Днепрогэс первая пятилетка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пер­вый про­ект со­ору­же­ния на этом мес­те трёх пло­тин и гид­ро­элек­тро­стан­ций об­щей мощ­но­стью 80-100 МВт раз­ра­бо­тан в 1905 году Г.О. Граф­тио и инженером С.П. Мак­си­мо­вым. Со­ору­же­ние Днеп­ров­ской ГЭС осу­ще­ст­в­ля­лось с 1927 года под руководством А.В. Вин­те­ра (начальник строи­тель­ст­ва) и Б.Е. Ве­де­нее­ва (главный ин­же­нер) в со­от­вет­ст­вии с ГОЭЛРО пла­ном по но­во­му про­ек­ту, раз­ра­бо­тан­но­му груп­пой спе­циа­ли­стов во гла­ве с И.Г. Алек­сан­д­ро­вым; архитектор В.А. Вес­нин (смотреть в статье Вес­ни­ны). Тор­же­ст­вен­ное от­кры­тие Днепрогэс со­стоя­лось 10.10.1932 года. Стан­ция ста­ла сим­во­лом со­циа­ли­стической ин­ду­ст­риа­ли­за­ции. На Днепрогэс впер­вые в ми­ре бы­ли смон­ти­ро­ва­ны гид­ро­ге­нера­то­ры мощ­но­стью 62 МВт ка­ж­дый. С 1936 года Днепрогэс еже­год­но вы­ра­ба­ты­вал свыше 2 млрд. кВт·ч элек­тро­энер­гии. С за­вер­ше­ни­ем мон­та­жа 9-го гид­ро­аг­ре­га­та (16.4.1939) ГЭС вы­шла на про­ект­ную мощ­ность - 560 МВт. Сред­не­го­до­вая вы­ра­бот­ка энер­гии со­ста­ви­ла 3,64 млрд. кВт·ч. В со­став гид­ро­уз­ла во­шли: зда­ние ГЭС (дли­на 236 м, ши­ри­на 70 м) на пра­вом бе­ре­гу Днеп­ра с ма­шин­ным за­лом, в ко­то­ром раз­ме­ще­ны 9 вер­ти­каль­ных гид­ро­аг­ре­га­тов; щи­то­вая стен­ка (дли­на 216 м); во­до­слив­ная кри­во­ли­ней­ная пло­ти­на (дли­на по греб­ню 760 м, наи­боль­шая стро­ительная вы­со­та 60 м) и глу­хая пло­ти­на (дли­на по греб­ню 251 м). Су­до­ход­ные со­ору­же­ния на ле­вом бе­ре­гу вклю­ча­ют аван­порт в верх­нем бье­фе, 3-ка­мер­ный шлюз и ни­зо­вой под­ход­ный ка­нал. На­пор­ный фронт об­щей дли­ной 1200 м об­ра­зу­ет Днеп­ров­ское во­до­хра­ни­ли­ще.

В ходе Битвы за Днепр 1943 года, от­сту­пав­шие германские вой­ска в зна­чительной сте­пе­ни раз­ру­ши­ли Днепрогэс. В 1944-1950 годы стан­ция вос­ста­нов­ле­на. 3.1.1969 года ут­вер­ждён про­ект строи­тель­ст­ва 2-й оче­ре­ди Днепрогэс мощ­но­стью 828 МВт (вве­де­на в дей­ст­вие 21.4.1980). Об­щая мощ­ность Днепрогэс дос­тиг­ла 1,5 тысяч МВт. Па­рал­лель­но 3-ка­мер­но­му шлю­зу был по­стро­ен но­вый, од­но­ка­мер­ный шлюз (дли­на 290 м, ши­ри­на 18 м), вре­мя шлю­зо­ва­ния в ко­то­ром 15 мин, то есть в 3 раза мень­ше, чем в ста­ром. В 1960-1970-е годы ГЭС ос­на­ще­на сис­те­ма­ми те­ле­управ­ле­ния, те­ле­из­ме­ре­ния и те­ле­сиг­на­ли­за­ции основного обо­ру­до­ва­ния.

Днеп­ров­ская стан­ция на­гра­ж­де­на ор­де­ном Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни (1939), ор­де­ном Ле­ни­на (1980).

Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку

История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить. Уже в декабре 1920 г. комиссия представила на VIII Всероссийском съезде Советов свой план электрификации, который получил одобрение съезда. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству.

План ГОЭЛРО предусматривал создание крупной гидроэлектростанции на Днепре — вблизи города Александровска (теперь Запорожье). Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).

Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева. Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество. Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы. Поэтому подготовка к строительству Днепрогэса началась еще до того, как IX Всероссийский съезд Советов утвердил конкретные сроки реализации плана ГОЭЛРО. Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.

В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Александрова включили в состав президиума Госплана СССР. 5 марта 1921 г. было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках.

В январе 1921 г. по решению советского руководства была создана проектная организация Днепрострой под руководством Ивана Александрова, в которую включили несколько инженеров. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. Затем Иван Александров отправился в США — для консультаций по строительству электростанции. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов.

Однако, непосредственно в 1922 г. экономические и технические возможности еще не позволяли советскому руководству приступить к немедленному строительству гидроэлектростанции на Днепре. Поэтому в начале 1920-х гг. власти ограничились лишь выбором места строительства будущей электростанции — в 5 км от Александровска, в районе колонии Кичкас, а также предварительными изысканиями. В 1923-1926 гг. планировалось построить Александровскую плотину, что становилось первым серьезным этапом на пути к дальнейшему возведению электростанции.


Винтер внес некоторые коррективы в первоначальный проект Днепрогэса, предложенный Александровым. Так, он предложил строить станцию не в две очереди, а в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. Вместо турбин мощностью по 30 тыс. кВт Винтер предложить поставить турбины по 60 тыс. кВт. Именно он был и автором идеи использования сварной конструкции в больших агрегатах, которая стала инновацией мирового значения.

Строительство Днепрогэса было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Во-первых, для участия в строительных работах было задействовано огромное количество рабочих. Была развернута активная работа по привлечению на строительство Днепрогэса трудящихся — и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Такая большая масса людей нуждалась не только в руководстве во время работ, но и в организации быта. Кроме того, учитывая низкий образовательный и квалификационный уровень большинства рабочих, на строительстве Днепрогэса была создана целая разветвленная система вечерних школ, в которых рабочие могли повышать квалификацию и учиться рационализировать свой труд.

Днепрогэс на Украине

Днепровская гидроэлектростанция им. В.И. Ленина (Днепрогэс) - крупная гидроэлектростанция на юге Украины, расположенная на реке Днепр в Запорожье, пятая ступень каскада украинских гидроэлектростанций.

Создание Днепровской гидроэлектростанции стало одним из наиболее выдающихся событий как в электрификации Советского Союза, так и в советской промышленной архитектуре.

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции 1917 года было разработано 11 проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.

Проект гидротехнического комплекса Днепрогэса в инженерной части разрабатывался с 1920 года профессором Иваном Александровым, который предложил вместо создания нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с гидроэлектростанцией сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВт. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.

Днепрогэс был одним из главных объектов плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Комиссию по строительству возглавил Лев Троцкий, стоявший во главе начального выполнения проекта.

27 ноября 1926 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым.

Строительство станции началось в апреле 1927 года, первый агрегат был запущен в мае 1932 года, торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года.

Днепровская ГЭС мощностью в 558 тысяч кВт была в то время самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией. Днепр, ставший судоходным на своем протяжении (2200 км) и соединенный через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности - возникли такие предприятия, как завод "Коммунар", Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья.

В годы Великой Отечественной войны Днепрогэс был разрушен. В 1944 году началось его восстановление. Пуск восстановленной ГЭС был произведен в 1950 году, при этом ее мощность (по сравнению с довоенной) возросла на 16%.

В состав гидроузла Днепрогэса входят: здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу Днепра, с машинным залом, в котором размещены девять вертикальных гидроагрегатов по 72 МВт; щитовая стенка длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трехкамерный шлюз и низовой подходный канал.

ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище.

В 1969-1980 годах был построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди - 3,64 млрд. кВт/ч. Емкость водохранилища - 3,33 куб. км.

Сегодня Днепрогэс - крупнейшая из шести гидроэлектростанций Украины, входит в Единую энергетическую систему страны в составе публичного акционерного общества "Укргидроэнерго", выполняя роль регулятора нагрузки в энергосистеме - "пиковой станции", которой под силу оперативное снижение или увеличение мощности.

В работе 18 гидроагрегатов, из которых 6 работают в автоматическом режиме и 12 - в ручном. Мощность Днепровской ГЭС - свыше 1500 МВт.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

ДнепроГЭС: от пропаганды к действительности


История ДнепроГЭС со всеми её неофициальными и несоветскими сторонами

ДнепроГЭС должна была стать самой крупной (в то время) гидроэлектростанцией в Европе.

Ещё одним источником были иностранные кредиты — и источником очень важным, потому что для покупки высокотехнологичного оборудования и механизмов требовалась валюта. Но с кредитами было не всё так просто.



Полковник Купер на фоне плотины ДнепроГЭС



Стенд с показателями соревнования ударников правого и левого берега Днепростроя (1930 г.)

Обычно я не размещаю список использованной литературы, но, учитывая то, что любой текст, упоминающий советскую действительность без должного восхваления, вызывает наплыв странных личностей с какими-то дикими аргументами а-ля Шариков, на этот раз размещу: не надо со мной спорить, господа советские, спорьте с исследованиями, дневниками, мемуарами — пишите рецензии, опровергайте приведённые факты, создавайте свои исследования; в общем делом занимайтесь, а не словоблудием в комментариях.



ДнепроГЭС, 1932. Плотина ДнепроГЭС

Итак, список литературы:

Читайте также: