Биомеханические черты спортивного мастерства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под технической подготовкой следует понимать процесс освоения спортсменом системы движений, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. В процессе долговременных занятий спортом система соревновательных действий и подготовительных упражнений отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных и физических возможностей.

Под техническим мастерством, или технической подготовленностью принято понимать степень освоения спортсменом системы движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем – числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.

Так, например, соревновательный объем технической подготовленности прыгуна в длину характеризуется умением спортсмена выполнить прыжок с разбега. Однако для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имитационных упражнений для совершенствования технического мастерства в прыжке. Наряду с этим общий объем его технической подготовленности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).

Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов, однако ведущие борцы владеют в совершенстве 2–3 приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. При этом их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут продемонстрировать существенно больший объем технических действий.

Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует разносторонность технической подготовленности, которая определяет и способность продемонстрировать тот или иной арсенал технических действий в условиях состязания, и возможность использовать разнообразные упражнения в тренировке для развития силы, быстроты, выносливости, координации (ловкости), а также совершенствования технического мастерства.

Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой – индивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также учетом особенностей внешних воздействий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т. п.).

В связи со специфическими особенностями оценки результатов соревновательной деятельности в различных видах спорта используют разные критерии оценки эффективности технического мастерства. Существует несколько показателей эффективности техники:

абсолютная эффективность – в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий добиться наилучшего спортивного результата (в простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат – к такому критерию часто прибегают в игровых видах и единоборствах: техника эффективна, если приводит к забитому голу, завершенному приему);

сравнительная эффективность – за образец берется техника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивается качество исполнения других атлетов (такие критерии используются в сложно-координационных видах спорта);

реализационная эффективность – оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в соревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.

Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, надежность их выполнения. Освоенность, или надежность выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обеспечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов. При этом, по мнению Д. Д. Донского, В. М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:

– стабильность и вариативность;

– стандартизацию и индивидуализацию;

– произвольность и автоматизм.

Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильностью технических действий, а с другой – и необходимой ее вариативностью.

Стабильность – это высокая степень постоянства воспроизведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устойчивости достижения высокого спортивного результата.

Вариативность – это организация вынужденной изменчивости отдельных структур двигательного действия с целью обеспечения стабильности высокого конечного результата.

При оценке необходимого уровня стабильности и вариативности технического мастерства следует учитывать, что все спортивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:

1-я – упражнения с большей необходимостью стабилизации кинематической структуры – выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т. п.);

2-я – упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры – достижение максимального количественно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля и т. п.);

3-я – упражнения с необходимостью большой вариативности спортивных действий – обеспечение конечного эффекта в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).

Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значительной мере обусловлены сложившимися традициям, стилистическими и эстетическими оценками. Здесь требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. При этом огромное значение имеет совершенство ритмической структуры, точнейшее соблюдение временных отношений, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса требования к их динамической структуре столь же велики. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, то динамической структуре должна быть свойственна достаточная приспособительная изменчивость, позволяющая преодолевать помехи, возникающие по ходу выполнения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к помехам.

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), определяется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена для достижения высокого результата. Поэтому конечный эффект будет обусловлен стабильностью динамической структуры.

Совершенствование мастерства обусловлено подбором двигательных действий, соответствующих современному уровню физической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет индивидуализация техники, связанная с учетом не только физического состояния спортсменов, но и воздействий внешней среды.

Переменные условия соревновательной борьбы в единоборствах и спортивных играх (3-я группа) требуют минимальной тактической информативности технических приемов. Отсюда вытекают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. При этом для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих фаз.

Стандартизация – это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомеханической целесообразности и обусловливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

Индивидуализация – это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечивающее высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике ведущих качеств спортсмена.

Человек управляет движениями произвольно, то есть сознательно. При этом качество управления во многом зависит от полноты осознанной информации о характеристиках выполняемого движения. Однако не вся информация о движении, воспринимаемая рецепторами, доходит до уровня сознания, а обрабатывается на более низких уровнях центральной нервной системы. Поэтому возможность эффективно осуществлять двигательные действия во многом обусловлена способностью организма управлять пространственно-временными и динамическими характеристиками движения на уровне подкорки – автоматизированно. Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывается в процессе тренировки, по мере многократного повторения и уточнения двигательных действий.

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность атлета.

Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.

В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил — не выполнил, умеет — не умеет).

Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом;

Соревновательный объем — числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Так, например, гимнасты — мастера спорта международного класса умеют выполнять на каждом из снарядов (кроме опорного прыжка) 120—200 элементов. Таким образом, на всех шести снарядах гимнасты 'высокого класса могут выполнить примерно 750—1000 различных элементов. В других видах спорта, например в борьбе, сходная картина. Хотя техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам.

Разносторонность технической подготовленности

Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он' применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую и соревновательную разносторонность. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.

Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники — это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.

Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технически действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения — как спортсмен выполнял движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностям победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой. Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоенность его выполнения.

Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональности) — это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.

В зависимости от того, как определяется рациональная техник (образец, стандарт), различают три группы показателей е эффективности.

Абсолютная эффективность

Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эстетических соображений.

В простейшем случае мерой эффективности техники может явиться показанный спортсменом результат. Таким способом часто оценивают эффективность технических приемов в единоборствах и спортивны играх. Например, в баскетболе эффективность техник; штрафных бросков естественно оценивать по проценту попаданий.

В большинстве случаев оправдан другой способ — сопоставление характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. В основе рациональной техники могут лежать разные критерии:

б) физиологические: при нерациональной технике у специализирующихся в спортивной ходьбе нередко возникают резкие болезненные ощущения в передней большеберцовой мышце из-за ухудшения кровообращения вследствие того, что время ее расслабления в одном шаге оказывается недостаточным;

г) эстетические: критерии этой группы являются определяющими в тех видах спорта, где красота движений — основа мастерства (гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Сравнительная эффективность

В этом случае за образец берется техника спортсменов высокой квалификации. Те признаки техники, которые закономерно отличаются у спортсменов разной квалификации (т. е. изменяются с ростом спортивного мастерства), называются дискриминативными 1 признаками. Такие признаки эффективности техники используют в качестве основных показателей лишь тогда, когда техника движений очень сложна и на основе биомеханического анализа не удается определить ее наиболее рациональный вариант. В других случаях дискриминативные признаки дополняют показатели абсолютной эффективности, очень часто совпадая с ними.

При оценке эффективности техники с помощью дискриминативных признаков надо помнить, что техника даже выдающихся спортсменов может быть не вполне рациональной. Например, в начале 50-х годов некоторые чемпионы по лыжным гонкам имели значительные ошибки в технике (слишком низкая посадка, незавершенный толчок рукой и ногой и др.). Эти ошибки копировали молодые лыжники.

Для определения дискриминативных признаков:

а) сравнивают показатели техники спортсменов высокой и низкой квалификации.

б) рассчитывают коэффициенты корреляции и уравнения регрессии между спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники — с другой.

Реализационная эффективность (эффективность реализации)

Практически это осуществляется путем сравнения результатов спортсмена:

а) в технически сложном действии (как правило, это то движение, в котором специализируется спортсмен);

б) в технически более простых заданиях, требующих развития тех же двигательных качеств, что и основные.

Все описанные показатели эффективности техники (абсолютные, сравнительные, реализационные), дополняя друг друга, характеризуют ее с разных сторон. Обычно они соответствуют друг другу.

Освоенность техники

Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спортсменами в разной степени. Освоенность движения — относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Спортсмен может хорошо освоить то или иное действие, но с существенными ошибками в технике (его техника при этом будет неэффективна) и, наоборот, буквально с первых попыток выполнять движение правильно, хотя и недостаточно хорошо освоив его. Он может быстро забыть правильное выполнение и уже на следующем занятии быть не в состоянии повторить свои первые правильные попытки.

Именно в связи с разной степенью владения движением издавна были введены понятия о двигательных умениях и двигательных навыках.

Двигательное умение — это приобретенная способность выполнять движение.

Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение.

Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении движения в меняющихся, в частности усложненных, условиях;

3) сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке;

4) автоматизированность выполнения.

Стабильность техники

Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизмененных, условиях с относительно малой дисперсией (разбросом, диапазоном отклонений) существенных характеристик. Конечно, если ему приходится выполнять движение несколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянными. Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спортивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не выходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполненным или значительно снижается спортивный результат.

Устойчивость техники

Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффективности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техники. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменение внешних условий.

1.Изменение состояния спортсмена, в частности утомление и эмоциональное возбуждение, связанное с ответственными соревнованиями, присутствием зрителей, преодолением страха. В условиях ответственных соревнований эффективность техники может снизиться. Это особенно касается технических действий, требующих высокой точности выполнения. В то же время эмоциональное возбуждение способствует проявлению больших величин силы, быстроты, выносливости, гибкости.

Сохранение высокой эффективности действий достигается благодаря превосходству в скоростных и силовых качествах, тактическом мастерстве, морально-волевой подготовке. Существенное значение имеет и техническое мастерство. Спортсмены высокого класса могут выполнить один и тот же прием при широком варьировании начальных условий и подготовительных действий.

3. Внешние условия. Иногда даже незначительное изменение внешних условий существенно затрудняет выполнение движения.

Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке

Чем лучше освоено движение, тем прочнее сохраняется двигательное умение. Степень сохранения ее оценивают:

а) по уровню (качеству) выполнения движения после перерыва (например, если до перерыва в тренировке спортсмен выполнял движение правильно всегда, а после перерыва только в половине всех случаев, то степень сохранения двигательного умения равна 50%).

Автоматизированность

Автоматизированность характеризуется возможностью выполнять движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.

Некоторые движения, например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое.

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники.

Что такое биомеханика в спорте и для чего она нужна?

Любая спортивная деятельность заключается в применении физических способностей человека. Для достижения высоких результатов в спорте необходимо найти способы и упражнения для эффективных тренировок. Таким образом сформировалась биомеханика – наука о движении живых существ и в особенности человека.

Снимок экрана 2019 04 22 в 12.05.42

Основой человеческого тела, помимо скелета, являются мышцы. Человек способен совершать самые разнообразные движения благодаря умению любой мышцы сокращаться. В момент мышечного сокращения мышца укорачивается, что приводит часть тела в движение.

Знание об устройстве мышц и их возможностях открывает в области спорта возможность выполнения движений с различными мышечными усилиями, таких как бег, поднятие гантелей, движение на велосипеде. Крепление мышц к скелету сформировано в виде механических рычагов, которые позволяют человеку двигаться и перемещать предметы.

У любого рычага есть точка опоры и место приложения силы. Согласно физике, чем дальше от оси рычага будет приложена сила, тем эффективнее будет результат, тем меньше усилий нужно приложить. При большом плече рычага работу можно выполнить с наименьшими усилиями. Такие же принципы можно применить к человеческому телу – чем дальше мышца крепится от опорной точки - сустава, тем более выгодно она будет использоваться.

Для выполнения любого движения необходимо наличие двух мышц, расположенных на противоположных сторонах. Если при движении мышца сокращается и принимает на себя основную нагрузку, то при сокращении этой мышцы расслабляется противоположная мышца. Например, если согнуть руку в локте, то сокращаться будет бицепс, а расслабляться – трицепс. Если разогнуть руку – то наоборот, трицепс сокращается, а расслабляется бицепс. После окончания движения мышцы будут уравновешивать друг друга, находясь в растянутом состоянии – мышечном тонусе.

2

В любом физическом упражнении для начала его выполнения необходимо принять исходное положение. Это положение выбирается так, чтобы при его выполнении корпус и конечности находились в наименее напряженном состоянии. По мере увеличения физической формы спортсмена можно наиболее эффективно воздействовать на мышцы, выбирая более напряженные начальные положения.

Для осуществления безопасного и эффективного воздействия на мышцы, необходимо знание об их строении. Такая информация лежит в основе индивидуальных тренировочных программ, что позволяет подбирать необходимые упражнения для воздействия на определенные группы мышц. В зависимости от физической формы тренирующегося, выполнение одного и того же упражнения может быть осложнено или упрощено.

Подготовка и физическая форма спортсмена зависят не только от техники выполнения упражнений, но и от осознания смысла и последовательности совершаемых действий. Это особенно важно для спорта высоких достижений, где выдвигаются строгие правила к технике выполнения упражнений, а любые отклонения ведут не только к снижению результатов, но и к травмам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция № 1 Тема 1.1. Предмет, задачи спортивной биомеханики. История развития биомеханики.(2 ч.)

Биомеханика – это наука о законах механического движения в живых организмах.

Биомеханика - свежая наука, она возникла на стыке биологии – науки о жизни и механики-науки о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между телами. Термин биомеханика составлен из двух греческих слов bios – жизнь и mechanic – наука о машинах. Эта наука характеризуется применением основных принципов механики.

За время своего развития классическая механика выработала широкий круг понятий , которые в настоящие время используются в биомеханике: перемещения, скорость и ускорение тела, сила, импульс силы, работа, мощность, энергия, общий центр тяжести и так далее, с этими понятиями будем знакомиться в дальнейшем по изучению курса.

Биомеханика спорта – изучает движения человека в процессе физических упражнений.

Она рассматривает двигательные действия спортсмена как системы взаимо связаных активных движений, при этом исследует механические и биологические причины движений и зависящие от них особенности двигательных действий в различных условиях.

Цель, задачи биомеханики двигательных действий

Цель биомеханики двигательных действий состоит с одной стороны, в повышении эффективности двигательных действий человека, а с другой – в предупреждении травм при выполнении двигательных действий и уменьшении их последствий

1. Повышение эффективности двигательных действий человека.

2. Предупреждение травм при выполнении двигательных действий и уменьшение их последствий.

Задачи биомеханики спорта делятся на общие и частные, и задачи которые относятся к определенной цели. Целевые задачи представлены на слайде.

1. Общие – раскрывают физико математические закономерности движений

2. Частные – изучает технику выполнения двигательных действий в различных видах спорта

Метод работы биомеханики спорта

1. Системный анализ это разложение одного целого на отдельные части

2. Системный синтез это способ выявления взаимосвязи частей в системе, закономерностей их воздействия.

Понятия системный анализ и синтез представлены на слайде, их нужно записать в тетрадь

А сейчас мы с вами посмотрим наглядно, чем занимается биомеханика и какие задачи ставят современные ученые перед собой(11:24)

История развития биомеханики

Биомеханика — одна из самых старых ветвей биологии. Ее истоками были работы Аристотеля и Галена, посвященные анализу движений животных и человека. Но только благодаря работам одного из самых блистательных людей эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452—1519) — биомеханика сделала свой следующий шаг. Леонардо особенно интересовался строением человеческого тела (анатомией) в связи с движением. Он описал механику тела при переходе из положения сидя к положению стоя, при ходьбе вверх и вниз, при прыжках и, по-видимому, впервые дал описание походок.

А сейчас посмотрим подробный вклад Леонардо да Винчи (видеоролик) ( 14 мин)

Р. Декарт (1596—1650) создал основу рефлекторной теории, показав, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Этим объяс­нялось происхождение непроизвольных движений.

Первые шаги в подробном изучении биомеханики движений были сделаны лишь в конце XIX столетия немецкими учеными Брауном и Фишером (V. Braune, О. Fischer), которые разработали совершенную методику регистрации движений, детально изучили динамическую сторону перемещений конечностей и общего цент­ра тяжести (ОЦТ) человека при нормальной ходьбе.

К.Х. Кекчеев (1923) изучал биомеханику патологических похо­док, используя методику Брауна и Фишера.

Большой вклад в познание взаимодействия уровней регуляции движений внес Н.А. Бернштейн (1880— 1968). Им дано теоретическое обоснование процессов управления движениями с позиций общей теории больших систем. Исследования Н.А. Бернштейна позволили установить чрезвычайно важный принцип управления движениями, общепризнанный в настоящее время. Нейрофизиоло­гические концепции Н.А. Бернштейна послужили основой форми­рования современной теории биомеханики движений человека.

Идеи Н.М. Сеченова о рефлекторной природе управления движе­ниями путем использования чувствительных сигналов, получили раз­витие в теории Н.А. Бернштейна о кольцевом характере процессов управления.

М.Ф. Иваницкий (1895—1969) разработал функциональную (динамическую) анатомию применительно к задачам физкультуры и спорта, т. е. определил связь анатомии с физкультурой.

Все виды спорта тесно связаны с движением тел. В некоторых видах основным движущим объектом является спортсмен, в котором сочетаются различные формы перемещающих объектов, как, например кости и мышцы.Все достижения ученых опираются на другие науки , поэтому биомеханика опирается на несколько наук. Которые вы ведете на слайде, давайте попробуем провести параллель между ними.

Биомеханика — наука о движениях человека. Да, да, каждое наше движение возможно благодаря работе сложных внутренних механизмов: костей, мышц, связок, нервных окончаний. В фитнесе биомеханика — основа основ. Эксперты World Class University объясняют, как увеличить эффективность самых простых упражнений, а главное, свести к минимуму риск травм, правильно применяя знания биомеханики.

Как биомеханика тела связана с фитнесом и спортом? Пожалуй, так же, как геометрия — с инженерным делом. Эта наука — краеугольный камень всего тренировочного процесса. Выполнять упражнения без понимания правильной техники движений не только неэффективно, но часто и опасно для здоровья.

Как научиться тренироваться технически правильно? Отработать и зафиксировать этот навык самостоятельно сложно. Особенно, если вы не изучали биомеханику и не имеете даже базовых представлений о взаимодействии между всеми элементами опорно-двигательного аппарата.


Почему же без тренера никак? Дело в том, что обычные движения человека являются эволюционными. Мы не задумываемся, как ходим, поднимаем руки и наклоняемся. Наш организм использует для этого силу тех мышц, что сильнее, и не задействуют те, что не нужны ему для выполнения этого движения. Никто ведь специально не напрягает пресс, чтобы поднять тяжелую вещь? Задача же фитнеса — сделать тело крепким и здоровым, обучить безопасному распределению нагрузки на мышцы.

Интересный факт! В фитнес-клубе люди, как правило, реже получают травмы, потому что следят за тем, какие мышцы напрягают во время подхода. Гораздо чаще мы получаем травмы в бытовых ситуациях. Например, поднимали диван, не следя за правильным положением позвоночника и не напрягая пресс — в итоге сорвали спину.



Движение созданных человеком машин осуществляется благодаря всевозможным рычагам внутри конструкции. Так же и с нашим телом: внутри у него сотни различных рычагов, представленные костями разной формы, размера и плотности. Их изучал еще Леонардо да Винчи, представляя человеческое тело сложным механизмом.

Чтобы привести рычаг в действие, нужно воздействие двух сил:

  • движущей силы (тяга мышц),
  • силы сопротивления (сила тяжести).

Да Винчи изучал, как функционирует человеческое тело, мышцы и кости. Движения он воссоздал на машине, ставшей прообразом робота


Рычаг первого рода представлен рычагом равновесия. В нем есть точка опоры, а по разные стороны от нее прилагаются силы, которые могут уравновешивать друг друга. Самый наглядный пример рычага первого рода — позвоночный столб.

Спереди от него — грудная клетка, брюшная полость и органы, которые под действием силы тяжести стремятся вниз. Чтобы их поддерживать, по другую сторону позвоночника есть мышцы, которые сокращаются и создают противодействие. Благодаря их работе человек не падает вперед.

Рычаг второго рода, в свою очередь, делится на два вида: рычаг скорости и рычаг силы.

В рычаге скорости есть точка опоры. Движущая сила воздействует рядом с этой точкой опоры, а сила тяжести — дальше от нее, что позволяет значительно ускорить движение этого рычага. Эволюция большую часть человеческих рычагов реализовала именно с таким механизмом, чтобы сделать нас быстрыми и ловкими, способными убегать, нападать и защищаться. Но где есть плюс, есть и минус — чтобы задействовать рычаг скорости, нужно потратить много энергии.

В рычаге силы и сила воздействия, и сила тяжести тоже располагаются по одну сторону от точки опоры. Однако движущая сила воздействует дальше от точки опоры, а силы тяжести — ближе. На движение такого рычага нужно меньше энергии, но и скорость будет ниже.


«Что нам дают знания о принципах работы рычагов внутри человеческого тела?

Понимая особенности рычагов, вы сможете принять оптимальное исходное положение, точно выбрать вес отягощения, темп выполнения упражнения и получить максимальный эффект от тренировочного воздействия"

Читайте также: