Достижения отечественной науки и культуры в 1980 начале 1990 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.

Образование и наука

В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Культурная жизнь в России 90-х годов

Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.

Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.

В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Действовали наряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия по общественным наукам. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений. К концу 90-х годов в системе высшего образования они составляли свыше 30% общего числа действующих вузов. В них обучалось 5,5% всех студентов.

Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педагогов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осуществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.

Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ. Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX —- начала XX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского дворца — резиденции российского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.

Начался перевод на рыночные отношения жилищного строительства. Это привело к появлению в российских городах офисно-деловых, торговых и банковских зданий. По индивидуальным проектам строились малоэтажные жилые дома и коттеджи.

Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов (например, кинофильмы Н. Михалкова и П. Лунгина).

В 1999 г. — начале 2000 г. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены — певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников; большой интерес у зрителей вызвала, например, выставка графики из собрания Музея современного искусства (Нью-Йоркская школа).

Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

Наука. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике.

Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

Развитие культуры в годы перестройки

Новые тенденции культурной жизни

Быстро росли тиражи журналов и газет. Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание. Постепенно процесс расширения гласности стал выходить из берегов, заданных партийными реформаторами. Антисталинский критический заряд публицистики перерастал в антикоммунистический.

Идеологии перестройки был нанесен серьезный удар. [3, с. 444]

Произошел поворот в политике в области литературы и искусства. В этом отношении заметным событием стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986г., на котором впервые прозвучала публичная критика государственного вмешательства в творческий процесс и благодаря которому была отменена практика утверждения сценариев и получения санкции Госкино на выпуск фильмов в прокат, а в последующие два года государственное управление кинопроизводством и кинопрокатом было почти полностью свернуто.

Расширялся культурный обмен.

Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии.

Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси.

Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Образование в 1980-1990-е годы

На практике реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям. [3, с. 447]

В 1988г. был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее.

Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла.

Как отмечалось выше, в 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей.

Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома).

Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения.

[2, с. 728] Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась.

Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг.

начался и продолжался массовый отток педагогических кадров из школ. Уходят, как правило, наиболее талантливые учителя среднего возраста. Молодые выпускники педагогических вузов также не стремятся пойти в школу.

В итоге российская школа в начале XXI в. испытывает огромный кадровый голод, который особенно ощутим в глубинке и регионах, где местные власти не могут доплачивать работникам образования. Несмотря на тяжелое положение в системе образования в конце 1990-х гг. вырос престиж высшего образования, увеличились конкурсы в вузы, старшие классы престижных школ.

Во многих средних учебных заведениях появились профильные классы, с углубленным изучением отдельных дисциплин. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, аспирантура частично так же стала платной.

В вузах в качестве вступительных экзаменов проводится эксперимент с единым государственным экзаменом, который предусматривает засчитывать выпускные экзамены в школах в качестве вступительных в вузы.

В этом случае потенциальный абитуриент может подавать свои документы сразу в несколько учебных заведений и быть зачисленным в тот, где его документы прошли конкурсную комиссию. [2, с. 729] В России в 1990-е гг. появилось большое количество частных учебных заведений, рассчитанных на достаточно состоятельных людей.

Частные средние учебные заведения отличаются небольшой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов, но не всегда отличаются высоким качеством образования. С августа 1996г.

для частных вузов предусмотрена система государственной аккредитации. Частные вузы, не имеющие ее, закрываются. Кроме того, в конце 90-х гг. началась разработка 12-летнего школьного обучения, у которого есть были свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся, существовала необходимость в 12-летнем образовании.

Кроме того, в последние годы в России получает широкое распространение дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Интернет.[1, с. 735]

Наука

Для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших кадровых потерь.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование.

Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами.

Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки – примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг.

В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей.

Во-вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов).[2, с. 730]

Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990-е гг. с 4,2% до 2,5% от общего числа занятых в национальной экономике. Исследовательская и приборная база российской науки, которая соответствует по оснащенности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы

За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом.

В отечественную культуру возвращались ранее запрещенные произведения.

Художественная литература перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды.

Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция с телевидением переключали общественное внимание с книжных новинок на текущие события.

Эти процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором общественных идей, вынужден был уступить драме жизни.

По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.

В искусстве 1990-е гг. породили несколько новых тенденций.

Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мира. Итогом стало включение в нее всех художественных форм и стилей.

Во-вторых, распались творческие союзы (кроме Союза театральных деятелей). Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществлялось в 1990-е гг. в ходе организованных на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок.

В-третьих, непосредственно в сфере художественной культуры наиболее полно заработали рыночные механизмы регулирования.

Следуя за массовым потребителем, российское искусство резко снизило свой художественный уровень, переориентировавшись на наиболее низкие в эстетическом уровне западные стандарты: сериалы, разнообразные шоу, боевики, мистику, насилие, порнографию. Особенно в этом преуспело телевидение. Это также широкой волной охватило и книжный рынок. В бедственном положении оказались музеи, особенно провинциальные, финансирование которых было прекращено.

Государство поддерживает искусство в основном тогда, когда речь идет об организации массовых, юбилейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 300-летие города Санкт-Петербурга).

К. Жукову на Манежной площади и монумент Николаю II в подмосковном селе Тайнинское (взорван 1 апреля 1977года неизвестными). Однако, художественные достоинства ряда скульптурных композиций, в частности таких известных и финансируемых авторов как М. Шемякин и З. Церетелли вызывают у большинства ценителей скульптуры сомнения.

Отрадным фактором в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей-оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 года в администрации Президента работает инициативная специальная группа по разработке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.

Культура и гласность

Начавшаяся перестройка в СССР вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Это привело, в частности, к отказу органов руководства культурой в центре и на местах от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе известных ученых и литераторов Союз духовного возрождения России.

Образование и наука. В годы перестройки появились первые ростки альтернативной образовательной системы: наряду с государственными учебными заведениями стали создаваться негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

В этот период Министерством образования предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования профессиональной подготовкой. В учебных комбинатах, созданных на базе средних школ, в середине 80-х гг. организовывались курсы водителей, слесарей, столяров, механизаторов, где школьники могли освоить рабочие профессии.

2. Роль литературы и искусства в обновлении советского общества.

3. Развитие науки.

1. Перестройка активизировала духовный потенциал народа. Большую роль в этом сыграли СМИ, политическая, научная и творческая интеллигенция. Расширились культурные связи СССР с другими странами. Появились ранее запрещённые произведения литературы и искусства. Духовная жизнь общества стала богаче и разнообразнее. Хотя культура по-прежнему финансировалась по остаточному принципу.

2. Деятели науки и искусства принимали активное участие в политической жизни страны. Многие стали народными депутатами. Возвращалось доброе имя писателям-эмигрантам первой волны – Замятин, Шмелёв, Мережковский и др., писателям-диссидентам 60-х гг. – Солженицын, Войнович, Галич, Бродский и др., художникам – Филонов, Малевич, Неизвестный, Шемякин. В 1990 г. Указом Президента СССР советское гражданство было возвращено Солженицыну, Аксёнову, Бродскому, Войновичу, Ростроповичу, Вишневской. Произведения многих писателей, наконец, дошли до читателя.

Наибольший интерес вызывала историческая литература. Началось печатание исторических произведений русских и зарубежных авторов.

На театральную сцену выходят остросоциальные спектакли, отражавшие жизнь страны и перемены этой жизни. Успешно развивался отечественный кинематограф.

Происходящие в культуре в 90-е гг. изменения явились следствием отказа от государственного регулирования этой сферы общественной жизни. Положительными моментами этого процесса стал отказ от государственной идеологии, цензуры, обретение подлинной свободы творчества. Но одновременно резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино.

В данной работе мною будут рассмотрены положительные стороны и отрицательные стороны развития культуры в годы перестройки.

1. Новые тенденции культурной жизни

Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии. Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Далее будет подробно рассмотрены образование, наука и художественная жизнь Росси в годы перестройки.

2. Образование в 1980-1990-е годы

Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Как отмечалось выше, в 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей. Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения. [2, с. 728] Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась. Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг.

3. Наука

4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы

Отрадным фактором в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей-оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 года в администрации Президента работает инициативная специальная группа по разработке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.

Мы видим, что культурное развитие страны в период перестройки содержало в себе множество как положительных, так и отрицательны черт.

Культура советского периода – сложная, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

Список используемой литературы:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. М.: Право и закон, 2001. – 800 с.

3. История русской культуры IX – XX веков: учебное пособие/ Л.В. Кошман (и др.) – М.: КДУ, 2006. – 490 с.

Читайте также: