Дольник в литературе это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух-трех. Дольник является своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением.

Рб: структура стихотворного произведения

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Перс: А. Блок, М. Цветаева, В. Брюсов, С. Есенин, А. Ахматова и др.

* "В поэзии XX века, начиная с творчества символистов, сочетания дву- и трехсложных стоп стали употребляться гораздо чаще, что обратило на них внимание стиховедов. Для их обозначения были предложены два термина: "дольник" и "паузник", из которых первый получил большее признание" (Г.Н. Поспелов). *

Энциклопедический словарь

промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов ("Черный ворон в сумраке снежном", А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.

Словарь Ожегова

ДОЛЬНИК, а, м. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом .

Словарь Ефремовой

м.
Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу
ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Полезное

Смотреть что такое "Дольник" в других словарях:

Дольник В. Р. — Дольник Виктор Рафаэльевич В. Р. Дольник Дата рождения: 13 января 1938 года Место рождения: г. Свердловск Гражданство: РФ Научная сфера: Биология Место работы … Википедия

Дольник В. — Дольник Виктор Рафаэльевич В. Р. Дольник Дата рождения: 13 января 1938 года Место рождения: г. Свердловск Гражданство: РФ Научная сфера: Биология Место работы … Википедия

ДОЛЬНИК — промежуточная форма между силлабо тоническим и чисто тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1 2 слогов ( Черный ворон в сумраке снежном , А. А.… … Большой Энциклопедический словарь

ДОЛЬНИК — стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов,… … Энциклопедия культурологии

ДОЛЬНИК — ДОЛЬНИК, а, муж. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо тоническим и тоническим стихом 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

дольник — сущ., кол во синонимов: 2 • паузник (2) • стих (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дольник — У этого термина существуют и другие значения, см. Дольник (значения). Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними… … Википедия

дольник — вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух трех. Дольник является своеобразной промежуточной формой между силлабо тоническим и тоническим… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Дольник — паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием… … Большая советская энциклопедия


ДО́ЛЬНИК, -а, м. Лит. Вид стиха, основанный на соизмеримости ритмических групп неравного слогового состава, строки которого имеют определенное количество ударений, при свободном количестве слогов между ударениями.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДО'ЛЬНИК, а, м. (лит.). Стихотворный размер с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными, напр.: В густо́й | траве́ | пропадёшь | с голово́й. || В тихий до́м | войдёшь | не стуча́сь. Блок.

до́льник

1. русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике

2. истор. представитель категории крестьян, платившая землевладельцу-феодалу определённую долю урожая своего хозяйства

Дольник

1. село в Великопольском воеводстве Польши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: карикатурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

То, что основу русской классической поэзии XVIII – начала и середины XIX вв. составляет силлабо-тоническое стихосложение, ни у кого не вызывает сомнения. Конечно, в некоторых отдельных произведениях встречаются размеры и приёмы, нехарактерные для этой системы, но такая ситуация – скорее исключение из общей тенденции. С конца XIX века наблюдается уже серьёзное отклонение от принятой традиции. Силлаботоника начинает отступать на второй план, а на первый выступают принципы и системы стихосложения. Всё чаще в творчестве авторов этого периода можно обнаружить признаки чистой тоники и силлабики, а иногда и подражания античной метрике.

Понятно, что и силлабо-тоника не исчезла полностью. На стыке между ней и чисто тоническими системами рождаются новые интересные явления. Одним из них является дольник, также называемый русским паузником. С силлабо-тоническими размерами дольник роднит выраженный внутренний ритм, который образуется вследствие чередования сильных (ударных) и слабых (безударных) мест. Но поскольку величина межударных интервалов в дольнике не постоянна, а колеблется в диапазоне одного-двух слогов, то причислять этот размер к силлабо-тонике не представляется корректным.

Некоторые исследователи (А. П. Квятковский) не признавали этого понятия, но другие, например, Н. А. Богомолов, М. Л. Гаспаров и т. д. приняли его и стали использовать его в своей практике. В наше время чаще всего под дольником понимается одна из форм тонического стиха, в которой в пределах одной строки могут соединяться и комбинироваться в произвольной форме двух– и трёхсложные стопы. Таким образом, этот размер объединяет в себе черты и тоники, и силлаботоники. Слабые безударные слоги могут выпадать; в этом случае дольник будет тяготеть к тонической системе, либо трансформироваться в тактовик. Отсюда вытекает сложность определения границ между дольником и тактовиком. Поэтому единого взгляда на термин в стиховедческом сообществе исследователей нет.

На ту | знакомую | гору
Сто раз | я в день | прихожу;
Стою,| склоняся | на посох,
И в дол | с вершины | гляжу.

Вздохнув,| медлительным | шагом
Иду | вослед | я овцам
И ча|сто, часто в | долину
Схожу,| не чувству|я сам.

Рассмотрим примеры использования дольника в различных стихотворениях. Следующие отрывки В. Я. Брюсов поместил в своё исследование, о котором говорилось выше, для иллюстрации этого размера:

Как видим, внутренний ритм действительно присутствует. Он поддерживается за счёт постоянного числа ударений в каждой строке, но количество безударных интервалов между ними не равно, отчего возникает ощущение неровности, асимметрии. Но эта асимметрия придаёт строкам плавность, непредсказуемость и сходство с древними стихами.

Вот пример дольника у А. А. Блока:

Можно заметить, что строки сложены из силлабо-тонических стоп. Но это стопы разных размеров, а число безударных слогов изменчиво. Поэтому речь здесь идёт именно о дольнике, а не о каком-либо искажённом или видоизменённом силлабо-тоническом размере.

Следующее стихотворение принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой:

Таким образом, видим, что дольник встречается ещё у классиков русской поэзии, но в их произведениях обнаруживаются единичные примеры использования. Они связаны скорее с переводческой деятельностью, нежели с индивидуальной практикой применения. Зато в поэзии Серебряного века и далее встречаем большое разнообразие дольников, обусловленное поисками нового звучания и ритмического рисунка. Следует отметить, что дольник широко используется и по сей день в творчестве современных авторов.

Читайте также: