Долитературный период русской литературы кратко
Обновлено: 30.06.2024
Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.
Литературоведы выделяют такую периодизацию:
- Древнерусский период — XI-XVII век.
- Литература XVIII века.
- Литература золотого века — XIX век.
- Серебряный век — конец XIX начало XX века.
- Русская литература советского периода — 1922-1991год.
- Современный период.
Древнерусская литература
Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- житие;
- слово;
- евангелие;
- летопись.
С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.
Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.
Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.
В XV веке появилась первая публицистическая литература.
В XVI веке зародилась поэзия.
Примеры произведений древнерусской литературы
Русская литература XVIII века
- Литература Петровского времени — появление светской литературы, отход от религиозной тематики.
- Формирование классицизма, создание нового жанра, развитие литературного языка.
- Эволюция классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
- Кризис классицизма, расцвет сентиментализма, появление, реалистичных тенденций.
- Ломоносов М.В.;
- Фонвизин Д.И.;
- Державин Г.Р.;
- Карамзин Н.М.
Золотой век русской литературы
Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.
Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.
Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.
Русская литература Серебряного века
Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.
Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.
В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.
Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.
Русская литература советского периода
Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.
Основные этапы литературы советского периода:
После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:
Современная русская литература
Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.
Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.
На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.
Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.
Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.
В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.
В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.
Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.
Основные направления и особенности периодов
Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.
ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен : исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:
Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…
Термин "былина" ввёл в 1839 году русский этнограф и фольклорист Иван Петрович Сахаров, позаимствовав это понятие из "Слова о полку Игореве": "Почнемъ же, братiе, пов ѣ сть сiю не по замышленiю Бояню, а по былинамъ сего времени".
Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.
Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные. Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев.
ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. ("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).
ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. ("Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" и т.д.).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").
Большинство произведений устного народного творчества так или иначе связано с мифологическими представлениями древних славян.
Русская литература до XVII века в своем развитии прошла два важных периода:
1. Долитературный: до X века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. Литература на Руси возникла позднее – в 80-е годы X века, одновременно с принятием христианства (988 г.), когда появляется потребность переписывать и переводить богослужебные книги.
2. Период древнерусской литературы: с XI по XVII века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
Культурно-социальные предпосылки
возникновения древнерусской литературы
1. существование высокоразвитых форм устного народного творчества (УНТ);
2. образование раннефеодального государства. Древняя Русь не знала античной стадии культуры, так как миновала рабовладельческий строй. Непосредственно от общинно-патриархального строя восточные славяне перешли к феодализму;
3. развитие торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией (в связи с крещением Руси) и Болгарией (Болгария становится центром распространения славянской письменности);
4. трансформация народности великорусов в нацию (русские, русичи);
6. влияние греко-византийской культуры, полное приобщение к которой произошло после крещения Руси в 988 г.
Особенности поэтики древнерусской литературы:
· историзм :
· этикетность:
· абстрагирование (символизм):
· монументализм:
· ретроспективность:
Постоянная обращенность в прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.
· анонимность:
Периодизация древнерусской литературы
Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития народности и государства. Опираясь на исторический подход, мы можем выделить следующие периоды развития древнерусской литературы:
1. Литература Киевской Руси ( XI в. – 1-я пол. XII в.). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью двух главных культурных центров государства – Киева и Новгорода. Это период ученичества и перенятия культурно-религиозных традиций Византии и Болгарии. Интенсивно развивается древнерусская письменность. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной, канонической, церковной, апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной литературы. Зарождается и развивается оригинальная (непереводная) древнерусская литература.
Формируются важнейшие жанры:
· дидактическая и торжественная проповедь;
· историческая и воинская повесть;
· переводная литература (для нужд богослужения).
Главная тема – положение Руси в семье христианских народов. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей своей страны, строитель храмов. Ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения вассала своему сюзерену.
NB : Повествование о добрых и злых деяниях князей опирались на свидетельства очевидцев, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические повести и сказания не допускали вымысла.
3. Литература периода борьбы с иноземными захватчиками объединения северо-восточной Руси (сер. XIII – нач. XIV вв.).
Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Монументально-исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.
5. Литература периода укрепления централизованного государства ( XVI – XVII вв.). В XVI в. происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. В литературе прослеживаются 2 тенденции:
* соблюдение канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада;
* нарушение этих правил не только в публицистике, но и в агиографии, историческом повествовании.
Презентация по дисциплине "Родная литература" содержит характеристику долитературного периода и основных жанров устного народного творчества.
Дописьменный период развития русской литературы до Х века
Дорожим мы стариною, станет нам она родною
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным.
Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
К жанрам русского устного народного творчества относятся
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.
- краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание.
- Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами (повтор гласных) и аллитерациями (повтор согласных).
Старинные русские пословицы
Старинные русские пословицы
- образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни.
- В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания
("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").
- иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой.
Загадки придумывались, собирались и хранились людьми целыми веками. Не было у живущих в те давние времена людей, развлечения, как кулачные бои между деревнями, да блеснуть своим умом загадывая загадки. Собирались они после тяжёлого трудового дня, зажигали лучину в избе, и начинали по очереди сказки рассказывать, да загадки загадывать. Так проявлялся среди них самый умный и смышлёный. В чем и уважение заслуживал по всей округе.
РУССКИЕ ЗАГАДКИ
Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет.
В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут.
Рыба в море — хвост на заборе.
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.
Слезу пьет, сама молчит.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
БЫЛИНА (стар и на)
- героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин – защитники русской земли - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие.
Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.
Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях.
ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения
Особенности народных песен
- выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей;
- отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни.
- Часто используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:
Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…
Исторические песни
Читайте также: