Добро и зло в средние века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Конец дуализма

Добродетель и искушение

Грех и прощение

Дар в виде движимого или недвижимого имущества, разовая или пожизненная рента, решение о назначении которых принималось в момент прощения грехов и в основном in articulo mortis (на смертном ложе (лат.)), представляли собой самую простую, самую расхожую и, в зависимости от социального уровня грешника, самую тяжелую форму такого искупления. Эти дары передавались церкви — естественной посреднице в общении с потусторонним миром, и легко представить, с каким усердием и какими задними мыслями монахи или каноники в качестве душеприказчиков поощряли грешников сделать такой шаг. Но несложно было найти и менее сомнительный путь к спасению, путь, пройти по которому было труднее, — искупительное паломничество к святым местам, которое уже само по себе могло разорить паломника до конца его дней.

Иностранцы – добро или зло?

Иностранцы – добро или зло? В исторической науке за прошедшие столетия изучения истории России накопилось немало историографических штампов и даже целых блоков таких штампов. В принципе это неизбежный процесс освоения материала, особенно конспективного,

Спеша делать добро

Спеша делать добро 15 ноября, 2014 В нашем воспаленном обществе периодически разгораются яростные споры по поводу того, как может и как не может вести себя человек, занимающийся Хорошим Делом. Допустимо ли ради Хорошего Дела кривить душой, врать, заискивать перед властью,

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАРФАГЕН!

10.3. Евреям – добро пожаловать в Германию!

10.3. Евреям – добро пожаловать в Германию! В 1990–1991 годах в ФРГ было принято решение принимать из республик бывшего СССР евреев и давать им статус так называемых контингентных беженцев. Эмигранты вместе с членами своих семей получают право на постоянное жительство, право

Добро не забывается

Лучше добро насильно…

Добро и зло

Добро и зло Между христианством и митраизмом, вероятно, и с другими европейскими солярными культами, есть и существенные различия, которые мы не вправе игнорировать. Как писал М. Элиаде, «Митра является единственным богом, не разделяющим трагической судьбы мистериальных

Добро и зло по-русски

Добро и зло по-русски Отличительная черта нашего времени – наглое и упорное смешение представлений о добре и зле, когда человек, творя преступления, не отдает себе отчета, что совершает зло. Но различать добро и зло свойственно любому человеку. Понимание «что такое хорошо

С чем у вас ассоциируется Средневековье? В массовом сознании это -- мрак, смрад, рыцари, инквизиция, засилье религии и прочий упадок. Вспомните хотя бы фильм "Парфюмер: история одного убийцы", 2006 г. грязь, отсутствие какой-либо цивилизации. короче УЖАС!

Но было не всё так плохо. Что касается образования и науки Средневековье дало миру первые университеты. В основном это было связано с развитием городов.

  • Первый, Болонский университет был открыт в Италии в XII веке.
  • В конце XII века Парижский университет.
  • Также в Англии сначала Оксфордский, затем Кембриджский университеты.

Затем университеты стали функционировать практически во всей Европе.

Ну и конечно философы того времени продолжали размышлять о сущности человека с точки зрения добра и зла в нём.

Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественные нарушению установленных в обществе нравственных норм – таков типичный для Средневековья метод контроля за поведением и вариант закрепления терпимости в жизни общества.

В эпоху Средневековья дилемма добра и зла, представляла довольно сложную и неоднозначную проблему, что нашло свое отражение в трудах мыслителей этой эпохи: Фомы Аквинского, Блаженного Августина, Иоанна Дамаскина и других. Неоднозначность выражалась в трактовке ими понятия зла, которое рассматривалось либо как отсутствие добра, либо как составная часть добра.

Но в тоже время, в целом, сомнения в различении этих понятий не влияло на всеобщее мироощущение средневекового человека.

Добрый бог и Дьявол – вот две силы, борьба которых объясняла в глазах человека средних веков каждое событие. Добрый поступок – проявление божьей воли, дурной – дьявола. Отсюда трудностью для человека становилось обретение навыков распознавания, и отделения доброго начала от дурного.

Ярким примером философской мысли эпохи Средневековья является концепция христианской любви Августина Блаженного (1354-1430 гг.).

Основные идеи его концепции провозглашают любовь к ближнему, проповедуют добро и миролюбие:

Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.) средневековый философ, теолог. Его учение признается официальной философией католической церкви.

Отправным пунктов в этической теории Аквинского было признание существование бога как высшей цели христианина, которому он должен посвятить всю свою жизнь, свои дела и мысли. Поскольку бог есть бытие, которое имеет постоянный порядок и иерархию, установленную на все времена, то и жизнь человека, согласно Аквинскому, должна следовать этому предписанному порядку во всех сферах, будь то общественная или личная жизнь.

Высшем счастьем для человека того времени являлось созерцание божественной сущности, но такая возможность выпадала только тем, кто выполняет все требования и предписания религиозной морали и церкви.

Особое значение Аквинский придавал совести как основному мерилу человеческих деяний в отношении их к добру и злу.

Главным условием жизни человека, по Ф. Аквинскому является:

Наличие морального закона, снизошедшего до человека в божественном откровении и поддерживаемого истинной верой. Наделенный всем этим человек приобретает свободу воли, посредством которой способен совершить моральный выбор.

Можно сделать вывод о том, что для эпохи Средневековья было свойственно:

  • Рассматривать человека, как безропотное и безликое существо, не способное противиться воле божьей.
  • Ведущая роль, определяющая стратегию поведения личности, отводится церкви, которая выполняет функции посредника между Богом и человеком.
  • Главной задачей для человека является – выбрать наилучший способ поведения из существующих альтернатив, с помощью божественной благодати и тем самым познать в себе божественное начало.

А какие открытия и ассоциации возникают у вас в голове в связи с этой эпохой?!

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

окружающий мир всецело сотворен Богом;

Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

Один смысл связан с повреждением, происшедшим в результате грехопадения прародителей. С одной стороны, был личный грех прародителей, это – грех.

С др.стороны, произошло повреждение природы. Это как если бы взять и разбить что-то.

1) И первое понятие греха – это повреждение человеческой природы в результате личного греха прародителей. И это повреждение заключается в трех вещах – тленность, смертность, страстность. Наша природа, и природа всей твари стала уязвимой – можно убить любое животное, срубить любое дерево и т.д. Все стало уязвимым.

2) Второй смысл – это т.называемый родовой грех.

Второй смысл понятия греха (он также не является грехом в точном смысле слова) связан с так называемой родовой порчей. Не всечеловеческой изначальной, а родовой, которая связана с определенным родом, семьей.

63. Фома Аквинский о соотношении философии и теологии, веры и разума

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.

мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство. Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он, напротив, взаимодополняют, образуя единство. Окружающий нас мир является Божественным творением, а значит, несет в себе тайну великого замысла, скрывает воплощенную в телесные вещи волю Творца. Поэтому через восприятие мира или творения мы пусть косвенно, но постигаем отчасти Божественное, пусть незначительно, но приближаемся к нему. Однако познание мира, в котором мы живем, происходит с помощью разума и философии, в силу чего философское знание через постижение окружающей действительности приближает нас к ее первопричине – Богу. Этот путь опосредованный, или косвенный, и конечно же не способен открыть всей истины, однако он ведет через познание творения к частичному постижению Творца, и поэтому отвергать данную возможность приближения к Богу нет смысла. Наоборот, стоит всячески разрабатывать этот путь, совершенствовать разум, приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя и обосновывая веру в начальную причину всего существующего – творящего Бога. Мысль о том, что философия должна быть служанкой богословия, принадлежит как раз Фоме Аквинскому.


Добро и зло в древности

Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.

При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности. Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания. Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.

Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло. Они становятся различными дл разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши. Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.

Общее представление

Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно проигрывать.

В любом языке есть слова, выражающие добро и зло. Это своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения как хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.

Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии.

Отношение к вечным понятиям в средние века

В средневековой философии доминирующими взглядами выдвигаются христианские ценности. Воплощает добро Бог, а зло – дьявол. Августин, подобно Платону, считал Добро духом, злом – материальный мир. Фома Аквинский называет Бога абсолютным воплощением добра. К главным христианским добродетелям относят смирение, любовь, в том числе, относительно врагов. К порокам же относили гордыню и гордость. Лучшие человеческие качества приписывали святым и народным героям.

Причины существования

Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:

  • объективно и действительно необходимое для существования человечества
  • необходимое для существования с точки зрения людей

При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.

Материалистические причины

Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п..

Идеалистические причины

Новое время

Новое время поставило на повестку дня вопросы о методах научного познания. Проблемы этики и эстетики становятся второстепенными. Рационализм этого времени состоит в точных умозаключениях, что опираются на истины физики и математики. Высшим счастьем, по мнению философа Спинозы, является познание. С его помощью можно удовлетворить разумные потребности людей.

В XVIII столетии в европейских странах создается восприятие морали как системы полезности друг другу. Философы того времени полагали, что добро должно отвечать удовлетворению желаний человека.

Дихотомия добра и зла в культуре

Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).

Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:

Добро и зло сегодня

Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее.

Добро, зло — наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.

Добро и зло в культурно-историческом понимании

Представления о добре и зле в истории цивилизации

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 11023
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: