Доисламские верования и традиции арабов кратко

Обновлено: 04.07.2024

В исторически обозримые времена арабы разделялись на северные племена (низариты, или ма’аддиты) и юж­ные (кахтаниты или йемениты). Северные арабы распада­лись на две ветви: раби’а и мудар, которые делились на множество племен и родов. Южные арабы — кахтани­ты — также делились на две ветви: химьяр и кахлан.

Расположение Южной Аравии в плодородной местности, на пересечении путей, ведущих из Передней Азии и Средиземноморья в Африку и Индию, способствовало тому, что еще в конце II тыс. до Р.Х. там появились земледельческие государства с высокоразвитым ирригационным земледелием и интенсивной торговлей. Население этих государств создало относительно высокую культуру и свою собственную письмен­ность на языке южносемитской группы. Древнейшие из со­хранившихся южноарабских надписей восходят предположи­тельно к концу II и началу I тыс. до н.э и свидетельствуют о вы­сокой культуре трех южноаравийских царств — Минейского, Сабейского и Химьяритского. Царица государства Саба приез­жала к Соломону испытать его мудрость (3 Цар. 10:1—10). Позднее Аравийский полуостров знает также Набатейское царство и город-государство Пальмира. Ко времени рождения Мухаммеда Южная Аравия была захвачена абиссинцами.

В Центральной Аравии арабы преимущественно нахо­дились во власти родоплеменного строя. Индивидуум, как в оазисах, так и в пустыне ощущал себя в первую очередь членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать, и ему был гарантирован минимум лич­ной безопасности.

Бедуины владели обширными стадами верблюдов, овец и коз. Часть их приходилось продавать для приобретения зер­на или муки у земледельцев. Племена постоянно сражались друг с другом, но среди них, несмотря на это, действовали оп­ределенные неписаные законы. Одним из этих законов был обычай кровной мести, представлявший отражение опреде­ленного правового сознания, в соответствии с которым пле­мя разделяло принцип коллективной ответственности за про­ступки каждого соплеменника. Другим неписаным зако­ном доисламской Аравии являлось священное перемирие,

Население Центральной и Северной Аравии не было сплошь кочевым. Помимо кочевников, в Центральной и Северной Аравии существовали города, порой очень древние, как, например, Мекка, которая упоминается еще Птолемеем. Эти города возникали у оазисов и были цент­рами торговли, а также культового поклонения.

Некоторое время в Центральной Аравии существовало Киндитское царство, основанное южноаравийским племе­нем кинда, которое играло значительную роль в аравийской истории. Государствообразующие процессы происходили и в других центральноаравийских городах, так, например, из истории известно, что незадолго до рождения Мухамме­да какой-то человек едва не стал королем Мекки, нечто по­добное происходило и в Ясрибе. Эти события говорят о том, что накануне появления ислама, и независимо от него, в Центральной и Северной Аравии происходили процессы перехода к высшим формам государственности.

Такой же факт — наличие огромного исторического по­тенциала у доисламских арабов. Еще из доисламской эпо­хи известны случаи значительных побед арабов над куль­турно и численно превосходящим противником. В 570 г. абиссинский полководец Абраха (или один из его сыно­вей) предпринял поход на Мекку, который окончился не­удачей. В 611 г. племя бану бакр в союзе с несколькими другими племенами в битве при Зу-Каре наголову разбили персов. В исторической ретроспективе эти победы, безус­ловно, являют первые звенья цепи великих арабских заво­еваний, произошедших позднее в мусульманскую эпоху.

Столицей Гассанидского княжества была Джабия, столи­цей Лахмидского — Хира. Двор Лахмидов сыграл большую роль в развитии арабской культуры: сюда съезжались араб­ские поэты из Северной и Центральной Аравии, здесь, по- видимому, арабская письменность впервые приобрела пра­ва гражданства и стала употребляться в официальной пере­писке. И то, и другое племя исповедовало христианство, хотя, к сожалению, в еретической форме — Гассаниды ис­поведовали монофизитство, Лахмиды — несторианство.

Местные боги, по-видимому, не были объединены в единый общий пантеон. У каждого племени был свой почитаемый бог-покровитель.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись по­средниками между миром людей и миром богов. Эти

В IV-V вв. в Южной Аравии значительно распростра­нился иудаизм. Царь Кариб принял иудаизм, его сын и преемник, иудейский царь Зу Нувас, подверг арабских христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христи­анский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иуда­изм, бросали живьем в эти рвы. Память этих святых (св. Арефы и с ним 4299 мучеников) Православная Цер­ковь совершает 24 октября/6 ноября.

Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной, и в северной части Аравийского полуостро­ва. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджа- за и Неджда. На севере от Мекки были поселения много­численных иудейских племен. Вокруг города Ясриб нахо­дились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращенные в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, связанные с ожиданием прихода мессии.

С IV в. арабы подвергались пристальному вниманию христианских миссионеров — сирийцев, эфиопов, в мень­шей степени греков.

Монофизиты постоянно стремились к обращению бедуи­нов, в большие становища они назначали епископов. Несто- риане также вели широкую миссионерскую деятельность: с V века в Хире существовала несторианская епархия. В 410 г. в Хире был основан монастырь и рукоположен епископ. Князь Аль-Мундир III (ум. 554) имел жену-христианку, не­которые из его знати также были христианами. Епископы по­являлись в Омане в 424-м и, в районе Бахрейна, в 575-м гг., из этих границ христианство распространялось вовне. Име­лись епископы в Айле, Думе и Тайме, и большинство племен Севера имело некоторое знание христианства. Последний правитель Лахмидского государства принял христианство. Ближе к югу Аравии возник; город Наджран — христианский центр, основанный миссионером-несторианином Фамийу- ном, обратившим людей этого региона в христианство.

Известно, что северное арабское письмо, которым был за­писан и Коран, было создано христианскими миссионерами из Хиры за столетие до появления ислама. Первые северно­арабские надписи были найдены на церковных вратах в За- баде в Сирии (512 г), а другие в Харране (568 г).

Характерный пример из истории православной миссии — в 450 г. св. Евфимий крестил Ассаба Эль-Беита, вождя бедуин­ского племени, вместе с его сыном, исцеленным по молитвам святого. Вскоре новокрещеный вождь по имени Петр привел ко крещению все свое племя. Через какое-то время он был руко­положен Иерусалимским патриархом в епископа Бедуинского,

потому что епархия не имела никакого города или определенной местности пустыни. От племени Петра христианство было рас­пространено к другим соседним племенам.

Литургия совершалась в передвижных храмах, которые устанавливались на местах новых кочевок, алтари делались из овечьей шкуры, епископы, в виду условий пустыни, доз­воляли перед Причастием пить воду.

Из житий святых подвижников, уходивших для подвигов в аравийские пустыни, мы знаем, что такой пример святос­ти нередко приводил к массовым обращениям соседствую­щих арабов. Более того, среди почитаемых Церковью свя­тых, имеются арабы V—VI вв., напр. прп. Юлиан Слепец или св. Илия Араб (415—494) из Неджда. Надписи VI в. показывают, что в церковный обиход уже в то время входил и арабский язык. Среди доисламских поэтов были и арабы- христиане — Ади ибн Зайд, Барака б. Науфаль. Есть даже мнение, что первый арабский перевод Библии появился в районе Хиры около 620 года, но в настоящее время оно не разделяется большинством ученых.

Большая часть этих арабских христиан были монофизи- тами или несторианами, а также последователями других еретических течений и сект; Коран неоднократно упомина­ет о постоянных спорах христиан между собою. Однако, несомненно, были в Аравии и православные христиане.

Глядя на темпы распространения христианства в Аравии, можно сказать, что, не будь ислама, в VII—IX вв. арабы были бы христианизированы полностью, правда, скорее всего, это бы­ло бы христианство монофизитского или несторианского толка.

Примечательно, что процесс христианизации арабов продолжался какое-то время даже после распространения ислама, из мусульманских преданий известно, что некото­рые мусульмане даже при Мухаммеде переходили в хри­стианство, то же продолжалось и при первых халифах.

Помимо указанных групп, в доисламской Аравии сущест­вовали также ханифы — арабские аскеты, искатели и почи­татели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к од­ному определенному вероисповеданию. Какого-то единого течения с определенной идеологией они не представляли.

Среди искателей и проповедников истины были также лица, выдававшие себя за пророков — наби. По их словам, истина, ко­торую они возвещали, внушалась им верховным Богом. Одним из наиболее ранних представителей этого движения являлся

Географические условия и население. В начале VII века, накануне появления ислама, Аравия представляла собой достаточно замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: Красным морем с запада, Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока. И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палестина), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопотамия (современный Ирак). Климатические и географические условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Летом достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжигают все живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий перепад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каменистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие дождей делает эти пространства засушливыми и неплодородными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг колодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню. Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бедуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земледелием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полуострова превратились в небольшие поселения, где арабы жили оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Верования. Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.

Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.

Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога — Аллаха, который единолично правит миром.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Соседи арабов. Аравия была объектом интереса многих соседних государств. Ещё древние египтяне открыли путь через Синайский полуостров в Южную Аравию и возили оттуда благовония и драгоценности. Легенды о богатой и счастливой Аравии передались римлянам и византийцам, которые мечтали покорить арабов. Но бедуины, бесстрашные воины и кочевники, надёжно охраняли границы пустыни, которая сама по себе была негостеприимна к чужакам: отсутствие воды и пищи, жара и пески не давали врагам возможности проникнуть вглубь. Походы римского полководца Элия Галла в I веке до н. э. и эфиопского правителя Абрахи в 570 г. показали тщетность попыток завоевать Аравию.

Так и жили арабы-кочевники изолированно от всего мира до середины VII века.

С севера с ними граничила Византийская империя, столица которой Константинополь (современный Стамбул) находилась далеко от Аравии. В византийской провинции Шам под властью греческих метрополий жили совместно семитские народы арамеи, евреи и северные арабы. Они занимались земледелием и скотоводством и платили огромные налоги городским правителям. Мощным орудием воздействия на византийских подданных служила христианская церковь, но христианство было лишь официальной религией, а представители семитских народов придерживались своих традиционных верований: иудаизма или язычества.

Население наиболее близкой к Аравии Месопотамии тоже было в основном семитским: потомки древних вавилонян смешались с арамеями и иудеями и тесно контактировали с северными арабами.

К востоку от Византии располагалось равное ему по площади Сасанидское государство, которое простиралось на территории современного Ирака и Ирана. Наследный правитель сасанидского государства шаханшах пользовался огромной поддержкой огнепоклонников — магов и жрецов зороастризма — официальной религии сасанидского Ирана.

За Красным морем существовала ещё одна сильная держава — христианская Эфиопия, которая в конце VI века завоевала Южную Аравию, но под давлением пришедших сюда иранцев эфиопы вернулись на африканский континент и перестали влиять на жизнь Аравии.

21:13–17 Аравия

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия)

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия) Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной мечетью ислама. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии.Во внутреннем дворе Аль-Харам находится Кааба. Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки.

Аль-Масджид аль-Набави (Саудавская Аравия)

Аль-Масджид аль-Набави (Саудавская Аравия) Масджид аль-Набави (араб. Мечеть Пророка) является второй по величине мечетью в мире и второй по значимости для исламского мира после Запретной мечети в Мекке. Она известна как Мечеть Пророка, или Зеленый купол. Расположена эта

Часть III Религиозные и идеологические системы 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем

Часть III Религиозные и идеологические системы 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным),

Саудовская Аравия: раскол духовенства

Саудовская Аравия: раскол духовенства Ряд саудовских ваххабитских шейхов, симпатизирующих Усаме бен Ладену, среди которых Али Худейр, Насир аль-Фахд, Ахмад аль-Халиди, Сулейман аль-Апьван, издали фетвы, в которых американо-британское вторжение характеризуется как

Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности

Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности Географические условия и население. В начале VII века Аравия представляла собой достаточно обособленный уголок мира. Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: красным морем с запада,

Аравия — пропасть темноты

Аравия — пропасть темноты В эту погруженную во мрак эпоху была территория, где темнота лежала сильнее и гуще. В соседних странах: Персии, Византии, Египте — был проблеск цивилизации и слабый свет учености. Но они не оказали какого-либо культурного влияния на Аравию. Она

Аравия

Аравия Как только строительство Храма было завершено, летописец сообщает о посещении его царицей Савской и продолжает описывать богатство и славу Соломона: 2 Пар., 9: 14. Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и

Каким богам поклонялись арабы до ислама

До появления ислама на Аравийском полуострове жили племена скотоводов-бедуинов. Это было примерно до 700 года. Некоторые из племён становились оседлыми и создавали свои цивилизации. Доисламская религия в Аравии была смесью местных политеистических верований, древнего арабского христианства, несторианского христианства, иудаизма и зороастризма.

Доминирующей системой верований у древних арабов был политеизм. Он основывался на вере в божеств и других сверхъестественных существ, подобным джиннам. В Каабе и Мекке находились арабские святыни, где они поклонялись богам и богиням. Некоторые историки считают, что Аллах мог быть одним из многочисленных богов религии, которой придерживались в Мекке.

Доисламскому Аллаху даже была посвящена одна из святынь. Есть мнение, что в те времена Аллах вовсе не имел отношения к религии. Возле Каабы археологами было найдено большое количество доисламских идолов, около 360-ти.

Также у древних арабов были и другие религии, но они были представлены в меньшей степени. Когда Аравия попала под влияние Римской, Аксумской и Сасанидской империй, в ней стали появляться первые христианские общины. Особенно это проявилось на северо-востоке и юге.

Однако христианство не смогло оказать большого влияния на народ, но этой религии всё же удалось обеспечить некоторые преобразования в обществе. Только северо-восток Аравийского полуострова и в Персидский залив христианство почти не задело. У арабов доминирующей формой христианства было монофизитство.

Кроме христиан со стороны Римской империи в Аравию стали мигрировать и евреи. Они создавали там свою диаспору, которую пополнили новообращённые. Со стороны Сасанидской империи в Аравии появились и иранские религии. На востоке и юге процветал зороастризм, а также манихейство и маздакизм. Особенно это было заметно в Мекке.

До появления ислама почти все племена бедуинов придерживались политеизма, который чаще всего проявлялся в виде анимизма. Исповедующие его свято верили, что не только люди, но и неодушевлённые предметы, животные и растения имеют духовную сущность. Арабы поклонялись тотемам и идолам, которые олицетворяли природные явления.

Это были довольно распространённые религиозные практики в доисламском арабском мире. Идолы в Мекке и Каабе привлекали большие толпы поклонников, которые стекались в эти святые места со всей Аравии. Даже в Священном Коране написано, что Ибрагим и его сын Исмаил заложили фундамент дома, начав работу в Каабе примерно в 2130 году до нашей эры.

Каким богам поклонялись арабы до ислама

Ей молились во время военных действий, прося защиты и победы. Манат считали богиней судьбы. С древних времён сохранилась книга идолов, которая считается самой древней из всех, где описаны идолы. Там приведены арабские боги и обряды, связанные с ними. В этой книге сильно критикуется идолопоклонство доисламской религии.

Евреев учёные считают самыми известными монотеистами. Однако кроме них монотеистами были персы и мидяне. Но одной из самых древних монотеистических религий всё же считается иудаизм. В доисламском мире арабов была и еврейская община. В ней присутствовали как оседлые, так и кочевые племена. Евреи появились в Аравии во времена Рима. Они прекрасно владели как ивритом, так и арабским, и арамейским языками.

Они поддерживали связь с евреями Вавилонии и Палестины. Сначала, в IV веке, в иудаизм были обращены йеменские химьяриты и их вассалы кинда. Все они обращались за советами к вавилонским раввинам. Есть исторические свидетельства, что одно из арабских племён тоже было обращено в иудаизм. Некоторые арабские женщины Ясрибы и Медины говорили, что сделают своего ребёнка евреем, если он выживет после сильной болезни. Они считали евреев очень образованными людьми.

После завоевания Константином Византии в 324 году, христианство стало стремительно распространяться в Аравии. Христианство приняли химьяры, гассаны, рабиа, тагабы, быхры, тунчухи, жители Наджрана и арабы Худа. И евреи, и христиане верят в единого Бога, Создателя Вселенной. И в христианстве, и в иудаизме полностью отвергается, что Бог полностью трансцендентен и отделён от мира. В этих религиях полностью отвергается и атеизм, и политеизм.

Особенно христианскому влиянию подверглись регионы на северо-востоке и северо-западе, также на юге, где сейчас находится современное государство Йемен. На северо-западе особое влияние оказывали римские миссионеры, которые обратили в христианство Гассанидов. На юге, в Наджране, христианство развивалось под влиянием царства Аксум, которое располагалось по другую сторону Красного моря, где сейчас находится современная Эфиопия.

Как и Гассаниды, южные христиане стали придерживаться монофизитства. Только в 622 году растущий ислам смог остановить распространение христианства в Аравии. Однако в Мекке продолжали сосуществовать обе эти религии, постепенно вытеснив анимистических божков.

В бедуинских племенах поэзия была излюбленным средством общения. Её использовали и в качестве пропаганды. Поэты воспевали священные места, черпая, как считалось, своё вдохновение от Бога. Свои стихи они записывали на классическом арабском языке, значительно отличающемся от разговорного.

Поэзия и музыка исламских поэтов разлеталась по всей Аравии до Северной Африки, Персии и Сирии. Однако начало её было положено ещё за тысячу лет до появления ислама. Она превратилась их простых караванных песен в сложные вокальные произведения. Певцы пели о красоте природы, воспевая кочевой образ жизни. Постепенно эта музыка становилась религиозными гимнами, хвалой всевышнему Аллаху.

В Мекке жили иудеи, христиане, а также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из религиозных общин себя не причислявшие.

Во время Мухаммеда в Аравии сложились три больших союза племен: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие ее нейтралитет как общего святилища. Они следили, чтобы караваны торговцев и паломники беспрепятственно проходили в Мекку и обратно. Союз тилла объединял племена Внутренней Аравии, ритуальная практика к-рых предполагала совершение хаджа (паломничества). Союз тулс образовали племена Южной Аравии, на верования к-рых заметное влияние оказали иудаизм и христианство. Население языческой Мекки поколонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.

Среди бедуинов не было единства – множество племен и родов воевали межу собой за лучшие пастбища. В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере п-ова укрепилась Византия. Торговля была нарушена, бедуины лишались доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ужудшала положение. Объединение раздробленных арабских племен становилось насущной задачей, т.е. только вместе арабы могли противостать завоевателям. Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Значителную часть населения Ясриба составляли племена аус и хазрадж, враждовавшие между собой. Они давно искали беспристрастного авторитетного судью из людей сторонних. Ясрибцы решили, что Мухаммад вполне подходит для этой роли и согласились признать его посланником Бога и хакимом – арбитром в городских делах. В сентябре 622 г. Мухаммад отправился из Мекки в Ясриб. В отличие от Эфиопии, куда мусульмане вынуждены были переселиться в 615 г., в Ясрибе Мухаммада приняли не как беглеца, а как духовного главу новой общины. Впоследствии Ясриб стал называться Мадинат ан-наби (Город Пророка) или просто Медина (Город). Здесь он провел оставшуюся жизнь, его вероучение стало самостоятельной религией, и были заложены основы нового государства. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

1 января 630 г. из Медины на юг в направлении Мекки выступило войско в несколько тысяч человек. Они вошли в Мекку. Мухаммад проехал на муле через весь город до Каабы, затем распорядился разлить идолов, стоявших вокруг Каабы, выбросить из святилища всех идолов и стереть со стен росписи и изображения. Потом с порога Кааба он обратился к собравшимся жителям Мекки и объявил, что Аллах прощает их, после чего отменил все чета кровной мести, привилегии языческих жрецов, оставив за ними обязанности: охранять Каабу и снабжать паломников водой. По городу прошел глагатай, излагая основы веры. На другой день жители Мекки принесли Мухаммаду присягу повиновения. В 630-631 мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили значительную часть Аравии; Мухаммед стал главой теократического государства.

Абу Бакр стал преемником посланника Аллаха – халифом. Вместе с другими соратниками он предпринял ряд удачных военных походов, в результате к-рых образовалось сильное мусульманское государство. Через несолько десятилетий территория халифата охватили всю Северную Африку и Испанию, а также Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию. Ислам стал мировой религией. Уже через постолетия после смерти Мухаммада в мусульманской общине образовалось несколько религиозно-политических группировок,разделившихся в свою очередь на течения, школы, группы. Это вполне соответствовало предсказанию самого Пророка о том, что после его смерти община распадется на 73 направления. Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. чел.Ислам не наделяет Мухаммада сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Мухаммад – совершенный человек, и жизнь его – наилучший пример для подражания. Среди мусульман широко распространились молитвы, включающие просьбы к Мухаммаду о заступничестве, исцелении и содействии в конкретных делах. Общепризнанным стало представление о чудодейственной силе могилы Пророка и талисманов с его именем.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.

Различные направления и правовые школы ислама вкладывают в понятие шариата разный смысл. Для одних знатоков веры шариат – только те положения Корана и Сунны, которые предписывают конкретные действия. Для других это понятие включает и такие положения, к-рые выводятся из Корана и Сунны в помощью логических приемов. Наибольшее признание получила точка зрения, что шариат нельзя свести к ограниченному набору првил и точных рекомендаций. В Коране и Сунне зафиксированы нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей (ибадат) и характер отношений мусульман (муамалат). Ибадат представляют вечные установления, отражающие постоянные, не подверженные переменам духовные потребности верующих. Муамалат не имеет четких определений. Говоря о взаимоотношениях мусульман, Коран и Сунна устанавливают лишь общие ориентиры и принципы. В каждой конкретной ситуации с помощью толкований Корана и Сунны можно найти верный способ действия.

Формируется шариат (мусульманский закон) из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах. По сей день он остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Пять основных обязанностей (столпов) (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

3) Пост – саум – обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан. Пост установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются. Открытое пренебрежение постом и его демонстративное нарушение рассматриваются как богохульство и наказываются по закону.

Мысль, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, была решительно отвергнута Мухаммадом как унизительная для Божественного достоинства.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного Бога, 2) ангелов, 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), 4) Божьих пророков и посланников, 5) Судный День, конца света и воскресения во плоти, рай и ад, воздаяние и наказание. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Но разные мусульманские течения создали своды преданий, отличающиеся друг от друга, поэтому описания рая, ада, загробных странствий души и конца света в них подчас не совпадают. Однако общая эсхатологическая картина примерно такова: перед концом света Иблис пошлет в мир своего приспешника, стралного ал-Масиха ад-Даджжала, лжемессию и искусителя, к-рый будет выдавать себя за истинного Мессию – Ису (Иисуса) или Махди (Спасителя). Ниспосланный на Землю Иса (Иисус) победит лжемессию и восстановит истинную веру, а вслед за тем настанет Судный день.

Ислам считает Мухаммада последним Пророком, а первым из посланников, к-рые обеспечивали связь Бога и человека, был Адам, за ним следовали Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус) и аравийские доисламские пророки Шуайб, Худ и Салих. Согласно исламу, Авраам принес в жертву не Исаака, а Исмаила. Поэтому потомство Исмаила благословлено Богом, а от этого потомства произошли все арабские племена. Ислам мусульмане представляли и представляют как истинно благую старину. Во многом именно благодаря этому религия была принята язчниками-арабами.

Али за 5 лет правления не сумел объединить общину и в 661 г. был убит. У шиитов есть толкования Корана, обосновывающие божественность Али. В ряде течений шииты доходят до прямого обожествления имама.

После гибели Али борьба за власть продолжилась. Шииты считали, что власть должна перейти к внукам Мухаммада, сыновьям Али, – Хасану и Хусайну, но они были также убиты. Шииты не прекратили борьбу за власть, и позже в исламском мире возникали шиитские государства – имаматы. Верховная религиозная власть (имамат) в шиитских общинах переходила из поколения в поколение среди потомков Али.

Читайте также: