Дольменная и прикубанская культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пространство и время дольменной культуры на Кавказе

В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Байнером (1865—1870), Е. Д. Фелицыным (1878), В. И. Сизовым (1888). Учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, одним из первых попытавшись оценить их количество. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я. Апостолов (1897).

Современные археологи считают, что уже во второй половине III тыс. до н.э. на обширном пространстве среднего и нижнего Прикубанья, там, где еще недавно возвышались только большие майкопские курганы, стали безраздельно господствовать памятники бурно развивающейся дольменной культуры. Так же, как и величественные майкопские курганы, огромные мегалитические гробницы дольмены стали частью культурного ландшафта Западного Кавказа.



Кавказская дольменная культура продвигалась не только в пространстве, но и во времени, вплоть до средневековья. В предскифский и скифский период, который был и периодом раннего железа, дольмены активно использовались для вторичных захоронений: их засыпали землей и сооружали над ними курганы. Об этом свидетельствуют и изделия из железа, найденные в подкурганных дольменах Геленджика: железные топоры-секиры, по форме напоминающие кобанские, серповидные ножи, наконечники копий и дротиков.


Внутри т.н. Лунного дольмена в районе Геленджика обнаружен волнообразный орнамент.

Строительство мегалитических сооружений возобновляется уже в период средневековья в VIII‒XII вв. в Верхнем Прикубанье. К этому периоду относят обнаруженные по берегу реки Кяфар (левый приток Кубани) постройки в виде наземных гробниц с передней стеной, имеющей округлое или чаще четырехугольное отверстие. По всем признакам это сооружения, похожие на древние дольмены, но датируемые уже другой эпохой — эпохой раннего средневековья.

В следующем посте — распространились ли дольмены почти по всей Евразии из одного центра или в похожих природных и идеологических условиях появляются похожие конструкции? В чем особенности именно кавказских дольменов и какие новые мифы создаются вокруг дольменов?

Пост написан по материалам статьи Б. Бгажнокова. К авказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. Вып.1. Нальчик, 2012.

На заре человеческой истории люди освоили два основных пути переселения из Передней Азии на Кавказ. Восточный – через Малый Кавказ и Центральное Закавказье к Каспию, и западный – через Малую Азию к Черному морю. Оба пути вели на Северный Кавказ в обход Главного Кавказского хребта. Именно так стал проявляться этнический пласт на первом этапе формирования. Он завешился в эпоху ранней бронзы, в майкопское время. На протяжении всего 2 тыс. до н.э. Развитие северокавказских племен шло по тому же пути взаимодействия со степняками, носителями сначало ямной, потом катокомбной и срубной культур. Связи с Закавказьем сохранялись, особенно интенсивными стали к эпохе поздней бронзы, к периоду расцвета кобанской культуры.

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. переход к бронзовым орудиям явился мощным двигателем технического и социального прогресса и ознаменовал наступление новой эры – бронзового века (III - начало I тысячелетия до н. э.), который делится на три периода – ранний, средний и поздний.

На заре бронзового века (III тысячелетие до н. э.) на Северо-Западном Кавказе сложи­лась яркая и оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая Майкопской (наименование получила от местонахождения первого крупного курганного погребения и гробницы ее носителей, исследованное в 1897 г. арх. Веселовским Н. И. близ г. Майкопа).

Для Майкопской культуры характерен прогресс в производстве предметов быта, оружия, украшений, (каменные мотыги, стрелы, топоры, медно-бронзовые украшения). В этот период вырабатывается новая форма скотоводческого хозяйства – отгонное и сегодня сохранившееся у автохтонов Кавказа. Овцеводство определило и новую отрасль хозяйственной деятельности – использование шерсти для прядения и примитивного ткачества.

Создатели Майкопской культуры жили развитым патри­архально-общинным строем. Постепенно выделилась родоплеменная верхушка, стремящаяся увеличить свои богатства. Погребальные памятники свидетельствуют о далеко зашедшем процессе распада родового строя и имущес­твенного расслоения в майкопском обществе. Большая пропасть лежит между захоронениями родовых общинников и племенных вождей. Богатство последних составляли не только стада, но и предметы роскоши, как можно судить по Майкопскому кургану, Новосвободненской, Нальчикской и Кишпекской гробницам, а также Старомышастовскому кладу (2500 золотых и серебряных бусин, серебряный сосуд, фигурка быка из серебра и т. д.). Многие из них были доставлены сюда из стран Древнего Востока.

В погребальной обрядности предков майкопцев распространен обычай делать над погребением каменные выкладки в виде круга – кромлехи – солярный символ. Но на погребениях предков наблюдаются и лунарные выкладки (в виде полумесяца каменные выкладки, что говорит о культе спутницы солнца луны. К майкопской эпохе относится и часть каменных идолов, обнаруженных на Центральном Кавказе, т.е. в этот период предки современных карачаево-балкарцев стали высекать монументальный образ человека - антропоморфные каменные стелы. К этому же периоду относится и появление мотива и небесной ладье отразившиеся на погребальных выкладках позднемайкопских курганных памятников, а также изображения на керамике и бронзовых изделиях. В фольклоре встречаемся с противостоянием орлицы и змеи, орел поднимает героя Сосрука из подземного мира, эта триада зафиксирована у тюрков Алтая и Саян. Параллели между Кавказом и Месопотамией прослеживаются в мифах о небесном быке, обнаружены фигурки золота и серебра. Бычков нанизанных на трубочки, парные изображения собак (на царском мавзолее из Кяфарского городища).




В майкопском обществе уже существовало рабство в простейшей форме (так называемое патриархальное или до­машнее рабство). Наиболее характерной чертой материальной культуры этого времени являются изящно выгнутые боевые и ритуальные то­порики и крупные булавы, изготовленные из твердых пород камня (змеевика, диорита), бронзовые тесловидные топоры, листовидные ножи, разнообразные по формам глиняные сосу­ды, а также украшения - всевозможные бронзовые подвески, пронизы, бусы и булавки с разными навершиями. Все эти пред­меты зачастую украшались пышной орнаментацией в виде елочек, оттиска шнура, спирали, змеек и т. д.

Огромную роль в хозяйстве играла добыча и обработка цвет­ных металлов. Исключительное богатство металлических изде­лий свидетельствует о превращении Центрального Кавказа, включая и территорию Кабардино-Балкарии, в крупнейший очаг металлопроизводства, снабжавшего своей продукцией от­даленные области Восточной Европы. Бронзовые орудия труда, оружие и украшения отливались в двусторонних литейных формах.

В начале бронзового века (III тысячелетие до н.э., майкопская культура) покойников хоронили иногда без курганов (в каменных ящиках), но чаще под большой курганной насыпью, в каменных ящиках или в прямоугольной яме с закругленными углами. Костяки в основном были скорчены. В среднем бронзовом веке (II тысячелетие до н.э.) под курганами мы находим грунтовые ямы, накрытые каменными плитами, ямы с заплечиками, ямы, покрытые досками и булыжником, каменные склепы, каменные гробницы, катакомбы. Костяки скорченные, но есть и вытянутые. Известны поселения III – II тысячелетий до н.э. (в районе Курджинова и Усть-Джегуты). Поздний бронзовый век (кобанская культура, XII – Х вв. до н.э.) представлен отдельными находками бронзовых вещей – топоров, серпов и др. К раннекобанскому времени относятся также поселения у Исправной и Уллу-Баганалы. Очевидно, к этой эпохе относятся также каменные ящики, открытые у сел. Элькуш.

Ранние памятники майкопской культуры содержали импортный металл, то в последующее время появляются изделия собственной металлургии. Началась новая эра в истории человечества – медно-бронзовый век. С этой поры изделия из металла широким потоком устремляются в степи Предкавказья и дальше – в Юго-Восточную Европу.

Угасание связей с Передней Азией, наблюдающиеся на втором этапе майкопской культуры. Закату которой способствовало влияние более отсталой культуры степных племен ямников и катакомбников.

Дольмены монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской крышей сложенных из массивных плит. Дольменная культура занимала значительную территорию – от Таманского полуострова до Абхазии. Они располагались большими группами образуя целые родовые Памятники зафиксированы от Кяфара до Гиляча и севернее в предгорно-равнинных районах Центрального Предкавказья, вЧеркессии и в районе Железноводска.

Характерной чертой материальной культурой этого времени являются добыча и обработка цветных металлов (богатство изящных металлических изделий, боевые и ритуальные топорики и булавы).

В предверии эпохи раннего железа, в Приэльбрусье и на Центральном Кавказе история развивалась более спокойно. Пришельцы-степняки полностью растворялись в среде аборигенов, о чем красноречиво говорят памятники материальной культуры рубежа и первых веков 1 тыс. до н. э.

Носителями древних традиций были здесь племена – носители кобанской культуры, далекие предки карачаевцев и балкарцев.

Рекомендуемая литература:

1. Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. - М., 1986.

2. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.

3. Салинз М. Экономика каменного века. - М., 1999.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

5. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М. 1983.

На заре человеческой истории люди освоили два основных пути переселения из Передней Азии на Кавказ. Восточный – через Малый Кавказ и Центральное Закавказье к Каспию, и западный – через Малую Азию к Черному морю. Оба пути вели на Северный Кавказ в обход Главного Кавказского хребта. Именно так стал проявляться этнический пласт на первом этапе формирования. Он завешился в эпоху ранней бронзы, в майкопское время. На протяжении всего 2 тыс. до н.э. Развитие северокавказских племен шло по тому же пути взаимодействия со степняками, носителями сначало ямной, потом катокомбной и срубной культур. Связи с Закавказьем сохранялись, особенно интенсивными стали к эпохе поздней бронзы, к периоду расцвета кобанской культуры.

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. переход к бронзовым орудиям явился мощным двигателем технического и социального прогресса и ознаменовал наступление новой эры – бронзового века (III - начало I тысячелетия до н. э.), который делится на три периода – ранний, средний и поздний.

На заре бронзового века (III тысячелетие до н. э.) на Северо-Западном Кавказе сложи­лась яркая и оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая Майкопской (наименование получила от местонахождения первого крупного курганного погребения и гробницы ее носителей, исследованное в 1897 г. арх. Веселовским Н. И. близ г. Майкопа).

Для Майкопской культуры характерен прогресс в производстве предметов быта, оружия, украшений, (каменные мотыги, стрелы, топоры, медно-бронзовые украшения). В этот период вырабатывается новая форма скотоводческого хозяйства – отгонное и сегодня сохранившееся у автохтонов Кавказа. Овцеводство определило и новую отрасль хозяйственной деятельности – использование шерсти для прядения и примитивного ткачества.

Создатели Майкопской культуры жили развитым патри­архально-общинным строем. Постепенно выделилась родоплеменная верхушка, стремящаяся увеличить свои богатства. Погребальные памятники свидетельствуют о далеко зашедшем процессе распада родового строя и имущес­твенного расслоения в майкопском обществе. Большая пропасть лежит между захоронениями родовых общинников и племенных вождей. Богатство последних составляли не только стада, но и предметы роскоши, как можно судить по Майкопскому кургану, Новосвободненской, Нальчикской и Кишпекской гробницам, а также Старомышастовскому кладу (2500 золотых и серебряных бусин, серебряный сосуд, фигурка быка из серебра и т. д.). Многие из них были доставлены сюда из стран Древнего Востока.

В погребальной обрядности предков майкопцев распространен обычай делать над погребением каменные выкладки в виде круга – кромлехи – солярный символ. Но на погребениях предков наблюдаются и лунарные выкладки (в виде полумесяца каменные выкладки, что говорит о культе спутницы солнца луны. К майкопской эпохе относится и часть каменных идолов, обнаруженных на Центральном Кавказе, т.е. в этот период предки современных карачаево-балкарцев стали высекать монументальный образ человека - антропоморфные каменные стелы. К этому же периоду относится и появление мотива и небесной ладье отразившиеся на погребальных выкладках позднемайкопских курганных памятников, а также изображения на керамике и бронзовых изделиях. В фольклоре встречаемся с противостоянием орлицы и змеи, орел поднимает героя Сосрука из подземного мира, эта триада зафиксирована у тюрков Алтая и Саян. Параллели между Кавказом и Месопотамией прослеживаются в мифах о небесном быке, обнаружены фигурки золота и серебра. Бычков нанизанных на трубочки, парные изображения собак (на царском мавзолее из Кяфарского городища).

В майкопском обществе уже существовало рабство в простейшей форме (так называемое патриархальное или до­машнее рабство). Наиболее характерной чертой материальной культуры этого времени являются изящно выгнутые боевые и ритуальные то­порики и крупные булавы, изготовленные из твердых пород камня (змеевика, диорита), бронзовые тесловидные топоры, листовидные ножи, разнообразные по формам глиняные сосу­ды, а также украшения - всевозможные бронзовые подвески, пронизы, бусы и булавки с разными навершиями. Все эти пред­меты зачастую украшались пышной орнаментацией в виде елочек, оттиска шнура, спирали, змеек и т. д.

Огромную роль в хозяйстве играла добыча и обработка цвет­ных металлов. Исключительное богатство металлических изде­лий свидетельствует о превращении Центрального Кавказа, включая и территорию Кабардино-Балкарии, в крупнейший очаг металлопроизводства, снабжавшего своей продукцией от­даленные области Восточной Европы. Бронзовые орудия труда, оружие и украшения отливались в двусторонних литейных формах.

В начале бронзового века (III тысячелетие до н.э., майкопская культура) покойников хоронили иногда без курганов (в каменных ящиках), но чаще под большой курганной насыпью, в каменных ящиках или в прямоугольной яме с закругленными углами. Костяки в основном были скорчены. В среднем бронзовом веке (II тысячелетие до н.э.) под курганами мы находим грунтовые ямы, накрытые каменными плитами, ямы с заплечиками, ямы, покрытые досками и булыжником, каменные склепы, каменные гробницы, катакомбы. Костяки скорченные, но есть и вытянутые. Известны поселения III – II тысячелетий до н.э. (в районе Курджинова и Усть-Джегуты). Поздний бронзовый век (кобанская культура, XII – Х вв. до н.э.) представлен отдельными находками бронзовых вещей – топоров, серпов и др. К раннекобанскому времени относятся также поселения у Исправной и Уллу-Баганалы. Очевидно, к этой эпохе относятся также каменные ящики, открытые у сел. Элькуш.

Ранние памятники майкопской культуры содержали импортный металл, то в последующее время появляются изделия собственной металлургии. Началась новая эра в истории человечества – медно-бронзовый век. С этой поры изделия из металла широким потоком устремляются в степи Предкавказья и дальше – в Юго-Восточную Европу.

Угасание связей с Передней Азией, наблюдающиеся на втором этапе майкопской культуры. Закату которой способствовало влияние более отсталой культуры степных племен ямников и катакомбников.

Дольмены монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской крышей сложенных из массивных плит. Дольменная культура занимала значительную территорию – от Таманского полуострова до Абхазии. Они располагались большими группами образуя целые родовые Памятники зафиксированы от Кяфара до Гиляча и севернее в предгорно-равнинных районах Центрального Предкавказья, вЧеркессии и в районе Железноводска.

Характерной чертой материальной культурой этого времени являются добыча и обработка цветных металлов (богатство изящных металлических изделий, боевые и ритуальные топорики и булавы).

В предверии эпохи раннего железа, в Приэльбрусье и на Центральном Кавказе история развивалась более спокойно. Пришельцы-степняки полностью растворялись в среде аборигенов, о чем красноречиво говорят памятники материальной культуры рубежа и первых веков 1 тыс. до н. э.

Носителями древних традиций были здесь племена – носители кобанской культуры, далекие предки карачаевцев и балкарцев.

ДОЛЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура среднего бронзового века (первая половина III-го - середина II-го тысячелетия до нашей эры), распространённая по обоим склонам Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа на территории Краснодарского края и Адыгеи (Рос­сия), между реками Псоу и Кодори на территории Абхазии.

Вы­де­ле­на в середине XX века в зо­не, где из­вест­ны доль­ме­ны. Из­вест­ны так­же грун­то­вые скор­чен­ные на бо­ку по­гре­бе­ния. По­се­ле­ния и сто­ян­ки с пря­мо­уголь­ны­ми тур­луч­ны­ми (плет­нё­вы­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной) по­строй­ка­ми на ка­мен­ных фун­да­мен­тах, с оча­га­ми и хо­зяйственными яма­ми, есть ке­ра­мические пе­чи, сле­ды ме­тал­ло­об­ра­бот­ки (льяч­ки, ли­тей­ные фор­мы). Пре­об­ла­да­ли ша­ро­вид­ные и гру­ше­вид­ные со­су­ды, горш­ки, круж­ки ба­ноч­ной фор­мы, мис­ки; ук­ра­ша­лись штри­хов­кой, паль­це­вы­ми вдав­ле­ния­ми, штам­пом, врез­ным ор­на­мен­том. Брон­зо­вые че­реш­ко­вые кин­жа­лы, про­уш­ные то­по­ры, дву­сто­рон­ние ши­лья, крю­ки с втул­кой, ви­соч­ные под­вес­ки, бу­сы, жу­ко­ви­ны-рас­пре­де­ли­те­ли, бу­лав­ки с ажур­ной го­лов­кой. Крем­нё­вые вкла­ды­ши для сер­пов и на­ко­неч­ни­ки стрел, гли­ня­ные пряс­ли­ца, ка­мен­ные гру­зи­ла, тёс­ла, мо­ло­ты, на­вер­шия бу­лав, тё­роч­ни­ки-ку­ран­ты, сер­до­ли­ко­вые бу­сы, гли­ня­ная зоо­морф­ная и ан­тро­по­морф­ная пла­сти­ка.

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - жи­вот­но­вод­ст­во (круп­ный ро­га­тый скот, сви­ньи). Про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ем­ст­вен­ность Дольменных культур от Но­во­сво­бод­нен­ских па­мят­ни­ков май­коп­ской куль­ту­ры. Ос­та­ёт­ся не­яс­ным ха­рак­тер свя­зей с другими груп­па­ми май­коп­ской общ­но­сти и очам­чир­ской куль­ту­рой на тер­ри­то­рии Аб­ха­зии.

Иллюстрация:

Доль­мен­ная куль­ту­ра: 1 - ре­кон­струк­ция доль­ме­на у се­ле­ния Верх­няя Эше­ра (Аб­ха­зия); 2 - леп­ной ке­ра­ми­чес­кий со­суд из доль­ме­на у по­сёл­ка Крас­ная По­ля­на (Крас­но­дар­ский край, Рос­сия); 3-4 - брон­зо­вый то­пор и крюкиз доль­ме­нов у Верх­ней Эше­ры (по В. И. Мар­ко­ви­ну). Архив БРЭ.


Дольменная культура Западного Кавказа — археологическая культура среднего бронзового века. Занимала преимущественно горную (предгорья) территорию по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничиваясь бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходила до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал занимал и равнинные территории (Таманский полуостров; станица Саратовская; возможно, г. Майкоп).

Содержание

История открытия и исследований

Открытие культуры началось с изучения наиболее заметного её проявления — мегалитических гробниц. 1794 год — академик П. С. Паллас оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год — Тебу де Мариньи, 1837—1839 гг. — Джеймс Белл, в эти же годы — Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869—1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицин (1878—1886 гг.), в те же времена — П. С. Уварова, В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.

Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945—1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.

Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова, В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой, в Адыгее. Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной. [1] [2] [3]

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче, В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране была также проведена реконструкция мегалитического комплекса (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин) [4] . Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь — на южном склоне Главного Кавказского хребта. Появляются сведения и о новых поселениях (например, около посёлка Шепси в Туапсинском районе) [5] .

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому — поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы — была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов [6] . Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе [7] . А оно может и не совпадать с движением этносов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900—2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. — возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. — возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800—1500 гг. до н. э. — датировка дольмена Колихо [8] . Дольмены перестают возводить около 1400—1300 гг. до н. э. [9] . Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона [10] и даже на их последовательность [11] .

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей (Осиновое II на Каменном кургане около Новосвободной).

Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней.Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

Читайте также: