Доктрина предопределения судьбы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вот что пишет по поводу этого учения та же энциклопедия: «Бог активно желает спасения тех, кто будут спасены, и проклятия тех, кто спасены не будут. Предопределение поэтому является "вечным повелением Божьим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим". Одной из центральных функций этой доктрины является подчеркивание милости Божьей. Для Лютера милость Божья выражена в том, что Он оправдывает грешников, людей, которые недостойны такой привилегии. Для К[альвина - Е.З.] милость Божья проявляется в Его решении искупить грехи отдельных людей независимо от их заслуг: решение об искуплении человека принимается независимо от того, насколько данный человек достоин этого. Для Лютера Божественная милость проявляется в том, что Он спасает грешников, несмотря на их пороки; для К. милость проявляется в том, что Бог спасает отдельных людей вне зависимости от их заслуг. Хотя Лютер и К. отстаивают Божью милость с несколько разных точек зрения, своими взглядами на оправдание и предопределение они утверждают один и тот же принцип. Хотя доктрина предопределения не была центральной в богословии К., она стала ядром позднего реформатского богословия. Уже начиная с 1570 тема "избранности" стала доминировать в реформатском богословии. [. ]

Доктрина предопределения не была новаторской для христианства. К. не ввёл в сферу христианского богословия ранее неизвестное понятие.

Позднесредневековая августинианская школа учила о доктрине абсолютного двойного предопределения: Бог предназначает одним вечную жизнь, а другим - вечное осуждение, не обращая внимания на их личные заслуги или недостатки. Их судьба полностью зависит от воли Божьей, а не от их индивидуальности. Вероятно, К. сознательно перенял этот аспект позднесредневекового августинианства, обладающий необыкновенной схожестью с его собственным учением.

Доктрина кальвинизма оставила глубокий след в мировоззрении почти всех западных обществ. По сей день она даёт сознание собственной непогрешимости и избранности обладателям солидного состояния и сознание неполноценности, изначально предопределённой и неминуемой муки в аду - бедным слоям населения (по крайней мере, его религиозной части). Если богоизбранность определяется по материальному благосостоянию, то бедность служит предзнаменованием того, что человек был проклят ещё до рождения, что никакими добрыми делами ему не заслужить спасения, что все его поступки Бог знает наперёд, что все они предрешены и осуждены. Христос умер не за всех, а за избранных, которые, напротив, по милости божьей попадут в рай при любых обстоятельствах, будь они самыми отъявленными грешниками. Милость эта определяется ещё при жизни по якобы дарованным Богом земным благам, преимущественно в денежном эквиваленте.

Таким образом, православие делает больший акцент на свободной воле человека, в то время как кальвинизм исходит из предопределённости событий.

идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание Бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме. [. ]

Похожим образом высказывается немецкий “Herders Conversations- Lexikon” (1-е издание, 1854-1857, приводим в оригинале): “In der nach- christl. Zeit spielt das F.[atum - Е.З.] vor allem im Mohammedanismus, in der Kirchengeschichte durch den gall. Priester Lucidus im 5., den Monch Gottschalk im 9., dann durch Luther, Zwingli und vor allem durch Calvin und Beza, in der Philosophie durch Spinoza, Hobbes, Bayle, die frz. Encyklopadisten und Hegel eine entscheidende Rolle” [Herders Conversations-Lexikon: Fatum. DB Sonder- band: Legendare Lexika, S. 38996].

Таким образом, фатализм протестантизма отмечается и в дореволюционных, и в советских, и в постсоветских, и в западных справочных изданиях.

Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким;

Урд имя первой, вторая - Вердани, - резали руны, - Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят.

В приложении 2 мы привели точку зрения культуролога А.П. Богатырёва на данный вопрос (статья написана специально для этой монографии по нашей просьбе). Он полагает, что:

а) западному человеку ещё со времён Древней Греции присущ фатализм;

в) особенно яркое отражение фатализм нашёл в доктрине предопределения у протестантов;

Учитывая широко распространённую веру англичан в “fate”, нельзя назвать случайностью то, что именно в Англии зародились и приобрели особую популярность готические романы, персонажи которых неизменно становятся жертвой судьбы и потусторонних сил, а затем - всевозможные мистические триллеры и жанр ужасов. Русским до самого последнего времени всё это было чуждо, к мифическим существам относились часто с иронией, и даже самые отрицательные персонажи из потустороннего мира (типа Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, чертей) зачастую становились предметом юмористических рассказов. Особенно это касается произведений советских времён, но уже у Гоголя тенденция говорить о потустороннем в ироническом тоне просматривается совершенно отчётливо.

Если исходить из результатов приведенных в данной работе анализов частотности лексем, имеющих отношение к фатализму (см. ниже), всё же следует признать, что до революции русские писатели активнее использовали средства выражения неизбежности судьбы, чем советские, и после распада СССР по некоторым параметрам начался возврат к дореволюционному уровню. Является ли это следствием вторичного распространения православия, с уверенностью сказать нельзя, поскольку русские в большинстве своём, хотя и причисляют себя к православным, обычно не имеют никакого понятия о его учении. Например, даже Библию никогда не читали 60 % опрошенных в 2002 г. россиян, 18 % читали её когда-то, лишь 2 % читают её регулярно (см. более подробную статистику и по другим параметрам в приведенном выше источнике [10]). Для сравнения: 59 % американцев читают Библию время от времени, 37 % - минимум раз в неделю (Gallup, Simmons, 2000); каждый третий американец считает, что Библию следует понимать буквально (Barrick, 2007). Более вероятно предположение, что мифологизация сознания после распада СССР обусловлена влиянием западной культуры через фильмы ужасов, мистические произведения, через распространение всевозможных сект.

Способ связи с Мировым Разумом подобен тому, как колебания звука передаются радио. Если Вы знакомы с принципом работы радио, то, конечно, знаете, что звук может быть передан, лишь когда его колебания преобразованы до уровня, не воспринимаемого человеческим ухом. Радиопередающее устройство модифицирует человеческий голос, увеличивая его колебания в миллион раз. Только таким образом энергию звука можно передавать через пространство. Преобразованная таким образом энергия поступает в радиоприемники и реконвертируется до первоначального уровня колебания.

Подсознание, выступающее как посредник, переводит молитву на Язык, понятный Мировому Разуму, доносит послание, содержащееся в молитве, и принимает ответ - в форме плана или идеи по достижению цели. Осознайте это - и Вы поймете, почему слова, содержащиеся в молитвеннике, не могут и никогда не смогут связать Ваш разум с Высшим Разумом. [. ] Ваш разум мал - настройте его на Мировой Разум. Подсознание - ваше радио: посылайте молитвы и принимайте ответы. Энергия всей Вселенной поможет молитвам сбыться. [. ]

Мы открыли то, что - хочется верить - представляет собой идеальные условия, находясь в которых сознание заставляет работать шестое чувство (описываемое в следующей главе). [. ]

Столь необычный подход к достижению успеха не должен удивлять: пока советские школьники учили логику, американские учили божественный закон. Если в СССР совершенно сознательно, на государственном уровне отказались от фаталистического мировоззрения[54], то в США по-прежнему пропагандируется богоданность жизненных благ. Результатом является мистифицированное сознание, причём до такой степени, что 83 % американцев в начале XXI в. всё ещё верят в непорочное зачатие (Kristof, 2003).

Предначертание судьбы "Предначертание судьбы" (manifest destiny), полит, доктрина в США в 19 в., провозглашавшая приоритет террит. экспансии. Была сформулирована Джоном ОСалливаном след, образом: "Предначертание судьбы для нас заключается в распространении на континенте, предназначенном Провидением для свободного развития, ежегодно умножающихся миллионов наших жителей". Возникнув как один из догматов Демократической партии, она получила поддержку вигов, а позже республиканцев и сыграла большую роль в обеспечении поддержки обществ, мнением аннексии Техаса (1845) и развязывания американо-мексиканской войны (1846-48). Позже на нее ссылался Сьюард при покупке Аляски в 1867 г. (Аляски покупка), вновь стала популярной в связи с аннексией "Гавайских о-вов и приобретением исп. терр. после •"испано-американской войны.

Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД "Инфра-М", Oxford University Press . Гарри Джадж . 2003 .

Смотреть что такое "Предначертание судьбы" в других словарях:

ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ — ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, я, ср. 1. см. предначертать. 2. То же, что предназначение (во 2 знач.) (высок.). П. судьбы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

предначертание — я; ср. Высок. То, что предначертано. Следовать чьим л. предначертаниям. Исторические предначертания. П. власти. П. природы. П. плана, проекта. // Предназначение, предопределение судьбы. П. судьбы. Видел во всём таинственные предначертания … Энциклопедический словарь

предначертание — я; ср.; высок. а) То, что предначертано. Следовать чьим л. предначертаниям. Исторические предначертания. Предначерта/ние власти. Предначерта/ние природы. Предначерта/ние плана, проекта. б) отт. Предназначение, предопределение судьбы … Словарь многих выражений

Манифест судьбы — Аллегорическое изображение Явного предначертания (1872). Явное предначертание или предопределение Судьбы (англ. Manifest Destiny) крылатое выражение, которое используется для оправдания американского экспансионизма. Содержание 1 Историческое… … Википедия

Трагедия — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не … Литературная энциклопедия

Астрология — (от греч. astrum звезды и logos учение) учение о звездах, толкование звезд, предсказание земных событий по расположению небесных светил. В древние времена А. рассматривалась как особая наука, усвоение к рой позволяет по положению и движению… … Религии народов современной России

АММИАН МАРЦЕЛЛИН — [лат. Ammianus Marcellinus] (ок. 330, Антиохия ок. 400, Рим), наиболее значительный позднерим. латиноязычный историк. Род. в греч. семье знатного куриала. Служил офицером личной имп. гвардии (protector domesticus); в 353 г. направлен к магистру… … Православная энциклопедия

общественным — заслугам человек (книжн. ритор.). Звезда нашей литературы. Звезда экрана. 3. перен. Предопределенное роком счастье, благоприятное предначертание судьбы, удача (книжн. ритор.; в немногих выражениях, восходящих к астрологическим поверьям). Взошла… … Толковый словарь Ушакова

Идея о предопределенной судьбе Америки проходит через всю ее историю. Её нельзя отнести ни к какому-либо периоду, ни к определенному событию или дате. Это - философия, охватывающая американскую историю в целом.

Manifest Destiny: Предопределенная судьба Америки

John Gast - "American Progress," (1872)

Однако, в 1839 г. демократический лидер и влиятельный редактор по имени Джон О’Салливан попытался объяснить американское стремление к экспансии и оправдать претензии США на новые территории. Так возник термин manifest destiny, который стал самым актуальным слоганом на протяжении американской истории. В узком смысле он состоит в том, что территория Америки должна простираться от океана до океана. Manifest Destiny выражал романтизм движущий американцами, осваивающими дикий Запад.

map-Routes West-1835-1860

Однако, эта философия так же стара, как и сама Америка, она была принесена с Христофором Колумбом, устанавливалась с созданием и ростом первых колоний, укреплялась со строительством новых дорог. Еще в 1818 году Эндрю Джексон во время кризиса во Флориде ввел туда американские войска с целью преследования на ее территории индейцев семинолов. Испанская Флорида оказалась захваченной американскими войсками, а индейцы и афро-американцы были оттеснены в труднодоступные и заболоченные части полуострова.

Америка, как говорил Джон Салливан, нация, созданная из многих наций, не связанная с бременем тяжелого исторического прошлого. Он считал, что создание государства США – это начало новой истории, в которой американцам предназначено стать великой нацией. Герои, по его словам, не те, кто сражаются под властью королей и императоров, жертвуя своими жизнями для их прославления, а те, кто доблестно защищает свои дома, свои свободы, свои семьи. Именно в этом, как полагает Салливан, есть слава Америки. Её великая судьба – расширять территории, принося с собой веру в Бога, благодетельные цели и чистое, незапятнанное в прошлом сознание.

Manifest Destiny: Предопределенная судьба Америки

Автор доктрины представляет Америку будущего как нацию многих наций, внушительную область пространства и времени, провозглашающую превосходство божественных принципов, как величественный храм, чьим основанием было бы полушарие, а крышей – небесный свод. Сообщество многих республик, собравших в себя миллионы счастливцев, управляемых только естественным и божественным законом равенства, законом братства, мира и доброй воли среди людей. Американцы – нация прогресса, индивидуальной свободы, всеобщего освобождения. Равенство прав – путеводная звезда союза Штатов.

Manifest Destiny: Предопределенная судьба Америки

William S. Jewett, American, 1821-1873,
The Promised Land - The Grayson Family, 1850.
Terra Foundation for American Art, Daniel J. Terra Collection, Chicago, IL.

Предпосылкой к распространению на Запад так же стала Теория естественных границ, в соответствии с которой увеличение территории США входило в планы Творца и удовлетворяла правилам симметрии, справедливости и др

Теория предопределения имела огромное значение для Америки того времени. Идея того, что судьба США растягиваться по континенту предопределена Богом, заставляла многих людей мигрировать на запад.

Она вдохновила 29-летнего Стефана Остина всерьез говорить о колонизации мексиканской провинции Техас, где преобладало североамериканское население и предпринимательство. Это привело экспансионистов, объединенных слоганом "54°40' или война", к требованию, что США должны владеть всем тихоокеанским Северо-Западом на всем протяжении до южной границы Аляски.

TX Declaration of Independence

Декларация о независимости Техаса

Агрессивные националисты прибегали к этой идее, чтобы оправдать переселение индейцев, войну с Мексикой, американскую экспансию на Кубу и в Центральную Америку. Более позитивно, Manifest Destiny вдохновил миссионеров, фермеров, пионеров, которые мечтали только о трансформации степей и плодородных долин в фермы и маленькие города.

Одним из наиболее радикальных примеров этой теории явилось усиление идеи экспансионизма после мексиканской войны. В Конгрессе стали звучать требования аннексии всех испанских территорий, вплоть до присоединения самой Испании.

Доктрина предопределенной судьбы включает в себя несколько компонентов, несколько сфер деятельности:

wagon_train_photo_large

- Религиозное влияние. У Америки есть божественное провидение, будущее предначертанное богом. Бремя американца состоит в том, чтобы захватывать и христианизировать земли. Религиозное рвение, порожденное вторым великим пробуждением, создало новый стимул для освоения запада. Многие поселенцы верили, что бог сам благословил рост американской нации. Коренные американцы считались язычниками, поэтому американские миссионеры верили, что, обращая их племена в свою веру, они могут спасти их души и выполнить этим свою миссию.

- Экономические мотивы были одними из самых главных. Торговля мехом доминировала среди европейских торговых компаний с колониальных времен. Немецкий иммигрант Джон Якоб Астор был одним из первых американских предпринимателей бросивший вызов еврпейцам. В процессе реализации своих планов и продвижения на запад он стал миллионером. Желание обрести еще больше земли привело вдохновленных гомстедеров к фронтиру. Когда, в 1848, в Калифорнии было обнаружено золото, число мигрантов к берегам Тихого океана значительно возросло.

- Чувство миссии заставляло людей двигаться на Запад. Желание развить торговлю с дальним западом привело к созданию новых торговых путей. Страх, что безопасность США может быть под угрозой иностранной интервенции в зонах, прилежащих к их границам приводило американцев к идее о необходимости захвата приграничных земель.
- Темная сторона Manifest Destiny. Вера в то, что белый человек имеет право разрушать все и всех на своем пути. Вспышки массовых разрушений племенных организаций, заключение индейцев в резервации и геноцид. Позиция американцев состояла в том, что ничего не должно быть препятствием на пути к прогрессу.

В центре идеи о предопределенной судьбе лежала всеобъемлющая вера в американское культурное и расовое превосходство. Коренные американцы долгое время воспринимались как подчиненные и попытки цивилизовать их были широко распространены со дней Джона Смита и Малса Стендиша. Испанцы, которые правили в Техасе и Калифорнии также казались отсталыми.

Завоевание новых территорий ради коммерческой выгоды, новых ресурсов и стратегических позиций порождает желание получить еще больше выгоды, захватив последующие территории. Стремление получать больше будет не угасать, а скорее возрастать по мере приобретения новых ресурсов. И понадобятся все новые стратегические позиции для защиты уже имеющихся.

Шурц выступал против неконтролируемого и всеобъемлющего присоединения к США все новых территорий. Например, вхождение в состав США территорий тропических государств неизбежно приведет к влиянию их народов на внутреннюю политику американцев. В связи с тем, что у всех народов разные культурные, моральные, религиозные и правовые принципы, это влияние может оказаться губительным для политической системы Соединенных Штатов и может оказаться угрозой целостности самого государства.

Компостные кучи или компостные дорожки? Анализируя свою частную переписку, вопросы, задаваем.

ADAGIO by Sarah Brightman - ANYTIME, ANYWHERE В 1998 году вариация на тему Адажио впервые п.

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 1 - начало) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Из всех непосвященных .

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 2 - окончание) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Заботясь о благопол.

16 бесплатных образовательных проектов в сети Мир не стоит на месте и уже можно получить профильн.

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

morning glory no-till peta аборты абуль-фарадж авиценна агапий аграфа адин балу (эдин баллу бэллоу) александр кузнецов альтернативная гражданская служба америка анархизм анскулинг антипотребительство антисемитизм апокрифы аристотель армия архитектура

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Явное предначертание
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Явное предначертание или предопределение Судьбы (англ. Manifest Destiny) — крылатое выражение, которое используется для оправдания американского экспансионизма.

"Явное предначертание — ключевое понятие религиозно-политической доктрины богоизбранности американской нации и лидирующей роли США в мире (Manifest Destiny). Встречается с середины XIX в., когда государственное объединение ряда североамериканских территорий под общим управлением США обосновывалось как выполнение особого предначертания свыше. Со временем стало применяться и при объяснении экспансии американского влияния в мире. Это понятие предполагает образ США как оплота истинных христианских ценностей и мессианскую роль в их глобальном утверждении.

Такая доктрина стала отличительной чертой американской политики. Ее истоки содержатся в мировоззрении поселенцев ранних пуританских колоний, которые считали себя избранниками Бога в освоении нового Ханаана и устройстве идеального общества — "Города на холме" (см. Уинтроп). Успешное создание процветающего государства стало восприниматься как воплощение божественного предначертания. На этой основе вырабатывалась национальная идеология провиденциальной миссии США. Мотивы такой идеологии пронизывают все сферы духовной и социально-политической жизни, выходят за узко-протестантские и даже собственно христианские рамки, стимулируют развитие т. н. гражданской религии в США" - Яндекс.

Содержание
•1 Историческое значение
•2 Современное значение
•3 См. также
•4 Примечания
•5 Литература

Всякое правительство есть лишь ряд преступлений (Лев Толстой). Когда народ много знает, им трудно управлять (Лао-Цзы (Ли Эр)). Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук Владимир Арнольд писал: Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или философию. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом). Википедия, Общество потребления.

Читайте также: