Добролюбов биография кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Николай Александрович Добролюбов – русский литературный критик и публицист XIX века. Был также революционным демократом. Не любил подписываться полным именем и имел несколько псевдонимов. Писатель родился 5 февраля 1836 года в семье священника в Нижнем Новгороде. С самого детства любил читать и писать стихи. В 17 лет поступил в Педагогический Институт в Петербурге. После смерти родителей был подвержен антимонархическим и антирелигиозным взглядам, и это отразилось во многих его сочинениях, стихах и прозе.

Добролюбов считается одним из лучших критиков в русской литературе. Ему удавалось анализировать литературные образы через призму реальной жизни, породившей их. Его работы отличались использованием различных художественных приемов, от иронических восхвалений до язвительных пародий. В связи с тем, что писатель страдал от туберкулеза, в 1860 году ему пришлось уехать на лечение за границу. Некоторое время он провел в европейских странах, в частности около полугода жил в Италии. Там он написал серию статей в поддержку Гарибальди. В следующем году, так и не вылечившись, вернулся в Петербург, где и скончался в ноябре 1861 года.

Добролюбов Николай Александрович

Гораздо меньше известно о том, что он был талантливым поэтом, писателем, переводчиком, выдающейся личностью, замечательным мыслителем, педагогом. Но не все грани его таланта смогли до конца раскрыться в связи с ранней смертью: он прожил всего 25 лет.

Детство и учеба в Нижнем Новгороде

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.

Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.

С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Краткая биография

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

Семья

Своей семьи и детей у Н.А. Добролюбова не было.

Творчество

Литературная критика и публицистика

Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:

Философия

Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.

Литературный критик Н. И. Добролюбов

Поэзия

Педагогика

Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:

  • Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
  • Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
  • Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
  • Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
  • В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
  • Осуждение физических наказаний в школе.
  • Важное значение придавал нравственному облику учителя.

Значение деятельности

Личность и творчество Н.А. Добролюбова были необычайно популярны в эпоху революционного движения в России 1860-х годов и позже. Его считали борцом за народное дело, властителем дум и вождём революционно-демократической части разночинной интеллигенции.

Памятник Н. И. Добролюбову в Нижнем Новгороде

Памятник Н. И. Добролюбову в Нижнем Новгороде

Хотя печататься он начал ещё во время учёбы в Нижнем Новгороде, зрелое творчество его из-за ранней смерти продлилось всего 4 года. И за это время он написал огромное количество критических, публицистических, философских статей, рецензий, стихов и прозы. Его литературно-критические статьи были лучшими в то время, он был честен и прямодушен, никогда не кривил душой и не старался никому угодить, не поклонялся каким бы то ни было авторитетам, боролся против навязываемых обществом стандартов, страдал при виде чужого страдания – всё это выразилось в его творчестве, которое во многом остается актуальным.

Детство и учеба в Нижнем Новгороде

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.

Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.

С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Философия

Краткая биография

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

Смерть

Могила Добролюбова на Литераторских мостках на Волковском кладбище.


Могила Добролюбова на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.

Творчество

Литературная критика и публицистика

Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:

Философия

Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.

Литературный критик Н. И. Добролюбов

Поэзия

Педагогика

Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:

  • Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
  • Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
  • Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
  • Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
  • В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
  • Осуждение физических наказаний в школе.
  • Важное значение придавал нравственному облику учителя.

Спор о грамотности

Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.



Воскресные школы в Петербурге. Литография В.Ф. Тимма. 1890 год

Поэзия

Краткая биография Николая Добролюбова

Родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—1853 гг.).

В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.

Особенность Добролюбова-критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение — высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п.

В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу.

Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.

Близкая тема:
Темное царство

Читайте также: