Добролюбов о романе накануне кратко

Обновлено: 04.07.2024

В романах о "новых людях"- в силу новизны характера - Тургенев использует разнообразные средства психологического анализа - и среди, них такие, которые в ранних романах и повестях встречались эпизодически, либо вовсе не употреблялись.

В первую очередь - это записки, письма, дневники. Например, отрывки из дневника Елены группируются таким образом, что создается целостная картина становления её чувства к Инсарову. Вводятся сны, безотчетные порывы - настолько зыбкие, что неясна их связь с окружающими обстоятельствами.

В "Накануне", как отмечают исследователи; писатель решительно подчеркивает соответствие или несоответствие пейзажа внутренним состояниям героев. Пейзажные обрамления приобретают психологическую функцию. Так, сомнения и колебания Елены оттеняются и раскрываются особыми пейзажными соответствиями: «Перед утром она разделась и легла в постель, но заснуть не могла. Первые огненные лучи солнца ударили в её комнату. "О, если он меня любит!- воскликнула она вдруг и не стыдясь озарившего её света, раскрыла свои объятия (У111,88). Когда же она идет на свидание с Инсаровы (на которое он решил не явиться), следует пейзажное предуведомленье ожидающего её разочарования:". 0на хотела еще раз увидеться с Инсаровым. Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось, заслоненное тяжелыми черными тучами, что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье, что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге. Сверкнула молния, гром ударил. Дождь хлынул ручьями; небо кругом обложилось (У111,90).

В период работы над романом "Накануне Тургеневу стали доступными прежде не вполне ясные уголки и сферы человеческой психики.

Добролюбов о романе

Тургеневская Елена – это новая попытка (после гончаровской Ольги) создать истинно энергетический, деятельностный характер. Добролюбов полагает, что Тургеневу не совсем удалось обрисовать этот характер.

Что касается Инсарова, то Добролюбов не видит в нем чего-то необычного или чрезвычайного. Он никогда не лжет, не изменяет своему слову, не берет взаймы денег, не любит разговаривать о своих подвигах, не откладывает исполнения принятого решения, его слово не расходится с делом и т. п. Кроме того, Инсаров – болгар, мечтающий освободить свою родину, это главная цель его жизни. Отдельно от родины он себя представить и помыслить не может. Свое пребывание в Москве герой не считает еще настоящей жизнью, свою слабую деятельность не считает удовлетворительной даже для своего личного чувства. Он также живет накануне великого дня свободы, в который существо его озарится сознанием счастья, жизнь наполнится и будет уже настоящей жизнью. Единственное, чего боится Инсаров – того, что может отсрочить эту желанную минуту совершения подвига во имя родины.

А вот Елена – это уже знакомое явление для русского общества, это вполне реальный характер, ведь для лучшей части русского общества характерны любовь и сострадание, желание делать добро.

За минуту

Героиней романа является девушка Елена умная, энергичная полная гуманных стремлений. Она стремится к деятельности, но не может определить ее направление.

Елена влюбляется в болгарина Инсарова – человека дела, мечтающего об освобождении родины. Образ деятельного иностранца выбран не случайно, поскольку Тургенев не видит в современном русском обществе по-настоящему деятельных людей.

Но Добролюбов пишет о том, что уже наблюдает перемены в обществе, стремление к активной деятельности. Он верит, что скоро появятся и свои, русские Инсаровы.

Экспозиция: действие происходит под Москвой. Приятели Шубин и Берсенев, которые ведут разговор, наслаждаются теплым летним днем на природе. У Т. Главный герой никогда не появляется с первых страниц романа (это особенность построения). Герои, предстающие в экспозиции, сперва кажутся главными. Ш. и Б. в своей беседе намечают вопросы романа:

Влияние среды на человека и его личный потенциал. Речь идет не просто об общей знакомой, которая не похожа не только на родителей, но и вообще на усадебных девушек. Она своеобразный, глубокий человек. Еще один прием: кажущееся и реальное. Внешне Елена Стахова ничем не выделяется среди воспитанниц дворянской усадьбы. Нет красоты, талантов. Но заурядна она только внешне. Ее глубокий внутренний мир открывается через дневники и через рассказ о детстве (прием ретроспективы: действие началось, но, чтобы пояснить ситуацию, автор обращается к прошлому). Именно характер героини определяет ее дальнейший выбор и судьбу.

Тема человека и природы. Возникает спор, в котором каждый по-своему прав. Шубин считает природу идеалом гармонии. Берсенев говорит, что природа не будет до конца познана человеком, говорит о нераскрытых тайнах мироздания, ставит роковые вопросы, проблемы.

Вопрос о счастье и смысле жизни. Шубин: высшее счастье – любовь. Но в то же время она разрывает связь человека с обществом, он замыкается на частном. Вопрос: есть ли на земле такое счастье, которое не разрывает человека с обществом. Этот вопрос развивается в романе.

Появление Инсарова – прием кажущегося и реального. Он непривлекателен внешне, немногословен, не стремится поделиться с окружающими идеями, весь поглощен своими занятиями, но именно его отмечает Елена, а до этого его отметил Берсенев. Елена показана в момент, когда начинается путь ее исканий. Среди занкомых она стремится найти человека, который расскажет ей о смысле жизни. Любовный треугольник: Шубин-Елена-Берсенев.

Она предвзята, считает Шубина недалеким, ищет не только любовь.берсенев – молодой ученый, его перспектива – общественное служение (то,чего ищет Елена).

Однако Берсенев понимает, что в судьбе Елены он будет номером 2. Первый – Инсаров. Тургенев показывает разные психологические типы Инс. И Берс. Интересна сцена прогулки в Царицыно. Показана красота природы, всем хочется выразить чувства. Кто-то предложил спеть народную песню.здесь конфликт: русские баре не знают русских народных песен. Выручает девочка Зоя, воспитанница Стаховых, она исполняет немецкий романс, который вызвал восхищение у компании пьяных немцев.

Русские дворяне не помнят корней, далеки от народа и его культуры. Инсаров же знает фольклорный мир своего народа.

Среди российских болгар Инсаров – признанный лидер, вожак.

Чувству красоты и поэзии Инсарова учит природа. Помимо своей воли он влюбился в Елену, хотя и знал, что любовь будет несчастна.

Кульминация: Инсарову пора возвращаться в Болгарию и решает не видеться с Еленой. Она обеспокоена его отсутствием, боится его потерять и уходит из дома, чтобы объясниться. Начинается дождь, Елена прячется в придорожной часовне. Там она встретила нищенку, дала ей кружевной платок. После ухода нищенки в этой часовне оказывается Инсаров. Душа взяла верх над рассудком. Происходит объяснение, Елена и Инс. уезжают в Болгарию. В семье скандал. На помощь приходит Шубин, который находит подход к отцу Елены.

Сидя у постели Инс., Елена видит в окно летящую чайку. Загадывает: если полетит прямо, Инс. выздоровеет, свернет – обречен. Чайка, до этого летевшая прямо, резко сворачивает.

В конце Елена начинает ощущать свою вину перед Шубиным, который посвятил ей душу, перед родителями, которых она оставила. Болезнью Инсарова расплатилась за свое высокомерие.

Играет важную роль сон. Ей снится, что она в разлуке с Инсаровым, а он вдалеке в маленькой тесной кельею она едет к нему по бесконечному белому снегу. С ней вместе в повозке Катя (умершая в детстве нищая девочка). Она указывает Елене путь. По народным преданиям – они едут в царство мертвых. Далее – океан, буря, из глубины слышится голос Инсарова, зовущий ее. Елена в ужасе просыпается. Инсаров в самом деле зовет ее. Утром они едут в Болгарию.

Финал: корабль, на котором они плыли, утонул в бурю, сведений о погибших нет.

Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.

23 вопр. Сущность нигилизма и противоречия мировоззрения Базарова.

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно в романе описано насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Ученики Базарова: Аркадий, Ситников, Кукшина. Большее внимание уделяется Аркадию. Если рассмотреть, так уже в первой сцене Аркадий лишь на словах последователь Базарова. Он словно пародирует его образ. Аркадий увлекся идеями нигилизма по юности, не понимая его смысла и внутренне не соответствуя ему.

Читайте также: