Диалектика просвещения адорно кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теодор Адорно — один из наиболее значимых социальных критиков и философов Германии после Второй мировой войны. Хотя Адорно не так широко известен в англоязычном мире, как его современник Ганс-Георг Гадамер, на исследователей и интеллектуалов послевоенной Германии он оказал гораздо большее влияние. В 1960-е годы он бросил вызов одновременно философии науки Карла Поппера и экзистенциализму Мартина Хайдеггера. Юрген Хабермас, крупнейший социальный философ Германии после 1970-х, был учеником и ассистентом Адорно. Масштабы влияния Адорно объясняются междисциплинарным характером его исследований и самой Франкфуртской школы, к которой он принадлежал, а также основательностью, с которой он подходил к изучению западной философии (особенно философских традиций, идущих от Канта) и радикальностью его критики современного западного общества. Адорно был выдающимся социальным философом и ведущим представителем первого поколения критической теории.

Отсутствие качественных переводов работ Адорно препятствовало рецепции его идей в англоязычных странах. Однако с 1990-х годов начинают появляться переводы лучшего качества, а также новые переводы его лекций и других посмертных трудов. Эти публикации позволили не только дать новую оценку его работам в области эпистемологии и этики, но и укрепить и без того высокий уровень признания его вклада в эстетику и теорию культуры.

Биографические заметки

Адорно родился 11 сентября 1903 года (его имя при рождении — Теодор Людвиг Визенгрунд) во Франкфурте-на-Майне и прожил там первые три и последние два десятилетия своей жизни (Müller-Doohm 2005, Claussen 2008). Он был единственным сыном состоятельного немецкого виноторговца еврейского происхождения и выдающейся оперной певицы, католички корсиканского происхождения. Адорно изучал философию у неокантианца Ганса Корнелиуса‹1› , а музыкальную композицию у Альбана Берга‹2› . В 1931 году под руководством христианского социалиста Пауля Тиллиха он написал диссертацию (Habilitationsschrift)‹3› , посвященную эстетике Кьеркегора. Всего после двух лет работы в университете в качестве приват-доцента он — вместе с другими профессорами еврейского происхождения или левых убеждений — был уволен нацистами. Несколько лет спустя он взял фамилию матери (Адорно), под которой наиболее известен, и стал использовать фамилию отца в качестве среднего имени, сократив ее до инициала В.

Диалектика просвещения

Хотя Адорно и Хоркхаймер цитируют высказывания Фрэнсиса Бэкона об инструментализированом разуме, который становится иррациональным, они убеждены, что в происходящем повинны не только современная наука и сциентизм. Тенденция превращения рационального прогресса в иррациональный регресс проявляется гораздо раньше. Адорно и Хоркхаймер считают, что и греческая философия, и иудейские тексты вносят вклад в регрессивные тенденции. Если это справедливо, то критика модерна также является критикой премодерна, а поворот к постмодерну не может быть просто возвращением к премодерну. В противном случае неудачи модерна сохраняются и будут продолжаться в иным виде в современных условиях. Общество в целом нуждается в преобразовании.

Хоркхаймер и Адорно предполагают, что общество и культура формируют историческую тотальность, а стремление к свободе в обществе неотделимо от стремления к просвещению и культуре (Там же).

У этого есть обратная сторона: отсутствие или потеря свободы в обществе (в политических, экономических и правовых структурах) сопряжена с провалом проекта культурного просвещения (в философии, искусстве, религии и других областях). Нацистские лагеря смерти не являются аберрацией, равно как и бессмысленные студийные фильмы не являются невинным развлечением. И то, и другое указывает на фундаментальные проблемы современного Запада.

По убеждению Адорно и Хоркхаймера, источником современной регрессии является модель слепого господства, господства в трех смыслах: господства человека над природой, господства природы внутри человека и господства одних людей над другими в обоих предыдущих случаях.

Критическая теория

Эстетика

Негативная диалектика

Этика и метафизика после Освенцима

Напротив, она означает экономическую, политическую, социальную и историческую плодотворность мысли на практике.

Адорно предлагает собственную альтернативу как традиционной метафизике, так и более поздней антиметафизике в отрывках, в которых решительная самокритика объединяется со страстной надеждой. Его историографические, социально-теоретические, эстетические интересы и негативная диалектика встречаются в таких фрагментах, как этот:

Мысль, которая не отступает перед вечно онтическим, уничтожена самими критериями онтического; истина превращается в неистинное, философия — в шутовство и лицедейство. Философия, однако, не может отречься от своего трона и власти, если она не допускает мысли о том, что в мире — осуществленном анти-разуме — неизбежно побеждает скудоумие. Лицедейство и шутовство — это философия в той ее форме, в соответствии с которой и штамповались индивиды; так было до того момента, пока люди не нашли своего освобождения [от истины шутовства и лицедейства] в неистинном. Высшим достижением после этого стало представление об искусстве как видимости; свою видимость, однако, искусство получает от своего противоположного, от того, что не обладает видимостью. Свет, в котором видны люди и вещи, — в нем отражается трансценденция; иначе ни людей, ни вещей просто не будет видно. В протесте и сопротивлении миру обмана со всеми присущими ему родовыми признаками не снимается протест и сопротивление зрения; не хочется, чтобы исчезли все краски мира; то, что видимостью не обладает, в видимости раздает свои обещания. (Там же: 359)

Обращение к этим фрагментам имеет решающее значение в дальнейшей оценке философии Адорно.

Библиография

Более подробные библиографии: Huhn 2004, Müller-Doohm 2005 и Zuidervaart 2014 (аннотированная).

Первоисточники

AT [Адорно 2001] Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. (GS 7)

AE Against Epistemology: A Metacritique; Studies in Husserl and the Phenomenological Antinomies (1956), trans. W. Domingo, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1982. (GS 5)

— The Authoritarian Personality, T. W. Adorno, et al., New York: Harper & Brothers, 1950. (GS 9.1)

B Alban Berg: Master of the Smallest Link (1968), trans. J. Brand and C. Hailey, New York: Cambridge University Press, 1991. (GS 13)

BPM Beethoven: The Philosophy of Music; Fragments and Texts (1993), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Cambridge: Polity Press, 1998. (NS I.1)

CC The Complete Correspondence, 1928–1940 (1994), T. W. Adorno and W. Benjamin, ed. H. Lonitz, trans. N. Walker, Cambridge: Polity Press, 1999.

CM Critical Models: Interventions and Catchwords (1963, 1969), trans. H. W. Pickford, New York: Columbia University Press, 1998. (GS 10.2)

H Hegel: Three Studies (1963), trans. S. Weber Nicholsen, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993. (GS 5)

HF History and Freedom: Lectures 1964-1965, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Polity, 2006.

IS Introduction to Sociology (1968), ed. C. Gödde, trans. E. Jephcott, Stanford: Stanford University Press, 2000. (NS IV.15)

JA The Jargon of Authenticity (1964), trans. K. Tarnowski and F. Will, London: Routledge & Kegan Paul, 1973. (GS 6)

KC Kant's Critique of Pure Reason (1959), ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Stanford: Stanford University Press, 2001. (NS IV.4)

KCA Kierkegaard: Construction of the Aesthetic (1933), trans. R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. (GS 2)

LND Lectures on Negative Dialectics: Fragments of a Lecture Course 1965/1966, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Cambridge: Polity, 2008. (NS IV.16)

M Mahler: A Musical Physiognomy (1960), trans. E. Jephcott, Chicago: University of Chicago Press, 1988. (GS 13)

MCP Metaphysics: Concept and Problems (1965), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Stanford University Press, 2000. (NS IV.14)

MM Minima Moralia: Reflections from Damaged Life (1951), trans. E. F. N. Jephcott, London: NLB, 1974. (GS 4)

ND [Адорно 2003] Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. [Negative Dialectics (1966), trans. E. B. Ashton, New York: Seabury Press, 1973] (GS 6)

NL Notes to Literature (1958, 1961, 1965, 1974), 2 vols., ed. R. Tiedemann, trans. S. Weber Nicholsen, New York: Columbia University Press, 1991, 1992. (GS 11)

P Prisms (1955), trans. S. Weber and S. Weber, London: Neville Spearman, 1967; Cambridge, Mass.: MIT Press, 1981. (GS 10.1)

PM Philosophy of New Music (1949), trans., ed., and with an introduction by R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. (GS 12)

PMP Problems of Moral Philosophy (1963), ed. T. Schröder, trans. R. Livingstone, University Press, 2000. (NS IV.10)

PS The Positivist Dispute in German Sociology (1969), T. W. Adorno, et al., trans. G. Adey and D. Frisby, London: Heinemann, 1976. (GS 8)

W In Search of Wagner (1952), trans. R. Livingstone, London: NLB, 1981. (GS 13)

Антологии

• The Adorno Reader, ed. B. O'Connor, Oxford: Blackwell, 2000.

• Can One Live after Auschwitz?: A Philosophical Reader, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone et al., Stanford: Stanford University Press, 2003.

• The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture, ed. J. M. Bernstein, London: Routledge, 1991.

• Essays on Music: Theodor W. Adorno, ed. R. D. Leppert, trans. S. H. Gillespie et al., Berkeley: University of California Press, 2002.

3. Вторичная литература

• Benhabib, S., 1986, Critique, Norm, and Utopia: A Study of the Foundations of Critical Theory, New York: Colombia University Press.

• Benzer, M., 2011, The Sociology of Theodor Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Bernstein, J. M., 1992, The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno, University Park: Pennsylvania State University Press.

• –––, 2001, Adorno: Disenchantment and Ethics, Cambridge: Cambridge University Press.

• ––– (ed.), 2010, Art and Aesthetics after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Boucher, G., 2013, Adorno Reframed: Interpreting Key Thinkers for the Arts, London: I. B. Tauris.

• Bowie, A., 2013, Adorno and the Ends of Philosophy, Cambridge, Mass.: Polity.

• Brittain, C. C., 2010, Adorno and Theology, London: T. & T. Clark.

• Brunkhorst, H., 1999, Adorno and Critical Theory, Cardiff: University of Wales Press.

• Buck-Morss, S., 1977, The Origin of Negative Dialectics; Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute, New York: Free Press.

• Bürger, P., 1984, Theory of the Avant Garde, trans. M. Shaw, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Burke, D. A., et al. (eds.), 2007, Adorno and the Need in Thinking: New Critical Essays, Toronto: University of Toronto Press.

• Claussen, D., 2008, Theodor W. Adorno: One Last Genius, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• Cook, D., 2004, Adorno, Habermas, and the Search for a Rational Society, New York: Routledge.

• –––, 2011, Adorno on Nature, Durham, UK: Acumen.

• ––– (ed.), 2008, Theodor Adorno: Key Concepts, Durham, UK: Acumen.

• Foster, R., 2007, Adorno: The Recovery of Experience, Albany: State University of New York Press.

• Frankfurter Adorno Blätter, 1992–2003, ed. Theodor W. Adorno Archiv, Munich: Edition Text + Kritik. (Published annually, more or less.)

• Freyenhagen, F., 2013, Adorno’s Practical Philosophy: Living Less Wrongly, Cambridge: Cambridge University Press.

• Gibson, N. C., and A. Rubin, (eds.), 2002, Adorno: A Critical Reader, Oxford: Blackwell.

• Geuss, R., 2005, Outside Ethics, Princeton: Princeton University Press.

• Hammer, E., 2005, Adorno and the Political, New York: Routledge.

• –––, 2015, Adorno’s Modernism: Art, Experience, and Catastrophe, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hansen, M. B., 2012, Cinema and Experience: Siegfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor W. Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Heberle, R. J. (ed.), 2006, Feminist Interpretations of Theodor Adorno. University Park: Pennsylvania State University Press.

• Hohendahl, P. U., 1995, Prismatic Thought: Theodor W. Adorno, Lincoln: University of Nebraska Press.

• –––, 2013, The Fleeting Promise of Art: Adorno’s Aesthetic Theory Revisited, Ithaca, N. Y.: Cornell University Press.

• Honneth, Axel, 1991, The Critique of Power: Reflective Stages in a Critical Social Theory, trans. K. Baynes, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2009, Pathologies of Reason: On the Legacy of Critical Theory, trans. J. Ingram et al., New York: Columbia University Press.

• Huhn, T., and L. Zuidervaart (eds.), 1997, The Semblance of Subjectivity: Essays in Adorno's Aesthetic Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Huhn, T. (ed.), 2004, The Cambridge Companion to Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hullot-Kentor, R., 2006, Things beyond Resemblance: Collected Essays on Theodor W. Adorno, New York: Columbia University Press.

• Jäger, L., 2004, Adorno: A Political Biography, trans. S. Spencer, New Haven, Conn.: Yale University Press.

• Jameson, F. 1990, Late Marxism: Adorno, or, The Persistence of the Dialectic, London; New York: Verso.

• Jarvis, S., 1998, Adorno: A Critical Introduction, New York: Routledge.

• ––– (ed.), 2006, Theodor Adorno, 4 vols., London: Routledge.

• Jay, M., 1984, Adorno, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• –––, 1996, The Dialectical Imagination, 2d ed., Berkeley: University of California Press.

• Jenemann, D., 2007, Adorno in America, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Krakauer, E. L., 1998, The Disposition of the Subject: Reading Adorno's Dialectic of Technology, Evanston, Ill.: Northwestern University Press.

• Lee, L. Y., 2005, Dialectics of the Body: Corporeality in the Philosophy of T. W. Adorno, New York: Routledge.

• Lunn, E., 1982, Marxism and Modernism: An Historical Study of Lukács, Brecht, Benjamin, and Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Macdonald, I. and K. Ziarek (eds.), 2008, Adorno and Heidegger: Philosophical Questions, Stanford: Stanford University Press.

• Martinson, M., 2000, Perseverance without Doctrine: Adorno, Self-Critique, and the Ends of Academic Theology, Frankfurt am Main: Peter Lang.

• McArthur, J., 2013, Rethinking Knowledge within Higher Education: Adorno and Social Justice, New York: Bloomsbury Academic.

• Menke, C., 1998, The Sovereignty of Art: Aesthetic Negativity in Adorno and Derrida, trans. N. Solomon, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Morgan, A., 2007, Adorno’s Concept of Life, New York: Continuum.

• Morris, M., 2001. Rethinking the Communicative Turn: Adorno, Habermas, and the Problem of Communicative Freedom, Albany: State University of New York Press.

• Müller-Doohm, S., 2005, Adorno: A Biography, trans. Rodney Livingstone, Cambridge: Polity Press.

• Nicholsen, S. W., 1997, Exact Imagination, Late Work: On Adorno's Aesthetics, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• O'Connor, B., 2004, Adorno's Negative Dialectic: Philosophy and the Possibility of Critical Rationality, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2013, Adorno, London: Routledge.

• Paddison, M., 1993, Adorno's Aesthetics of Music, New York: Cambridge University Press.

• Pensky, M., (ed.), 1997, The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern, Albany: State University of New York Press.

• Rensmann, L., and S. Gandesha (eds.), 2012, Arendt and Adorno: Political and Philosophical Investigations, Stanford, Calif.: Stanford University Press.

• Rose, G., 1978, The Melancholy Science: An Introduction to the Thought of Theodor W. Adorno, London: Macmillan Press.

• Ross, N. (ed.), 2015, The Aesthetic Ground of Critical Theory: New Readings of Benjamin and Adorno, Lanham, MD: Rowman & Littlefield.

• Schweppenhäuser, G., 2009, Theodor W. Adorno: An Introduction, Durham: Duke University Press.

• Sherman, D., 2007, Sartre and Adorno: The Dialectics of Subjectivity, Albany: State University of New York Press.

• Sherratt, Y., 2002, Adorno's Positive Dialectic, Cambridge: Cambridge University Press.

• Shuster, M., 2014, Autonomy after Auschwitz: Adorno, German Idealism, and Modernity, Chicago: The University of Chicago Press.

• Wellmer, A., 1991, The Persistence of Modernity: Essays on Aesthetics, Ethics, and Postmodernism, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 1998, Endgames: The Irreconcilable Nature of Modernity; Essays and Lectures, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Whitebook, J., 1995, Perversion and Utopia: A Study in Psychoanalysis and Critical Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Wiggershaus, R., 1994, The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance, trans. M. Robertson, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Witkin, R. W., 2003, Adorno on Popular Culture, New York: Routledge.

• Zuidervaart, L., 1991, Adorno's Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Zuidervaart, L., et al., 1998, “Adorno, Theodor Wiesengrund,” Encyclopedia of Aesthetics, Vol. 1, pp. 16–32, ed. M. Kelly, New York: Oxford University Press; second edition, 2014.

• Zuidervaart, L., 2007, Social Philosophy after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Zuidervaart, L., 2014, “Theodor Adorno,” Oxford Bibliographies in Philosophy, ed. D. Pritchard, Oxford: Oxford University Press, abridged version available online

[1] Ганс Корнелиус (нем. Hans (Johannes Wilhelm) Cornelius) (1863–1947) — немецкий философ-неокантианец, психолог. В 1914 году он стал первым профессором философии и социологии Франкфуртского университета (получил статус университета в 1914 году), где его учениками были Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Лео Лёвенталь.

[2] Альбан Берг (нем. Alban Maria Johannes Berg) (1885–1935) — австрийский музыкальный композитор и музыкальный критик, представитель Новой венской школы. Адорно учился у Берга в течение нескольких месяцев 1925 года. После смерти учителя он участвует в написании монографии о творчестве Берга (Reich W. Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Křenek. Wien — Leipzig — Zürich: Herbert Reichner Verlag, 1937), а в 1968 году объединяет более ранние статьи о нем в книгу (B). Сохранившаяся переписка Берга с Адорно была опубликована в 1997 году (Alban Berg / Theodor W. Adorno. Briefwechsel 1925–35 [136 Briefe]. Frankfurt: Suhrkamp, 1997).

[3] Габилитация, или хабилитация (нем. Habilitation; от лат. habilis — пригодный, способный) — принятое в европейской образовательной системе (Германии и других странах, чья образовательная модель организована по германскому образцу) обозначение диссертации, дающей право работать на должности приват-доцента или профессора. Габилитация является второй квалификационной работой, которая в РФ соответствует докторской диссертации. Она следует за докторской диссертацией (англ. PhD thesis), соответствующей в современной российской образовательной системе кандидатской диссертации.

Характеристики эти связаны с унификацией – созданием единого поля смыслов, образов, явлений. Унификации принципов выражения. Навязчивый или агрессивный характер – она не оставляет выбора, навязывает образы, которые люди волей-неволей вынуждены потреблять. Субъект становится объектом и наоборот. Человек становится зависимым, становится объектом манипуляции со стороны того, что субъектом раньше не было.

Рекламный характер культуриндустрии. Связан с унификацией и агрессивностью. Тиражирование – возможность бесконечного умножения одного и то же. Авторы на это обращают особое внимание: производится бесконечное количество копий одного и того же явления/вещи, политических дискурсов. Может, ничего плохого в этом самом по себе и нет – людей много, всем нужны вещи. Но нужно задуматься о том, что здесь опасно. Понятно, что эта черта массовой культуры противопоставляется тем эпохам, когда не было тиражирования и все вещи имели уникальный характер.

Иллюзорность культуры. Отдых становится как будто бы частью работы или строится по ее модели. Культуриндустрия создает мир вещей, образов и знаков (предвосхищаются симулякры в бодрийяровском смысле), которые ничему не соответствуют в действительности. Если отдых иллюзорен, то он не отдых. Он – погруженность в работу. Вспомним Маркса: под работой имеется в виду состояние зависимости от работы, состояние рабства. Марксистская парадигма очень заметна. Как и некоторые другие представители Франкфуртской школы, Адорно и Хоркхаймер были марксистами и делали выводы из марксовой мысли, которые почти никто до них не делал. Иллюзорный характер: виртуальная реальность, которая претендует на то, чтобы быть реальностью подлинной. Это реклама.

Все черты так называемой массовой культуры мы давно знаем. В тексте Адорно и Хоркхаймера нет ничего такого, чего бы мы давно не знали. И изменить облик современной культуры не получится – это марксово светлое будущее, которого нет, но именно поэтому оно есть.

Актуальность текста для настоящего времени не нуждается в комментариях: взять хотя бы тему о том, как режим работы/отдыха становится иллюзорным, включаясь в систему культуриндустрии.

Мы узнаем в этой книге состояние вещей, которые нас окружают. Менее очевидный вывод из этого (книга 1947 года): вскрыты некоторые механизмы человеческого существования. Культуриндустрией эти механизмы осознаны как то, что можно и дальше продолжать эффективно эксплуатировать. Формирование культуры в качестве культуриндустрии, как производства, воспроизведения себя самой – последствие возникновения феномена массовости, впадения в состояние обезличенности. В этом тексте эксплицитно артикулировано то, что культуриндустрия вообще есть именно как культуриндустрия. Мы думаем, что есть культура, а оказывается, есть только культуриндустрия – индустрия бессмысленного (вос-)производства культуры, чтобы удовлетворять одни и те же базовые потребности одними и теми же базовыми, стандартными способами, держать человека в узде. Осознание знака равенства: культура = культуриндустрия.

Как возникла Вторая мировая война, на чем основана? Источник – нацистский тоталитарный режим. Вопрос о сущности тоталитарных режимов. Они связаны с тем, что человек отказывается от всех своих прав в пользу государства (именно это Арендт будет развивать). Почему в книге Хоркхаймера и Адорно нет темы войны и тоталитаризма? Они считают, что все зло Второй мировой уже и без того вписано во все те темы, которые они обсуждают. Это зло – одна из сторон того способа жизни, в который человек вошел в ХХ веке.

Облик мира изменился радикально. Какого мира? Ландшафт, в который встроено то, что, казалось бы, не должно было быть в него встроено (Хайдеггер), свидетельствует о том, что изменился облик человека прежде всего. Диалектика Просвещения: простой смысл. Двусторонность просветительской идеологии – она имеет свою теневую сторону, побочные эффекты, которые будут торжествовать. Культура на протяжении уже двух веков их в упор не видит. Не видит, что идея превращения мира в комфортное для человека место – идея невозможного. Преображает – обезображивает – человек самого себя. Идея массовой культуры – человек, утративший субъективность, индивидуальность, личность. Сделав знание и способность обретать знания главным инструментом, человек изменил не только себя. Изменил мир как мир человеческий. Изменил конфигурацию культуры.

Подлинное не сокрыто. Это значит: относиться к миру с уважением и любовью. Чтение, почитание. Либо культура это культ, либо это массовое производство развлечений.

Теодор Адорно — один из наиболее значимых социальных критиков и философов Германии после Второй мировой войны. Хотя Адорно не так широко известен в англоязычном мире, как его современник Ганс-Георг Гадамер, на исследователей и интеллектуалов послевоенной Германии он оказал гораздо большее влияние. В 1960-е годы он бросил вызов одновременно философии науки Карла Поппера и экзистенциализму Мартина Хайдеггера. Юрген Хабермас, крупнейший социальный философ Германии после 1970-х, был учеником и ассистентом Адорно. Масштабы влияния Адорно объясняются междисциплинарным характером его исследований и самой Франкфуртской школы, к которой он принадлежал, а также основательностью, с которой он подходил к изучению западной философии (особенно философских традиций, идущих от Канта) и радикальностью его критики современного западного общества. Адорно был выдающимся социальным философом и ведущим представителем первого поколения критической теории.

Отсутствие качественных переводов работ Адорно препятствовало рецепции его идей в англоязычных странах. Однако с 1990-х годов начинают появляться переводы лучшего качества, а также новые переводы его лекций и других посмертных трудов. Эти публикации позволили не только дать новую оценку его работам в области эпистемологии и этики, но и укрепить и без того высокий уровень признания его вклада в эстетику и теорию культуры.

Биографические заметки

Адорно родился 11 сентября 1903 года (его имя при рождении — Теодор Людвиг Визенгрунд) во Франкфурте-на-Майне и прожил там первые три и последние два десятилетия своей жизни (Müller-Doohm 2005, Claussen 2008). Он был единственным сыном состоятельного немецкого виноторговца еврейского происхождения и выдающейся оперной певицы, католички корсиканского происхождения. Адорно изучал философию у неокантианца Ганса Корнелиуса‹1› , а музыкальную композицию у Альбана Берга‹2› . В 1931 году под руководством христианского социалиста Пауля Тиллиха он написал диссертацию (Habilitationsschrift)‹3› , посвященную эстетике Кьеркегора. Всего после двух лет работы в университете в качестве приват-доцента он — вместе с другими профессорами еврейского происхождения или левых убеждений — был уволен нацистами. Несколько лет спустя он взял фамилию матери (Адорно), под которой наиболее известен, и стал использовать фамилию отца в качестве среднего имени, сократив ее до инициала В.

Диалектика просвещения

Хотя Адорно и Хоркхаймер цитируют высказывания Фрэнсиса Бэкона об инструментализированом разуме, который становится иррациональным, они убеждены, что в происходящем повинны не только современная наука и сциентизм. Тенденция превращения рационального прогресса в иррациональный регресс проявляется гораздо раньше. Адорно и Хоркхаймер считают, что и греческая философия, и иудейские тексты вносят вклад в регрессивные тенденции. Если это справедливо, то критика модерна также является критикой премодерна, а поворот к постмодерну не может быть просто возвращением к премодерну. В противном случае неудачи модерна сохраняются и будут продолжаться в иным виде в современных условиях. Общество в целом нуждается в преобразовании.

Хоркхаймер и Адорно предполагают, что общество и культура формируют историческую тотальность, а стремление к свободе в обществе неотделимо от стремления к просвещению и культуре (Там же).

У этого есть обратная сторона: отсутствие или потеря свободы в обществе (в политических, экономических и правовых структурах) сопряжена с провалом проекта культурного просвещения (в философии, искусстве, религии и других областях). Нацистские лагеря смерти не являются аберрацией, равно как и бессмысленные студийные фильмы не являются невинным развлечением. И то, и другое указывает на фундаментальные проблемы современного Запада.

По убеждению Адорно и Хоркхаймера, источником современной регрессии является модель слепого господства, господства в трех смыслах: господства человека над природой, господства природы внутри человека и господства одних людей над другими в обоих предыдущих случаях.

Критическая теория

Эстетика

Негативная диалектика

Этика и метафизика после Освенцима

Напротив, она означает экономическую, политическую, социальную и историческую плодотворность мысли на практике.

Адорно предлагает собственную альтернативу как традиционной метафизике, так и более поздней антиметафизике в отрывках, в которых решительная самокритика объединяется со страстной надеждой. Его историографические, социально-теоретические, эстетические интересы и негативная диалектика встречаются в таких фрагментах, как этот:

Мысль, которая не отступает перед вечно онтическим, уничтожена самими критериями онтического; истина превращается в неистинное, философия — в шутовство и лицедейство. Философия, однако, не может отречься от своего трона и власти, если она не допускает мысли о том, что в мире — осуществленном анти-разуме — неизбежно побеждает скудоумие. Лицедейство и шутовство — это философия в той ее форме, в соответствии с которой и штамповались индивиды; так было до того момента, пока люди не нашли своего освобождения [от истины шутовства и лицедейства] в неистинном. Высшим достижением после этого стало представление об искусстве как видимости; свою видимость, однако, искусство получает от своего противоположного, от того, что не обладает видимостью. Свет, в котором видны люди и вещи, — в нем отражается трансценденция; иначе ни людей, ни вещей просто не будет видно. В протесте и сопротивлении миру обмана со всеми присущими ему родовыми признаками не снимается протест и сопротивление зрения; не хочется, чтобы исчезли все краски мира; то, что видимостью не обладает, в видимости раздает свои обещания. (Там же: 359)

Обращение к этим фрагментам имеет решающее значение в дальнейшей оценке философии Адорно.

Библиография

Более подробные библиографии: Huhn 2004, Müller-Doohm 2005 и Zuidervaart 2014 (аннотированная).

Первоисточники

AT [Адорно 2001] Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. (GS 7)

AE Against Epistemology: A Metacritique; Studies in Husserl and the Phenomenological Antinomies (1956), trans. W. Domingo, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1982. (GS 5)

— The Authoritarian Personality, T. W. Adorno, et al., New York: Harper & Brothers, 1950. (GS 9.1)

B Alban Berg: Master of the Smallest Link (1968), trans. J. Brand and C. Hailey, New York: Cambridge University Press, 1991. (GS 13)

BPM Beethoven: The Philosophy of Music; Fragments and Texts (1993), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Cambridge: Polity Press, 1998. (NS I.1)

CC The Complete Correspondence, 1928–1940 (1994), T. W. Adorno and W. Benjamin, ed. H. Lonitz, trans. N. Walker, Cambridge: Polity Press, 1999.

CM Critical Models: Interventions and Catchwords (1963, 1969), trans. H. W. Pickford, New York: Columbia University Press, 1998. (GS 10.2)

H Hegel: Three Studies (1963), trans. S. Weber Nicholsen, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993. (GS 5)

HF History and Freedom: Lectures 1964-1965, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Polity, 2006.

IS Introduction to Sociology (1968), ed. C. Gödde, trans. E. Jephcott, Stanford: Stanford University Press, 2000. (NS IV.15)

JA The Jargon of Authenticity (1964), trans. K. Tarnowski and F. Will, London: Routledge & Kegan Paul, 1973. (GS 6)

KC Kant's Critique of Pure Reason (1959), ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Stanford: Stanford University Press, 2001. (NS IV.4)

KCA Kierkegaard: Construction of the Aesthetic (1933), trans. R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. (GS 2)

LND Lectures on Negative Dialectics: Fragments of a Lecture Course 1965/1966, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Cambridge: Polity, 2008. (NS IV.16)

M Mahler: A Musical Physiognomy (1960), trans. E. Jephcott, Chicago: University of Chicago Press, 1988. (GS 13)

MCP Metaphysics: Concept and Problems (1965), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Stanford University Press, 2000. (NS IV.14)

MM Minima Moralia: Reflections from Damaged Life (1951), trans. E. F. N. Jephcott, London: NLB, 1974. (GS 4)

ND [Адорно 2003] Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. [Negative Dialectics (1966), trans. E. B. Ashton, New York: Seabury Press, 1973] (GS 6)

NL Notes to Literature (1958, 1961, 1965, 1974), 2 vols., ed. R. Tiedemann, trans. S. Weber Nicholsen, New York: Columbia University Press, 1991, 1992. (GS 11)

P Prisms (1955), trans. S. Weber and S. Weber, London: Neville Spearman, 1967; Cambridge, Mass.: MIT Press, 1981. (GS 10.1)

PM Philosophy of New Music (1949), trans., ed., and with an introduction by R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. (GS 12)

PMP Problems of Moral Philosophy (1963), ed. T. Schröder, trans. R. Livingstone, University Press, 2000. (NS IV.10)

PS The Positivist Dispute in German Sociology (1969), T. W. Adorno, et al., trans. G. Adey and D. Frisby, London: Heinemann, 1976. (GS 8)

W In Search of Wagner (1952), trans. R. Livingstone, London: NLB, 1981. (GS 13)

Антологии

• The Adorno Reader, ed. B. O'Connor, Oxford: Blackwell, 2000.

• Can One Live after Auschwitz?: A Philosophical Reader, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone et al., Stanford: Stanford University Press, 2003.

• The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture, ed. J. M. Bernstein, London: Routledge, 1991.

• Essays on Music: Theodor W. Adorno, ed. R. D. Leppert, trans. S. H. Gillespie et al., Berkeley: University of California Press, 2002.

3. Вторичная литература

• Benhabib, S., 1986, Critique, Norm, and Utopia: A Study of the Foundations of Critical Theory, New York: Colombia University Press.

• Benzer, M., 2011, The Sociology of Theodor Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Bernstein, J. M., 1992, The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno, University Park: Pennsylvania State University Press.

• –––, 2001, Adorno: Disenchantment and Ethics, Cambridge: Cambridge University Press.

• ––– (ed.), 2010, Art and Aesthetics after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Boucher, G., 2013, Adorno Reframed: Interpreting Key Thinkers for the Arts, London: I. B. Tauris.

• Bowie, A., 2013, Adorno and the Ends of Philosophy, Cambridge, Mass.: Polity.

• Brittain, C. C., 2010, Adorno and Theology, London: T. & T. Clark.

• Brunkhorst, H., 1999, Adorno and Critical Theory, Cardiff: University of Wales Press.

• Buck-Morss, S., 1977, The Origin of Negative Dialectics; Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute, New York: Free Press.

• Bürger, P., 1984, Theory of the Avant Garde, trans. M. Shaw, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Burke, D. A., et al. (eds.), 2007, Adorno and the Need in Thinking: New Critical Essays, Toronto: University of Toronto Press.

• Claussen, D., 2008, Theodor W. Adorno: One Last Genius, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• Cook, D., 2004, Adorno, Habermas, and the Search for a Rational Society, New York: Routledge.

• –––, 2011, Adorno on Nature, Durham, UK: Acumen.

• ––– (ed.), 2008, Theodor Adorno: Key Concepts, Durham, UK: Acumen.

• Foster, R., 2007, Adorno: The Recovery of Experience, Albany: State University of New York Press.

• Frankfurter Adorno Blätter, 1992–2003, ed. Theodor W. Adorno Archiv, Munich: Edition Text + Kritik. (Published annually, more or less.)

• Freyenhagen, F., 2013, Adorno’s Practical Philosophy: Living Less Wrongly, Cambridge: Cambridge University Press.

• Gibson, N. C., and A. Rubin, (eds.), 2002, Adorno: A Critical Reader, Oxford: Blackwell.

• Geuss, R., 2005, Outside Ethics, Princeton: Princeton University Press.

• Hammer, E., 2005, Adorno and the Political, New York: Routledge.

• –––, 2015, Adorno’s Modernism: Art, Experience, and Catastrophe, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hansen, M. B., 2012, Cinema and Experience: Siegfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor W. Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Heberle, R. J. (ed.), 2006, Feminist Interpretations of Theodor Adorno. University Park: Pennsylvania State University Press.

• Hohendahl, P. U., 1995, Prismatic Thought: Theodor W. Adorno, Lincoln: University of Nebraska Press.

• –––, 2013, The Fleeting Promise of Art: Adorno’s Aesthetic Theory Revisited, Ithaca, N. Y.: Cornell University Press.

• Honneth, Axel, 1991, The Critique of Power: Reflective Stages in a Critical Social Theory, trans. K. Baynes, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2009, Pathologies of Reason: On the Legacy of Critical Theory, trans. J. Ingram et al., New York: Columbia University Press.

• Huhn, T., and L. Zuidervaart (eds.), 1997, The Semblance of Subjectivity: Essays in Adorno's Aesthetic Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Huhn, T. (ed.), 2004, The Cambridge Companion to Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hullot-Kentor, R., 2006, Things beyond Resemblance: Collected Essays on Theodor W. Adorno, New York: Columbia University Press.

• Jäger, L., 2004, Adorno: A Political Biography, trans. S. Spencer, New Haven, Conn.: Yale University Press.

• Jameson, F. 1990, Late Marxism: Adorno, or, The Persistence of the Dialectic, London; New York: Verso.

• Jarvis, S., 1998, Adorno: A Critical Introduction, New York: Routledge.

• ––– (ed.), 2006, Theodor Adorno, 4 vols., London: Routledge.

• Jay, M., 1984, Adorno, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• –––, 1996, The Dialectical Imagination, 2d ed., Berkeley: University of California Press.

• Jenemann, D., 2007, Adorno in America, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Krakauer, E. L., 1998, The Disposition of the Subject: Reading Adorno's Dialectic of Technology, Evanston, Ill.: Northwestern University Press.

• Lee, L. Y., 2005, Dialectics of the Body: Corporeality in the Philosophy of T. W. Adorno, New York: Routledge.

• Lunn, E., 1982, Marxism and Modernism: An Historical Study of Lukács, Brecht, Benjamin, and Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Macdonald, I. and K. Ziarek (eds.), 2008, Adorno and Heidegger: Philosophical Questions, Stanford: Stanford University Press.

• Martinson, M., 2000, Perseverance without Doctrine: Adorno, Self-Critique, and the Ends of Academic Theology, Frankfurt am Main: Peter Lang.

• McArthur, J., 2013, Rethinking Knowledge within Higher Education: Adorno and Social Justice, New York: Bloomsbury Academic.

• Menke, C., 1998, The Sovereignty of Art: Aesthetic Negativity in Adorno and Derrida, trans. N. Solomon, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Morgan, A., 2007, Adorno’s Concept of Life, New York: Continuum.

• Morris, M., 2001. Rethinking the Communicative Turn: Adorno, Habermas, and the Problem of Communicative Freedom, Albany: State University of New York Press.

• Müller-Doohm, S., 2005, Adorno: A Biography, trans. Rodney Livingstone, Cambridge: Polity Press.

• Nicholsen, S. W., 1997, Exact Imagination, Late Work: On Adorno's Aesthetics, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• O'Connor, B., 2004, Adorno's Negative Dialectic: Philosophy and the Possibility of Critical Rationality, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2013, Adorno, London: Routledge.

• Paddison, M., 1993, Adorno's Aesthetics of Music, New York: Cambridge University Press.

• Pensky, M., (ed.), 1997, The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern, Albany: State University of New York Press.

• Rensmann, L., and S. Gandesha (eds.), 2012, Arendt and Adorno: Political and Philosophical Investigations, Stanford, Calif.: Stanford University Press.

• Rose, G., 1978, The Melancholy Science: An Introduction to the Thought of Theodor W. Adorno, London: Macmillan Press.

• Ross, N. (ed.), 2015, The Aesthetic Ground of Critical Theory: New Readings of Benjamin and Adorno, Lanham, MD: Rowman & Littlefield.

• Schweppenhäuser, G., 2009, Theodor W. Adorno: An Introduction, Durham: Duke University Press.

• Sherman, D., 2007, Sartre and Adorno: The Dialectics of Subjectivity, Albany: State University of New York Press.

• Sherratt, Y., 2002, Adorno's Positive Dialectic, Cambridge: Cambridge University Press.

• Shuster, M., 2014, Autonomy after Auschwitz: Adorno, German Idealism, and Modernity, Chicago: The University of Chicago Press.

• Wellmer, A., 1991, The Persistence of Modernity: Essays on Aesthetics, Ethics, and Postmodernism, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 1998, Endgames: The Irreconcilable Nature of Modernity; Essays and Lectures, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Whitebook, J., 1995, Perversion and Utopia: A Study in Psychoanalysis and Critical Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Wiggershaus, R., 1994, The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance, trans. M. Robertson, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Witkin, R. W., 2003, Adorno on Popular Culture, New York: Routledge.

• Zuidervaart, L., 1991, Adorno's Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Zuidervaart, L., et al., 1998, “Adorno, Theodor Wiesengrund,” Encyclopedia of Aesthetics, Vol. 1, pp. 16–32, ed. M. Kelly, New York: Oxford University Press; second edition, 2014.

• Zuidervaart, L., 2007, Social Philosophy after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Zuidervaart, L., 2014, “Theodor Adorno,” Oxford Bibliographies in Philosophy, ed. D. Pritchard, Oxford: Oxford University Press, abridged version available online

[1] Ганс Корнелиус (нем. Hans (Johannes Wilhelm) Cornelius) (1863–1947) — немецкий философ-неокантианец, психолог. В 1914 году он стал первым профессором философии и социологии Франкфуртского университета (получил статус университета в 1914 году), где его учениками были Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Лео Лёвенталь.

[2] Альбан Берг (нем. Alban Maria Johannes Berg) (1885–1935) — австрийский музыкальный композитор и музыкальный критик, представитель Новой венской школы. Адорно учился у Берга в течение нескольких месяцев 1925 года. После смерти учителя он участвует в написании монографии о творчестве Берга (Reich W. Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Křenek. Wien — Leipzig — Zürich: Herbert Reichner Verlag, 1937), а в 1968 году объединяет более ранние статьи о нем в книгу (B). Сохранившаяся переписка Берга с Адорно была опубликована в 1997 году (Alban Berg / Theodor W. Adorno. Briefwechsel 1925–35 [136 Briefe]. Frankfurt: Suhrkamp, 1997).

[3] Габилитация, или хабилитация (нем. Habilitation; от лат. habilis — пригодный, способный) — принятое в европейской образовательной системе (Германии и других странах, чья образовательная модель организована по германскому образцу) обозначение диссертации, дающей право работать на должности приват-доцента или профессора. Габилитация является второй квалификационной работой, которая в РФ соответствует докторской диссертации. Она следует за докторской диссертацией (англ. PhD thesis), соответствующей в современной российской образовательной системе кандидатской диссертации.

Либерализм (нацизм, социализм) - политическая сфера,
Научный анализ (критическое мышление, разложение) - профессиональная сфера,
Позиция заведомого неприятия (всеотрицание) - духовная сфера,
и Жажда обладания (власть) - социальная сфера.

Всё это - дьявольское в жизни современного человека.

Франкуфуртская школа, колыбель фрейдомарксизма возникла на базе Франкфуртского университета при посредничестве двух профессоров - М. Хоркхаймера и Т. Адорно.
Вместе они написали в 1947 году "Диалектику Просвещения". Задача книги - дать ответ на вопрос, "почему человечество, вместо того, чтобы прийти к истинно-человеческому состоянию, погружается в пучину нового типа варварства?"
Ответ такой: ТУПИК ВЫЗВАН КУЛЬТОМ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, УХОДЯЩИМ КОРНЯМИ В ИДЕОЛОГИЮ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Идеалы выдвинутые Вольтером, Руссо, Дидро и прочими в итоге привели к социализму, нацизму и другим тоталитарным формам организации жизни. Научный метод с объективацией всего и вся и своим прагматическим подходом "изучения во имя владения", раскрывающий волю к власти, жажду обладания необратимо отчуждает человека от того, что он познаёт. Таким образом на всё сущее человек ставит клеймо вещи и значит все вещи известны человеку лишь в той степени, в какой он способен манипулировать ими. Так и рождается тоталитаризм.
Такой тип организации сознания авторы называют "ОПРЕДМЕЧИВАЮЩИМ МЫШЛЕНИЕМ".

"Опредмечивающее мышление, точно так же как и больное, содержит в себе произвол самой вещи, совершенно чуждой, субъективной цели, оно предает забвению саму вещь и именно тем самым уже учиняет то насилие, которое совершается над ней в практике. Безоговорочный рационализм цивилизованного человечества, достигающий своей кульминации в фашизме, представляет собой специальный случай параноидального бреда, обесчеловечивающего природу и, в конечном счёте, сами народы"

Далее эту логику развивает и подводит к итогу ученик Хоркхаймера и Адорно - Герберт Маркузе.

Выход из тупика "неудавшейся цивилизации" Маркузе видит в объединении идей Маркса и Фрейда, то есть во фрейдомарксизме. Без сексуальной революции невозможна революция сексуальная - твердит Маркузе.

Далее его мысль подхватывают уже Делёз и Гваттари и строят в "Анти-Эдипе" совсем уже безумные теории, теории из которых слагается наша нынешняя данность.


СЕГОДНЯШНЯЯ ЗАПАДНАЯ ПСЕВДОРЕВОЛЮЦИЯ - ЭТО РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ В ЖИЗНЬ ИДЕЙ ДЕЛЕЗА И ГВАТТАРИ.

Написанная Максом Хоркхаймером и Теодором В. Адорно книга представляет собой важнейший текст критической теории, являясь одновременно классическим произведением философии 20-го века.

История европейской цивилизации, считают авторы, начинается вместе со странствиями Одиссея. Для нашего столетия этот миф оказался одним из ключевых. Стоит ли напоминать о литературных вариациях на эту тему - от Джойса до Бланшо? Но Хоркхаймера и Адорно "Одиссея" привлекает именно как переломный, осевой для европейской культуры момент. Корабль Одиссея двигался не из Трои в Итаку, а из мифа в историю. Именно образ неустрашимого мореплавателя и циничного практика (Гомер, кстати, называет своего героя махинатором, хотя в тогдашнем греческом слово имело более благородное значение, чем в современном русском) знаменует для Хоркхаймера и Адорно победу просвещения над мифом и переход мифологии в историю. Миф пассивен по отношению к природе, тогда как пафос Просвещения связан не столько с познанием, сколько с подчинением, завоеванием, накоплением. Авторы подчеркивают, что Одиссей вернулся бы на родину довольно богатым человеком, если бы не противостояние сил мифа, не гнев Посейдона. Бог потому и гневался, что время его власти заканчивалось. Человек, точнее, не просто человек, а буржуа (это для Адорно и Хоркхаймера понятие скорее культурологическое, нежели экономическое) подчинял себе природу. Так, Одиссей побеждает сирен и циклопа, причем не силой, как сделал бы герой мифа, не в открытом бою, а хитростью, как надлежит человеку Просвещения. Впрочем, "эпос умалчивает о том, что сталось с сиренами после того, как скрылся из виду корабль" (с. 80).

Следующий экскурс Хоркхаймера и Адорно в историю культуры связан с творчеством маркиза де Сада. Оценка, которую они ему дают, также далека от привычной. Сад всегда воспринимался как бунтарь, разрушитель обывательской морали, он, как известно, изрядную часть жизни провел в тюрьме. Но для авторов книги он является выразителем буржуазного идеала. Его сплоченные отряды развратников, точно выполняющие свою работу, функционируют как слаженный механизм. Это начало последнего этапа Просвещения, когда идеал - машина реализуется на практике, причем не в том смысле, что люди строят совершенные механизмы, а в том, что они сами превращаются в эти механизмы. Важно не содержание действий героев Сада, а форма, то, как они действуют. Именно они оказываются первыми в европейской истории людьми, превратившимися в детали некоего механизма.

Отсюда уже не сложно перейти к возникновению государства, которое функционирует как такой механизм, причем направлен он, в полном соответствии с пафосом Просвещения, на захват, подчинение и уничтожение того, что нельзя захватить. Оправданными оказываются любые действия, вплоть до массового террора, лишь бы они шли на пользу механизму как целому. Стоит отметить, что речь идет не о реальной пользе, а об убежденности в ее наличии. Формированию такой убежденности служит пропаганда во всех ее видах, важнейшее из достижений Просвещения. Парадоксально положение диктатора в подобном государстве. С одной стороны, он занимает место окончательно изгнанных, темных и божественных сил мифологии. Но при этом, с другой стороны, он с необходимостью должен быть таким же примитивным или даже более примитивным, чем те, кто ему подчинен. Механизм не терпит выдающихся частей.

Такова не особенно привлекательная картина европейской истории в представлении Хоркхаймера и Адорно. Авторы едва ли стали бы переиздавать книгу после победы над Германией, если бы их выводы касались только фашистских режимов. Пропаганда на всех уровнях, от речей президента до рекламы Кока-колы, по форме аналогична и в тоталитарных, и в демократических странах. Связано это, по мнению авторов, именно с направленностью европейского Просвещения. Тенденция к унификации людей проявляется не только в организациях типа гитлерюгенда, но и в массовой культуре, от кино до эстрады. То, что массовая культура как феномен существует, связано, конечно, с коммерцией (накопительство - во всех его видах - основная черта Просвещения), но то, что она существует именно в такой форме, связано с направлением истории цивилизации.

Часть проблем рассматривается в "Философских фрагментах", набросках, непосредственно примыкающих к основному тексту. Именно с машиноподобным идеалом Просвещения связаны штампованность и примитивизм явлений массовой культуры. Анализ проблем, связанных с достижениями массовой культуры, и должен, по моему мнению, привлечь внимание русской читающей публики. Мы столкнулись с ними в последние годы, и, похоже, для многих это было полной неожиданностью. Довлатов, если помните, описывал разницу между СССР и Западом в представлении советских людей так: "Здесь - неволя и портвейн, там - свобода и коньяк". Оказалось, помимо свободы и коньяка там есть и менее приятные вещи, которые прижились у нас на удивление быстро. Безусловно, от книги Хоркхаймера и Адорно легко отмахнуться, как от еще одной вариации на тему Руссо. Но, в отличие от последнего, у них нет позитивной программы.

Мифологический период привлекает авторов даже меньше, чем время торжества машинных идеалов Просвещения. Хоркхаймер и Адорно вообще не дают оценок, в соответствии с идеями Вебера, они просто описывают то, что, по их мнению, имеется в наличии на данный момент.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.02.2021. 279 Стыд перед Западом. Реклама
  • 23.02.2021. 278 Подлинное триединство
  • 21.02.2021. 277 Франкфуртская школа. Диалектика Просвещения
  • 20.02.2021. 276 На путях воображения
  • 16.02.2021. 275 О моменте
  • 12.02.2021. 274 Causa! Аристотель и Юнг.
  • 06.02.2021. 273 Четвёртая лекция о Канте

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: