до 1 МэВ [3].

Протоны были ускорены в этом циклотроне до 530 кэВ. Ток пучка, измеренный струнным электрометром, не превышал нескольких единиц на 10 -10 А. Это примерно на порядок меньше, чем ток выведенного пучка в циклотроне-прототипе [3].

Курчатов впервые выдвинул гипотезу, согласно которой одно из ядер 80Вr или 82Вr является изомерным, и этому одному ядру надо приписать два из наблюдаемых трех периодов радиоброма (какие именно два - оставалось пока тоже неизвестным). В 1937 г. в двух независимых одна от другой работах было показано, что два периода (~17 мин и ~4.4 ч) необходимо приписать одному ядру - брому-80, которое, следовательно, является изомерным; период 36 ч относится к брому-82. Таким образом, гипотеза Курчатова оказалась правильной [3].

2.1.4. С ергей Иванович Вавилов

В 1925 году С. И. Вавилов вместе со своим помощником В. Л. Лёвшиным провёл серии опытов. В результате опытов было обнаружено уменьшение коэффициента поглощения уранового стекла при больших интенсивностях света. Этот эффект Вавилова-Левшина лёг в основу новой области науки – нелинейной оптики. Сейчас он используется как оптический затвор в импульсных твёрдотельных лазерах [1].

С. В. Вавилов способствовал разработке люминесцентного анализа. Большое принципиальное значение для теории света и физиологической оптики имеет цикл исследований Вавилова и его сотрудников, посвященный визуальному методу наблюдений квантовых флуктуаций света. Вместе со своим аспирантом П. А. Черенковым в 1934 году открыл эффект Вавилова-Черенкова (излучение Вавилова-Черенкова); за это открытие Черенков с двумя физиками-теоретиками в 1958 году, уже после смерти Вавилова, был удостоен Нобелевской премии [1].

2.2. Генетика

2.2.1. Николай Иванович Вавилов

В славной плеяде крупнейших деятелей советской науки одно из первых мест по праву принадлежит выдающемуся ученому, ботанику и генетику, агроному и географу, основателю советской школы биологов-растениеводов академику Николаю Ивановичу Вавилову. Он был всемирно известным ученым, внесшим огромный вклад в развитие генетики, агрономической науки, в систематику и географию культурных растений, в разработку научных основ селекции, в создание теории интродукции растений, в теорию и методы генетико-селекционных исследований [ 6 ].

Н. И. Вавилов стоял у истоков развития генетики в нашей стране. Всемирно признанные успехи советской науки в 20—30-е годы в области генетики в значительной мере связаны с активной творческой и энергичной организаторской деятельностью Н. И. Вавилова [ 6 ].

К 1920 г. в генетике были сделаны огромные успехи. Но даже на их фоне выступление Н. И. Вавилова в 1920 г. с докладом о законе гомологических рядов в наследственной изменчивости произвело исключительное впечатление на ученых. На громадном фактическом материале он продемонстрировал, что, чем ближе друг к другу виды по происхождению, тем более сходны у них мутационно возникшие признаки, т. е. у этих видов имеются гомологические и одинаково (или сходно) мутирующие гены [ 6 ].

2.3. Физиология

2.3.1. Иван Петрович Павлов

В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу Павлова.

2.4. Сложности периода 1917 – 1941 годов в области научных исследований

В годы репрессий были искалечены многие судьбы, что тормозило развитие науки и, безусловно, имело тяжелые последствия для развития большинства её областей. Но и в такой сложной ситуации были ученые, которые не эмигрировали, остались в стране и неустанно трудились, приумножая славу советской научной мысли. Однако даже самые крупные достижения советской науки не способны были компенсировать те трудности, с которыми она столкнулась в своем развитии.

После Октябрьской революции была определена цель развития науки – формирование научного потенциала страны, и эта цель была достигнута, несмотря на массовые репрессии, жесткий контроль со стороны власти, национальные проблемы в целом. Нельзя недооценивать вклад советских ученых в развитие мировой науки.

Именно в 1917-1941 годах была заложена основа для дальнейшего усиления обороноспособности СССР во время Великой Отечественной войны. За этот период было налажено массовое производство военной техники и стратегически важных материалов. Кроме того, была создана мощная научная база, которая позволила совершить важнейшие научные открытия в последующие годы. Большие успехи были достигнуты учеными в области физики, механики, химии, биологии и других. Эти успехи, к сожалению, сопровождались огромными жертвами, вызванными репрессиями, намеренным замалчиванием тех или иных открытий.

Сейчас наука развивается благодаря вкладу ученых всего мира, в то время как советская наука отличалась изолированностью от мировой научной мысли.

Советские ученые являются авторами большого количества важнейших исследований и изобретений. Им принадлежат открытия, имеющие ценность в и настоящее время. Так, люминесцентный анализ, разработанный С. И. Вавиловым, активно применяется в криминалистике, онкологии, дерматологии, биохимии. С помощью циклотрона, разработанного Курчатовым, производится трековая мембрана, которую применяют в аппаратах для плазмофереза, используемых при лечении сахарного диабета, ревматизма, острых отравлений и других заболеваний. Открытия Капицы легли в основу программы по разработке термоядерного реактора с постоянным подогревом плазмы. З акон гомологических рядов , открытый Н. И. Вавиловым , играет большую роль в изучении эволюционных процессов и выведении новых видов растений и является генетической основой селекции. Открытия И. П. Павлова позволили найти новые способы лечения тревожных расстройств (фобий, панических атак).

Для развития науки сегодня характерно соперничество, являющееся её движущей силой. И наоборот: без развития науки человечество не может двигаться вперед, но это движение содержит много противоречий.

Список литературы

2. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2009. М.: Аспект Пресс, 2010.

3. Гринберг А. П., Френкель В. Я. Игорь Васильевич Курчатов в Физико-техническом институте (1925—1943 гг.). Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984.

4. Загладин Н. В., Ю. А. Петров. История. Конец XIX – начало XXI . М.: Русское слово, 2016.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1974.

6. Микулинский С.Р. (отв. ред.) . Николай Иванович Вавилов : Очерки , воспоминания , материалы . М.: Наука, 1987.

7. Островитянов К. В. (Отв. ред.). Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925) (Сборник документов) Л.: Наука, 1968.

11. Юдин Б. Г. История советской науки как процесс вторичной институционализации // Философские исследования. 1993. № 3.

Необходимость в проведении культурной революции была вызвана задачами строительства индустриального общества.

Положительные стороны заключались в том, что в короткие сроки Советское государство ликвидировало безграмотность, образование стало бесплатным и общедоступным, начали появляться высококвалифицированные рабочие, сложилась особая советская культура.

К отрицательным сторонам культурной революции можно отнести тотальный контроль со стороны правительства, который ограничивал развитие наук, сферу искусства и запрещал внедрять новшества с Запада.

2. Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал страной с высоким уровнем образования.

Система образования СССР включала начальную, общую, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. Были созданы рабочие школы и профессиональные курсы для повышения квалификации рабочих, технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения (вузы). Число специалистов выросло с 1.5 млн человек в 1917 г. до 2 млн в 1941 г., количество вузов выросло более чем в 8 раз.

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства?

Огосударствление проявлялось в господстве марксизма-ленинизма в этих сферах. В школах велось идеологическое воспитание, работали идеологи от партии и комсомольцы. Официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, воспевающий социалистическое строительство, отражал не реальность, а то, что угодно партии. Несогласных репрессировали.

Социалистический реализм был официальным и единственным художественным принципом, который подразумевал создание произведений, восхваляющих социалистическое строительство и рассмтаривающих окружающую действительность через призму борьбы за социализм.

6. Охарактеризуйте политику по отношению к церкви, которую проводило Советское государство. Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по л.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.
Образование

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности сре.

 К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подгот.

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся о.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства
НАУКА

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1.

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии наук (до Февральской революции — Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук). В 1925 году был торжественно отмечен её 200-летний юбилей. К этой дате был принят новый устав.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов в.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники с.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Советская физическая школа (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И. М.

На рубеже 20-30-х гг. наступил решающий перелом в судьбе русской науки, сопро.

На рубеже 20-30-х гг. наступил решающий перелом в судьбе русской науки, сопровождавшийся драматическим накалом жизни ее творцов.
Наука стала директивно управляться "сверху", а ее развитие начало планироваться наравне с выпуском промышленной продукции. Так в 1929 г. ВСНХ СССР по поручению правительства разработал первый сводный пятилетний план научных исследований. В это же время от науки стали требовать немедленной практической отдачи. Принятое направление в научной политике нарушило естественный баланс между фундаментальной и прикладной наукой в пользу последней. Последствия принятого курса до сих пор имеют отрицательное влияние на развитие отечественной науки.
В эти же годы произошло ее одно экстраординарное событие, инициированное правительством. В год "великого перелома" свершился "великий слом" Академии наук. Высшему научному учреждению страны, более двух столетий служившему ее процветанию, был фактически продиктован новый устав. Академию наук вынудили сделать академиками ряд ученых-коммунистов, указали, на какой методологической базе следует далее развивать науку

Читайте также: