Договор воис по исполнениям и фонограммам кратко

Обновлено: 01.07.2024

До принятия данного Договора международные нормы смежных прав были включены в Римскую конвенцию и Соглашение ТРИПС. В первые годы после своего принятия Римская конвенция считалась новаторской, поскольку на международном уровне установила нормы смежных прав для исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которые еще не существовали в законодательстве большинства стран мира.

Однако достижения в области цифровых технологий сделали неизбежным появление новых международных норм. Исключительная важность цифровых технологий и сети Интернет потребовала ускорения работы над новыми нормами смежных прав в комитетах ВОИС. Была начата подготовка проекта Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятого на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права 20 декабря 1996 года.

' Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by WIPO. Geneva: WIPO, 423, July 15, 1999. - P.28.

3 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. Приложение № 1. Ст. 510.

Международные нормы права 93

Необходимо подчеркнуть, что ссылка на отображение звуков не расширяет соответствовавшие определения, а только разъясняет содержание термина с точки зрения цифровой технологии.

При рассмотрении проблем размещения записанных исполнений и фонограмм в сети Интернет было установлено, что такое размещение должно иметь место только с разрешения правообладателя. Договор расширил применимость

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 149.

Ограничениям и исключениям в цифровой среде посвящена ст. 16. К этой статье принято согласованное заявление, расширяющее применимость с учетом соответствующих изменений согласованного заявления к ст. 10 Договора ВОИС по авторскому праву, т.е. страны могут: •

переносить и соответствующим образом распростра нять на цифровую среду ограничения и исключения в своих национальных законах, которые считаются при емлемыми по Бернской конвенции; •

определять новые исключения и ограничения, которые пригодны в среде цифровых компьютерных сетей.

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. Приложение № 1. Ст. 511.

Международные нормы права 95

устранение или изменение любой электронной инфор мации об управлении правами без разрешения; •

Дипломатическая конференция приняла согласованное заявление к ст. 19, к которой применяется, с учетом соот-ветствующих изменений, согласованное заявление в отношении ст. 12 Договора ВОИС по авторскому праву, а

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. Приложение № I. Ст. 511.

В Договоре ВОИС рассматриваются следующие исключительные имущественные права исполнителей:

1 Авторское право и смежные права.

3 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. Приложения № 1. Ст. 511.

Международные нормы права 97 •

право на воспроизведение — это право разрешать пря мое или косвенное воспроизведение исполнений, запи санных на фонограммы, любым образом и в любой форме; •

право на распространение — это право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземп ляров записанных на фонограммы исполнений посред ством продажи или иной передачи права собственно сти; •

право на прокат — это право разрешать коммерче ский прокат для публики оригинала и экземпляров записанных на фонограммы исполнений даже после их распространения, осуществленного исполнителем или по его разрешению; •

право сделать записанные исполнения доступными — это право разрешать доведение до всеобщего сведения исполнений, записанных на фонограммы, таким обра зом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В Договоре рассматриваются следующие исключительные имущественные права производителей фонограмм: •

право на воспроизведение — это право разрешать пря мое или косвенное воспроизведение фонограмм лю бым образом и в любой форме; •

право на распространение — это право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземп-

' Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С.147.

ляров фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности; •

право на прокат — это право разрешать коммерчес кий прокат оригинала и экземпляров фонограмм для публики даже после их распространения, осуществлен ного производителем или по его разрешению; •

право сделать фонограммы доступными — это право разрешать доведение до всеобщего сведения фоно грамм таким образом, что представители публики мо гут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Особая важность Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам заключается в том, что он совместно с Соглашением ТРИПС устанавливает новые международные нормы смежных прав. Вполне вероятно, что именно этот Договор ВОИС станет основным международным соглашением в области смежных прав. В этой связи Римская конвенция может потерять значение, которое она имела до сих пор. Такое положение уже косвенно выражается в относительно пассивном присоединении стран к этой конвенции, в отличие от активного присоединения к Бернской конвенции.

В настоящее время Договор ВОИС по исполнениям, и фонограммам не вступил в силу. Он вступит в силу через три месяца после сдачи 30 странами документов о его

Международные нормы права

1 Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by WIPO. Geneva: WIPO, 423, July 15, 1999. P, 28.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (или ДИФ ) - это международный договор, подписанный государствами-членами Всемирной организации интеллектуальной собственности и принятый в Женеве 20 декабря 1996 г. Он вступил в силу 20 мая 2002 г. По состоянию на декабрь 2014 г. Договор ратифицировали 94 государства.

ДИФ был принят с целью развития и поддержания защиты прав исполнителей и производителей фонограмм максимально эффективным и единообразным образом. Этот договор не нарушит существующие обязательства, которые Договаривающиеся стороны несут друг перед другом в соответствии с Международной конвенцией по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятой в Риме 26 октября 1961 года (Римская конвенция). Статьи 18 и 19 ДИФ предусматривают аналогичные обязательства для исполнителей и производителей фонограмм перед Договаривающимися государствами, как это предусмотрено статьями 11 и 12 ДАП.

News image

В течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза. Об.

Депутат бундестага: В визовой политике Е

News image

Депутат бундестага от партии зеленых Марилуизе Бек в интервью Deutsche Welle высказалась за изменение визовой политики Евросоюза в от.

PARIS MATCH. Советская военная угроза де

News image

Архивы Варшавского договора, найденные в подвалах принадлежавшего командованию народной армии ГДР здания, открыли западному миру ужасающий сценарий наступательной войны, который бы.

G8 высказывается за развитие ядерной эне

News image

Страны G8 намерены поощрять разработку жестких международных договоров и стандартов использования ядерной энергии в мирных целях, говорится в декларации саммита б.

Евросоюз сегодня

Рука помощи ЕС

News image

Содействие развитию торговли и открытие своих рынков - одна сторона ст.

Евросоюз и Россия

News image

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и Ро.

Организации:

Организация Североатлантического договора (НАТО)

News image

В 1949 г. двенадцать стран, находящихся на обеих сторонах Атлантики, обра.

Символика Совета Европы

News image

Как европейский флаг, так и европейский гимн, прежде чем стать ещ.

Организация американских государств

News image

Организация американских государств (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, ан.

Президент Николаев продал НАТО контроль над всем

News image

25 января 1995 года Главнокомандующий Военно-воздушными Силами РФ, генерал-полковник авиации П.

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от.

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По.

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со.

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но.

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за.

договор по исполнениям и фонограммам

ДИФ призван был стать дополнением к Римской конвенции, однако в отличие от неё не включил в себя положения относящиеся к вещательным организациям.

Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года. Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции заявила, что не будет применять критерий записи, предусмотренный в подпункте b пункта 1 статьи 5 Конвенции.

Основные международные договоры в сфере авторского права и смежных прав





Загородная прогулка. Гравюра XVIII в.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является старейшим международным договором в области авторских прав, ее положения составляют фундамент для всей системы международной охраны произведений. Неоднократно пересматривалась. В настоящее время действует в редакции Парижского акта 1971 г.

Бернская конвенция охраняет произведения в области литературы, науки и искусства вне зависимости от формы и способа их выражения. Цель Конвенции, как говорится в ее преамбуле, состоит в обеспечении возможно более эффективным и единообразным путем охраны прав авторов на их литературные или художественные произведения. В основу ее положены три основных принципа:

1) национального режима – каждое участвующее государство должно предоставлять произведениям, созданным в других государствах-участниках, такую же охрану, какую оно предоставляет произведениям своих граждан;

2) автоматической охраны – предоставление охраны не зависит от соблюдения каких-либо формальностей (условий регистрации, депонирования и т. д.);

3) минимальных стандартов – законы каждого государства должны обеспечивать некоторые гарантированные базовые уровни защиты авторских прав.

Иногда в качестве принципов Бернской конвенции выделяют также:

• принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от уровня охраны в стране происхождения произведения (с некоторыми исключениями);

• принцип ретроактивной охраны (из которого следует, в частности, что охрана иностранным произведениям должна предоставляться независимо от того, когда они были созданы – до даты присоединения к Бернской конвенции или после присоединения к ней).

Страна, участвующая в Бернской конвенции, обязана предоставить национальный режим без сравнения уровней охраны в других странах. В то же время Конвенция, требуя обеспечить национальный режим охраны авторских прав, не препятствует более широкой охране и защите авторских прав, чем предусмотрено ее нормами.

Перечислим кратко права, которые специально предусматриваются и гарантируются Бернской конвенцией:

1) право на перевод (ст. 8);

2) право на воспроизведение любым образом и в любой форме, включая любую звуковую или визуальную запись (ст. 9);

3) право на публичное представление драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст. 11);

5) право на публичное чтение (ст. 11 ter);

6) право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (ст. 12);

7) право на кинематографическую переделку и воспроизведение произведений (ст. 14).

Так называемое право долевого участия (право следования), устанавливаемое ст. 14 ter в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей, является факультативным и применяется только в тех случаях, если такое право предусмотрено национальным законодательством страны – участницы Конвенции.

Наряду с имущественными правами в Бернской конвенции в ст. 6 bis предусматриваются личные неимущественные права автора (моральные права) – право автора требовать признания авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному посягательству на произведение, которые способны нанести ущерб чести и репутации автора.

Для некоторых произведений Бернская конвенция предусматривает положения о факультативной охране, т. е. устанавливает, что каждое государство – участник Конвенции само определяет, в какой степени оно решит обеспечить охрану:

1) официальным текстам законодательного, административного и судебного характера и официальным переводам таких текстов (п. 4 ст. 2);

2) произведениям прикладного искусства и промышленным рисункам и образцам (п.7 ст. 2);

3) лекциям, обращениям и другим произведениям, произнесенным публично (п. 2 ст. 2 bis);

4) произведениям народного творчества (п. 4 ст. 15).

В Бернской конвенции содержится комплекс положений, предусматривающих ограничения исключительных прав, которые закреплены в качестве минимального уровня охраны.

• возможность ограничения охраны политических речей и речей, произнесенных на судебных процессах (п. 1 ст. 2 bis);

• возможность использования охраняемых произведений в оговоренных случаях без разрешения обладателей авторского права и без выплаты вознаграждения за такое использование – так называемое свободное использование произведений, в том числе воспроизведение произведений в особых случаях (п. 2 ст. 9);

• использование цитат из произведений и произведений в качестве иллюстративного материала в целях обучения (ст. 10);

• воспроизведение статей в газетах или журналах по текущим событиям (ст. 10 bis Бернской конвенции);

• создание записей краткосрочного пользования (п. 3 ст. 11 bis).

Как правило, почти все такие исключения основаны на принципе использования в соответствии с добрым обычаем.

В Бернской конвенции предусматриваются два случая установления так называемых принудительных лицензий:

2) в отношении права записи музыкальных произведений (п. 1 ст. 13).

Такая система, в соответствии с которой исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может сводиться только к праву на получение вознаграждения, известна как система принудительного лицензирования. Эти лицензии называются принудительными, так как являются результатом применения закона, а не использования обладателем авторского права своего исключительного правомочия давать разрешение на соответствующее использование своего произведения.

Кроме того, в отношении исключительного права на перевод Бернская конвенция предоставляет возможность присоединяющимся к ней развивающимся странам сделать специальную оговорку в соответствии с так называемым правилом 10 лет (п. 2 (b) ст. 30).

В настоящее время членами Бернской конвенции является почти 160 стран (США – с 1989 г., Китай – с 1992 г.).

Российская Федерация стала участницей Бернской конвенции с 13 марта 1995 г. Однако действие специальной оговорки, сделанной при присоединении к Бернской конвенции в качестве переходной меры и ограничивавшей охрану иностранных произведений, было устранено только с принятием изменений к Закону в 2004 г.

В настоящее время Закон полностью соответствует требованиям Бернской конвенции и даже обеспечивает более высокий уровень охраны, чем требуют ее положения. Кроме того, многие допускаемые Бернской конвенцией ограничения охраны авторских прав в российском Законе отсутствуют.


Сильный зверь слон из земли Персиянской.

Рисунок неизвестного московского гравера. 1760

Конвенция об учреждении ВОИС

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г., ставшей в дальнейшем специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, имеет в основном организационный характер. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжила быть членом этой международной организации.

Всемирная конвенция по авторскому праву

Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах (в редакции 1952 и 1971 гг.), так же как и Бернская конвенция, предусматривает предоставление охраны на основе принципа национального режима, но при этом:

• не требует столь высокого уровня охраны авторских прав, как Бернская конвенция;

• допускает возможность установления формальностей при предоставлении охраны (проставление знака охраны авторских прав);

• ограничивается охраной только тех произведений, которые были опубликованы после присоединения страны к Всемирной конвенции.

СССР присоединился к Всемирной конвенции в редакции 1952 г. в 1973 г., а Российская Федерация присоединилась к редакции 1971 г. в 1995 г.

Для многих стран Всемирная конвенция являлась промежуточным, переходным этапом на пути к Бернской конвенции.

Положения Всемирной конвенции не подлежат применению в случаях, когда речь идет об охране произведений, страна происхождения которых участвует в Бернской конвенции, если охрана испрашивается в другой стране, участвующей в Бернском союзе. В связи с присоединением подавляющего большинства государств к Бернской конвенции значение Всемирной конвенции существенно снизилось.

Возникновение необходимости охраны смежных прав было связано с научно-техническим прогрессом, с появлением различных способов звуко– и видеозаписи, распространением радио– и телевизионного вещания.

Как и многие другие международные договоры в области авторского права и смежных прав, Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция) основана на закреплении двух принципов:

1) предоставления национального режима охраны, в соответствии с которым каждое участвующее в Римской конвенции государство обязано предоставлять иностранным исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям такую же охрану их прав, какая предоставляется в соответствии с внутренним законодательством такого государства его собственным гражданам и юридическим лицам, причем независимо от того, предоставляет ли такие же права исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям соответствующее иностранное государство;

2) установления минимально допустимого уровня охраны прав, согласно которому любое участвующее в Римской конвенции государство должно гарантировать, что специально предусмотренные Римской конвенцией права будут предоставляться гражданам и юридическим лицам из других государств – участников Римской конвенции.

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, по состоянию на 4 марта 2004 г., членами Римской конвенции стали 77 стран. США в Римской конвенции не участвует. Российская Федерация является участницей Римской конвенции с 26 мая 2003 г.

Римская конвенция не требует от государств-участников предоставления какой-либо охраны в отношении фонограмм, записанных до даты присоединения государства к Римской конвенции, а также в отношении исполнений и передач в эфир, которые были осуществлены до этой даты. Аналогичный подход (отсутствие так называемой ретроактивной охраны) предусматривается рядом других соглашений в области смежных прав (в том числе Женевской конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм).

Поскольку Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г., охрана в соответствии с положениями этой Конвенции на территории Российской Федерации предоставляется только записанным после этой даты фонограммам и осуществленным после этой даты исполнениям и передачам в эфир.

Женевская конвенция об охране фонограмм

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция) представляет собой специфическое дополнение к Римской конвенции.

В отличие от Римской конвенции 1961 г., регулирующей на международном уровне вопросы охраны трех групп владельцев смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания), Женевская конвенция посвящена только вопросам предоставления охраны производителям фонограмм от определенных действий, нарушающих их интересы.

Женевская конвенция не требует предоставления национального режима охраны для иностранных обладателей прав на фонограммы, а только предусматривает для государств-участников обязанность по предоставлению охраны интересов производителей фонограмм в отношении весьма ограниченного перечня действий (ст. 2 Конвенции):

1) производства копий (воспроизведения экземпляров) фонограмм без согласия производителей фонограмм, если производство копий осуществляется с целью их распространения среди публики;

2) ввоза (импорта) таких произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм на территорию государства-участника, если ввоз осуществляется с целью распространения таких экземпляров среди публики;

3) распространения среди публики произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм.

Фактически Женевская конвенция предназначена только для борьбы с тиражированием и распространением контрафактных экземпляров фонограмм на разных материальных носителях.

Членами Женевской конвенции являются около 60 стран, в том числе США. Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.

Хотя положения Римской конвенции обеспечивают более высокий уровень охраны прав производителей фонограмм, в том числе предоставление национального режима охраны, в отношении иностранных фонограмм, записанных после 13 марта 1995 г., но до 26 мая 2003 г., охрана в России обеспечивается только на основании Женевской конвенции, поскольку ни та, ни другая конвенции не предусматривают предоставление так называемой ретроактивной охраны, т. е. не требуют предоставления охраны в отношении фонограмм, опубликованных до даты присоединения страны к соответствующей конвенции.

Брюссельская конвенция по правам вещателей

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. (Брюссельская конвенция) предусматривает только общее обязательство присоединяющихся государств принимать меры для предотвращения перехвата и распространения на их территориях сигналов, несущих программы иностранных вещательных организаций.

Действие Брюссельской конвенции не распространяется на случаи использования спутников прямого вещания, при котором сигналы, посылаемые на спутник, демодули-руются самим спутником и могут после их передачи со спутника приниматься публикой непосредственно с помощью бытовых приемных устройств без участия наземных приемных станций.

Указанное ограничение сферы действия Бернской конвенции оказалось весьма существенным, поскольку в дальнейшем распространение радио– и телевизионных программ с использованием средств спутниковой связи оказалось во все возрастающей степени связано именно со спутниками прямого вещания.

Всего в Брюссельской конвенции участвуют менее 30 государств. СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г. Россия продолжает оставаться членом в Брюссельской конвенции.

Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. было заключено в качестве переходной меры для обеспечения взаимного признания и охраны большинством государств, расположенных на территории бывшего СССР, авторских и смежных прав, принадлежащих гражданам и юридическим лицам таких государств. Особенно важное значение имело в период до присоединения Российской Федерации и большинства других государств, расположенных на территории бывшего СССР, к Бернской конвенции и ряду других международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Двусторонние соглашения, заключенные в разное время СССР и Россией с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, предусматривали взаимное предоставление сторонами национального режима охраны авторских прав.

Соглашение о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), входящее в пакет документов о создании ВТО, предусматривает обязательность предоставления всеми участвующими странами охраны:

1) авторских прав – на уровне Бернской конвенции (кроме положений об охране личных неимущественных прав);

2) определенных смежных прав.

Российская Федерация готовится к вступлению в ВТО.

Главным последствием подписания Соглашения TRIPS в рассматриваемой области станет расширение круга государств, с которыми Российская Федерация окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставление ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям.

Что касается авторских прав, то в силу фактически глобального действия Бернской конвенции, в которой Российская Федерация уже участвует, существенных изменений в отношении охраны иностранных произведений не произойдет.

Договор ВОИС об авторском праве и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах

Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WCT) относятся к числу так называемых интернет-договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности, поскольку их разработка должна была позволить учесть развитие новых цифровых и компьютерно-сетевых технологий.

Однако на самом деле эти акты регулируют не только вопросы, связанные с Интернетом. Скорее, можно отметить, что появление Интернета, развитие форм цифровой записи произведений, распространение новых способов коммуникации послужили причиной для тщательного пересмотра и систематизации положений, действующих на международном уровне в сфере авторского права и смежных прав.

Основные положения ДАП и ДИФ не сводятся только к введению нового права, связанного с использованием произведений в цифровой форме, в том числе в интерактивных цифровых сетях (в России получившего название права на доведение до всеобщего сведения).

На этих же принципах основаны разрабатываемые в настоящее время проекты договора ВОИС по аудиовизуальным исполнениям и договора ВОИС об охране прав вещательных организаций.

В числе изменений, внесенных в российский закон об авторском праве и смежных правах, значительная часть обусловлена стремлением привести его в соответствие с положениями ДАП и ДИФ.

Для России важное значение имеют директивы Европейского союза (ЕС) как в силу родственности российского законодательства с европейскими (континентальными) правовыми конструкциями, так и в связи со взаимными обязательствами по достижению сопоставимого уровня охраны авторских и смежных прав в странах ЕС и России в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, ратифицированным Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. № 135-ФЗ.

Читайте также: