Динамика потребностей человека кратко

Обновлено: 06.05.2024

е. принципе иерархии. Согласно Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыду-щие запросы. Поэтому принцип иерархии называют еще принципом доминанты. Маслоу предположил, что само удовлетворение потребности не выступает мотиватором.

Действительно, голод движет побуждениями человека, т. е. мотивирующей силой — до тех пор, пока человек ничего не съел. Неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его зайти в столовую и утолить голод. Значит, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения.

Кроме того, американский психолог считал, что интенсивность определенной потребности связана с зани-маемым ею местом в общей иерархии. Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном для существования (выживания) человека уровне. После их удовлетворения доминируют потребности следующего слоя — потребности в безопасности. Лишь только они удовлетворены на приемлемом уровне, как в силу вступают высшие мотиваторы.

Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физи-ологические переменные функционируют относительно независимо друг от друга (дыхание независимо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших мотиваторах. Обычно человек не станет искать творческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физических, никогда не удовлетворяется полностью, а социальные и духовные находятся в состоянии некоторого напряжения, поскольку отражают стремление человека к лучшему удовлетворению той же самой потребности [71, с.270].

Высшая потребность не существует как таковая, пока не удовлетворена низшая. Концепцию мотивации Маслоу выгодно отличает от других моделей именно это обстоятельство: потребности не предложены в человеке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Они занимают определенное место на ординарной шкале от

самой стихийной, неуправляемой, до сознательной и выражаются в дискретной форме. Отсутствие не-прерывного континуума переходящих друг в друга потребностей, то есть аморфности их расположения позволяет, во-первых, четко выделить каждую из них, демаркировать от других (а значит, подобрать измеримые социологические индикаторы), во- вторых, избавиться от представления о развитии потребностей как однолинейном процессе.

Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в неодинаковой степени. С социальной точки зрения, человека гораздо меньше характеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения потребности в общении, например в выборе друзей, круга знакомых. Поэтому высшие потребности в значительной степени проявляют себя как дифференциаторы индивидов. Кроме того, они больше других имеют значение для формирования целостности личности человека. В свою очередь, чем более высоки потребности, тем значительнее роль самого человека в их сознательном формировании.

Получается взаимозависимый процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставляется рутинная, однообразная работа. С другой стороны, более затяжным становится и выбор профессии по душе, фактически воспринимающийся молодым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим не в последнюю очередь объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена мест работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т. е. вновь повторяются. Если речь идет о статусных потребнос-тях, то в начале своей карьеры человек вполне довольствуется малым: относительно небольшим заработком, стремлением быть равным среди других, не выделяться. Однако со временем, по мере его служебного роста, претензии индивида возрастают, прежний статус равного среди других его не устраивает, он стремится выделиться, иметь больше влияния, выше заработок, более престижные знакомства. Или: утоленный голод через некоторое время вновь заявит о себе, когда человек проголодается. И все пойдет по кругу.

Самый важный урок, который может извлечь для себя менеджер из теории Маслоу, это более глубокое понимание механизмов мотивации поведения человека, знанием которого можно руководствоваться в своем деле. Если знать, что любое поведение мотивировано потребностями, то менеджеру легче учитывать, в какой степени его собственные действия влияют на удовлетворение потребностей подчиненных. Руководитель не достигнет успеха в изменении поведения других, оперируя логическими аргументами либо манипулируя действиями людей на вербальном уровне, т. е. взывая к их сознательности. Гораздо эффективнее манипулирование с помощью материальных стимулов — новых систем вознаграждения, изменения условий труда или изменения его организации [71, с.271—272].

Если индивид не удовлетворил какой-то важной потребности, то с ним происходят явления, которые доста-точно точно описаны психологией: агрессия (символическая физическая атака на иной объект), рационализация (оправдание своего поведения или приписывание ему иных причин), репрессия (подавление).

В каждом возрастном интервале есть тенденции к преобладанию тех или иных потребностей.

Как правило, у детей, подростков и людей, живущих с родителями, основная потребность в самооценке. Потому что родители самым естественным способом закрывают ему все потребности. И к этому человек привыкает на сто процентов: другого он не видел, а если и видел, то на себя не примерял.

С возрастом потребности могут меняться. Как правило, с течением времени молодой человек понимает, что секс можно получать не от одной женщины, и это даже интереснее. Более того, когда мужчина взрослеет, как правило, он становится привлекательнее для противоположного пола при условии, что чего-то добивается в жизни.

После семидесяти потребность в сексе значительно снижается. Зато возрастает потребность в обеспеченном комфортном быте.

Одна и та же потребность в разные периоды жизни тоже закрывается по-разному. Вот у того же молодого человека, допустим, потребность в самооценке как была, так и осталась. Но годам к сорока эту потребность закрывает уже не девушка-модель, а престижная, высокооплачиваемая работа.

Иногда потребности просто меняются: те, кто поддерживал самооценку, занимаясь личностным ростом, вдруг проникаются потребностью в друге-защитнике, потребностью в принятии: хочется вернуться в то состояние, когда родителями он был любим просто потому, что он их ребенок.

А не за то, что он директор металлургического комбината. Особенно если начал болеть и один уже не справляется.

Важно не просто раз и навсегда понять, какие потребности у партнера, даже если сделали это безошибочно. Важно с годами поглядывать на них. Проще тратить время и силы на их отслеживание понемногу, но постоянно, чем потом в авральном режиме восстанавливать.

Вовремя не заметил, что потребности начали меняться, — потерял партнера.

А вот собственную вновь нарисовавшуюся потребность, не базовую, можно себе самому закрыть через что-нибудь другое и не напрягать этим партнера. Вообще поменять способы удовлетворения своих потребностей, да и сами свои небазовые потребности, куда легче, чем переделывать близкого уже человека.

Любые постоянные сложности НЕ В ОТНОШЕНИЯХ способствуют длительным отношениям. Не важно, в какой области эти напряги: либо надо объединиться против внешнего врага, либо взять кредит в банке, либо подстегивать друг друга на какие-либо действия, либо лечиться. Если есть опасность подхватить венерические заболевания, надо завести постоянного сексуального партнера. Часто в жизни бывает так, что при напрягах со здоровьем возникают проблемы в быту. И при этом возрастает желание завести семью, чтобы кто-нибудь рядом был. Когда здоровье приходит в норму, желание быть в семье уменьшается.

— Господи, когда ж ты ее на металлолом-то сдашь?

— На ней еще мои внуки будут кататься!

Поэтому время от времени можно создавать себе и партнеру искусственные внешние сложности в сфере какой-либо потребности. Проблемы можно создать двумя путями: либо объяснить, что сложившаяся ситуация — это проблема, либо создать ситуацию, в которой партнер и сам поймет: что-то не так. Действуем так, как легче! Мы ведь не сами напрягаемся.

Рассмотрим такой пример. Человек уходит на должность, которая предполагает общение с людьми. А он этих контактов боится: он интроверт. Но там больше платят. И он сомневается, принимать ли предложение о переходе. Помогите ему принять решение! Пусть он идет на новую работу, контактирует с людьми, переживает от этого, а вы поддерживайте его самооценку: просите рассказать о работе, хвалитесь им своим друзьям, хвалите его перед друзьями и его мамой… Напрягли по эмоциональному быту, но зато поддержали по самооценке. Если самооценка у него в базовых, конечно.

Если хотите напрячь потребность в защите, помогите девушке снять квартиру в отдаленном и не очень спокойном районе. А потом смело и героически эту потребность закрывайте.

Вот пример напряга по линии потребности в заботе. Ваш партнер с вашей же легкой руки осваивает абсолютно новую специальность. Она оплачивается намного выше, но в ней он почти не разбирается и поэтому нервничает. Помогите подбирать данные, облегчите быт, будите его на час раньше, — заботясь о том, чтобы он успевал сделать то, чем вы сами его нагрузили.

С бытом еще проще. Для удовлетворения бытовых потребностей можно напрячь партнера строительством дачи, переездом, проблемами с машиной. Например, нацельте супруга на покупку дорогой, но капризной иномарки. И помогайте решать ему вопросы с запчастями.

Напряги по потребности в деньгах можно создать взятием кредита: вы будете помогать партнеру и оказывать ему содействие: поможете оформить кредит на льготных условиях, познакомите с нужным человеком. Не помогайте напрямую деньгами, а мотивируйте на больший заработок. Будьте для него бухгалтером. И аудитором заодно.

Как обострить потребность в сексе? Улучшить здоровье партнера и освободить ему немного времени, уменьшив нагрузки на работе и в быту, чтобы появились свободное время и возможность лениться.

Она дала ему душевное тепло и заботу. Тут и он созрел А по деньгам она его не напрягала.

Помните о том, что стоит напрягать не любую потребность, а ту:

1. Которая у человека более или менее проявлена.

Если у него отродясь не было потребности в сексе, в освободившееся от работы время он будет спать или смотреть телевизор;

2. Которую вы можете сами закрыть.

Если вы напрягаете по деньгам, то имейте в виду, что вы должны быть знакомы с его финансовой сферой.

Не закроете базовую потребность партнера сами, закроет кто-либо другой.

Смотрите телевизор: 99 % рекламы — это искусственное вызывание потребности. Человеку вдруг начинает хотеться того, о чем он раньше и не слышал.

Очень важно в длительных отношениях уметь снижать претензии по небазовым потребностям — и у себя, и у другого человека. При этом надо разобраться, где эти претензии можно снизить так, чтобы не напрягать себя.

Можно отказаться от всего, но на короткое время. Это не наш вариант. Наш — понять, от чего мы можем отказаться легко.

Однако сами мы этого определить практически не можем. Ведь то, от чего мы легко отказываемся, для нас не важно, мало значимо и мы этого не замечаем.

Один может и не заметить, что до сих пор не купил новинку из последней коллекции Prada. Ему это и не важно. Ему плевать. А для другого — трагедия!

Есть вещи, которые для кого-то — само собой разумеющееся, а для другого — совсем не ценность. Вспомните, от чего вы в жизни отказывались, если вообще отказывались. Ведь это может быть для кого-то очень ценным.

? Потерпите пыльный телевизор и недоглаженные рубашки? Так и не ругайте за это супругу.

? Можете спокойно месяц прожить без секса? И не жалуйтесь, что двух раз в день вам мало.

? Но уж если вы не в силах отказаться от еженедельных походов в оперу без депрессии и озлобления на мир, решительно требуйте оперы от супруга.

Типы потребностей

Типы потребностей Потребности, в соответствии с их ролью на различных этапах эволюционного развития, можно условно делить на высшие, средние и низшие. Низшие потребности - в еде, инстинкты размножения и родительский, инстинкт самосохранения - реализуются на

Развитие потребностей

Развитие потребностей Потребности в совести, морали - отличают человека от животных. Потребности можно разделить на два главных вида: эгоистических и социальных.Для материалистически мыслящего ума духовное есть сочетание идеальной потребности познания и творчества с

Формирование потребностей

Формирование потребностей Все основные потребности органически присущи каждому человеку: их нельзя ни уничтожить, ни искусственно насадить. Разумными и неразумными, возвышенными и низменными могут быть только формы удовлетворения этих потребностей, только их

Конфликт потребностей

Конфликт потребностей Канада / Соединенные Штаты АмерикиМартин Гун и Энн ГадерманЛюди – социальные существа. Эволюция нашего мозга в основном произошла из-за потребностей, связанных со стремлением к общению с нашими собратьями. Не удивительно, что мировые религии, а

Любовь без потребностей

Любовь без потребностей Мы с подругой планировали устроить встречу с ее новой приятельницей, которая ей очень понравилась и которая и мне должна была понравиться. Но нам никак не удавалось одновременно выкроить время для встречи. И я сказал, что могу встретиться с ней

Возвышение потребностей

Возвышение потребностей Сама природа является действительной частью истории, природы, становления природы человеком. К. Маркс[62] Справедливо подчеркивая культурно-историческое происхождение психики человека, мы подчас недооцениваем принцип историзма. Протест против

Мимикрия потребностей

Мимикрия потребностей Часто проявления одних потребностей мимикрируют под проявления других. Есть даже типовые случаи такой мимикрии. Их и разберем.Принятие и самооценкаИх, и правда, часто путают. А разница на самом деле принципиальная: при потребности в принятии не

Глава 7 Равновесие Изменение потребностей

Пирамида потребностей

Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

Неудовлетворенность потребностей

Неудовлетворенность потребностей Вторая группа рассогласованности ожиданий связана с потребностями, которые супруги надеются удовлетворить в семье. Обсуждая мотивы создания семьи, мы видим, что они могут быть разными для супругов и, в соответствии с этим, их

Создание искусственных потребностей

Создание искусственных потребностей Родители часто дарят детям такие вещи, которые порождают у них искусственные потребности. Бывает, это делается намеренно — с целью проявить свою власть, отбирая впоследствии эти нужные вещи. Например, отец дарит сыну

3.2. Исследование потребностей

3.2. Исследование потребностей Мы перечислили десять из двадцати существующих у человека потребностей. В следующей главе мы поговорим об остальных. А пока займитесь практикой и начните исследование того, как вы удовлетворяете теперь уже известные вам потребности. Ведь

Глава 2. Расчищаем дорогу среди беспорядка Создание пространства, создание времени

Глава 2. Расчищаем дорогу среди беспорядка Создание пространства, создание времени Одно из преимуществ беспорядка – все время делаешь поразительные открытия. А. А. Милн Всем знаком образ захламленного дома. В нем порой кажется, что стены смыкаются и негде сделать

Удовлетворение потребностей

Удовлетворение потребностей Славные люди находятся в состоянии нехватки любви – в постоянных мучениях от неудовлетворенности, утолить которую они сами не в силах. Когда у нас есть настоящие друзья одного с нами пола, мы начинаем осознавать, что они удовлетворяют часть

Удовлетворение потребностей

Удовлетворение потребностей Потребность есть нечто такое, без удовлетворения чего вам трудно обойтись, – например, потребность в любви, уважении, безопасности. Проблема в том, что неосознанная и неудовлетворенная потребность может управлять вашими действиями, мешая

ВЕБИНАР: Основы юнгианского анализа: теория и практика

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Леонтьев Алексей Николаевич о природе потребностей человека

/module/item/name

5 февраля 1903 года родился Алексей Николаевич Леонтьев – выдающийся советский психолог, работавший над проблемами общей психологии и методологией психологического исследования, философ, педагог, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, декан факультета психологии Московского государственного университета. Ученик Л. С. Выготского, создатель теории деятельности.

Итак, природа потребностей заключается в их предметности. Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.

На этой ступени развития потребностей впервые становится возможным особое поведение, замечательная черта которого состоит в том, что оно соотносительно именно потребности, а не ее предмету. Оно возниает в условиях, когда предмет потребности отсутствует или не выделен во внешнем поле: это поисковое поведение.

Хотя такого рода факты были получены преимущественно в опытах с птицами, их общее значение не подлежит сомнению. Напомним хотя бы факт, относящийся к фиксации признаков объекта пищевой потребности у теленка, который указывался еще Дарвином: если первое кормление теленка происходит из материнских сосков, то признаки именно этого объекта и становятся сигнальными для его пищевого поведения, так что потом бывает уже трудно переключить его на кормление молоком из сосуда.

Переход к человеку составляет величайшее событие в истории развития жизни. Происходит коренное изменение всей системы взаимодействий субъекта с окружающей его действительностью. При этом трансформируются, очеловечиваются и субъект, и мир, в котором он живет. Возникновение труда означает собой, что деятельность субъекта становится продуктивной и общественной. Она преобразует природу и создает новый, человеческий мир мир социальных отношений, мир материальной и духовной культуры. Возникает и новая форма психического отражения сознание.

Потребности человека имеют иную природу, чем потребности животных. На этом положении приходится специально настаивать, так как его столько часто встречающееся в психологии полупризнание ведет к противопоставлению биологического и социального в человеке.

Эта констатация является, однако, совершенно недостаточной. Ее недостаточность проистекает из ложного подхода, который состоит в том, что потребности рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. При таком подходе природа потребностей естественно кажется лежащей непосредственно в субъекте, в то время как в действительности она зависит от особенностей объектов деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У животных это приспособленная, истинная в широком смысле слова, деятельность и это натуральные объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. При этом последнее относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Изменение природы, содержания и способов удовлетворения потребностей внутренне связано с изменением формы их субъективного отражения. Возникновение сознания означает, что предметы потребностей, а равно способы и орудия их удовлетворения, могут субъективно презентироваться человеку, сознаваться им. Вместе с тем меняется также и внутренняя сигнализация, выражающая динамику потребностей. Интероцептивная по своим основным компонентам сигнализация, характерная для элементарных потребностей, частично осложняется, а частью заменяется переживанием желаний, стремлений и т.п. Все это приводит к тому, что потребности приобретают идеаторный характер, т.е. что их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность и благодаря этому становятся психологическими инвариантами. Так, пища сохраняет значение пищи и для голодного, и для сытого человека: человек не только добывает пищу впрок и хранит ее, но заранее готовит также и средства для ее добывания. Субъективное отражение потребностей в форме хотения, желания тоже выполняет функцию опережения, но это совсем иное опережение, чем достигаемое опережающей интероцептивной сигнализацией. Интероцептивная, эндогенная сигнализация вообще может отсутствовать: человек принимается за добывание пищи или даже за еду независимо от соответствующего объективного потребностного состояния его организма.

Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные, образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать. Напротив, когда в жизни человека на одну чащу весов ложатся фундаментальнейшие из его витальных потребностей, а на другую его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Классический образ мученика, восходящего на костер это, конечно, не символ извращения, перверзии потребностей, а символ их высшей очеловеченности.

Если бы понадобилось в самом общем виде выразить путь, который проходит развитие человеческих потребностей, то можно было бы сказать, что он начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей, а далее отношение это обращается: человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвевающих его высшим потребностям.

Литература

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 40 с.

/module/item/name

5 февраля 1903 года родился Алексей Николаевич Леонтьев – выдающийся советский психолог, работавший над проблемами общей психологии и методологией психологического исследования, философ, педагог, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, декан факультета психологии Московского государственного университета. Ученик Л. С. Выготского, создатель теории деятельности.

Итак, природа потребностей заключается в их предметности. Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.

На этой ступени развития потребностей впервые становится возможным особое поведение, замечательная черта которого состоит в том, что оно соотносительно именно потребности, а не ее предмету. Оно возниает в условиях, когда предмет потребности отсутствует или не выделен во внешнем поле: это поисковое поведение.

Хотя такого рода факты были получены преимущественно в опытах с птицами, их общее значение не подлежит сомнению. Напомним хотя бы факт, относящийся к фиксации признаков объекта пищевой потребности у теленка, который указывался еще Дарвином: если первое кормление теленка происходит из материнских сосков, то признаки именно этого объекта и становятся сигнальными для его пищевого поведения, так что потом бывает уже трудно переключить его на кормление молоком из сосуда.

Переход к человеку составляет величайшее событие в истории развития жизни. Происходит коренное изменение всей системы взаимодействий субъекта с окружающей его действительностью. При этом трансформируются, очеловечиваются и субъект, и мир, в котором он живет. Возникновение труда означает собой, что деятельность субъекта становится продуктивной и общественной. Она преобразует природу и создает новый, человеческий мир мир социальных отношений, мир материальной и духовной культуры. Возникает и новая форма психического отражения сознание.

Потребности человека имеют иную природу, чем потребности животных. На этом положении приходится специально настаивать, так как его столько часто встречающееся в психологии полупризнание ведет к противопоставлению биологического и социального в человеке.

Эта констатация является, однако, совершенно недостаточной. Ее недостаточность проистекает из ложного подхода, который состоит в том, что потребности рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. При таком подходе природа потребностей естественно кажется лежащей непосредственно в субъекте, в то время как в действительности она зависит от особенностей объектов деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У животных это приспособленная, истинная в широком смысле слова, деятельность и это натуральные объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. При этом последнее относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Изменение природы, содержания и способов удовлетворения потребностей внутренне связано с изменением формы их субъективного отражения. Возникновение сознания означает, что предметы потребностей, а равно способы и орудия их удовлетворения, могут субъективно презентироваться человеку, сознаваться им. Вместе с тем меняется также и внутренняя сигнализация, выражающая динамику потребностей. Интероцептивная по своим основным компонентам сигнализация, характерная для элементарных потребностей, частично осложняется, а частью заменяется переживанием желаний, стремлений и т.п. Все это приводит к тому, что потребности приобретают идеаторный характер, т.е. что их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность и благодаря этому становятся психологическими инвариантами. Так, пища сохраняет значение пищи и для голодного, и для сытого человека: человек не только добывает пищу впрок и хранит ее, но заранее готовит также и средства для ее добывания. Субъективное отражение потребностей в форме хотения, желания тоже выполняет функцию опережения, но это совсем иное опережение, чем достигаемое опережающей интероцептивной сигнализацией. Интероцептивная, эндогенная сигнализация вообще может отсутствовать: человек принимается за добывание пищи или даже за еду независимо от соответствующего объективного потребностного состояния его организма.

Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные, образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать. Напротив, когда в жизни человека на одну чащу весов ложатся фундаментальнейшие из его витальных потребностей, а на другую его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Классический образ мученика, восходящего на костер это, конечно, не символ извращения, перверзии потребностей, а символ их высшей очеловеченности.

Если бы понадобилось в самом общем виде выразить путь, который проходит развитие человеческих потребностей, то можно было бы сказать, что он начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей, а далее отношение это обращается: человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвевающих его высшим потребностям.

Литература

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 40 с.

Читайте также: