История теплохода александр суворов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Путевками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу передовиков производства и победителей соцсоревнования. В данном рейсе подавляющее большинство составляли знатные шахтеры Донбасса. Кроме отдыхающих, на судне находились 55 членов экипажа, 35 работников ресторана и шесть администраторов, которые отвечали за досуг туристов. Командиром судна в том роковом рейсе был опытный капитан Владимир Клейменов.

В это время судном управлял старший помощник капитана Евгений Митенков, заступивший на пост ровно в 20:00. Капитан Клейменов должен был сменить его в рубке в полночь.

Перед вахтой бывалый речной волк решил поспать несколько часов в своей каюте. По многолетней привычке, как только его голова коснулась подушки, он тут же погрузился в оздоравливающий сон…
Между тем теплоход приближался к двухкилометровому Императорскому мосту через Волгу (он был возведен в 1916 году). Скорость судна достигала двадцати пяти километров в час.
— Дорогие гости! Приглашаю полюбоваться вечерними огнями города Ульяновска, родины Владимир Ильича Ленина! — объявил приятный баритон, звучавший из мощных динамиков.

Роковая ошибка
Прохождение моста — это ответственная операция, требующая максимальной концентрации и в то же время проверка профессионального мастерства того, кто ведет судно.

Суровое наказание
В результате катастрофы погибли 176 человек. Ранеными были переполнены ульяновские больницы. Хирурги всю ночь ампутировали раздавленные конечности, сшивали страшные раны, накладывали гипс на сломанные руки и ноги. Катастрофически не хватало гробов. Спецбригады спешно сколачивали их из досок.

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета Министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым.
А по Ульяновску ползли самые невероятные слухи. Выдвигались различные версии случившегося: от злонамеренной диверсии империалистов до повального пьянства экипажа.
Обломки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги с помощью мощного крана. Экспертиза не нашла в их крови следов алкоголя. Расследование было проведено в короткие сроки. Было установлено, что к страшной трагедии привели следующие причины:
• прежде всего, чудовищная халатность Митенкова и Уварова;
• отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток;
• наличие будки путевого обходчика на шестом пролете, которая напоминала своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. На это, скорее всего, и повелись потерявшие концентрацию и бдительность Митенков и Уваров.

Капитана Клейменова страшной силой выбросило из каюты, и его, оглушенного и контуженного, спасатели чудом выловили из волжских вод.
Власти сочли, что и он несет вину за случившееся как не обеспечивший должную дисциплину личного состава, хотя формально капитан имел законное право на отдых и в момент катастрофы в рубке отсутствовал.
В результате Клейменов понес суровое наказание в виде десяти лет лишения свободы. Из них он отсидел шесть, а затем был освобожден из-за резко ухудшившегося состояния здоровья. Спустя год покинул бренный мир. Сказались чудовищные стрессы, тяжелые переживания, терзания совести и горькие думы.
А вот частично разрушенный теплоход чехословацкие специалисты отремонтировали, и он продолжил бороздить волжские просторы.

Ещё некоторые подробности.
Из за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно. В это время по мосту со скоростью 70 километров в час следовал грузовой поезд весом 3 тысячи 300 тонн, 11 из 53 вагонов состава, в которых находились зерно, уголь и бревна, сошли с рельсов, часть груза обрушилась на корабль.
В ту ночь погибли 176 человек — отдыхающие и команда теплохода. Большую часть пассажиров составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.
Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения, так как в момент трагедии в кинозале на верхней палубе демонстрировали детектив "Возвращение "Святого Луки", сеанс собрал полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах внизу.
Ликвидаторы аварии работали пять суток подряд, разбирая сложившиеся грузовые вагоны. В составе также находилась и цистерна с бензином, которую необходимо было достать из под завалов, чтобы предотвратить возгорание. Изуродованный теплоход отбуксировали к левому берегу Волги.

Со стороны властей было сделано все возможное, чтобы помочь оставшимся в живых. Сразу прибыла правительственная комиссия, работали психологи, воинские части, водолазы, мостовики. Свою помощь в ликвидации последствий крушения оказывали крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, формировались специальные студенческие отряды, были задействованы все городские службы — пожарные, медицинские, дорожные, коммунальные.
Капитан корабля Владимир Клейменов остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версий, его отбросило туда после удара.

По результатам расследования вина в произошедшей трагедии была возложена на команду теплохода. Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. Следствие посчитало, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.
Клейменов провел в заключении шесть лет, после чего был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на "Александре Суворове" был установлен крест. В 2006 году пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.

В апреле 1984 года теплоход был передан в ведение Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП). В настоящее время "Александр Суворов" продолжает перевозочную туристическую деятельность, приписан к порту Нижний Новгород, с февраля 2012 года принадлежит крупнейшей российской речной круизной компании ООО "ВодоходЪ".


Характеристика

Ход событий



21:00 - большинство туристов собралось в кинозале. Помещение рассчитанное на 200 человек было переполнено. После 21:30 вахтенный штурман вышел на связь с диспетчерами Ульяновского порта и запросил габаритные размеры моста. Начинались сумерки, что затрудняло управление теплоходом, так как знаки судоходной обстановки уже, а огни – еще не видны.

Катастрофа


Спасательные работы

Последствия катастрофы


Расследование

Причины трагедии (официально)

13 июня было утверждено заключение по расследованию причин аварии судоходной инспекции. В числе причин катастрофы назывались:
• Небрежное выполнение своих обязанностей первым штурманом Е. Митенковым;
• Халатное выполнение своих обязанностей вахтенным рулевым;
• Необеспечение капитаном надлежащего уровня исполнения своих обязанностей вахтенной службой;
• Отсутствие сигнальных огней на мосту;
• Сторожевая будка над шестым пролетом (будка издалека была похожа на обозначавший судоходный пролет сигнальный щит).
Комиссия между тем опрашивала экипаж, работников ресторана, туристов. В особенности интересовались: была ли на корабле во время трагедии пьянка с участием вахтенных судоводителей. Как выяснилось, они алкоголь не употребляли; не было обнаружено алкоголя в крови и у погибших вахтенного штурмана и рулевого.



Потом следствие начало выяснять, как была организована служба, собиралась информация о личных и деловых качествах капитана, первого штурмана и рулевого. Никаких сведений, порочащих этих людей, не нашли. Допрошенный в больнице капитан тоже не смог объяснить, почему первый штурман повел теплоход не в тот пролет. Только второй штурман предположил, что вахтенные могли потерять ориентировку. Пришли к выводу, что непосредственными виновниками являются погибшие во время аварии вахтенный штурман и рулевой. А капитану вменили в вину систематическое нарушение служебных обязанностей, что в последствии привело к катастрофе.

Заключение комиссии

Здесь не обошлось без казенных формулировок. В заключение Правительственной комиссии было сказано, что катастрофа произошла вследствие грубейших нарушений первым штурманом правил судовождения. Капитаном были нарушены требования нормативных документов в части организации службы на судах, он недолжным образом осуществлял руководство деятельностью командного состава судна. Комиссия указала и на недоработки служб, в ведении которых был Ульяновский мост: на ненадежную работу световой сигнализации, неоперативное устранение неисправностей, что могло поспособствовать неправильному выбору курса теплохода.
Капитан В. В. Клейменов свою вину признал частично, тем не менее 10 сентября 1983 года его приговорили к 10-ти годам лишения свободы. В заключении Клейменов провел около 6-ти лет, а затем был освобожден по состоянию здоровья; в 1990 году он умер от инфаркта.


Судьба теплохода

После аварии теплоход был отбуксирован на судоремонтный завод в Измаиле, где его полностью восстановили. Он был передан в собственность Волжского объединенного речного пароходства. В 2008 году теплоход на переходе из Москвы в Тверь снова попал в аварию. Во время прохождения шлюза корабль получил подводную пробоину и не смог продолжать рейс. К счастью, обошлось без пострадавших. Туристов были вынуждены возвращать в Москву на автобусах.
В 1999 году в память о трагедии в Ульяновске был установлен крест, а через 9 лет – памятный знак в виде фрагмента мостового пролета.

Читайте также: