Дислексия история изучения кратко

Обновлено: 04.07.2024

5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day). Вместе с лингвистом, младшим научным сотрудником Центра языка и мозга Светланой Дорофеевой, IQ разобрался в особенностях и причинах этого нарушения.

Что такое дислексия?
А дисграфия — тоже имеет отношение к дислексии?
И много детей страдают дислексией?

По оценкам Американской психиатрической ассоциации, 5–15% детей школьного возраста имеют расстройство обучения. Примерно у 80% детей с расстройством обучения есть расстройство чтения, называемое дислексией. Кстати, в детстве ей страдало и немало знаменитостей: актёры Том Круз, Дженнифер Энистон и Кира Найтли; режиссёры Уолт Дисней, Стивен Спилберг и даже Квентин Тарантино (при том, что его IQ в школьные годы равнялся 160); пловец, многократный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, повар, телеведущий и ресторатор Джейми Оливер.

Каковы же причины этого расстройства?

Причинами того, что внешне проявляется как трудности с обучением чтению (медленное освоение слогового чтения, медленное чтение, чтение с большим количеством ошибок, плохое понимание прочитанного), могут быть особенности развития на нескольких уровнях: генетическом, нейробиологическом, а также на уровне когнитивных функций.

Ок, можно подробнее о генетическом уровне?
А нейробиологический уровень, видимо, как-то связан с мозгом?

Да, это так. В исследованиях на нейробиологическом уровне анализируют особенности строения и функционирования мозга дислектиков по сравнению с людьми, легко осваивающими чтение. Начались эти исследования со структурного анализа мозга дислектиков постмортум (после смерти), однако таких исследований было немного. Основными методами, используемыми современной наукой, является метод функционального картирования мозга с помощью фМРТ и исследование структурных характеристик, а также анализ проводящих путей с помощью трактографии.

И что удалось выяснить?
То есть мы подошли к третьему — когнитивному уровню?

Именно! На уровне когнитивных функций причинами дислексии могут быть недостаточно развитые навыки фонологической обработки информации (различение звуков речи, звуковой анализ и синтез, способность производить операции с фонемами), слухоречевой памяти, отличия в обработке зрительной и зрительно-пространственной информации, регуляторные нарушения и др.

Людям с дислексией может быть трудно соотнести буквы, которые они видят, со звуками, которые слышат и издают, а также удерживать произвольное внимание или запоминать последовательности звуков и обозначающих их букв. Часто чтение и письмо для детей с дислексией — это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

Как диагностируют дислексию?

Дислексию определяют не по единичным ошибкам, а по их совокупности и стойкому характеру. Дети без нарушений чтения могут делать единичные ошибки в обычном состоянии, а также могут делать много ошибок в стрессовых ситуациях, после болезни или при усталости. Но именно стойкие ошибки, от которых не удается избавиться ни после разъяснений, ни после отдыха, ни после дополнительных занятий, становятся одним из признаков дислексии.

Одна из главных проблем с дислексией в нашей стране в настоящее время — это отсутствие массовой своевременной диагностики. Ранняя диагностика очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, и ребенок будет меньше психологически травмирован, сможет быстрее догнать своих сверстников.

И каковы инструменты диагностики?

Обязательный компонент — тест на чтение. Для выявления нарушений чтения необходимо использовать стандартизированные тесты, для которых собраны данные о том, как дети читают в норме и каковы границы текущей нормы. Обычно это достаточно большая выборка — сотни протестированных детей.

Для русского языка пока что существует единственная Стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей (СМИНЧ), разработанная А.Н. Корневым в 1997 году. Она используется логопедами и другими специалистами при диагностике дислексии. Однако нормативные данные для этого теста были собраны более 10 лет назад, а потому требуют обновления. В целом подобные обновления регулярно требуются для большинства стандартизированных тестов.

Применяются ли какие-то другие специальные методики?

Когда у ребёнка обнаружены нарушения чтения, возникает необходимость выявить их причины. На текущем уровне развития науки сделать это с помощью исследования на генетическом или нейробиологическом уровне нельзя (хотя возможно, это будет доступно в будущем). А вот на уровне когнитивных функций — возможно. Это делается с помощью комплексного нейропсихологического обследования. Кроме того, отдельные когнитивные функции могут быть протестированы с помощью специализированных батарей тестов. Например, навыки фонологической обработки можно теперь исследовать с помощью батареи тестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка). Надёжная и детальная диагностика причин дислексии на уровне когнитивных функций — основа эффективной коррекции.

В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.

Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.

Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.

При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.

Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.
IQ

Выполнение упражнения для коррекции дислексии

Впервые этот термин стал использовать немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году. Он занимался с мальчиком, который испытывал трудности с освоением навыка чтения и письма и при этом обладал сохранным интеллектом, отличным физическим здоровьем. Да и по другим показателям был абсолютно здоров, поэтому Р. Берлин решил, что проблема в плохом зрении у ребёнка. Однако дальнейшие исследования офтальмолога показали, что причина трудностей с чтением и письмом никак не связана со зрением.

Изображение Рудольфа Берлина

В процессе своих наблюдений и исследований Прингл Морган приходит к выводу, что его подопечный не может научиться читать из-за врождённых особенностей функционирования мозга.

Головной мозг человека при дислексии

Подтверждением гипотезы Моргана стали исследования невропатолога Самюэля Т. Ортона, который в 1925 году предположил, что проблемы с чтением и письмом у детей-дислексиков связаны с межполушарной асимметрией головного мозга. Ортон также обратил внимание, что многие дети, с которыми он работал, были леворукими или же в повседневной жизни активно использовали две руки. И тогда невропатолог предположил, что трудности с обучением связаны с отсутствием доминирования полушария мозга.

Выполнение физических упражнений для коррекции дислексии в Центре Дислексии

И только в 2003 году группой американских учёных благодаря исследованию, в котором они проводили поперечную функциональную магнитно-резонансную томографию дислексиков в возрасте 6-22 лет, было доказано, что дислексия напрямую связана с особенностями функционирования головного мозга. Одновременно было установлено, что нарушения в фонологических и орфографических процессах, важных для чтения, во многом объясняются слабыми нейронными связями в головном мозге.

В 2011 году было доказано, что дислексия абсолютно не связана с уровнем развития интеллекта. Для этого учёные Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они исследовали 130 человек в возрасте 7-17 лет. После теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемые были разбиты на 3 группы:

  • хорошо читающие с нормальным IQ;
  • плохо читающие со стандартным IQ;
  • плохи читающие с низким IQ.

Далее участникам групп были предложены одинаковые задания, так или иначе связанные с чтением и письмом. Параллельно проводилось магнитно-резонансное сканирование 6 участков мозга, которые отвечают за поиск соответствий между графическими знаками и звуками. В итоге оказалось, что у детей с дислексией активность этих участков мозга была такой же, как и у других детей из их группы.

Что же такое дислексия?

Ученики Татьяны Гогуадзе в Центре Дислексии

Сейчас в Европе и США детей-дислексиков уже перестали лечить, для этой категории разработана система поддержки от государства. В России постепенно также приходит осознание того, что дислексики – абсолютно нормальные люди с сохранным и здоровым интеллектом. И Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе активно занимается информационно-разъяснительной работой, показывая и доказывая, что дислексия поддаётся успешной коррекции исключительно педагогическими методами и в короткие сроки - всего за 14 дней. Потому что мозг ребёнка надо правильно стимулировать и тогда проблемы с чтением и письмом решаются в короткие сроки.

Да, дислексия является неврологическим расстройством, потому что если мозг получает неправильную стимуляцию, то его работа нарушается. И это уже проявляется как неврологические расстройства в поведении и неадекватных реакциях на учёбную монотонную работу.

Но у этих проблем есть решение без таблеток!

Главная задача – обеспечить доминацию левого полушария, что позволит согласовать работу полушарий мозга, сформировать правильную нейродинамику чтения и письма. Для этого достаточно освоить эффективные физические упражнения для самостоятельной коррекции дислексического состояния и далее уже включать их в режим дня вместе с выполнением графокоррекции и регулярными сеансами на аппарате Меллон.

Термин ДИСЛЕКСИЯ был введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на динамику поля зрения, нарушение которого приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

Один из методов борьбы с дислексией, появившийся в 50-х годах, взял свое начало из наблюдения того, что дети, у которых позже развилась дислексия, часто начинали ходить до того, как они могли ползать. Лечение заключалось в том, что дислектиков надо было заставлять ползать по полу до тех пор, пока дислексия не исчезнет. Конечно, это не помогало, но терапия ползанием была включена в число многих программ лечения дислексии, и она до сих пор иногда практикуется.

Сегодня существует множество различных теорий по поводу того, чем же является дислексия и что ее вызывает. Большинство из них было сформулировано для получения возможности объяснить симптомы или характеристики дислексии – и причины возникновения неспособности.

Очевидно, что исследователи (и педагоги) до сих пор находятся в поисках функционального определения и часто не могут прийти к общему заключению по поводу своих гипотез и моделей, касающихся причин дислексии.

Предположение о том, что дислексия возникает из-за биологической дисфункции или дисфункции органов подвергается сомнению, если рассматривать его с точки зрения одной из основных инженерных гипотез: Функция определяется структурой.

Если структура (мозг или нервная система) действительно были повреждены, то функции (симптомы) этой структуры также должны быть постоянно повреждены. Однако любой, кто когда-либо испытывал или наблюдал симптомы дислексии, может подтвердить, что они непостоянны. Кроме того, у разных людей они могут проявляться по-разному и с каждым днем меняться у одного и того же человека. Таким образом, или структура должна постоянно меняться, или же проблема вызвана каким-то другим фактором, а вовсе не структурным дефектом или недостатком в развитии. Осознание этого факта привело к совершенно новым, не проводившимся ранее, исследованиям дислексии.

Результатом данных исследований стал вывод о том, что дислексия (в случаях, которые не включают в себя доказанное повреждение мозга) не является структурной проблемой, но, по всей видимости, проистекает от когнитивной (когнитивный: процесс познания, включающий восприятие, память, оценку, концептуализацию, интуицию и осознание) функции.

Кроме того, было обнаружено, что этот процесс является настоящим талантом восприятия, врожденным даром, ответственным за широкий спектр способностей и талантов, которые так часто демонстрируют дислектики. Также было выяснено, что эта способность бессознательная, однако ее относительно просто можно научиться контролировать усилием воли.

Рональд Д.Дейвис обнаружил и утверждает, что дислексия не является результатом церебрального нарушения нервной системы. Она также не вызывается пороком развития мозга, внутреннего уха или глазных яблок. Дислексия – это продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания.

Профессиональные услуги, описываемые как Дейвис™, Коррекция дислексии по системе Дейвиса®, Освоение символов правописания по системе Дейвиса®, Предоставление рекомендаций по контролю за дезориентацией по системе Дейвиса®, Освоение математических символов по системе Дейвиса® могут быть предоставлены только субъектами, работающими под руководством лицензированного Специалиста по Коррекции дислексии, или которые были обучены и лицензированы как Методисты по коррекции дислексии Международной ассоциацией коррекции дислексии по системе Дейвиса

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

Читайте также: