Мир между мировыми войнами кратко

Обновлено: 28.06.2024

После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных отношений начала постепенно втягиваться в фазу стабилизации. Процесс этот шел отнюдь не просто и гладко. Предстояло еще решить как минимум две крупные проблемы: 1) выработать устойчивый модус взаимоотношений с Германией, который позволил бы, решив проблемы, связанные с выполнением условий Версальского мира, в то же время вернуть ее в мировое сообщество в качестве полноправного члена; 2) интегрировать в систему СССР, а в более широком смысле разработать нормы взаимоотношений с государством, живущим в ином измерении, чем остальные компоненты системы.

Помимо объективных моментов, изменения в политическом и психологическом климате были связаны с выходом на ведущие позиции целой когорты крупных политических деятелей нового поколения, не связанных напрямую с конфликтами уходящей эпохи, во многом по-другому смотревшими на будущее Версальско-Вашингтонской системы и место в ней своих стран. В этом достаточно длинном ряду следует отметить несколько фигур. Прежде всего это Г. Штреземан, с именем которого связано урегулирование спорных вопросов с соседями Германии, отладка механизма выплаты репараций, вступление в Лигу Наций. Штреземан в качестве важнейшего внешнеполитического императива, которым следовало руководствоваться Германии, выдвигал идею не реванша, а взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Новые люди пришли и на политические посты во Франции. Здесь необходимо отметить роль Э. Эррио, который был решительным сторонником налаживания франко-советских отношений, отказался от сверхжесткой линии в отношении Германии, выступал за развитие сотрудничества всех европейских стран. В Англии смена вех во внешней политике связана с именем тогдашнего лидера лейбористской партии Р. Макдональда, сторонника снижения военной конфронтации великих держав, ограничения военных расходов, активизации деятельности Лиги Наций по урегулированию локальных конфликтов.

Найдя развязку франко-германского конфликта, великие державы смогли уделить большее внимание более мелким локальным столкновениям: греко-турецкому, польско-литовскому, итало-югославскому, Мосульскому вопросу, положению дел в Китае и т. д. Они разрешались с разной степенью эффективности, но в любом случае им не давали разрастаться. Важной вехой в развитии Версальско-Вашингтонской системы стала Локарнская конференция, проходившая в октябре 1925 г., на которой был подготовлен и подписан Рейнский гарантийный пакт. Суть его сводилась к тому, что Франция, Бельгия и Германия взяли на себя обязательство сохранять в неприкосновенности установленные Версальским мирным договором западные границы Германии и не прибегать к войне, а решать все спорные вопросы путем арбитража. В качестве гарантов этого соглашения выступали Англия и Италия. Важно подчеркнуть, что речь шла о сохранении статус-кво только в отношении западных границ Германии. О ее восточных границах речи не было. После подписания Локарнских соглашений Германия была принята в Лигу Наций.

Идеи, заложенные в Рейнском гарантийном пакте, были в это время весьма популярны среди европейских дипломатов. Строились планы заключения сходных соглашений для Балкан и стран Балтийского региона. Однако из этого ничего не получилось, ибо конфликтный потенциал, существовавший в отношениях стран этих регионов, был слишком большим и снять его переговорным путем оказалось невозможным и. Это было симптомом того, что возможности для стабильного функционирования данной модели международных отношений даже в сравнительно спокойной обстановке были ограниченными.

В этом плане характерным был 1927 г., события которого наглядно демонстрировали противоречивость процесса стабилизации системы международных отношений. С одной стороны, в этом году в разных точках земного шара были отмечены резкие вспышки острых конфликтов. Так, дело дошло до разрыва англо-советских дипломатических отношений, стала быстро накаляться обстановка в районе КВЖД, мировую общественность взбудоражила публикация в прессе секретного меморандума Танаки (Япония, правда, немедленно объявила его фальшивкой), в котором намечались далеко идущие планы японской экспансии в Китае, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, наконец, вспыхнул очередной раунд польско-литовского конфликта из-за Вильно. По обилию конфликтов в такой короткий временной отрезок это напоминало первые послевоенные годы, когда в жестких столкновениях великих держав шло формирование новой модели международных отношений.

Однако это сходство было чисто внешним. Ситуация в 1927 г. была много сложнее и далеко не столь однозначной, как сразу после войны. В том же году состоялась международная экономическая конференция, где ее участники попытались упорядочить функционирование мировых хозяйственных связей. В Женеве продолжала работу подготовительная комиссия по созыву конференции по разоружению под эгидой Лиги Наций, наконец, в этом году начались переговоры о заключении пакта Бриана-Келлога об объявлении войны вне закона (подписан в 1928 г.). При всем том, что конечная эффективность всех этих шагов была далекой от планируемой, вряд ли правомерно сбрасывать их со счетов. Такие события могли произойти только в условиях стабильного функционирования системы международных отношений, когда стремление к сотрудничеству явно превышает конфликтный потенциал, всегда присутствующий в организме этой системы.

После подписания в августе 1928 г. представителями 15 стран пакта Бриана-Келлога пресса, особенно либеральная, пребывала в эйфорическом отношении. Еще бы – война отныне исключалась из арсенала внешнеполитических средств ведущих государств, а человечество вступило в эпоху длительного мира. Очень скоро действительность опрокинула все эти радужные ожидания. Осенью 1929 г. разразился грандиозный экономический кризис, который перечеркнул все расчеты на дальнейшее развитие стабилизационных процессов в сфере международных отношений. Попав в тяжелейшее положение, каждая из великих держав стала заботиться прежде всего о том, как самортизировать обрушившийся на нее удар. Вопросы, связанные с налаживанием двух и многостороннего сотрудничества, поиском взаимовыгодных компромиссов, отошли на второй план. Как это часто бывает в истории, в критические моменты в менталитете ведущих политиков возобладало убеждение в том, что в одиночку больше шансов спастись, чем действуя совместно. При этом абсолютно игнорировался тот факт, что мир становился все более взаимосвязанным и взаимозависимым, что все государства являлись составными компонентами единой системы международных отношений и их благополучие напрямую связано с общим состоянием этой системы. Непонимание этой простой истины, стремление выбраться из возникших неурядиц в одиночку, пусть даже в ущерб другим, дорого обошлось всему человечеству.

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.




Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.

Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

На Версальской конференции по инициативе президента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учредителями явились страны-участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Целью Лиги Наци й- было не допустить новой войны.

Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее членов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 постоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.

Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападение, созывался Совет для решения, возникшего конфликта. Спорящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесячного срока после решения суда или доклада Совета.

В то же время в обществе были очень сильны пацифистские настроения. Пацифизм – от лат. pacifer: примиряющий, приносящий мир – это идеология, которая призывает к полному избавлению от войн и насилия; отказ от участия в войнах.

Международная конференция в Генуе

Была объявлена всеобщая забастовка, прекращена выплата репараций. В ответ последовали карательные акции. Всего в столкновениях погибло 137 человек. Англия и США добились созыва в 1924 г. Лондонской конференции, которая смогла урегулировать этот вопрос. На конференции был утверждён план Дауэса, по которому Германия получала кредиты для восстановления экономики.

Определялся порядок выплаты репараций. Одним из условий плана был вывод оккупационных войск из Рурской области.

Своеобразным продолжением плана Дауэса стала Локарнская конференция. Она состоялась в октябре 1925 г.

Главным её итогом стало подписание Рейнского гарантийного пакта. Германия гарантировала неприкосновенность своих послевоенных границ на Западе, Франция и Бельгия также так же взяли на себя обязательство соблюдать эти границы и статус Рейнской демилитаризованной зоны. Гарантами соглашения выступили Англия и Италия. В 1926 г. Германия была принята в Лигу Наций.

В середине 1920-х гг. в Лиге Наций происходили переговоры по разоружению. Западные страны стремились создать систему договоров, которые могли бы предотвратить возможность возникновения войны. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Аристид Бриан предложил государственному секретарю США Фрэнку Келлогу подписать между двумя странами договор об отказе от войны как средства национальной политики и предложить другим странам присоединиться к нему. Замечательная идея: если ни одна страна не начнёт военные действия первой, то все конфликты будут решаться в ходе переговоров. Пакт Бриана-Келлога подписали большинство стран, в том числе и СССР.

С начала 1930-х готов в мире начинают формироваться очаги новой войны. Первый из них возник на Дальнем Востоке.

Лига Наций, призванная бороться с агрессией, заняла половинчатую позицию. Япония агрессором не была объявлена, но на дальнейшие её действия в Китае был наложен запрет. В 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций и начала открытую подготовку к войне. Летом 1937 г. японская армия вторглась в восточные провинции Китая. Началась затяжная японо-китайская война.

13 января 1935 г. в Саарской области прошёл референдум, предусмотренный Версальским мирным договором. Почти 91% его участников выступил за возвращение Саара Германии. 1 марта 1935 впервые после окончания Первой мировой войны территория Германии увеличилась.

В обход решения Версальского мира Германия начала наращивать выпуск вооружений, в том числе и современных, прямо запрещённых договором. Так, в 1932 г. в стране не производилось военных самолётов, в 1934 г. их было выпущено 840, в 1936 г. – 2530, в 1938 г. – 3350, а за 1939 г. авиационные заводы Германии собрали 4 733 боевые машины.

В марте 1935 г. Гитлер ввёл в стране всеобщую воинскую повинность, и уже к концу этого года было сформирована 31 боеспособная дивизия.

Третий очаг новой мировой войны был образован действиями Италии. Стремясь к господству в Средиземноморье, Муссолини начал создавать колониальную империю с захвата Эфиопии (Абиссинии).

Эфиопия оставалась практически единственной независимой страной в Северной Африке. Муссолини пока не собирался напрямую конфликтовать с европейскими владельцами африканских колоний. Война началась в октябре 1935 г. В мае 1936 итальянские войска захватили столицу страны – Аддис-Абебу. В апреле 1939 г. Италия начала вторжение в Албанию – самое слабое из государств Балканского полуострова, рассчитывая создать плацдарм для дальнейших захватов.

Подписание Мюнхенского соглашения

На конференции в Мюнхене 29 – 30 сентября 1938 г. Гитлер, Муссолини, а также премьер-министры Великобритании и Франции Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье решили судьбу Чехословакии.

Была ли возможность предотвратить новую мировую войну? Пожалуй, единственное, что смогло бы остановить агрессора – создание системы коллективной безопасности в Европе, когда любому агрессору пришлось бы столкнуться с согласованным противодействием крупных европейских государств. Такие попытки предпринимались. В 1935 г. были подписаны двухсторонние договоры между СССР, Францией и Чехословакией о совместной советско-французской помощи Чехословакии в случае агрессии против неё. Но в 1938 г. эти договорённости не вступили в действие. В июле-августе 1939 г. в Москве проходили англо-франко-советские переговоры о взаимопомощи в случае войны, но соглашение так и не было подписано.

Противоречия между западными странами и СССР и взаимное стремление уничтожить политический строй друг друга в конце 1930-х гг. были для них более значимыми, чем сохранение мира. Как оказалось, британские и французские представители даже не имели полномочий подписывать договор с СССР. Советский же Союз ещё до окончания переговоров вёл подготовку к подписанию пакта Молотова- Риббентропа, который, по сути, окончательно развязал руки Гитлеру.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мир между двумя мировыми войнами. Урок обобщения по всеобщей истории 1918 - 1939 гг."

Мир между двумя мировыми войнами. Урок обобщения по всеобщей истории 1918 – 1939 гг.

· актуализировать знания учащихся об основных событиях, исторических деятелях указанного периода;

· проверить уровень владения историческими понятиями и терминами;

· развивать умение работать в команде.

Описание игры

Оборудование:

· видеоролик или компьютерная презентация с заданиями;

· удобно расставленная мебель (если в игре участвуют команды).

Предварительный этап

Учитель (организатор игры) объявляет о теме и времени проведения игры, объясняет правила игры, делит учащихся на команды.

Организационный этап

После выполнения половины заданий можно сделать музыкальную или физкультурную паузу.

Подведение итогов игры

Объявляются результаты игры, награждаются победители (если это предусмотрено).

Задания к игре

История межвоенного периода насыщена разнообразными событиями: революции, войны, мирные договоры, открытия … Но все они не происходят сами по себе. Историю делают люди. А вы знаете исторических деятелей этой эпохи? Давайте проверим!

Будьте внимательны. Если нужно написать имя человека или часть его фамилии, то это будет специально оговорено. Если пояснения не будет, значит, нужно записать фамилию. Итак, начинаем.

Вместе с Лотаром Поппом возглавлял восстание моряков в Киле, с которого началась Ноябрьская революция в Германии. Был избран председателем первого в стране Совета рабочих и солдатских депутатов.

Государственный деятель США, предприниматель, военный. Во время Первой мировой войны дослужился до чина бригадного генерала. В 1925 г. ему также была присуждена Нобелевская премия мира за план, названный его именем. Не миротворческий, а финансовый – предоставления кредитов Германии. Но этот план тоже послужил укреплению дела мира.

Последний китайский император из маньчжурской династии Цин. Совсем мальчиком взошёл на трон и был свергнут во время революции 1911 г. После оккупации Маньчжурии японцами был провозглашён императором марионеточного государства Маньчжоу-Го, занимал должность главнокомандующего маньчжурской армии.В 1945 г. был захвачен в плен советскими войсками. После освобождения работал в механической мастерской Ботанического сада, архивариусом в национальной библиотеке Китая. Напишите вторую часть его имени.

Этот француз начинал карьеру как адвокат. Кстати, именно он защищал писателя Жюля Верна, когда того обвинили в нарушении авторских прав, и выиграл дело. В 1913 – 1920 гг. был президентом Франции и, по совместительству, князем Андорры. Ярый сторонник войны с Германией. Дважды был с визитом в России. Его двоюродный брат Анри (с той же фамилией) – знаменитый французский математик, физик, и астроном.

Он является одной из центральных фигур мировой истории первой половины ХХ века. Происходил из богатой и влиятельной семьи. Много путешествовал, неплохо владел иностранными языками. Был посвящён в масоны. В 39 лет заболел полиомиелитом и всю оставшуюся жизнь провёл в инвалидном кресле. Но это не помешало ему продолжить политическую карьеру и стать 32-м президентом США. Единственным в истории страны, которому удалось четырежды победить на выборах.

Немецкий авиаконструктор, в 1922 г. основал самолётостроительную фирму, которую назвал своей фамилией. Как конструктор создал 154 типа самолётов и 13 катапульт, а также 5 реактивных самолётов. Во второй мировой войне наиболее массово применялись двухмоторные бомбардировщики его фирмы.

Этот немецкий граф впервые поднялся на воздушном шаре с США, куда приехал в качестве военного наблюдателя во время Гражданской войны Севера и Юга. Это событие так повлияло на него, что он решил посвятить свою жизнь воздухоплаванию. После ухода с военной службы граф начал конструировать дирижабли. 2 июля 1900 г. в воздух был поднят первый управляемый летательный аппарат легче воздуха. Дирижабли в начале ХХ в. использовали как в военных, так и в гражданских целях – для перевозки пассажиров. Часто их называют по фамилии этого конструктора.

Руководитель правительства и президент Китайской республики, главнокомандующий её вооружённых сил. Один из немногих, кто имел звание генералиссимуса. Военное образование получил в Японии, там же познакомился с Сунь Ятсеном, стал его соратником и преемником. Именно под его руководством успешно завершился Северный поход, и Китай стал единой страной.

Один из самых знаменитых физиков-теоретиков, лауреат Нобелевской премии 1921 г. Создатель специальной и общей теории относительности. Он был убеждённым гуманистом, пацифистом и антифашистом. А ещё дружелюбным, общительным, жизнерадостным человеком с превосходным чувством юмора.

Активный участник чехословацкого рабочего движения, возглавил правительство Словацкой Советской республики, просуществовавшей всего 3 недели. В 1922 г. уехал в СССР, где стал представителем Чувашии в организации Международная рабочая помощь. Помогал голодающим, основал детский дом в Чебоксарах. Его именем названа улица в этом городе.

Теперь давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопросы.

Не огорчайтесь, если допустили ошибки. У вас достаточно времени и возможностей, чтобы расширить свои знания истории. Успехов вам в этом интересном и увлекательном деле!

Состав команды: ______________________________________________________________

Читайте также: