Дизартрия при дцп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ДИЗАРТРИЕЙ.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы.

При детском церебральном параличе, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка в формировании отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нару шений - например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития. Остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельны х психических функций .

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, костные деформации, контрактуры, тугоподвижность суставов); страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске, большинство детей передвигается дефектной походкой, а многие используют вспомогательные средства - костыли, трости и т.д. только некоторые дети способны к передвижению без вспомогательных средств на значительные расстояния. Часто у больных детей правые конечности поражаются больше левых, они вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей. У части из них отмечаются гиперкинезы - насильственные непроизвольные движения конечностей и оральной мускулатуры.

В структуре дефекта у детей с церебральными параличами значительное место занимают расстройства речи, Частота которых составляет 70-80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга . Наиболее тяжелые нарушения речи наблюдаются при распространенных поражениях мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов. Наряду с повреждением определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральными параличами имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование техотделов коры головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения.

Многочисленную группу составляют дети с дизартрией.

Как же понять, что ребенок болен дизартрией? Специалисты выделяют следующие признаки или симптомы дизартрии:

очень тихая, почти шепотная речь

медленный темп речи

быстрый темп речи, которая при этом становится бормотанием

ограниченная подвижность языка, губ, челюсти

нарушение ритмического звучания речи

трудности при жевании и глотании пищи

Основные проявления дизартрии

Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков).

Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая тембр.

Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различия.

Нарушение двигательного аппарата.

Нарушение эмоционально-волевой сферы.

Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.

Нарушение познавательной деятельности.

Своеобразное формирование личности.

Нарушение грамматического строя речи.

Большую роль в развитии речевых расстройств играет то обстоятельство, что больные дети мало занимаются предметно-практической деятельностью, имеют сравнительно небольшой жизненный опыт и общаются с весьма ограниченным кругом людей. Речевые расстройства могут усугубляться за счет ошибок воспитания и неблагоприятного окружения.

У ребенка с церебральным параличом из-за выраженности двигательных нарушений предметно-практическая деятельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо. Все это задерживает развитие его речи. Первые слова возникают у него механически по подражанию (эхолалично) без необходимого ассоциативного базиса. Это приводит к своеобразным нарушениям речевого и интеллектуального развития. В дальнейшем эти нарушения могут быть одной из причин школьной неуспеваемости.

Для детей с детским церебральным параличом характерна задержка психического и речевого развития, что связано с более поздним созреванием коры головного мозга, обусловленным изначальным поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Детей с анартриями, алалиями, тяжелыми дизартриями следует отличать от детей с временной задержкой речевого развития.

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к нарушению речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20-25% детей имеются и нарушения зрения, характерные для ДЦП: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.

Характеризуя познавательную деятельность детей с детским церебральным параличом необходимо отметить, что у них встречается как нормальное развитие, так и умственная отсталость. У большого количества детей отмечается задержка психического развития.

Тяжесть интеллектуального дефекта определяется в первую очередь временем, локализацией и распространенностью мозгового поражения. При ДЦП имеет место поражение незрелого мозга, что приводит к нарушению последующих этапов его развития, определяет характерную возрастную динамику и неравномерность интеллектуального двигательного и речевого развития. Выраженность диспропорций и неравномерно нарушенный темп развития являются главными особенностями формирования интеллекта и нередко всей личности ребенка, страдающего церебральным параличом.

Выраженные двигательные нарушения у детей с церебральным параличом с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия для развития его интеллекта: вынужденное положение в кровати, ограниченность и невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной деятельности рук, выраженность тонических рефлексов - все это способствует недостаточному формированию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Недостаточность предметной, игровой и практической деятельности в дошкольном возрасте у детей с церебральными параличами может способствовать задержке их интеллектуального развития.

Краткое описание документа:

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ДИЗАРТРИЕЙ.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникаю­щее вследствие раннего органического поражения цент­ральной нервной системы.

При детском церебральном параличе, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка в формировании отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нару шений - например, тяжелые двигательные нарушения мо­гут сочетаться с легкой задержкой психического развития. Остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельны х психических функций .

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышеч­ного тонуса, костные деформации, контрактуры, тугоподвижность суставов); страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Тя­жесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске, большинство детей передвигается дефектной походкой, а многие используют вспомогательные средства - костыли, трости и т.д. только некоторые дети способны к передвижению без вспомога­тельных средств на значительные расстояния. Часто у больных детей правые конечности поражаются больше левых, они вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей. У части из них отме­чаются гиперкинезы - насильственные непроизвольные движения конечностей и оральной мускулатуры.

В структуре дефекта у детей с церебральными паралича­ми значительное место занимают расстройства речи, Часто­та которых составляет 70-80 %. Особенности нарушений ре­чи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Наиболее тяже­лые нарушения речи наблюдаются при распространенных поражениях мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов. Наряду с поврежде­нием определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральными параличами имеет вторичное недоразвитие или более позд­нее формирование техотделов коры головного мозга, кото­рые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения.

Многочисленную группу составляют дети с дизартрией.

Как же понять, что ребенок болен дизартрией? Специалисты выделяют следующие признаки или симптомы дизартрии:

Основные проявления дизартрии

  • Нарушение голосообразования.
  • Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков).
  • Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая тембр.
  • Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различия.
  • Нарушение двигательного аппарата.
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы.
  • Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.
  • Нарушение познавательной деятельности.
  • Своеобразное формирование личности.
  • Нарушение грамматического строя речи.

Большую роль в развитии речевых расстройств играет то обстоятельство, что больные дети мало занимаются предметно-практической деятельностью, имеют сравнительно небольшой жизненный опыт и общаются с весьма ограниченным кругом людей. Речевые расстройства могут усугубляться за счет ошибок воспитания и неблагоприятного окружения.

У ребенка с церебральным параличом из-за выраженнос­ти двигательных нарушений предметно-практическая дея­тельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо. Все это задер­живает развитие его речи. Первые слова возникают у него механически по подражанию (эхолалично) без необходимого ассоциативного базиса. Это приводит к своеобразным на­рушениям речевого и интеллектуального развития.В дальнейшем эти нарушения могут быть одной из причин школь­ной неуспеваемости.

Для детей с детским церебральным параличом характер­на задержка психического и речевого развития, что связано с более поздним созреванием коры головного мозга, обус­ловленным изначальным поражением двигательных отде­лов центральной нервной системы. Детей с анартриями, алалиями, тяжелыми дизартриями следует отличать от де­тей с временной задержкой речевого развития.

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к нарушению речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20-25% детей имеются и наруше­ния зрения, характерные для ДЦП: сходящееся и расходя­щееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.

Характеризуя познавательную деятельность детей с дет­ским церебральным параличом необходимо отметить, что у них встречается как нормальное развитие, так и умствен­ная отсталость. У большого количества детей отмечается задержка психического развития.

Тяжесть интеллектуального дефекта определяется в пер­вую очередь временем, локализацией и распространенностью мозгового поражения. При ДЦП имеет место поражение не­зрелого мозга, что приводит к нарушению последующих этапов его развития, определяет характерную возрастную ди­намику и неравномерность интеллектуального двигательного и речевого развития. Выраженность диспропорций и нерав­номерно нарушенный темп развития являются главными особенностями формирования интеллекта и нередко всей личности ребенка, страдающего церебральным параличом.

Выраженные двигательные нарушения у детей с цереб­ральным параличом с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия для развития его интеллекта: вынужденное положение в кровати, ограниченность и не­возможность произвольных движений, нарушения хвата­тельной и манипулятивной деятельности рук, выраженность тонических рефлексов - все это способствует недостаточному формированию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Недостаточность предметной, игровой и практической дея­тельности в дошкольном возрасте у детей с церебральными параличами может способствовать задержке их интеллек­туального развития.

Речевые нарушения при детских церебральных параличах. Дизартрия у детей

Речевые нарушения наблюдаются у 65—85% больных церебральными параличами. Патогенез речевых расстройств определяется локализацией и распространенностью поражений мозга. В одних случаях в патологический процесс вовлекаются структуры, осуществляющие иннервацию речевого аппарата, главным образом кортико-нуклеарные пути и корковые речевые зоны. В других случаях речевые нарушения обусловлены сенсорными расстройствами, интеллектуальной и общей двигательной недостаточностью, нарушениями в строении речевого аппарата, ограниченностью окружения и общения.

Пространственная близость корковых двигательных и речевых зон определяет частоту сочетанных двигательных и речевых расстройств у детей с церебральным параличом. В онтогенезе моторики и речи в норме и при патологии лежат общие закономерности, а именно — речь, как и двигательные навыки, формируется на основе врожденных безусловных рефлексов. Поэтому нарушение рефлекторного развития при церебральном параличе определяет как двигательную, так и речевую патологию. Чрезмерная выраженность всех безусловных рефлексов, и в частности рефлексов орального автоматизма (глоточно-закрывающего рефлекса, губного, поискового, сосательного, хоботкового), нарушает синхронность актов дыхания, сосания и глотания, затрудняет кормление и тормозит становление первых голосовых реакций.

Одним из ранних нарушений, свидетельствующих о развитии речевой патологии, является псевдобульбарный синдром. Он обусловлен частым вовлечением в патологический процесс кортико-нуклеарных путей. Псевдобульбарные расстройства вызывают нарушение функции артикуляционного аппарата вследствие парезов артикуляционных мышц.

Крик у таких детей тихий, плохо модулированный, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройства артикуляционной рефлекторной моторики способствуют позднему появлению гуления и лепета. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут вовсе отсутствовать.

церебральный паралич

В период активного развития функции рук и ротовых реакций (2-е полугодие жизни) более отчетливо выявляются оральные синкинезии — непроизвольное открывание рта при движениях рук. Вначале оральные синкинезии имеют характер как бы нередуцированного ладонно-ротового рефлекса, зона которого постепенно расширяется. В дальнейшем открывание рта возникает при любых движениях рук, а также при зрительной стимуляции (показ игрушки). При этом характерны несоразмерно широкое открывание рта и насильственная улыбка. Эти содружественные движения наряду с отсутствием торможения рефлекторного сосания препятствуют развитию произвольной лицевой и артикуляционной моторики.

Задержка речевого развития характеризуется более поздним формированием моторной речи. В дальнейшем задержка речевого развития сочетается с различными формами дизартрии.

При дизартрии нарушается фонация речи в результате расстройств иннервации речевого аппарата. Наряду со спастичностыо в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата может отмечаться гипотония или дистония. Нарушение мышечного тонуса, парезы и параличи артикуляционной мускулатуры вызывают расстройства звукопроизношения. Часто имеется поражение мышц мягкого нёба, голос в этих случаях приобретает носовой оттенок. Характерными особенностями дизартрии являются также нарушение голосообразования и расстройство дыхания. При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются синкинезии в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

При гиперкинетической форме церебрального паралича бывает экстрапирамидная форма дизартрии, для которой характерны мышечная дистония, появление гиперкинезов в артикуляционной мускулатуре, выраженное нарушение интонационной стороны речи.
Для детского церебрального паралича характерно сочетание различных форм дизартрии.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.


Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень - непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии


Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:


В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

2. 2. Характеристика речевых нарушений при ДЦП

У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интойационной и темпо-ритмической характеристик речи) , а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

Читайте также: