Договор об обычных вооруженных силах в европе кратко

Обновлено: 05.07.2024

С 11 марта РФ полностью приостанавливает участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом говорится в заявлении руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

Что представляет собой ДОВСЕ?

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) — договор об ограничениях на размер обычных вооружённых сил НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД) в Европе. Документ устанавливал равновесие обычных вооружённых сил (ВС) государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя таким образом созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Когда и кем был подписан ДОВСЕ?

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже шестнадцатью государствами-участниками НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шестью государствами-участниками ОВД (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). Документ вступил в силу 9 ноября 1992 года.

Какие ограничения для НАТО и ОВД подразумевал ДОВСЕ?

Согласно ДОВСЕ, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

Держим дула по ветру.

  • 40 000 боевых танков;
  • 60 000 боевых бронированных машин;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов;
  • 4000 ударных вертолётов.

Ограничению подвергались также:

  • танковые мостоукладчики;
  • боевые машины пехоты (БМП);
  • броневые транспортёры (БТР);
  • учебно-тренировочные самолёты;
  • вертолёты боевого обеспечения;
  • невооружённые транспортные вертолёты;
  • вертолёты Ми-24К и Ми-24Р.

Квоты ДОВСЕ:

НАТО:

Бельгия — 334 танка, 1099 ББМ, 320 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 232 боевых самолёта, 46 ударных вертолётов.

Великобритания — 1015 танков, 3176 ББМ, 636 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 384 ударных вертолёта.

Германия — 4166 танков, 3446 ББМ, 2705 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 306 ударных вертолётов.

Голландия — 743 танка, 1080 ББМ, 607 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 230 боевых самолётов, 69 ударных вертолётов.

Греция — 1735 танков, 2534 ББМ, 1878 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

Дания — 353 танка, 336 ББМ, 553 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 106 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

Испания — 794 танка, 2047 ББМ, 1310 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 310 боевых самолётов, 80 ударных вертолётов.

Италия — 1348 танков, 3339 ББМ, 1955 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 142 ударных вертолёта.

Канада — 77 танков, 263 ББМ, 32 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 90 боевых самолётов, 13 ударных вертолётов.


Норвегия — 170 танков, 275 ББМ, 527 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 100 боевых самолётов, 24 ударных вертолёта.

Португалия — 300 танков, 430 ББМ, 450 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 160 боевых самолётов, 26 ударных вертолётов.

США — 4006 танков, 5372 ББМ, 2492 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 784 боевых самолёта, 518 ударных вертолётов.

Турция — 2795 танков, 3120 ББМ, 3523 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 750 боевых самолётов, 103 ударных вертолёта.

Франция — 1306 танков, 3820 ББМ, 1292 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 800 боевых самолётов, 352 ударных вертолёта.

Квоты Исландии и Люксембурга по всем классам техники были нулевыми.

Варшавский договор:

Болгария — 1475 танков, 2000 ББМ, 1750 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 235 боевых самолётов, 67 ударных вертолётов.

Венгрия — 835 танков, 1700 ББМ, 840 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 180 боевых самолётов, 108 ударных вертолётов.

Польша — 1730 танков, 2150 ББМ, 1610 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 460 боевых самолётов, 130 ударных вертолётов.

Румыния — 1375 танков, 2100 ББМ, 1475 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 430 боевых самолётов, 120 ударных вертолётов.

СССР — 13 150 танков, 20 000 ББМ, 13 175 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 5150 боевых самолётов, 1500 ударных вертолётов.

Чехословакия — 1435 танков, 2050 ББМ, 1150 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 345 боевых самолётов, 175 ударных вертолётов.

Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе было принято множество документов технического характера и четыре международных договора:

Американские солдаты на военном параде по случаю Дня независимости Эстонии.

  • Будапештское соглашение,
  • Ташкентское соглашение,
  • Фланговый документ,
  • Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Участие России в ДОВСЕ

26 апреля 2007 года Президент РФ Владимир Путин в своём обращении к Федеральному Собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке.

Выход России из ДОВСЕ

С 11 марта 2015 года Россия полностью приостановила своё участие в ДОВСЕ. Говоря о причинах, которые побудили Москву окончательно приостановить действие соглашения, руководитель российской делегации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур назвал расширение НАТО в обход основному положению ДОВСЕ.

Бессрочный, может быть дополнен последующим договором. Каждое государство в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора: уведомляет депозитарий и все другие государства-участники о своем выходе за 150 дней до предполагаемого выхода. Депозитарий созывает конференцию государств-участников не позднее чем через 21 день после получения уведомления о выходе

Задачи: Обеспечить сокращение и контроль обычных вооруженных сил в Европе в соответствии с положениями Договора

Ликвидация обычных вооружений до установленных уровней. Уведомленческая деятельность. Инспекции объявленных мест (объектов контроля), указанных районов. Обмен информацией

1. Боевые танки; боевые бронированные машины; артиллерийские системы (100 мм и выше); боевые самолеты; ударные вертолеты


ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад - 13 июля 2007 г. - президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Базовый ДОВСЕ

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД). Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс. боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев. Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД - Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО - Греция, Исландия, Норвегия и Турция). На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г. ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне. Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран. Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты - 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс. 680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств. Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Кризис ДОВСЕ

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из "восточной" в "западную" группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс. 509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора. Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ. Среди них - присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г. пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе "серых зон", возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

Действие документа приостанавливалось "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации - 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г., через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г. - участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как "краеугольный камень европейской безопасности", Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей. Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: "Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ - прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда".

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Содержание

Ограничения


После подписания договора об обычных вооружённых силах в Европе ограничевающего количество артсистем калибром более 100 мм и выше польские политики оснастили свою армию минометами калибром 98 мм и таким образом получили возможность иметь преимущество перед своими соседями которые как правило имеют минометы либо 81/82 мм калибра либо 100 и 120 мм калибра.

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • 40 000 боевых танков;
  • 60 000 боевых бронированных машин;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов;
  • 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами – участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15–31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Россия, со своей стороны, заявляет, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием к ратификации.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке. Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям. На момент расторжения договора в распоряжении РФ находилось 21.820 [1] боевых танков при предусмотренной квоте в 6.350 единиц [2] [3] . Для сравнения, Федеральная Республика Германия имела 2.560 единиц при допустимом максимуме в 3.444. Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, позволил ряду аналитиков сделать вывод о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене.

  1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;
  2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;
  3. отмена фланговых ограничений для территории России;
  4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

Период приостановления действия этих международных договоров в отношении России начинается через 150 дней после получения российских уведомлений о приостановлении их депозитариями и государствами-участниками ДОВСЕ.

Объявление моратория означает, что Россия намерена прекратить взаимное военное инспектирование и предоставление информации партнёрам по Договору о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также не будет считать себя связанной количественными ограничениями.


ВСЕ ФОТО

Подписанный 19 декабря 1990 года в Париже Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины , артиллерия калибра 100 мм и более, боевые самолеты, ударные вертолеты
RTV International

Участники договора - 16 государств-участников НАТО и 6 государств - участников Организации Варшавского договора, прекратившего свое существование через несколько месяцев
Euronews

Подписанный 19 декабря 1990 года в Париже Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня - РС30), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты (вертолеты, имеющие управляемое оружие).

Кроме этого, некоторыми ограничительными мерами охвачены: танковые мостоукладчики, БМП и БТР (и им подобная техника), учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения, невооруженные транспортные вертолеты, вертолеты Ми-24К и Ми-24Р.

Участники договора - 16 государств-участников НАТО и 6 государств - участников Организации Варшавского договора, прекратившего свое существование через несколько месяцев. При заключении соглашения стороны условились о его последующей ратификации.

Договором предусмотрены так называемые "коллективные" уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД: региональные, предельные (для одного государства в составе каждого союза), фланговые, для морской авиации наземного базирования и для в полувоенных формированиях типа (КГБ, МВД и ДОСААФ в бывшем СССР).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС, в общий уровень ограничений по Договору не включаются, но по ним государства-участницы Договора обмениваются информацией.

Договором определены периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Период сокращений до согласованных уровней должен составлять не более 40 мес. с момента вступления Договора в силу. За этот срок все вооружения и техника, подлежащие сокращению, должны быть частично уничтожены, частично переоборудованы в гражданскую (до 750 танков, 3000 ББМ) технику. Переоборудование техники допускается осуществить в течение 5 лет, причем, в первые 3 года она должна быть приведена в небоеспособное состояние.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) - 60%, к концу третьего (через 40 мес.) - все остальные вооружения и технику.

Договор предусматривает устранение материальной основы конфронтации, ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны, как отдельного государства, так и групп государств.

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств.

На стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (далее именуется как Договор). К настоящему времени из 30 государств - участников Договора это Соглашение ратифицировали Белоруссия и Украина. Для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств-участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств - Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины - об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России - относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы - об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания.

К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков российских вооружений и техники, ограничиваемых Договором (ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента ОДВТ будет осуществляться в рамках национальных уровней государств-участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе сил альянса на территориях его новых членов).

Новая система ограничивает перераспределение ОДВТ между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций и фактически нейтрализует возможность опасных концентраций тяжелых вооружений и техники в приграничных с Россией районах.

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни ОДВТ соответствуют параметрам ныне действующего Договора: по танкам - 6350 ед., по ББМ - 11280 ед., по артиллерийским системам - 6315 ед., по боевым самолетам - 3416 ед., по ударным вертолетам - 855 ед. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО - без Псковской области, СКВО - без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.

С учетом пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове принципиальное значение имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускаются ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе является положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений возможно только между фланговыми государствами.

Режим адаптированного Договора создает основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивает возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств-членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 года. (Польша - до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств, а также Германии не будут пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижаются на 200 единиц) и Италия (территориальный предельный уровень понижается на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государства-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивает возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государства-участника Договора. Оно имеет право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежит контролю и подпадает под дополнительные меры транспарентности.

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусмотрен и политический ограничитель - безотлагательный созыв конференции государств-участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государства-участники должны объяснить его причины. Задействуется механизм ОБСЕ - об итогах конференции информируется Постоянный совет ОБСЕ, который может принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО - Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не приведет к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

Принципиально новое качество обновленного Договора - охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежат уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных ОДВТ. Договор ограничивает также транзитные переброски вооружений и техники по времени - как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государства-участника.

Качественно модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора. В него включены положения, позволяющие более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволяет составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

Читайте также: