Особенности родоплеменного уклада древних славян кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эволюция общественного строя славян

Исследования общественного строя древних славян, расселившихся на берегах Днепра, Днестра, Дуная и Буга, не утрачивают своей актуальности и сегодня, не смотря на значительное количество работ написанных на эту тему. Сведения, полученные благодаря письменным (Прокопий Кесарийский, Геродот) и археологическим источникам позволяют сделать вывод, что до 7 века на территории расселения славян преобладал родоплеменной строй, а уже после начался переход к соседской общине. Именно появление соседской общины привело к формированию первых государственных образований у славян.

Общественный строй славян определялся в первую очередь оседлостью. Вести оседлый, а не кочевой способ жизни, им позволяли выгодные природно-климатические условия. Территории, занимаемые славянами в то время, давали прекрасную возможность эффективно заниматься земледелием. Длительное время оно было преобладающим занятием, а позднее и формой производства. Кроме того, среди занятий славян выделяют оседлое скотоводство, рыбалку и охоту, а также бортничество. В некоторых районах было освоено гончарное искусство, обработка железа и бронзы.

У славян родоплеменной строй имел яркие очертания: одна семья, состоящая из нескольких поколений, проживала в одном доме. Помимо совместного жилья их объединяла общая собственность имущества, труда и хозяйства. На данном этапе развития славян практически отсутствовало имущественное неравенство внутри семьи, а вне семьи оно было не столь заметным. Основная власть внутри семьи основывалась на авторитете, была выборной или же принадлежала старейшинам рода. Зачастую это была патриархальная семья, но в случае если глава семьи умирал его обязанности могла перенять его супруга. Глава семьи занимался хозяйственной деятельностью рода в целом, следил за выполнением работ, супруга главы семьи, в свою очередь, контролировала хозяйство в доме, следила за порядком и сохранением продуктов. В семье все работали на равных, важнейшие вопросы, например, такие как бракосочетание членов семьи с другой семьей и переход из одного дома в другой, решался на семейном совете.

Следующей ступенью родоплеменного строя были семьи одного рода, но проживающие в одном дворе, формирующие большую патриархальную семью. Для расширения связей родовые общины налаживали соседские отношения с другими, образовывая при этом более крупную соседскую или территориальную общину. То есть их объединяло не кровное родство, а соседские отношения. Такая форма отношений привела к образованию племен. Особенностью соседской общины, является ее отличие в ведении хозяйства, в котором каждая соседствующая семья имеет свое собственное хозяйство, но земля при этом не является частной собственностью кого либо, а находится в общем пользовании, и вся земля является общей собственностью всей общины. Для предотвращения споров о земле, каждые 10-15 лет происходил передел: общинники переходили с одних земель на другие. Права на пастбища, леса и рыболовные места так же принадлежали общине и каждый имел право пользоваться ими в неограниченном количестве. Для управления и регулирования отношений внутри общины избирались племенные вожди и старейшины, которые окружали себя дружинниками. Зачастую дружинники выполняли роль принуждающей силы к повиновению. К тому же на дружинников не распространялась власть народного собрания – вече, хотя власть народа была выше чем власть вождя. И именно вече решало все самые важные вопросы и возникающие проблемы внутри племени, а также влияло на выборы вождя.

В период уже после седьмого века начинаются заметные изменения в сфере общественных отношений, а соответственно и строя, славян. В первую очередь это было вызвано начавшимися походами на византийские земли с целью обогащения. Для этого периода так же характерно формирование рабовладельческих отношений, но они не прижились у славян, так как вся система хозяйствования была рассчитана на собственные физические ресурсы. Определенные общинники, особенно племенная верхушка, накопившие некий капитал, становятся экономически могущественными собственниками. После разделения общества на зажиточную верхушку общества и простых обывателей постепенно теряется племенная форма общественного строя славян. Привычные формы отношений теряли свое содержание, в итоге власть народного собрания – вече перешла к совету племенной знати, а еще позднее народные собрания и вовсе утратили свое влияние в обществе.

После обособления власти в одних руках и развития захватнических походов, общественный строй славян перешел на уровень формирования многоплеменного государства. Во главе которого стоял князь, вокруг него собиралась аристократия, формировавшая управленческий аппарат. Опорой для власти оставались независимые наемные дружинники. Таким образом полностью разрушив родоплеменную форму общества, славяне перешли к феодализму.

Роды славяно-ариев берут свое начало из четырех народностей, некогда объединенных в одну Великую Расу по причине их генетической идентичности. Это роды Х’Арийцев, Да’Арийцев , Святорусов и Расенов. Каждый из этих родов занимал огромные звездные пространства, которые ограничивались центральными секторами галактики Млечный Путь. С течением времени родовой строй вполне закономерно стал естественным состоянием общества на всех его уровнях. И если брать отдельную планету, то разные славянские роды исторически целенаправленно селились в разных областях. То есть отдельную лань или весь традиционно занимал конкретный славянский род, у истоков которого стоял один из четырех Великих Родов. Это делалось по нескольким причинам.





Родовой строй славяно-ариев представлял собой совершенную общественную систему с уникальными механизмами поддерживания демографии Расы на качественно и количественно высоком уровне. В результате в каждой семье насчитывалось как минимум по 9-16 детей, а средняя продолжительность жизни составляла порядка двух-трех, так называемых, Кругов Жизни (один такой Круг равен 144 годам). И в данном случае речь идет о времени не столь далеком от современности. Подобные показатели на территории конкретно Мидагрд-Земли сохранялись еще 13 000 лет назад. Затем по ряду причин ситуация кардинально изменилась. Однако превосходство родовой системы славян остается неоспоримым по сей день.

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Восточные славяне

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Восточные славяне

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Восточные славяне

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.


Родовая община – общность кровных родственников, совместно ведущих хозяйство, имеющих общую собственность. Строй был патриархальный (во главе рода- отец, то есть патриарх).

В 7-9 в. начало происходить разложение родоплеменных отношений, переход к соседской общине

Формой правления при соседской общине была военная демократия, то есть значительная политическая и экономическая власть принадлежала князю и его дружине, в то же время общие вопросы решались сообща - на вече.

Соседская община (с середины 1 тысяч.) – общность , представляющая собой несколько родов (семей), каждый из которых вел личное хозяйство, однако угодья , земля у семей общие.

Во главе соседской общины стоял сначала старейшина, затем князь. Он вёл собрание вече), занимался вопросами распределения земли, рассмотрением тяжб, то есть споров.

Сельские общины объединялись в племена, в которых собиралось вече - народное собрание, решающее наиболее важные вопросы племени, например, вопросы войны и мира, выбор старейшин.

Племенные союзы - это этап формирования государственности.

Объединение в союзы было связано с необходимостью совместной защиты от кочевников, а также ведения торговых отношений.

В соседской общине начала выделяться родоплеменная знать ( князь, воевод, старейшины, дружина)

Во главе племенного союза стоял князь.

Князю на вассальных отношениях (не слуги) подчинялась дружина. Дружинники участвовали в управлении княжеством и личным хозяйством князя и представляли постоянную военную силу на Руси IX-XIV вв.

Младшая – гриди (телохранители князя), отроки (детские, пасынки) - низший разряд дружины

Читайте также: