Долитературный период русской литературы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.

Литературоведы выделяют такую периодизацию:

  1. Древнерусский период — XI-XVII век.
  2. Литература XVIII века.
  3. Литература золотого века — XIX век.
  4. Серебряный век — конец XIX начало XX века.
  5. Русская литература советского периода — 1922-1991год.
  6. Современный период.

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • житие;
  • слово;
  • евангелие;
  • летопись.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

Русская литература XVIII века

  1. Литература Петровского времени — появление светской литературы, отход от религиозной тематики.
  2. Формирование классицизма, создание нового жанра, развитие литературного языка.
  3. Эволюция классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
  4. Кризис классицизма, расцвет сентиментализма, появление, реалистичных тенденций.
  • Ломоносов М.В.;
  • Фонвизин Д.И.;
  • Державин Г.Р.;
  • Карамзин Н.М.

Золотой век русской литературы

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.


К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен : исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:

Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…

Термин "былина" ввёл в 1839 году русский этнограф и фольклорист Иван Петрович Сахаров, позаимствовав это понятие из "Слова о полку Игореве": "Почнемъ же, братiе, пов ѣ сть сiю не по замышленiю Бояню, а по былинамъ сего времени".

Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.

Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.

В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные. Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев.


ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. ("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).

ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. ("Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" и т.д.).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").

Большинство произведений устного народного творчества так или иначе связано с мифологическими представлениями древних славян.

Русская литература до XVII века в своем развитии прошла два важных периода:

1. Долитературный: до X века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. Литература на Руси возникла позднее – в 80-е годы X века, одновременно с принятием христианства (988 г.), когда появляется потребность переписывать и переводить богослужебные книги.

2. Период древнерусской литературы: с XI по XVII века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

Культурно-социальные предпосылки

возникновения древнерусской литературы

1. существование высокоразвитых форм устного народного творчества (УНТ);

2. образование раннефеодального государства. Древняя Русь не знала античной стадии культуры, так как миновала рабовладельческий строй. Непосредственно от общинно-патриархального строя восточные славяне перешли к феодализму;

3. развитие торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией (в связи с крещением Руси) и Болгарией (Болгария становится центром распространения славянской письменности);

4. трансформация народности великорусов в нацию (русские, русичи);

6. влияние греко-византийской культуры, полное приобщение к которой произошло после крещения Руси в 988 г.

Особенности поэтики древнерусской литературы:

· историзм :

· этикетность:

· абстрагирование (символизм):

· монументализм:

· ретроспективность:

Постоянная обращенность в прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.

· анонимность:

Периодизация древнерусской литературы

Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития народности и государства. Опираясь на исторический подход, мы можем выделить следующие периоды развития древнерусской литературы:

1. Литература Киевской Руси ( XI в. – 1-я пол. XII в.). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью двух главных культурных центров государства – Киева и Новгорода. Это период ученичества и перенятия культурно-религиозных традиций Византии и Болгарии. Интенсивно развивается древнерусская письменность. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной, канонической, церковной, апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной литературы. Зарождается и развивается оригинальная (непереводная) древнерусская литература.

Формируются важнейшие жанры:

· дидактическая и торжественная проповедь;

· историческая и воинская повесть;

· переводная литература (для нужд богослужения).

Главная тема – положение Руси в семье христианских народов. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей своей страны, строитель храмов. Ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения вассала своему сюзерену.

NB : Повествование о добрых и злых деяниях князей опирались на свидетельства очевидцев, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические повести и сказания не допускали вымысла.

3. Литература периода борьбы с иноземными захватчиками объединения северо-восточной Руси (сер. XIII – нач. XIV вв.).

Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Монументально-исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.

5. Литература периода укрепления централизованного государства ( XVI XVII вв.). В XVI в. происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. В литературе прослеживаются 2 тенденции:

* соблюдение канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада;

* нарушение этих правил не только в публицистике, но и в агиографии, историческом повествовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по дисциплине "Родная литература" содержит характеристику долитературного периода и основных жанров устного народного творчества.

Дописьменный период развития русской литературы до Х века

Дописьменный период развития русской литературы до Х века

 Дорожим мы стариною, станет нам она родною Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

Дорожим мы стариною, станет нам она родною

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным.

Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

К жанрам русского устного народного творчества относятся - песни, - былины, - сказки, - загадки, - легенды, - пословицы и поговорки. Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

К жанрам русского устного народного творчества относятся

Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

ПОСЛОВИЦА краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами (повтор гласных) и аллитерациями (повтор согласных).

  • краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание.
  • Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами (повтор гласных) и аллитерациями (повтор согласных).

Старинные русские пословицы

Старинные русские пословицы

Старинные русские пословицы

ПОГОВОРКА образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания (

  • образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни.
  • В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания

("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").

ЗАГАДКА иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. Загадки придумывались, собирались и хранились людьми целыми веками. Не было у живущих в те давние времена людей, развлечения, как кулачные бои между деревнями, да блеснуть своим умом загадывая загадки. Собирались они после тяжёлого трудового дня, зажигали лучину в избе, и начинали по очереди сказки рассказывать, да загадки загадывать. Так проявлялся среди них самый умный и смышлёный. В чем и уважение заслуживал по всей округе.

  • иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой.

Загадки придумывались, собирались и хранились людьми целыми веками. Не было у живущих в те давние времена людей, развлечения, как кулачные бои между деревнями, да блеснуть своим умом загадывая загадки. Собирались они после тяжёлого трудового дня, зажигали лучину в избе, и начинали по очереди сказки рассказывать, да загадки загадывать. Так проявлялся среди них самый умный и смышлёный. В чем и уважение заслуживал по всей округе.

РУССКИЕ ЗАГАДКИ Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут. Рыба в море — хвост на заборе. Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. Слезу пьет, сама молчит.

РУССКИЕ ЗАГАДКИ

Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет.

В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут.

Рыба в море — хвост на заборе.

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.

Слезу пьет, сама молчит.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ произведения, основанные на вымышленных событиях . Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.); бытовые , в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке; о животных . Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

БЫЛИНА (стар и на)

- героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин – защитники русской земли - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие.

Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.

Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях.

ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения

ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения

Особенности народных песен выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей; отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу: Нет у ноченьки светлого месяца, Нет у девицы родного батюшки…

Особенности народных песен

  • выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей;
  • отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни.
  • Часто используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Нет у девицы родного батюшки…

Исторические песни

Читайте также: