Зарождение российского либерализма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеология и общественное движение, по целям своим направленные на обеспечение прав личности. В отношении же средств либерализм нацелен на реформы, компромиссные решения, убеждения и т.п.; плохо сочетаясь с насилием, либерализм в этом отношении резко противостоит революционным идеологиям всех направлений. В современной научной литературе это явление рассматривается как общеевропейский феномен, возникший при переходе от Средневековья к Новому времени.

Западники и славянофилы

Предреформенный период

Земство

Кружок "Беседа". Журнал "Освобождение". "Союз Освобождения"

Манифест 17 октября 1905 года. Кадеты и октябристы

Прогрессисты

Позже всех из значительных либеральных партий, под занавес существования царской России, в 1913 году сформировалась партия прогрессистов. Партия эта в своих немногочисленных рядах объединила молодых, энергичных и очень богатых людей – крупных московских предпринимателей, среди которых наиболее значимую роль играли А.И. Коновалов и братья П.П. и В.П. Рябушинские. Разделяя во многом политические позиции кадетов, они сходились с октябристами в стремлении всячески способствовать капиталистическому предпринимательству. Прогрессисты претендовали на роль силы, способной сплотить все либеральное движение, и активно работали в этом направлении – прежде всего, в думе. В создании в годы Первой мировой войны знаменитого Прогрессистского блока, объединившего почти все оппозиционные фракции и в определенной степени повлиявшего на крушение монархии, эта партия сыграла важную роль.

Либерализм Чичерина

Ведущий представитель раннего русского либерализма Борис Чичерин сочетал либеральные идеи с идеями национального строительства и нации как модернизирующего феномена. Молодой Чичерин в годы становления либерализма 1850-х годов, использовал инструментальный подход к либерализму. При этом либерализм служил конкретной цели – объединить людей и сформировать сообщество активных граждан, чтобы Россия могла модернизироваться. Чичерин был озабочен формированием современного национального государства, а не установлением народного правления или всеобщих политических прав. В этом смысле его мышление хорошо вписывается в то течение, которое в контексте Османской империи было названо модернистским национализмом.

Много внимания Чичерин уделял теме свободы. Он считал, что свободная деятельность индивидов – бессознательный инструмент.

Субъективная свобода – это инструмент исторического движения, окончательность которого состоит в реализации объективных определений свободы, высшим выражением которой является Государство.

Однако субъективная свобода, атрибут человека как разумного существа, не может быть сведена к уровню простого инструмента, она всегда остается самоцелью. Задача истории – примирить два принципа: объективную свободу и субъективную свободу. Прогресс ума происходит последовательно, историческое движение не может отрицать прошлое, оно поднимает его на более высокую ступень и сохраняет его в настоящем.

Готовые работы на аналогичную тему

Для Чичерина наиболее важными были два принципа:

Эти принципы постоянно противоречат друг другу, при том что оба они вписаны в человеческую природу. Народы стремятся следовать обоим, так как они необходимы для их развития. История – это постоянная попытка примирить несовместимое.

Государство – это высший союз, который, объединяет в себе все цели человека. Ему предстоит разрешить постоянное противоречие между двумя противоположными принципами. Государство – сложный организм; в нем сочетаются различные и даже противоречивые элементы, которые могут объединиться, только ограничившись друг другом. Свобода должна подчиняться власти, закону, порядку; и наоборот, власть должна быть ограничена в пользу свободы, дав последней пространство, которого она заслуживает, и даже возможность влиять на общие дела.

Чичерин как убежденный западник

Западнизм Чичерина уходит корнями в его философию истории. Концепция истории как прогресса человечества отражает принадлежность Чичерина к западным традициям русской философии: он убежден, что историческое развитие всех народов подчиняется одним и тем же законам и что все государства проходят через одинаковые социальные этапы в их развитии.

Все государства современной Европы живут одной и той же исторической жизнью, каждое по-своему развивает общий принцип – принцип свободы. Чтобы выйти из состояния анархии и раздробленности средневековья, все европейские народы должны подчиниться королевской власти, единственной, способной бороться с частными силами для установления государственного порядка.

Россия следует тому же образцу. Однако, к своему несчастью, в силу прежде всего географических особенностей, монархия принимает форму самодержавия, единственного, способного обеспечить сплоченность бесконечных пространств и населения, рассеянного в едином государстве. Поэтому в России монархия была отправной точкой и ориентиром всего исторического развития жизни народа. Поэтому Чичерин видел в автократии верх монархии.

Взгляды К. Д. Кавелина на государство

С 1840-х годов развитие теории обычного права шло особенно активно. Попытки связать развитие права с государством были предприняты Кавелиным. Именно он подчеркнул тесную связь законодательных актов и обычаев. По его мнению, законодательные акты должны изучаться применительно ко всей повседневной жизни, в которой рождаются отдельные юридические факты, и в которых нужно искать единство в случае отсутствия между ними прямой связи.

Взгляды К. Д. Кавелина на государство отражали идеи европейских либералов. В отличие от Чичерина, Кавелин полагал, что принципы институционального дизайна европейских государств невозможно перенести в Россию. В частности, неразвитость правового сознания не позволяет России следовать по стопам европейского либерализма.

Кавелин отмечал, что России необходимы административные преобразования, но без нарушения принципа самодержавия. По его словам, Россия

"есть единственная страна в мире, где возможен твердый законный порядок и широкие гражданские свободы при полноте самодержавной власти".

Именно централизация системы управления должна была положить конец бюрократическому произволу, что позволило бы качественно улучшить положение дел в Российской империи. Важно отметить, что именно монархию Кавелин считал наиболее оптимальной формой правления для социально-политического развития России.

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм - кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Определение либерализма

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

Либерализм

К основным идеям относятся:

права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Джон Локк

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Монтескье

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Классический либерализм

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

классический либерализм;

неолиберализм;

социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Либерализм Адама Смита

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

Неолиберализм

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

защита прав и свобод граждан;

поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

5cR

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.



Точно сказать в какой эпохе в России появились либеральные идеи, будет сложно. Такая тенденция была еще и при Иване V, к примеру, либералом того времени можно назвать русского боярина и посла Василия Васильевича Голицына. Голицын был фаворитом царицы Софьи Алексеевны. Этот человек заслужено получил титул сторонника реформаций, поскольку он излагал мысли об отмене крепостного права, сближение с западной Европой, дарование религиозной свободы, однако его незаслуженно заносили в список врагов Петра Великого.

Однако временем первого полноценного пришествия либерализма на русские земли можно посчитать петровские годы. Петр I Великий держал курс на Европу, своей политикой он открыл дорогу либерализму в умы русской интеллигенции. Пришествие либерализма на территории российского государства не является чем-то необычным, это было результатом закономерных явлений глобализации тех эпох и социально-политических отношений внутри России. Либеральные принципы отображались во времена правления Петра I весьма редко, ведь за европейскими реформами император принес и восточный деспотизм по методу реализации этих реформаций. Как либертарного деятеля времен петровской России можно обозначить князя Дмитрия Михайловича Голицына. Князь Голицын был одним из приближенных к Петру личностей, а после смерти Петра II он стал членом Верховного тайного совета. Продвигая в России идеи введения конституционного монархизма, он стал основоположником первого проекта российской конституции.

Но увлечение буржуазных классов идеями либерализма сыграли свою роль немного позже, заложив бомбу замедленного действия под фундамент русского этатизма и подготовив почву для постройки новой основы – русского либерализма.

Вторым пришествием либерализма можно считать политику Просвещенного абсолютизма. Восхождение на престол императрицы Екатерины II Великой знаменовало переход российского государства на рельсы новых порядков, основная суть которых заключалась в критике феодального строя, старой политики европейских держав. Русская либеральная интеллигенция смотрела в сторону опыта европейских начинаний, а именно в сторону прогрессивной Франции. Сама императрица в своих наказах избирательно придерживалась идей европейских философов-просветителей Иммануила Канта, Дени Дидро, Вольтера. В 1765 году было учреждено Вольное экономическое общество, годом ранее было отделение церкви от власти посредством передачи церковных земель в государственные владения, реформа образования, передача права получать образование всем сословиям, запрет продажи крестьян в 1771 году.

Окончательно либеральную идею Екатерина II не приняла. Она отрицательно отреагировала на революцию во Франции, не поддерживала идеи Руссо и Локка об общественном договоре, придерживалась политики монархического самодержавия. Частичным наставником Екатерины II стал князь умеренных либеральных взглядов, российских дипломат Никита Иванович Панин. Князь Панин разработал один из первых российских конституционных проектов.

На введение политики консервативного этатизма последовала реакция от либеральной интеллигенции, но если одни возмущались, то другие люди подготавливали план по государственному перевороту. Примерами таких людей были члены тайных обществ – Общество истинных и верных сынов Отечества, Северное общество, Южное общество, позже их назвали декабристами. Идеи декабристов частично пересекались с либеральной идеологией, и своими целями они ставили уничтожение крепостного права, смена системы государственного правления. Декабристы были не едины в деталях своих целей и способах их реализации, и их несобранность сыграла важную роль в провале восстания декабря 1825 года. План революционеров не осуществился, на престол всходит Николай I Незабвенный. Новый правитель продолжает проводить авторитарную политику, усиливая цензуру и ужесточая законы.

Четвертый период, внесший вклад в развитие русского либерализма, был временем правления Николая I. Благодаря авторитарной политике нового императора, либерально-реформистские силы в стране снова начали организовываться, и самыми яркими их представители стали либералы западники и либералы славянофилы. Свою популярность эти движения обрели примерно в 1840-х годах.

Западники выступали за выборочную преемственность европейских практик для построения либерально-демократичного государства. Основателем либерального западничества можно считать философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева. Движение либералов западников было неоднородным, западники часто расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить систему ценностей, которых придерживалось большинство представителей западнического движения. Западники поддерживали Петра I и видели в нем монарха-реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной Европы. Основным объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в России, и как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и Франции, установить в России парламентскую монархию. Западники считали Европу центром мирового прогресса и предполагали, что Россия должна равняться в некоторых пунктах на европейские державы.

Но для нашего движения более интересна философия либералов славянофилов. Либералы славянофилы были сторонниками развития России по своему особому пути. Основоположником либерального славянофильства можно считать богослова, философа Алексея Степановича Хомякова. Идеологию славянофилов можно определить как шаг к становлению русского национал-либерализма. Либералы славянофилы рассматривали православие и христианский гуманизм как путь к русскому национальному самосознанию. Тот же Хомяков, наравне с либеральными философами-просветителями, выступал за светлые идеалы гуманизма, всячески проповедовал идею о превосходстве разума человеческого. Однако, несмотря на все свои различия, западники и славянофилы имели общие цели – они желали отменить крепостное право, сделать Россию правовым государством, увеличить количество прав и свобод для людей.

Эрой русского либерального Ренессанса можно назвать время правления Александра II Освободителя. Те годы можно считать показательным примером того, что будет, если дать либералу-идеалисту попробовать реализовать свои принципы на практике. С самого детства государь был окружен людьми либеральных убеждений, его учителем по юридическим и политическим наукам стал видный либеральный реформатор Михаил Сперанский. Его приближенным стал писатель Василий Андреевич Жуковский. После деспотии Николая I Россия смогла вновь вдохнуть свободно, когда на престол вступил Александр II. За время своего правления государь осуществил целый ряд реформ. Городская реформа 1870 года, которая позволяла широким слоям общества участвовать в управлении. Была создана одна из самых передовых судебных систем для того времени, и отмена крепостного права, освобождение от рабства многострадальных крестьянских людей. Позже был разработан проект создания Верховного Совета при царе, на которого возлагались некоторые полномочия и самого императора. Изменения затронули и духовную сферу, была осуществлена реформа образования в 1864 году. В российскую историю государь Александр II войдет как человек, скинувший с рук России ржавые кандалы, дав ей невиданную ранее волю.

Но в 1881 году император погиб от покушения террористов-революционеров, а именно покушение осуществил член организации Народная воля Николай Русаков. Императора почти весь период его правления преследовали покушения, а это стало оправданием для введения реакционно-этатистской политики Александром III, и со вступлением во власть нового императора эпоха либеральной России завершилась.

Большое влияние на либеральные реформы того времени оказал Петр Аркадьевич Столыпин, человек либерально-консервативных взглядов. Столыпинские реформы затрагивали основные институты жизни российского общества, главным вопросом был крестьянский. Аграрная реформа способствовала развитию сферы сельского хозяйства путем создания и укрупнения класса зажиточных крестьян. Крестьяне могли выходить из общин и обустраивать свое частное хозяйство. Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55 лет. Многие проекты так и остались нереализованными из-за Первой мировой войны, Февральской революции и Октябрьского переворота. После событий октября последнего русского царя Николая II расстреляли. По некоторым источникам, главную роль в решении осуществления цареубийства играл большевик Яков Михайлович Свердлов. Он же стал одним из главных руководителей Красного террора. Как ни парадоксально, но со смертью монархии вскоре исчез и русский либерализм, а на его смену пришла коммунистическая диктатура.

Когда какая-либо идеология перетекает в другие страны со своей родины она терпит трансформацию, подстраиваясь под культурные ориентиры того или иного общества. Либерализм – идеология крайне гибкая, подстраивающаяся под требования людей, и либерализм приобрел характерные черты в российских реалиях: христианский гуманизм, культурный консерватизм, национальный, а не государственный патриотизм.

Либеральная философия показывала на протяжении всей истории России свою эффективность. Да и если бы она была неэффективной, то вряд ли она была одной из самых популярных политических идей в России, нашла себе столько достойных представителей: Василий Голицын, Никита Панин, Николай Новиков, Денис Фонвизин, Николай Тургенев, Михаил Сперанский, Николай Мордвинов, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Иван Аксаков, Виссарион Белинский, Константин Кавелин, Борис Чичерин, Павел Милюков, Петр Струве, Сергей Витте и многие другие.


Точно сказать в какой эпохе в России появились либеральные идеи, будет сложно. Такая тенденция была еще и при Иване V, к примеру, либералом того времени можно назвать русского боярина и посла Василия Васильевича Голицына. Голицын был фаворитом царицы Софьи Алексеевны. Этот человек заслужено получил титул сторонника реформаций, поскольку он излагал мысли об отмене крепостного права, сближение с западной Европой, дарование религиозной свободы, однако его незаслуженно заносили в список врагов Петра Великого.

Однако временем первого полноценного пришествия либерализма на русские земли можно посчитать петровские годы. Петр I Великий держал курс на Европу, своей политикой он открыл дорогу либерализму в умы русской интеллигенции. Пришествие либерализма на территории российского государства не является чем-то необычным, это было результатом закономерных явлений глобализации тех эпох и социально-политических отношений внутри России. Либеральные принципы отображались во времена правления Петра I весьма редко, ведь за европейскими реформами император принес и восточный деспотизм по методу реализации этих реформаций. Как либертарного деятеля времен петровской России можно обозначить князя Дмитрия Михайловича Голицына. Князь Голицын был одним из приближенных к Петру личностей, а после смерти Петра II он стал членом Верховного тайного совета. Продвигая в России идеи введения конституционного монархизма, он стал основоположником первого проекта российской конституции.

Но увлечение буржуазных классов идеями либерализма сыграли свою роль немного позже, заложив бомбу замедленного действия под фундамент русского этатизма и подготовив почву для постройки новой основы – русского либерализма.

Вторым пришествием либерализма можно считать политику Просвещенного абсолютизма. Восхождение на престол императрицы Екатерины II Великой знаменовало переход российского государства на рельсы новых порядков, основная суть которых заключалась в критике феодального строя, старой политики европейских держав. Русская либеральная интеллигенция смотрела в сторону опыта европейских начинаний, а именно в сторону прогрессивной Франции. Сама императрица в своих наказах избирательно придерживалась идей европейских философов-просветителей Иммануила Канта, Дени Дидро, Вольтера. В 1765 году было учреждено Вольное экономическое общество, годом ранее было отделение церкви от власти посредством передачи церковных земель в государственные владения, реформа образования, передача права получать образование всем сословиям, запрет продажи крестьян в 1771 году.

Окончательно либеральную идею Екатерина II не приняла. Она отрицательно отреагировала на революцию во Франции, не поддерживала идеи Руссо и Локка об общественном договоре, придерживалась политики монархического самодержавия. Частичным наставником Екатерины II стал князь умеренных либеральных взглядов, российских дипломат Никита Иванович Панин. Князь Панин разработал один из первых российских конституционных проектов.

На введение политики консервативного этатизма последовала реакция от либеральной интеллигенции, но если одни возмущались, то другие люди подготавливали план по государственному перевороту. Примерами таких людей были члены тайных обществ – Общество истинных и верных сынов Отечества, Северное общество, Южное общество, позже их назвали декабристами. Идеи декабристов частично пересекались с либеральной идеологией, и своими целями они ставили уничтожение крепостного права, смена системы государственного правления. Декабристы были не едины в деталях своих целей и способах их реализации, и их несобранность сыграла важную роль в провале восстания декабря 1825 года. План революционеров не осуществился, на престол всходит Николай I Незабвенный. Новый правитель продолжает проводить авторитарную политику, усиливая цензуру и ужесточая законы.

Четвертый период, внесший вклад в развитие русского либерализма, был временем правления Николая I. Благодаря авторитарной политике нового императора, либерально-реформистские силы в стране снова начали организовываться, и самыми яркими их представители стали либералы западники и либералы славянофилы. Свою популярность эти движения обрели примерно в 1840-х годах.

Западники выступали за выборочную преемственность европейских практик для построения либерально-демократичного государства. Основателем либерального западничества можно считать философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева. Движение либералов западников было неоднородным, западники часто расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить систему ценностей, которых придерживалось большинство представителей западнического движения. Западники поддерживали Петра I и видели в нем монарха-реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной Европы. Основным объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в России, и как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и Франции, установить в России парламентскую монархию. Западники считали Европу центром мирового прогресса и предполагали, что Россия должна равняться в некоторых пунктах на европейские державы.

Но для нашего движения более интересна философия либералов славянофилов. Либералы славянофилы были сторонниками развития России по своему особому пути. Основоположником либерального славянофильства можно считать богослова, философа Алексея Степановича Хомякова. Идеологию славянофилов можно определить как шаг к становлению русского национал-либерализма. Либералы славянофилы рассматривали православие и христианский гуманизм как путь к русскому национальному самосознанию. Тот же Хомяков, наравне с либеральными философами-просветителями, выступал за светлые идеалы гуманизма, всячески проповедовал идею о превосходстве разума человеческого. Однако, несмотря на все свои различия, западники и славянофилы имели общие цели – они желали отменить крепостное право, сделать Россию правовым государством, увеличить количество прав и свобод для людей.

Эрой русского либерального Ренессанса можно назвать время правления Александра II Освободителя. Те годы можно считать показательным примером того, что будет, если дать либералу-идеалисту попробовать реализовать свои принципы на практике. С самого детства государь был окружен людьми либеральных убеждений, его учителем по юридическим и политическим наукам стал видный либеральный реформатор Михаил Сперанский. Его приближенным стал писатель Василий Андреевич Жуковский. После деспотии Николая I Россия смогла вновь вдохнуть свободно, когда на престол вступил Александр II. За время своего правления государь осуществил целый ряд реформ. Городская реформа 1870 года, которая позволяла широким слоям общества участвовать в управлении. Была создана одна из самых передовых судебных систем для того времени, и отмена крепостного права, освобождение от рабства многострадальных крестьянских людей. Позже был разработан проект создания Верховного Совета при царе, на которого возлагались некоторые полномочия и самого императора. Изменения затронули и духовную сферу, была осуществлена реформа образования в 1864 году. В российскую историю государь Александр II войдет как человек, скинувший с рук России ржавые кандалы, дав ей невиданную ранее волю.

Но в 1881 году император погиб от покушения террористов-революционеров, а именно покушение осуществил член организации Народная воля Николай Русаков. Императора почти весь период его правления преследовали покушения, а это стало оправданием для введения реакционно-этатистской политики Александром III, и со вступлением во власть нового императора эпоха либеральной России завершилась.

Большое влияние на либеральные реформы того времени оказал Петр Аркадьевич Столыпин, человек либерально-консервативных взглядов. Столыпинские реформы затрагивали основные институты жизни российского общества, главным вопросом был крестьянский. Аграрная реформа способствовала развитию сферы сельского хозяйства путем создания и укрупнения класса зажиточных крестьян. Крестьяне могли выходить из общин и обустраивать свое частное хозяйство. Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55 лет. Многие проекты так и остались нереализованными из-за Первой мировой войны, Февральской революции и Октябрьского переворота. После событий октября последнего русского царя Николая II расстреляли. По некоторым источникам, главную роль в решении осуществления цареубийства играл большевик Яков Михайлович Свердлов. Он же стал одним из главных руководителей Красного террора. Как ни парадоксально, но со смертью монархии вскоре исчез и русский либерализм, а на его смену пришла коммунистическая диктатура.

Когда какая-либо идеология перетекает в другие страны со своей родины она терпит трансформацию, подстраиваясь под культурные ориентиры того или иного общества. Либерализм – идеология крайне гибкая, подстраивающаяся под требования людей, и либерализм приобрел характерные черты в российских реалиях: христианский гуманизм, культурный консерватизм, национальный, а не государственный патриотизм.

Либеральная философия показывала на протяжении всей истории России свою эффективность. Да и если бы она была неэффективной, то вряд ли она была одной из самых популярных политических идей в России, нашла себе столько достойных представителей: Василий Голицын, Никита Панин, Николай Новиков, Денис Фонвизин, Николай Тургенев, Михаил Сперанский, Николай Мордвинов, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Иван Аксаков, Виссарион Белинский, Константин Кавелин, Борис Чичерин, Павел Милюков, Петр Струве, Сергей Витте и многие другие.

Читайте также: