Доктрина эйзенхауэра кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

30 января 1957 года американский конгресс принял доктрину, которую предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр. В своём выступлении он заявил о намерении защищать страны Среднего Востока от любых агрессоров — в первую очередь от Советского Союза. Что подтолкнуло Эйзенхауэра создать этот проект и к каким последствиям привела его реализация — в материале RT.

Какие интересы скрывались за этими красивыми альтруистическими лозунгами?

Египет против Запада и Израиля

Израиль воевал с арабскими государствами уже восемь с половиной лет. Любые попытки западных стран примирить враждующие стороны заканчивались неудачей: ни Египет, представляющий арабские страны, ни Израиль не хотели идти на уступки.

Отношения между Египтом и европейскими державами оставляли желать лучшего. Египет, будучи суверенным государством, не хотел мириться с присутствием на его территории английских солдат. Новое правительство под руководством Абделя Насера настояло, чтобы британские войска покинули территорию страны до июля 1956 года. Но Англия была крайне заинтересована в контроле над Суэцким каналом (он проходит между Красным и Средиземным морями), через который нефть Персидского залива попадала в Европу. Великобритании принадлежало 44% акций канала. Францию тоже не устраивал рост националистических настроений в регионе: она опасалась восстания в принадлежащем ей Алжире.

Не ладил Египет и с США: Израиль был верным союзником Соединённых Штатов в регионе, поэтому американское правительство отказалось предоставлять оружие и кредиты египтянам, из-за чего последние стали закупать советскую технику и боеприпасы. Последней каплей для правительства Насера стал отказ американцев предоставить обещанную помощь при строительстве Асуанской плотины. 26 июля 1956 года Египет, выкупив все акции Суэцкого канала, национализировал его, чем значительно усложнил транспортировку нефти западным странам и США.

Сложившаяся ситуация была на руку Советскому Союзу, который, как и Соединённые Штаты, хотел приобрести влияние на Востоке. Сближение началось в 1955 году, когда Америка и Великобритания отказали Насеру в продаже оружия. СССР тут же наладил поставку своих боеприпасов и техники через Чехословакию в Египет.

Ранним утром 22 октября 1956 года в обвитой плющом вилле, расположенной в туманном предместье Парижа, начали собираться высокопоставленные гости. Министр иностранных дел Франции жмёт руку премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону, после обеда к ним присоединяется министр иностранных дел Великобритании Селвин Ллойд. Помимо них на встрече присутствуют министры обороны и начальники генштабов. Переговоры ведутся двое суток: все собравшиеся понимают, что им предстоит начать войну.

И закончилась 7 ноября того же года. Неожиданным противником союза Великобритании, Франции и Израиля стали США и ООН. Соединённые Штаты, с одной стороны, не состояли в дружеских отношениях с Египтом и не одобряли его связей с СССР, а с другой — хотели доказать своё превосходство над западными коллегами и вывести Суэцкий канал из-под англо-французского владычества в общее пользование. Поэтому американское правительство развернуло антивоенную кампанию только 2 ноября, хотя разведка уже давно докладывала президенту о готовившихся боевых действиях. ООН ввела на египетскую территорию миротворческие войска.

60 лет назад, 23 октября 1956 года, началось восстание в Будапеште. Всё происходившее в последующие две недели продемонстрировало миру.

Не менее важным в разрешении конфликта оказалось участие СССР. К ноябрю 1956 года восстание в Венгрии, на которое очень рассчитывали западные страны, было подавлено, и Советский Союз смог переключиться на Восток. Главным оружием Никиты Хрущёва стал блеф: он отправил в Тель-Авив, Лондон, Париж и Вашингтон письма, в которых говорилось о готовности СССР нанести ядерный удар. На самом же деле Советский Союз не обладал ракетами такой дальности и мощности, чтобы уничтожить Великобританию и Францию.

Хрущёв рассчитывал, что до военного конфликта дело всё-таки не дойдёт, и расчёты его оправдались: западные страны и Израиль решили не рисковать и вывести войска из региона.

США закрепляются на Востоке

Но резко возросшее влияние СССР в восточном регионе и всплеск националистических настроений заставили президента Дуайта Эйзенхауэра и главу ЦРУ Аллена Даллеса принять дополнительные меры. Уход Франции и Англии создал политический вакуум, который мог быть заполнен Советским Союзом. Своей доктриной, экстренно принятой в начале 1957-го, Эйзенхауэр стремился закрепить регион за США.

Доктрина впервые была применена в апреле того же 1957 года. Король Иордании Хусейн попросил у американского правительства поддержки в случае вмешательства извне (под этим он подразумевал угрозу, исходящую от СССР и Израиля). Эйзенхауэр сомневался, что эти страны действительно опасны для Иордании, но ввёл американские военные суда в Восточное Средиземноморье, чем предотвратил сближение Сирии и Египта. При этом США снова продемонстрировали полную независимость от западных стран: Великобритания, очень рассчитывавшая на сотрудничество с США на востоке, ничего не знала о перемещении военных сил.

Второй раз доктрина использовалась для подавления гражданской войны в Ливане. В стране обострялись противоречия между христианами и мусульманами, поэтому президент Камиль Шамун попросил помощи у США. Американские войска быстро подавили зарождающийся конфликт. Стало ясно, что Соединённые Штаты не намерены уступать своё влияние на Востоке.

Но и Советский Союз отступать был не намерен. Осенью 1957 года Президиум ЦК КПСС подписал указ о предоставлении Египту кредита в 700 миллионов рублей для покупки советского оружия. А через десять лет — летом 1967 года — СССР снова продемонстрировал международному сообществу свою крепкую дружбу с арабским миром: после сокрушительных ударов, которые Израиль нанёс своим давним противникам, Советский Союз разорвал дипломатические связи с Тель-Авивом и сообщил мировой общественности о своей готовности применить оружие. Ультиматум снова возымел действие, и израильские войска отступили.

Но самым большим успехом для советского правительства стало военное присутствие СССР в Египте в 1967—1972 гг. Советские военнослужащие принимали активное участие в боевых действиях против израильской авиации, они имели исключительное право пользоваться пятью египетскими портами и восемью аэропортами, а египетские офицеры обучались в советских военных академиях.

Столь тесное сотрудничество закончилось с приходом нового президента, Анвара Садата, в 1970 году. Он начал переговоры с США, которых считал более могущественным союзником. В таких условиях советские войска не могли оставаться на территории Египта. Таким образом, Америка добилась цели, которую преследовала доктрина Эйзенхауэра, только через 15 лет после её принятия.

Доктрина Эйзенхауэра была сформулирована президентом Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр перед Конгрессом Соединенных Штатов по 5 января 1957 г. . Он заключается в ограничении дестабилизации стран Ближнего Востока, которая может привести к введению и развитию коммунизма , благодаря экономической и военной помощи.

Резюме

Контекст

Речь также идет о сохранении американского влияния в этих стратегических регионах добычи нефти. Помимо обеспечения правовой основы для их интервенций в этом стратегическом регионе, именно через доктрину Эйзенхауэра Соединенные Штаты обязуются предоставлять экономическую и военную помощь любой стране на Ближнем Востоке, которая запрашивает ее, с целью обеспечения и защиты территориальная целостность и экономическая независимость этих стран против открытой вооруженной агрессии со стороны любой страны, контролируемой международным коммунизмом.

Доктрина будет применяться во время кризиса 1958 года в Ливане .

Содержание

  • Доктрина Эйзенхауэра (англ. Eisenhower Doctrine) — внешнеполитическая программа (доктрина), объявленная президентом США Д. Эйзенхауэром в послании Конгрессу США 5 января 1957-го года.

Связанные понятия

Иракские бесполётные зоны были введены международной коалицией после завершения войны в Персидском заливе (1991) для обеспечения безопасности курдского и шиитского населения в Ираке и просуществовали до начала Иракской войны (2003).

Теория домино, теория падающего домино или эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.

Национальный пакт (араб. لميثاق الوطني‎) — неписанное соглашение, которое заложило основу Ливана как многоконфессионального государства, существующее по сей день. Пакт был заключён летом 1943 года, после переговоров между лидерами шиитской, суннитской и маронитской общин.

Ката́иб Хезболла́ (араб. كتائب حزب الله‎) — шиитская военизированная группировка, действующая на территории Ирака и Сирии.

Балансирование на грани (англ. brinkmanship) — приём переговоров (обычно в дипломатии, но используется также в бизнесе), когда одна из сторон переговоров подталкивает события к нежелательной для обеих сторон, часто катастрофической, развязке, в расчёте на то, что в последний момент другая сторона в целях самосохранения уступит, так что в итоге удастся избежать катастрофы и получить односторонние преимущества. В дипломатии катастрофической развязкой обычно является война, что породило в русском языке.

Пурпурная линия — демаркационная линия между Израилем и Сирией после окончания Шестидневной войны 1967 года. В период 1967—1973 гг. Пурпурная линия являлась местом проникновения групп террористов. После Войны Судного дня видоизменилась и до сего дня является линией прекращения огня. Линия, длиной 65 км с севера на юг и 27 км с запада на восток, включает площадь около 1260 км2.

Египетские вооружённые силы (араб. القوات المسلحة المصرية‎) — военная организация Арабской Республики Египет, предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.

Евро-средиземноморское партнёрство (или Барселонский процесс) — процесс межгосударственного сотрудничества, начатый в рамках барселонской евро-средиземноморской учредительной конференции министров иностранных дел в Барселоне (Испания) 27-28 ноября 1995 года.

Многонациональные силы в Ливане (Multinational Force in Lebanon или MNF) — международная миротворческая группировка, отправленная в Ливан в 1982 году во время гражданской войны в стране. Многонациональные силы должны были обеспечить стабильность обстановки в Ливане, однако в долгосрочной перспективе не достигли своих целей и были выведены из страны в 1984 году, понеся большие потери в результате террористических акций шиитских боевиков.

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Военная помощь — межгосударственная помощь для военных нужд, которая может состоять из финансовых потоков, поддержки в обучении армии, флота, авиации и так далее или поставок военного оборудования.

Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Мультилатерали́зм — организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнёрами.

Политическое соглашение (англ. Treaty; agreement, contract) — договоренность, как правило, письменная, о взаимных обязанностях сторон, о взаимодействии субъектов политического процесса.

Стратегия национальной безопасности — стратегия борьбы с терроризмом в Соединённых Штатах Америки в 2002 и 2006 годах.

Английская военная акция в Иордании в 1958 году — ввод английских войск на территорию Иордании с целью подавить национально-патриотическое движение, сохранить монархию и господствующие позиции британских монополий, а также оказать поддержку США (Ливанский кризис 1958 года).

Великое Сомали (сомал. Soomaaliweyn) — политический термин, применяемый относительно предполагаемого объединённого государства всех коренных сомалийцев, включающего в себя британское, итальянское (в настоящее время — Сомали), французское (в настоящее время — Джибути), эфиопское Сомали (Огаден), а также северо-восточную провинцию Кении. Некогда (в частности в связи с активным сепаратизмом Огадена) имевшиеся перспективы создания Великого Сомали к настоящему времени утрачены ввиду дезинтеграции Сомали.

Египетский национализм относится к национализму египтян и египетской культуры. Египетский национализм, как правило, гражданский национализм, подчёркивающий единство египтян, независимо от их этнической принадлежности или религии. Египетский национализм в первую очередь проявляется в фараонизме, который появился в XIX веке и определял Египет как уникальную и независимую политическую единицу в мире со времен фараонов в Древнем Египте. Арабский, на котором говорят в современном Египте, и египетский.

Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية‎, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.

Республика Польша — государство в Центральной Европе, являющееся членом Европейского союза и НАТО. За последние годы Польша значительно расширила свою роль и укрепила позиции в отношениях со странами Европы и Запада, поддерживая и устанавливая дружественные отношения, как с Западным миром, так и с другими европейскими державами.

Высылка дипломатов — высылка из страны иностранных дипломатических представителей. Следует различать объявление отдельного дипломата persona non grata и высылку всех дипломатов какого-либо государства.

Насеризм (التيار الناصري: ат-таяр ан-насери - движение Насера) — панарабское социалистическое движение, основателем которого был Гамаль Абдель Насером.

Вьетнамизация (англ. Vietnamization) — название политики администрации Никсона в отношении войны во Вьетнаме, сформулированной в 1969 году.

Ливийская Арабская Республика — государство в Северной Африке, созданное после военного переворота в Ливии 1969 года, упразднившего монархию. Существовала с 1969 по 1977 г.

Пакт (от лат. pactum — договор, соглашение) — одно из наименований различного рода международных договоров, имеющих большое политическое значение (например, .Пакт-3,14 -К 2), ограниченное временем по соглашению сторон, заключающих тот или иной пакт как правило в устной форме обращения.

Несостоявшееся государство, провалившееся государство (англ. Failed state) — термин, применяемый для обозначения государства, которое не может поддерживать своё существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица.

Сде́рживание (англ. deterrence, containment) — геополитическая теория, разработанная американским дипломатом Джорджем Кеннаном в 1940-х. Теория сдерживания неразрывно связана с концепцией взаимно-гарантированного уничтожения, которая обеспечивает поддержание мира на основе неизбежности тотального возмездия противника в случае нанесения по нему первого удара. Эта теория легла в основу советско-американских отношений и мировой политики как таковой во второй половине XX века. Основные положения теории.

Ядерный шантаж — внешнеполитическая доктрина, в которой государство-обладатель ядерного оружия путём запугивания и угрозы применения ядерного оружия пытается добиться от противника определенных действий в свою пользу.

Иранский кризис — международный конфликт между СССР с одной стороны, Ираном и Западными странами — с другой, произошедший в 1946 году и связанный с присутствием, активизацией и выводом советских войск из оккупированных областей Ирана.

Антиатлантизм (англ. Anti-Atlanticism) или Антизападные настроения, антизападничество (англ. Anti-Western sentiment) — собирательное название идеологии и геополитической мысли, заключающейся в неприятии ряда материальных и духовных ценностей Западного мира (в том числе и отдельных европейских ценностей) отдельными личностями, нежелании осуществлять сближение с военно-политическим блоком NATO (Организацией Северо-Атлантического договора, от наименования которой и происходит название идеологии) и непризнании.

Стамбульская инициатива о сотрудничестве (сокр. СИС; англ. Istanbul Cooperation Initiative (ICI)) — проект, целью которого является содействие сотрудничеству между странами Персидского залива и НАТО. В СИС входят Бахрейн, Катар, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты.

Региона́льная держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств, которые благодаря своему экономическому и военному потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему международных и международно-правовых отношений в отдельных макрорегионах Земли, значительно превышающее таковое у соседних государств вплоть до региональной гегемонии.

Моральное равенство (англ. moral equivalence) — приём в политических дебатах. Сводится к утверждению невозможности доказательства морального превосходства одной из сторон в отношении действий, тактики и т.п. Впервые был упомянут в работе Уильяма Джеймса The Moral Equivalent of War (1906). Применяется для оправдания собственных неблаговидных действий за счёт указания на предположительно такие же действия противной стороны. Этот термин имел некоторое хождение в дискуссиях, касательно Холодной войны.

Новый антисемитизм (англ. New antisemitism) — существующая, по мнению ряда источников, форма антисемитизма. Эти источники считают, что во второй половине XX века и начале XXI века появилась и развился новый вид антисемитизма, который появился одновременно из правой и левой частей политического спектра и радикального ислама и который главным образом пытается представить себя оппозицией по отношению к сионизму и Государству Израиль.

Этнократия (от др.-греч. ἔθνος — народ и κράτος — власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей определённого народа, строй, порождённый господством элиты какого-либо этноса.

Индокитайские войны — используемое в западной военно-исторической литературе название вооружённых конфликтов, происходивших в Индокитае (Юго-Восточной Азии) с 1946 по 1991 год. Само название употребляется довольно часто, однако хронологические и географические рамки этих войн чётко не установлены, что позволяет каждому автору интерпретировать их по-своему.

В моем послании о положении в стране я сделаю обзор общей международной обстановки. Во всем мире существуют надежды, которые мы с известным основанием разделяем, а также обязательства, которые мы должны выполнять для обеспечения свободы, включая нашу собственную.

Сложилась, однако, особая ситуация на Среднем Востоке, которую я должен изложить вам уже сейчас.

Прежде чем я это сделаю, следует напомнить, что нашей основной национальной целью в международных делах является мир — мир во всем мире, основанный на праве. Такой мир, чтобы стать прочным, должен охватывать все области, все народы мира. Не существует государств, больших или малых, с которыми мы отказались бы вести переговоры при взаимной доброй воле терпеливо и с решимостью добиться лучшего взаимопонимания между нами. Из такого понимания должны вырасти, и в конечном счете вырастут, вера друг в друга и взаимное доверие — обязательные составные части программы мира и планов по избавлению всех нас от бремени создания дорогостоящих вооружений. Наше правительство неустанно работает ради достижения этих целей, день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Но, прежде чем будет достигнута та мера успеха, которая увенчает наши усилия по обеспечению мирного существования всех государств, мы должны в интересах мира оставаться бдительными и сильными.

Ситуация на Среднем Востоке достигла критической точки в своей долгой и сложной истории. На протяжении последних десятилетий многие страны этого региона не были полностью самоуправляемыми. Другие государства обладали значительным влиянием в регионе, и безопасность в нем в значительной мере обеспечивал ась их мощью. Но со времен Первой мировой войны там отмечалось неуклонное развитие в направлении к самоуправлению и независимости. Этот ход событий приветствовался и поощрялся Соединенными Штатами. Наша страна безоговорочно поддерживает полный суверенитет и независимость каждого и всех государств Среднего Востока.

Эволюция в направлении к достижению независимости была в основном мирным процессом. Но в регионе часто происходили волнения. Постоянные взаимные проявления недоверия и страха, сопровождаемые вторжениями и нарушениями национальных границ, привели к весьма напряженной, нестабильной обстановке на значительной части территории Среднего Востока. Совсем недавно там начались военные действия, в которые оказались вовлечены западноевропейские страны, когда-то пользовавшиеся большим влиянием в этом регионе. Помимо всего прочего, имевшее место в октябре относительно серьезное военное нападение Израиля I усилило основные противоречия между этим государством и его арабскими соседями. Эта нестабильность осложнялась, а порой и использовалась международным коммунизмом.

Правители России давно пытались установить свое господство на Среднем Востоке. Это было при царях и остается при большевиках. Причины тому найти нетрудно. Н ичто не угрожает безопасности России, поскольку никто не лелеет планов использовать Средний Восток в качестве плацдарма для агрессии против России. У США таких идей никогда не возникало.

Советскому Союзу нечего опасаться Соединенных Штатов на Среднем Востоке или где-либо еще в мире, если его лидеры сами не прибегнут первыми к агрессии.

Я делаю это заявление со всей серьезностью и решительностью.

И собственные экономические интересы России в этом регионе не дают ей оснований стремиться доминировать на Среднем Востоке. Россия не пользуется в сколько-нибудь значительной степени Суэцким каналом и не зависит от него. В 1955 году советские перевозки по каналу составляли всего около 1 процента общего объема перевозок. Советы не нуждаются в нефтяных запасах, составляющих основное естественное богатство региона. Дело в том, что Советский Союз сам является крупным экспортером нефтепродуктов.

1.jpg

В основе интереса России к Среднему Востоку лежат исключительно политические соображения силового характера. Учитывая объявленные ею намерения коммунизировать мир, легко понять ее надежду на установление господства над Средним Востоком.

Этот регион всегда был перекрестком континентов Восточного полушария. Суэцкий канал позволяет государствам Азии и Европы вести торговлю, столь важную для них, если они намерены поддерживать всесторонне развитую и процветающую экономику.

Средний Восток представляет собой ворота между Евразией и Африкой. На его территории сосредоточены две трети разведанных мировых запасов нефти, что покрывает нефтяные нужды многих государств Европы, Азии и Африки. Особенно зависят от поставок со Среднего Востока государства Европы, причем эта зависимость проявляется как в сфере транспортирования, так и в сфере добычи. Это было убедительно продемонстрировано после закрытия Суэцкого канала и отключения некоторых нефтепроводов. В случае необходимости могут быть разработаны как альтернативные транспортные пути, так и альтернативные источники энергии. Но все это не рассчитано на ближайшую перспективу.

Все эти соображения подчеркивают огромную важность Среднего Востока. Если государства этого региона потеряют свою независимость, если над ними станут доминировать иноземные силы, враждебно настроенные в отношении свободы, это станет трагедией для региона и для многих других свободных государств, чья экономическая жизнь окажется подвергнутой чуть ли не удушению. Опасность будет угрожать Западной Европе, как если бы никогда не было плана Маршалла или Организации Североатлантического договора. Серьезной опасности были бы подвергнуты и свободные государства Азии и Африки. И страны Среднего Востока потеряли бы рынки, от которых зависит их экономика. Все это привело бы к неблагоприятным, если не разрушительным, последствиям для экономической жизни нашего собственного государства и его политических перспектив.

Существуют также и другие соображения, выходящие за рамки сугубо материальных. Средний Восток является колыбелью трех великих религий — мусульманской, христианской и иудейской. Мекка и Иерусалим это нечто большее, чем просто наименования на карте. Они символизируют религии, которые учат, что духовное преобладает над материальным и что человек обладает достоинством и правами, которых его не вправе лишить ни одно деспотичное правительство. Было бы недопустимо, если бы эти святые места Среднего Востока подверглись гнету со стороны строя, восхваляющего атеистический материализм.

Конечно, международный коммунизм стремится замаскировать свои цели установления господства над миром высказываниями доброй воли и внешне привлекательными предложениями своей политической, экономической и военной помощи. Но любое свободное государство, являющееся объектом советского заманивания, должно проявить элементарную мудрость, чтобы заглянуть под маску.

Вспомните Эстонию, Латвию и Литву. В 1939 году Советский Союз заключил пакт о взаимопомощи с этими тогда независимыми странами; и советский министр иностранных дел в своем обращении к чрезвычайной первой сессии Верховного Совета в октябре 1939 года во всеуслышание торжественно заявил: «Мы стоим за тщательное и точное соблюдение пактов на основе полной взаимности, и мы объявляем, что все бессмысленные разговоры о советизации Прибалтийских стран ведутся лишь в интересах наших общих врагов и всех антисоветских провокаторов,). И тем не менее в 1940 году Эстония, Латвия и Литва были насильственно присоединены к Советскому Союзу.

Насильственный советский контроль над государствами-сателлитами Восточной Европы продолжает существовать, несмотря на выданные во время Второй мировой войны торжественные заверения в противоположных намерениях. Смерть Сталина принесла надежду, что такая практика изменится. И мы прочли в Варшавском договоре 1955 года, что Советский Союз будет следовать в странах-сателлитах принципам взаимного уважения к их независимости и суверенитету и невмешательства во внутренние дела. Но мы только что стали свидетелями порабощения Венгрии грубой вооруженной силой. В результате венгерской трагедии уважение и вера мира в советские обещания пали еще ниже. Международный коммунизм стремится к легко опознаваемому успеху.

Итак, мы имеем дело с простыми и неоспоримыми фактами:

1) Средний Восток, который всегда представлял соблазн для России, сегодня является для международного коммунизма еще более желанной, чем когда-либо, наградой;

2) советские правители продолжают демонстрировать, что они не остановятся ни перед чем, чтобы добиться желаемых целей;

3) свободные государства Среднего Востока нуждаются в дополнительной поддержке, и большинство из них стремится заручиться ею для того, чтобы продолжать оставаться независимыми.

При всех обстоятельствах, которые я вам изложил, самая большая ответственность лежит сейчас на Соединенных Штатах. Мы продемонстрировали, не оставляя ни у кого сомнений на этот счет, нашу верность принципу, что в международном масштабе сила не будет при меняться в каких-либо агрессивных целях и что целостность и независимость государств Среднего Востока должны оставаться нерушимыми. История знает не много примеров того, когда приверженность государства своим принципам подвергалась бы столь жесткому испытанию, как это произошло с нами в последние несколько недель.

Широко известно, причем не только на Среднем Востоке, что Соединенные Штаты не стремятся к политическому или экономическому господству над другими людьми. Нашим желанием является создание в мире атмосферы свободы, а не рабства. В то же время многие, если не все, государства Среднего Востока осознают опасность, которая исходит от международного коммунизма, и приветствуют более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, с тем чтобы реализовать для себя объявленные Организацией Объединенных Наций цели независимости, экономического благополучия и духовного роста. Если Среднему Востоку предстоит по-прежнему выполнять свою географически определенную роль связующего звена между Востоком и Западом, если его огромным экономическим ресурсам суждено служить благополучию населяющих его народов и если его культуры, религии и другие святыни подлежат сохранению для поднятия духа народов, то в этом случае Соединенные Штаты должны еще яснее выразить свою готовность поддержать независимость свободолюбивых государств этого региона.

В этих обстоятельствах я счел необходимым обратиться к конгрессу за сотрудничеством. Только при таком сотрудничестве мы сможем сделать все необходимое для отпора агрессии, для придания мужества и уверенности тем, кто посвятил себя делу свободы, и предотвратить таким образом события, которые поставят весь свободный мир перед серьезной угрозой. Ранее Соединенные Штаты опубликовали несколько президентских деклараций, касающихся Среднего Востока… Тем не менее неопределенность сложившейся ситуации и рост угрозы, исходящей от международного коммунизма, убеждают меня в том, что принципиальная политика Соединенных Штатов должна найти выражение в совместных действиях конгресса и главы исполнительной власти. Кроме того, наша обоюдная решимость должна быть сформулирована таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что в случае необходимости наши слова будут подкреплены действиями.

У предлагаемых мной действий будут следующие отличительные черты. Во-первых, в результате этих действий Соединенные Штаты получат право помогать любому государству или группе государств Среднего Востока в развитии их экономической мощи, направленной на сохранение национальной независимости.

Во-вторых, в результате этих действий глава исполнительной власти будет уполномочен реализовывать в этом же регионе программы военной помощи и сотрудничества с любым государством или группой государств, желающих такой помощи.

В-третьих, в результате этих действий будут санкционированы такие формы помощи и сотрудничества, которые будут включать применение вооруженных сил Соединенных Штатов для обеспечения и защиты территориальной целостности и политической независимости любого государства, запросившего такую помощь, для отражения открытой вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства, контролируемого международным коммунизмом.

2.jpg

Эти меры должны будут соответствовать договорным обязательствам Соединенных Штатов, включая Устав Организации Объединенных Наций, и действиям или рекомендациям ООН. В случае вооруженного нападения эти меры будут также подпадать под неоспоримый контроль Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В-четвертых, настоящее предложение уполномочит президента использовать в экономических и военных оборонительных целях суммы, ассигнованные по Закону о взаимной безопасности (1954 г.) с поправками к нему, независимо от существующих ограничений.

Предлагаемый законодательный акт не должен будет предусматривать выделения ассигнований, поскольку я считаю, что для определяемых мной мер уже выделенных фондов будет достаточно вплоть до конца текущего отчетного года, завершающегося 30 июня. Однако я намерен запросить выделение 200 миллионов долларов в каждом очередном законопроекте на 1958 и 1959 годы для целевого использования в регионе в дополнение к средствам на другие программы совместной безопасности, которые отныне будут утверждаться конгрессом.

Эта программа не решит всех проблем Среднего Востока. Не исчерпывает она и всего комплекса политических решений, касающихся этого региона. Существуют проблемы Палестины и взаимоотношений Израиля с арабскими государствами, а также судьбы арабских беженцев. Существует и проблема будущего статута Суэцкого канала. Эти трудности осложняются мировым коммунизмом, но они существовали бы и совершенно независимо от этой угрозы. Предлагаемый мной законопроект не рассчитан непосредственно на решение этих проблем. Этими вещами занимается Организация Объединенных Наций, и мы поддерживаем ООН. Соединенные Штаты четко заявили (в частности, в обращении госсекретаря Даллеса от 26 августа 1955 года), что мы намерены оказать всемерную помощь Организации Объединенных Наций в решении основных проблем Палестины.

Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на противостояние опасности коммунистической агрессии, прямой или косвенной. Крайне необходимо, чтобы отсутствие достаточной военной мощи в регионе было восполнено не внешней или враждебной силой, а возросшей энергией и повышением обороноспособности независимых государств региона.

И, как я уже указал, нам следует также внести экономический вклад в дело усиления этих стран или групп стран, правительства которых решительно посвятили себя делу сохранения независимости и сопротивления подрывной деятельности. Такие меры обеспечат наилучшую гарантию от коммунистических посягательств. Одних слов недостаточно.

Позвольте мне еще раз обратиться к вопросу запрашиваемых полномочий на использование вооруженных сил Соединенных Штатов для оказания помощи в защите территориальной целостности и политической независимости любого государства региона от коммунистической вооруженной агрессии. Такие полномочия не будут использованы, если подвергшееся нападению государство не выразит соответствующего желания. Кроме всего прочего, я очень надеюсь, что вообще никогда не возникнет необходимости использовать эти полномочия.

Настало время вновь продемонстрировать наше национальное единство в защите свободы и проявить наше глубокое уважение к правам и независимости всех государств, как больших, так и малых. Мы хотим не насилия, а мира. Этой цели мы должны сейчас посвятить наши усилия, нашу решимость и полностью самих себя.

Читайте также: