Дом трезини в петербурге кратко

Обновлено: 05.07.2024

Доменико Андреа Трезини (1670, Астано, селение близ Лугано, кантона Тичино, итальянской Швейцарии — 19 февраля 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер.

В 1670 году в обедневшей семье итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико . Семья жила в небольшом городке Астано в Швейцарии , жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень . В детстве Доменико познакомился с этим ремеслом . Но он не собирался провести остаток жизни в горах . Мальчика отправили подмастерьем в мастерскую родственника -дизайнера и архитектора . Эта практика была широко распространена : ребенка отправляли учиться к родственникам , где он постепенно осваивал профессию , шел от подмастерья к мастеру , а затем открывал собственную мастерскую и брал в подмастерья своих двоюродных братьев .

Согласно сохранившимся письменным источникам , Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции , которая в то время была одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе . Но он не остался в Италии и , женившись на Джованне ди Вейтис в своем родном Астано , отправился в Данию в поисках лучшей жизни . Там он устроился фортификатором -инженером оборонительных сооружений -и в конце концов дослужился до архитектора крепостей . Но эта работа не принесла ему ни денег , ни славы . Пока в 1703 году судьба не свела его с Андреем Измайловым . Русский посол при датском дворе Измайлов был осведомлен о планах Петра создать новую столицу Русского государства . И эта столица нуждалась в неприступной крепости .

Ознакомившись с работой Трезини , 1 апреля 1703 года Измайлов подписал с ним договор , по которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тысяч рублей в пересчете на современные деньги ) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя . Конечно , честолюбивый архитектор без колебаний согласился , оставил жену на попечение родителей и уехал в Россию . Он должен был заложить архитектурные основы города на Неве .

Предложенная в то время зарплата выглядела совершенно баснословно. Трезини без колебаний согласился и вскоре оказался в Петербурге.

Одной из первых русских работ архитектора была крепость Кроншлот. Он не сохранился до наших дней, но есть эскизы, которые позволяют восстановить его внешний вид. Оборонительное сооружение представляло собой восьмиугольную башню и напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после завершения строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое "боевое испытание": форт был атакован шведской эскадрой. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

В 1706 году Петр I решил перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную . Работа была масштабной . Необходимо было своевременно подготовить и доставить в крепость огромное количество строительного материала — бруса , кирпича , извести -для того , чтобы найти достаточное количество рабочих . Для управления строительством Петр основал Департамент городских дел . Его начальником был Ульян Сенявин , а главным помощником -Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин ).

Через 2 года было завершено строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и начато строительство солдатских казарм и бастионов . Ворота крепости изначально были деревянными . Однако позже был издан специальный указ царя — "не строить деревянного сооружения на Большой Неве и Больших каналах ", — и ворота были заменены каменными .

К 1716 году крепость была достроена . Доменико Трезини начал строительство Петропавловского собора на его территории . Самой высокой точкой архитектурного ансамбля была Петропавловская колокольня со знаменитым игольчатым шпилем .

Сам Трезини считал строительство крепости своей главной работой и до конца жизни список его проектов начинался фразой "Первая из главных работ — Петербургская фортификация ".

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость была не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда он был завершен, общий архитектурный облик новой столицы был передан Департаменту градостроительства. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра Великого. Резиденция была довольно скромной по тем временам-в точном соответствии со вкусами первого русского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания был украшен аллегорическими барельефами на тему событий Северной войны.

В 1717 году Петр I приказал Доменико Трезини построить "образцовый дом для зажиточных"-городской каменный особняк. Они должны были заменить неприглядные здания, которые изначально строились для жителей молодого города. Архитектор собирался жить в новом доме — красивом и удобном-и подавать пример другим. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, но по неизвестным причинам не жил в особняке, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Дом Трезини в современном Санкт-Петербурге называют еще одним зданием, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом также был спроектирован самим архитектором, а затем он поселился в нем со своей семьей, учениками, личным клерком и слугами.

Еще одно знаменитое петербургское здание Доменико Трезини-Дом Двенадцати коллегий. Он был возведен в 1722-1742 годах. В то время здесь размещались высшие органы государственного управления. После расформирования училищ здание было передано в собственность Главного педагогического института, и сегодня оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Помимо прочего, Доменико Трезини планировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, который сохранился до наших дней: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основателем стиля, который называют Петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге. Его могила не сохранилась до наших дней.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини — наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще — ценителями красивой архитектуры. Приглашаем вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера

Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Александра III (похороненного в Москве) и Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы — до самого 2012 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого — государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой — немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение — зимний дворец Екатерины — считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Адрес: Университетская набережная, 21.

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы — тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга

Работа лавры — это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Адрес: ул. Миллионная, 4.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется "зело жесток и здравию его вредный", то он волен будет ехать "куда он похощет" [Цит. по 1, с. 25].


27 июля 1703 года Трезини оказался в Архангельске и сразу же отправился в Москву для получения конкретной работы, куда прибыл в августе. В середине февраля следующего года он отправился на берега Невы.

Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил не сохранившиеся до наших дней триумфальные ворота.

В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки (ныне участок дома №12), напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.

Главной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость. С момента закладки её возведением руководил инженер Иоганн Кирхенштейн. Но проработав на берегах Невы чуть более двух лет, он умер, не выдержал местного тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико Трезини начал перестройку земляной Петропавловской крепости в каменную [3]. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора, Петровских ворот, строил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.

В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.


Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.

Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца.

В 1712 году по проекту Доменико Трезини начался строиться каменный Петропавловский собор. Тогда же он выполнил модель, по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра Невского. Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь. Одновременно с этим Трезини составил проект каменного дома адмирала Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.

Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.

По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки параллельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных Кирочной, Фурштатской, Чайковского, Захарьевской, Шпалерной улиц.

В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.

Из доклада Трезини в Канцелярию от строений в сентябре 1716 года известно, что тогда под его руководством были выполнены следующие работы:

"В Петропавловской крепости стены Государева бастиона подняты от воды на полтора метра, а стены Петропавловского собора - на сорок два метра, на Петровские ворота поставлены фигуры, завершены внутренние работы на Почтовом дворе и плотничьи в обоих корпусах мазанкового госпиталя на Выборгской стороне, между которыми строится церковь" [Цит. по: 3, с. 35].

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и "подлых" (слово "подлый" тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).


В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить "образцовый" дом для зажиточных, и поселиться в нём, "для примеру". Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.

Когда границей Петербурга была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить её берега за частный счёт. В 1721 году он начал раздавать береговые участки своим соратникам, которые должны были устроить здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб разрабатывал Трезини. В Центральном государственном военно-историческом архиве сохранились 10 чертежей загородных домов с автографом архитектора. Среди таких усадеб - Летний сад с Летним дворцом Петра I, где работал швейцарец в конце 1710-х - начале 1720-х годов.

Трезини - самый востребованный архитектор петровской эпохи. Сохранились записи, из которых видно чем ему было поручено заниматься, к примеру, в 1720 году [Цит. по 1, с. 143]:

  • Больверк Царского Величества и другие места в крепости.
  • Строение церкви Петра и Павла там же.
  • Шпиц для колокольни церкви Петра и Павла.
  • Подъёмный мост при фортеции.
  • Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.
  • Строение каменного госпиталя.
  • Большой пороховой погреб на Васильевском острове.
  • Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I).
  • На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).
  • В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.
  • На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).

Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I. С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.

В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.

В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что "Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне. "

С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.

В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.

Трезини вёл "Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне", в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; "отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам"; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге [3].

Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве "офиса" Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.

Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована - 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини "за его труд и прилежность" было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.

9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные "надворные палаты", окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября "новое палатное строение каменною работою. построено вчерне".

Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здесь никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце. В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея "по левую сторону наверху". В погребах пол выстлан кирпичом, "на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном", под ней "мыльня деревянная на каменной стенке", "печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь", заложен фундамент под восточное крыло дворца [3, с. 36].

Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови, Б. К. Растрелли. Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский "парадиз" на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.

При восшествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.

Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятем Карло Джузеппе Трезини. Не были достроены до конца "надворные палаты" при Зимнем дворце.

4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий. и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.

При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.

21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице прошение о передаче ему "в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи - в вечное и потомственное владение". И это было сделано - уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.

В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место - участок близ Исаакиевской церкви. Освободившийся участок Миних приказал застроить кордегардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют "петровским барокко". Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестантской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.

Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.


Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы — до самого 2012 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого — государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой — немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение — зимний дворец Екатерины — считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

Адрес: Университетская набережная, 21.

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы — тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Работа лавры — это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Читайте также: