Деятельностный подход выготский кратко
Обновлено: 02.07.2024
Достаточно подробное изложение различных аспектов психологической теории о высших психических функциях Л. С. Выготского в учебных целях представлено в /95,96,112/.
1. Важность для психологии анализа практической деятельности людей.
2. Рассмотрение сознания в тесной связи с трудовой деятельностью.
3. Разработка теоретического положения о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества.
Л. С. Выготский подчеркивал, что психика детерминируется именно трудовой деятельностью и что предметно-практическая деятельность есть реальность, детерминирующая психику. Тезис деятельностной детерминации психики пронизывает все научное творчество Л. С. Выготского.
Детерминация генезиса и структуры человеческой психики исторически развивающейся деятельностью носит опосредствованный характер; знаки – один из механизмов опосредствования (рис. № 4).
Рис. № 4. Опосредствованный характер деятельностной детерминации психики психологическими орудиями = знаками.
Деятельность как самостоятельный предмет исследования, т. е. вторая методологическая функция категории деятельности, в творчестве Л. С. Выготского была поставлена, но не разрабатывалась. Этот факт впервые был отмечен Э. Г. Юдиным /138/.
Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода
Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностной проблематики показаны на рис. № 5.
В развитии деятельностного подхода (при его общем основании) можно выделить два направления. Первое направление связано со знако-символической линией развития психики (Л. С. Выготский), второе – с деятельностной линией развития психики (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, в своих исследованиях акцентировал внимание на первой методологической фун кци и деятел ьности, а именно – деятельности как общем объяснительном принципе. Свою психологическую теорию высших психических функций он разрабатывал с использованием категории предметно-практической деятельности человека как над индивидуальной категории.
Идея знака и знаковых систем в работах Л. С. Выготского была главной и рассматривалась именно в контексте проблемы деятельности, а конкретно: деятельности как объяснительного принципа.
Рис. № 5. Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода в психологии.
Ведущим теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий выступает культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В рамках данного подхода рассмотрим деятельностную составляющую.
Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностьюи деятельностью обусловлена. Являясь формой и проявлением активности, деятельность характеризует бытие человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Любое психическое явление включено в той или иной функции в структуру человеческой деятельности.
В педагогике понятие деятельности формулируется на основе философского понимания деятельности и положений психологической теории деятельности. В педагогических исследованиях в зависимости от предмета деятельности выделяют различные ее виды: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная (Н. Е. Щуркова); игра, учение, труд (И. П. Подласый) и т. п. Вместе с тем, все исследователи сходятся во мнении, что основным видом деятельности в школьном возрасте выступает учебная деятельность.
Характерными чертами учебной деятельности являются то, что: 1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3. общие способы действия предваряют решение задач; 4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5. изменения психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов своих собственных действий (И. А. Зимняя).
Любая деятельность, в том числе и учебная, имеет свою структуру. По Д. Б. Эльконину, структура учебной деятельности содержит в себе учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки.
Авторы концепции, делают акцент на универсальности учебных действий, которая проявляется в том, что они: 1. носят надпредметный и метапредметный характер; 2. обеспечивают целостность развития и саморазвития ребёнка (познавательного, личностного, общекультурного); 3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 4. лежат в основе организации деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания [1].
Таким образом, в обучении в рамках деятельностного подхода ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системной составляющей необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [5].
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008–151 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977–304 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000–712 с.
- Сюсюкина И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 1. С. 81–85.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978–391с.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, учебная деятельность, действие, автор концепции, подход, учебный материал.
Похожие статьи
Психологические теории обучения организации учебной.
Оригинальную концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учащийся, знание, проблемная ситуация, учебный материал, теоретическое мышление, процесс обучения, проблемное.
Концепция учебной деятельности Д. Б. Эльконина.
Молодой ученый. Концепция учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. сложилась и.
компьютерное обучение, информационная технология обучения, процесс обучения, действие, учебный материал, учебная деятельность, принцип, знание.
Сущность и особенности формирования учебной деятельности.
Например, Л. Выготский полагал, что концепция учебной деятельности — это подход к обучению, который обуславливается психологическим развитием. Основываясь на трудах С. Рубенштейна, Л.
Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект.
учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе.
учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.
Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности
- процесс, характеризующийся рациональным отбором и организацией учебного материала, разработкой наиболее
Основные термины (генерируются автоматически): интенсивное обучение, учебный процесс, учебная деятельность, подход, учебная информация, задача.
Теория развивающего обучения | Статья в журнале.
Д. Б. Эльконин является автором теории игровой и учебной деятельности, эффективной технологии обучения учащихся на основе звукового анализа
Разработка концепции развития универсальных учебных действий, как собственно психологической компоненты образования.
Средства формирования и совершенствования учебной.
готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал.
Структура образовательной деятельности на основе.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий.
Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки.
Автор: Болтаева Зулфия Зарифовна.
Базовым принципом традиционных концепции преподавания и обучения является то, что преподаватель активно передаёт знания, а обучающийся пассивно их
Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного.
Читайте также: