Достижения и противоречия европейской интеграции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.

Особенности и состав участниц

Для европейской интеграции характерны следующие черты:

  1. Формирование независимых органов власти с учетом разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви, а также поиск баланса между ними с учетом государственных и национальных интересов.
  2. Компромиссность — постоянное согласовывание интересов стран-участниц друг с другом. Что усложняется периодическим приемом в ЕС новых государств.
  3. Новизна с учетом того, что ранее в Европе не было примеров делегирования власти или полномочий на подобном уровне.
  4. Отказ от итоговой цели интеграции.
  5. Элитарность: интеграцию начали политические элиты без участия населения.
  6. Роль США, которые использовали европейский лагерь, чтобы противопоставить его советскому во времена холодной войны.
  7. Антикоммунистическая направленность и желание объединить западноевропейские ценности.

Европейская интеграция

Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:

  1. Инициаторы. Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция.
  2. Западноевропейская. Великобритания, Дания, Ирландия — присоединились в 1973 году ввиду политических и экономических выгод.
  3. Смешанная. Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — ввиду необходимости изменить национальный статус.
  4. Центрально-восточноевропейская. Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия — ввиду желания сменить политическую ориентацию с окончанием холодной войны.

Причины и история объединения

При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.

Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.

Флаг ЕС

В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:

  1. Европейская комиссия — главный орган исполнительной власти. Ее первым председателем стал статс-секретарь германского МИД В. Хальштейн. С 1 июля 1967 года комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома объединили в одну, наделив правом законодательной инициативы.
  2. Совет министров — орган, участвующий в законодательной деятельности и решающий дальнейшее течение интеграции.
  3. Европейский парламент — главный законодательный орган. Начиная с 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц посредством прямого голосования.
  4. Европейский совет — наднациональный орган, несущий консультативную функцию. Состоит из глав государств и правительств стран-участниц.
  5. Европейский суд — суд высшей судебной инстанции на интеграционном пространстве, состоящий из судей стран-участниц (по одному от каждой).

Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.

Среди главных достижений европейской интеграции называют:

  1. Организацию мира после Второй мировой войны и примирение между бывшими противниками.
  2. Укрепление созданной структуры благодаря постоянным поискам компромиссов.
  3. Создание единой европейской модели развития несмотря на изначальную разность экономических интересов.

Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.

На протяжении длительного периода времени интеграция осуществлялась в экономической сфере:

  • в 1951 году было создано ЕОУС (Европейское объединение стали и угля);
  • в 1957 году подписаны Римские договора о создание ЕЭС (Общий рынок) и Евроатома;
  • в 1978 году была создана ЕВС (Европейская валютная система);
  • в 1987 году вступил в силу ЕЕА (Единый Европейский АКТ) фиксировавший цель создания единого экономического пространства.

Наконец, успехи развития экономической интеграции европейских стран, привели к необходимости социально-политического объединения, без которого дальнейшее экономическое развитие объединения представлялось затруднительным. В 1991 году был представлен Маастрихтский договор о Европейском союзе, предполагавший значительную степень усиления наднациональных структур ЕС и передачи им широких полномочий. Хотя, в конечном итоге договор был одобрен и ратифицирован, ряд наиболее значимых его положений оказались вычеркнуты.

Согласно договору с 1999 года страны объединились в Экономический и Валютный Союз, в рамках которого с 2002 года их национальные валюты были заменены единой – евро, что открывало возможности для беспрецедентной экономической интеграции стран.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейская интеграция осуществлялась не только в интенсивном, но и экспансивном направлении. Если в ЕОУС вошли всего 6 государства – страны Бенилюкса, Франция, ФРГ и Италия, то к 1999 году ЕС включает в себя 14 стран, в 2004 году ЕС переживает самое масштабное расширение на восток, принимая в свои ряды сразу 10 стран (8 бывших стран соц. лагеря, а также Кипр и Мальту), в 2007 году его ряды пополняют Болгария и Румыния, а в 2013 году Хорватия, и на сегодняшний день в ЕС входят 27 стран (после выхода Великобритании 31 января 2020 года).

Проблемы европейской интеграции

Несмотря на значительные успехи строительства общеевропейского дома, как в области экономического развития, так и территориального расширения, начиная с 2008 года ЕС регулярно сталкивается с кризисами, каждый из которых ставит под вопрос легитимность самой идеи европейского объединения. И хотя перспективы действительного распада Евросоюза минимальны – подобный ход принесет лишь убытки входящим в ЕС государствам, в основе кризисных процессов лежат объективно существующие противоречия и проблемы европейской интеграции:

  • проблема суверенитета и политического лидерства;
  • проблема солидарности и социально-экономических диспропорций;
  • проблема общеевропейской безопасности.

Таким образом Еврокомиссия, несмотря на свои претензии, не является центром политической силы в ЕС. Договорной характер отношений затрудняет принятие важных решений особенно в кризисные периоды, и если до 2004 года, такой формат оставался достаточно эффективным, то после масштабного расширения ЕС, он значительно пострадал.

Отсутствие солидарности сказывается и на возможностях организации в обеспечении общеевропейской безопасности. Пандемия коронавируса выявила необходимость создания общеевропейской системы здравоохранения, что в свою очередь предполагает передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень. Не менее острой является проблема взаимодействия внутренних органов стран ЕС, которые в условиях свободного перемещения граждан внутри союза, оказались неспособны эффективно противостоять террористической угрозе в 2016-17 годах. Вместе с тем, проекты по интеграции вооруженных сил или силовых ведомств ЕС саботируются странами периферии – прежде всего Прибалтики и Польшей, которые настаивают на углублении зависимости ЕС от НАТО, а в конечном итоге от США.

Перспективы европейской интеграции

Типичным ответом на кризисные события для европейского сообщества является ресуверенизация, т.е. снижение уровня интеграции, осуществление протекционистской политики в рамках ЕС, возрождение внутренних границ и усиление национального контроля над своей территорией, ограждение от проблем соседей по европейскому дому. Вместе с тем усиление данной политики не только негативно сказывается на ходе европейской интеграции, но и ставит под сомнение саму легитимность идеи общеевропейского объединения.

Однако ЕС удается найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций и сохранить свою целостность. Наиболее вероятным ответом на новые вызовы станут попытки реформирования ЕС в направлении его федерализации, усиления наднациональных институтов, передачи в их компетенцию более широкого круга вопросов, что позволило бы вывести процесс решения существующих проблем на новый уровень.

ЕС

25 марта 2017 года исполняется 60 лет со времени подписания Римского Договора, который стал предтечей образования ныне существующего Европейского Союза. На торжества в итальянскую столицу должны прибыть лидеры почти трех десятков европейских стран, которые, кроме собственно юбилейных мероприятий, проведут дискуссию о назревших реформах этой организации.

От идеи к подлинному объединению

Напомним, что сама идея европейского объединения насчитывает несколько столетий - от средневековья до ХХ и даже ХХI веков. В его основе стояло желание положить конец бесконечным войнам внутри Старого Света. Немаловажную роль также сыграла католическая церковь, которая выдвинула на передний план общее для большинства европейских стран христианство.

Однако следует сказать, что в те времена общеевропейская идея вплоть до второй половины ХХ века развивалась в основном на политической базе, оставляя в стороне проблемы экономики.

В начале двадцатого века протагонистом европейского единства выступал австрийский граф Рихард Куденхове-Калерги – создатель Пан-европейского Союза. А министр иностранных дел Франции Аристид Бриан выступил с популярным планом Европейского Союза в рамках Лиги Наций. В последующий период опыт антигитлеровской коалиции не только привел к появлению ООН, но и вынудил лидеров стран Западной Европы задуматься о настоящей формализации европейского единства и интеграции в различных сферах жизни. Стоит напомнить об известной речи величайшего британского политика, одного из лидеров антигитлеровской коалиции Уинстона Черчилля, которую он произнес в стенах швейцарского университета в Цюрихе.

Назревшие реформы

Для дальнейшего развития общеевропейской интеграции, на наш взгляд, в последние месяцы возникло несколько важных тем, которые требуют активных решительных действий со стороны руководства ЕС. Другими словами, нужны реформы.

Другой важнейшей темой для безопасности Европы стала озвученная 9 ноября прошлого года председателем Еврокомиссии Ж.-К. Юнкером идея создания эффективной и хорошо укомплектованной европейской армии. Этот кейс стал тем более актуальным, что достаточно неопределенная позиция нового американского президента Трампа ставит под сомнение автоматизм применения США статьи 5 устава НАТО об обязательном ответном ударе в случае агрессии против любого из членов НАТО. Если все пойдет по плану, то уже в июне нынешнего года европейская армия будет создана.

В заключение отметим, что, несмотря на возникшие проблемы (например, отказ премьера Польши подписать декларацию по итогам саммита 9-10 марта в Брюсселе), идея единой Европы по-прежнему жива и все трудности при наличии доброй воли и активной работы преодолимы.

Сергей Уткин

Политолог Сергей Уткин об истории объединенной Европы, механизмах интеграционных процессов и перспективах экономических и политических группировок

Журнал: Европейский союз и проблемы интеграции

Журнал: Европейский союз и проблемы интеграции

Журнал: Европейский союз и проблемы интеграции

Над материалом работали

Сергей Уткин

кандидат политических наук, заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН

Читайте также: