Деятельностный подход выготский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Достаточно подробное изложение различных аспектов психологической теории о высших психических функциях Л. С. Выготского в учебных целях представлено в /95,96,112/.

1. Важность для психологии анализа практической деятельности людей.

2. Рассмотрение сознания в тесной связи с трудовой деятельностью.

3. Разработка теоретического положения о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества.

Л. С. Выготский подчеркивал, что психика детерминируется именно трудовой деятельностью и что предметно-практическая деятельность есть реальность, детерминирующая психику. Тезис деятельностной детерминации психики пронизывает все научное творчество Л. С. Выготского.

Детерминация генезиса и структуры человеческой психики исторически развивающейся деятельностью носит опосредствованный характер; знаки – один из механизмов опосредствования (рис. № 4).


Рис. № 4. Опосредствованный характер деятельностной детерминации психики психологическими орудиями = знаками.

Деятельность как самостоятельный предмет исследования, т. е. вторая методологическая функция категории деятельности, в творчестве Л. С. Выготского была поставлена, но не разрабатывалась. Этот факт впервые был отмечен Э. Г. Юдиным /138/.

Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода

Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностной проблематики показаны на рис. № 5.

В развитии деятельностного подхода (при его общем основании) можно выделить два направления. Первое направление связано со знако-символической линией развития психики (Л. С. Выготский), второе – с деятельностной линией развития психики (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, в своих исследованиях акцентировал внимание на первой методологической фун кци и деятел ьности, а именно – деятельности как общем объяснительном принципе. Свою психологическую теорию высших психических функций он разрабатывал с использованием категории предметно-практической деятельности человека как над индивидуальной категории.

Идея знака и знаковых систем в работах Л. С. Выготского была главной и рассматривалась именно в контексте проблемы деятельности, а конкретно: деятельности как объяснительного принципа.


Рис. № 5. Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода в психологии.


Ведущим теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий выступает культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В рамках данного подхода рассмотрим деятельностную составляющую.

Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностьюи деятельностью обусловлена. Являясь формой и проявлением активности, деятельность характеризует бытие человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Любое психическое явление включено в той или иной функции в структуру человеческой деятельности.

В педагогике понятие деятельности формулируется на основе философского понимания деятельности и положений психологической теории деятельности. В педагогических исследованиях в зависимости от предмета деятельности выделяют различные ее виды: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная (Н. Е. Щуркова); игра, учение, труд (И. П. Подласый) и т. п. Вместе с тем, все исследователи сходятся во мнении, что основным видом деятельности в школьном возрасте выступает учебная деятельность.

Характерными чертами учебной деятельности являются то, что: 1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3. общие способы действия предваряют решение задач; 4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5. изменения психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов своих собственных действий (И. А. Зимняя).

Любая деятельность, в том числе и учебная, имеет свою структуру. По Д. Б. Эльконину, структура учебной деятельности содержит в себе учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки.

Авторы концепции, делают акцент на универсальности учебных действий, которая проявляется в том, что они: 1. носят надпредметный и метапредметный характер; 2. обеспечивают целостность развития и саморазвития ребёнка (познавательного, личностного, общекультурного); 3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 4. лежат в основе организации деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания [1].

Таким образом, в обучении в рамках деятельностного подхода ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системной составляющей необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [5].

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008–151 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977–304 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000–712 с.
  4. Сюсюкина И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 1. С. 81–85.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
  6. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978–391с.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, учебная деятельность, действие, автор концепции, подход, учебный материал.

Похожие статьи

Психологические теории обучения организации учебной.

Оригинальную концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учащийся, знание, проблемная ситуация, учебный материал, теоретическое мышление, процесс обучения, проблемное.

Концепция учебной деятельности Д. Б. Эльконина.

Молодой ученый. Концепция учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. сложилась и.

компьютерное обучение, информационная технология обучения, процесс обучения, действие, учебный материал, учебная деятельность, принцип, знание.

Сущность и особенности формирования учебной деятельности.

Например, Л. Выготский полагал, что концепция учебной деятельности — это подход к обучению, который обуславливается психологическим развитием. Основываясь на трудах С. Рубенштейна, Л.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе.

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности

- процесс, характеризующийся рациональным отбором и организацией учебного материала, разработкой наиболее

Основные термины (генерируются автоматически): интенсивное обучение, учебный процесс, учебная деятельность, подход, учебная информация, задача.

Теория развивающего обучения | Статья в журнале.

Д. Б. Эльконин является автором теории игровой и учебной деятельности, эффективной технологии обучения учащихся на основе звукового анализа

Разработка концепции развития универсальных учебных действий, как собственно психологической компоненты образования.

Средства формирования и совершенствования учебной.

готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал.

Структура образовательной деятельности на основе.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий.

Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки.

Автор: Болтаева Зулфия Зарифовна.

Базовым принципом традиционных концепции преподавания и обучения является то, что преподаватель активно передаёт знания, а обучающийся пассивно их

Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного.

Читайте также: