Донателло давид описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выдающиеся скульпторы и художники обращались к библейской сцене победы Давида над Голиафом.

Дважды создавал великий итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло изваяния легендарного библейского героя Давида. В пору творческих исканий молодой художник высек из камня фигуру юноши-пастуха, чудесным образом сразившего могучего разъярённого врага Голиафа.

Во второй раз скульптор обратился к этому библейскому образу, выполняя в бронзе заказ для дворца правителя Флоренции Козимо Медичи. Помня, что Давид вышел на поединок с Голиафом без оружия и доспехов, он принимает смелое решение показать обнажённую фигуру героя.

Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Донателло бросает вызов устоявшимся традициям.

Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре.

Стройный и красивый юноша с длинными, до плеч, кудрями, почти мальчик, — доблестный победитель. В его руках — меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Обратите внимание на позу Давида. Как она непринуждённа и изящна! В ней нет и намёка на столь славную победу.

Задумчивое выражение лица, затенённое широкими полями пастушьей шляпы, вызывает лирическое и мечтательное настроение. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности.

Жизнь и творчество Донателло

Донато ди Никколо ди Бетто ди Барди, получивший прозвище Донателло, родился в 1386 году во Флоренции. Его отец Никколо ди Бетто Барди зарабатывал на жизнь ремеслом чесальщика шерсти. После смерти отца мальчика пристроили на обучение. Вероятно, его первым учителем стал ювелир, но после мальчика приютили в художественной мастерской. Неизвестно, получил бы мир столь великого скульптора, если бы не знакомство Донателло с Филиппо Брунеллески, которого считают одной из центральных фигур флорентийского искусства первой половины 15-го столетия. Вместе они в начале нового века уезжают в Рим, чтобы знакомиться с искусством ушедших эпох. Можно было бы говорить о дружбе до конца жизни, если бы не серьёзная размолвка в 1430-х гг. Поездка в Рим сформировала художественное восприятие Донателло, но не перечеркнула его самобытность: в многочисленных скульптурах не найти ни одной, о которой можно было бы сказать, что она скопирована с античной. На начальном этапе творчества сотрудничество с Брунеллески сильно продвинуло молодого скульптора, так как его другу постоянно давали заказы, к выполнению которых привлекался и Донателло. Считается, что на путь самостоятельного развития Донателло встал с 1410 года. Мастерство скульптора растёт, география заказов значительно расширяется. Работы Донателло можно отыскать в Пизе, Сиене, Прато, Падуе, Ферраре, Модене. Даже Венеция и Рим стали городами, охваченными деятельностью основоположника ренессансной скульптуры.

  • Распятие флорентийской церкви Санта-Кроче;
  • Иоанн Евангелист;
  • Святой Георгий;
  • Благовещение Кавальканти;
  • Юдифь и Олоферн;
  • Иоанн Креститель;
  • Кающаяся Мария Магдалина.

Донателло, медаль, ЛМД (1988 г.)

Донателло, медаль, ЛМД (1988 г.)

500 лир 1986 года

500 лир 1986 года "600 лет со дня рождения Донателло" (серебро)

Но наш обзор посвящён одному из самых знаменитых творений мастера – бронзовой скульптуре юноши Давида, согласно библейским сказаниям сразившего великана Голиафа. Статуя неразрывно связана с Флоренцией, перемещаясь из одного знакового здания этого города в другое. Её довелось находиться во дворце Козимо Медичи, в галерее Уффици и в Палаццо Веккьо. Сейчас её можно увидеть в экспозиции Национального музея Барджелло.

Миф о Давиде и Голиафе

Противостояние Давида и Голиафа, где хрупкий и безоружный юноша сумел легко одержать верх над могучим противником с серьёзным вооружением, уже много веков на слуху в качестве примера триумфа недооценённого соперника. Противостояние израильтян и претендующих на их земли филистимлян должна была разрешить схватка двух воинов. Филистимляне выставили облачённого в доспехи великана Голиафа, в чьём распоряжении были меч и копьё, а также оруженосец, прикрывающий бойца большим щитом. Израильтяне не смогли найти в своих рядах способного биться с Голиафом. Казалось бы, исход битвы решён, ещё не начавшись, но сразиться вызвался пастушок Давид, в это время принёсший братьям обед. Давид пояснил, что ему уже довелось побеждать и львов, и медведей, собиравшихся напасть на стадо. Поэтому он отказался и от доспехов, и от тяжелого вооружения, прихватив лишь привычную пращу.

Серебряная монета Палау

Серебряная монета Палау

Давид Донателло

Историки пока не выяснили, кто делал заказ Донателло на его самое известное воплощение библейского героя. По утверждению Вазари, им был Козимо Медичи, так как в конце 1460-х гг. бронзовый Давид красовался на колонне в центре его дворцового двора. Неведом и период, когда создавалась знаменитая скульптура. Считается, что Донателло сотворил её между 1430 и 1440 гг. (однако ряд историков сужают этот временной отрезок до 1430-1432 гг.). Статуя не выглядит застывшей (отсутствуют спокойные вертикальные плоскости). Юный герой словно на мгновение прервал незаконченное движение, что скульптор мастерски передал разворотом. Этот Давид призван не покоиться в нише, а восхищать с любой точки обзора, предлагая зрителю обойти вокруг бронзовой фигуры. Поза победителя свободна и естественна. Тем не менее, в облике чувствуется не ликование от неожиданного исхода битвы, а смущение и скромность – черты, сопутствующие героям народных мифов и сказаний. Хрупкость Давида словно подчёркивает его минимальный шанс на победу, контрастируя с громадной отрубленной головой противника.

2 евро 2016 года, Италия

2 евро 2016 года, Италия

2 евро 2016 года, Сан-Марино

2 евро 2016 года, Сан-Марино

Своей работой итальянский скульптор Донателло повторил традиционное для античных времен изображение человека. Для подачи фигуры был избран контрапост – очень расслабленная поза, когда вес приходится только на одну ногу,

в другой – камень. Не сложно заметить некую чувственность в том как он положил руку на бедро и смотрит вниз.

Следует отметить, что скульптура была очень важна для города Флоренции. Для жителей города это был не просто царь Давид из Библии, с ним были связаны самые разные ассоциации. В первую очередь, в нем видели символ свободы и привилегий, которые так ценили флорентинцы.

В 1460-годах она стояла в саду Медичи, хотя точно неизвестно, кто заказал эту работу Донателло. Когда династия была изгнана из республики, статуя была помещена в городскую администрацию и стала доступна для просмотра всех желающих. Во второй половине XIX века скульптура была отдана в Национальный музей Флоренции и занимает особое место среди других экспонатов.

Созданная для внутреннего двора Палаццо Медичи во Флоренции, эта камерная по своим масштабам статуя выполнена по заказу богатейшего флорентийского семейства банкиров Медичи, фактически правившего Флоренцией на протяжении пятнадцатого века.

В истории библейского царя и пророка Давида итальянских скульпторов эпохи Возрождения привлекал эпизод его юности, когда мальчик-пастух Давид вызвал на единоборство и победил предводителя племени филистимлян Голиафа, и тем самым спас свой народ от порабощения. Образ юного героя стал самым возвышенным и поэтическим воплощением героического идеала эпохи Возрождения. Юный победитель изображен обнаженным в широкополой пастушеской шляпе. Он попирает ногой отрубленную голову Голиафа и опирается на тяжелый меч. Триумфальный характер статуи подчеркивает восходящая к античности символика лаврового венка на шляпе и у подножия статуи. Нагота героя вызывает ассоциации с античной скульптурой. Однако в отличие от культа атлетической мощи и зрелой мужественности образов скульптуры Древней Греции и Рима, в камерной по своим масштабам статуе Давида чарует прелесть расцветающей юности, отроческая хрупкость и лирическая созерцательность настроения. Этот шедевр Донателло открывает для искусства Возрождения поэтику наготы в скульптуре, заключенные в ней возможности героического и этического осмысления образа человека.

Читайте также: