Диагностика памяти и внимания кратко

Обновлено: 17.06.2024

На основании предложенных методик учитель может сделать вывод об особенностях памяти и мышления учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

ВложениеРазмер
diagnostika_pamyat_myshlenie.doc 164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования . Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Цель: определение объема памяти

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например: 13; 4 8 3; 5 7 4 9; 1 6 4 8 6; 2 4 6 3 9 4; 9 4 7 2 5 6 2.

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.

Результат Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении

Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти

Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

Цель: исследовать уровень сформированности логической памяти младшего школьника

Можно использовать следующий методический приём: Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами.

Для исследования можно воспользоваться следующими словами:

Охотник – медведь – берлога

Весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песня - веселье

Город – улицы – дома

Больница – врач – больные и т.д.

Из этих заданий детям можно предложить любые шесть. Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

Цель: исследование уровня зрительной памяти младшего школьника.

Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами: Время предъявления строки – 5 сек.

ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить. Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей

(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики

для определения уровня умственного развития нормальных

и аномальных детей

(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

image

Зачем взрослому человеку проходить специальное исследование памяти и внимания, да еще и регулярно? Смысл есть: эти когнитивные функции являются основой нашей личности, помогают добиваться значимых результатов в любой деятельности.

Чтоб отслеживать параметры высшей нервной деятельности, есть универсальные тесты для мозга и памяти взрослого человека. Методики также дают возможность самостоятельно оценить степень развития способностей. Показывают, все ли в порядке или что пришло время заняться самосовершенствованием.

Что дают тесты на внимание и память?

Ослабление концентрации и цепкости памяти часто бывает признаком когнитивных расстройств, патологии тела и мозга. Отмечаются на фоне психологической или физической усталости, а могут и оказаться симптомом серьезного заболевания [1].

В информационный век, взрослому человеку важно регулярно проходить тест на запоминание: после перехода интенсивного обучения в бытовую рутину, этот навык мозга страдает сильнее всего.

Знать о собственных возможностях бывает интересно и полезно.

Нарушения внимания у женщины

Ведь психологический тест на проверку внимания и памяти у взрослых, это еще и тренировка мышления, помогающая в решении ежедневных рабочих задач.

  1. Кратковременная память. Умение быстро запоминать и держать в уме короткое время одновременно две и более единиц информации различного типа.
  1. Узнавание, основанное на долговременной и кратковременной памяти.
  1. Сосредоточение внимания при решении задач интеллектуального, логического, математического профиля.
  1. Работоспособность – ресурс, благодаря которому человек показывает уровень навыка и одинаковый результат на протяжении условной единицы времени.

Самотестирование памяти и внимания

  1. Концентрация зрительного внимания. Способность не отвлекаться от конкретного объекта или изображения, даже в условиях противодействия специальных помех.
  1. Избирательность внимания – умение среди множества схожих объектов выбирать только те, которые соответствуют заданию.

Преимущество стандартных тестов на развитие зрительной памяти и внимания с ответами еще и в том, что пройти их могут взрослые и подростки самостоятельно, а значит нет необходимости тратить дополнительное время на посещение специалиста.

Как уже говорилось, проходя тесты, мы дополнительно тренируем память.

Разработаны опросники и анкеты, доступные онлайн или в специальных приложениях. Существуют и такие, что когда хотите узнать состояние когнитивных способностей человека, который отказывается от прохождения проверок, то можете представить их для него как своеобразные игры.

Речь идет о специально разработанных и принятых нейрофизиологами всего мира заданиях [2]. Вопросы и условиях которых, даже в домашних условиях, дают возможность оценить себя и улучшить просевшие параметры.

Популярные тесты, развивающие память для пенсионеров и для взрослых людей, рассмотрим подробнее.

Это таблицы-карточки, разделенные на квадраты. В ячейках, в произвольном порядке распределены цифры от 1 до 25 или больше. Возможны и другие отличающиеся объекты из общей категории.

Задача проверяемого, смотря в центр таблички так, чтобы видеть всю ее одновременно, найти и назвать все цифры по очереди в порядке возрастания.

Оценивается время, за которое задание было выполнено.

Красно-черная таблица

Чтоб конкретизировать результат проверки внимания человека, за один сеанс рассматривают 3-5 таких таблиц поочередно.

Подсчитав среднее время, затраченное на отдельное решение, обнаружим, когда внимание тестируемого начинает ослабевать. Проявится это в том, что человек начнет ошибаться или тратить больше времени на выполнение задания.

С помощью этого теста определяют скорость человека переключать или перераспределять внимание, в зависимости от задания.

Для проверки используются уже упомянутые нами таблицы Шульте. Но ячейки с числами, в них произвольно окрашены в красный и черный цвета. В таблице написаны числа от 1 до 25 черного цвета, от 1 до 24 – красного. Задача – найти и последовательно назвать противоположные пары чисел. Например, 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное и так далее.

Результат, считающийся нормой для взрослого человека – 2 минуты на выполнение всего задания. Если вы затрачиваете столько же или меньше, то можете считать уровень развития внимания достаточным.


Диагностика памяти и внимания — это важный аспект раннего выявления одаренности детей. При правильном ее проведении воспитатель и педагог получают возможность подбирать для каждого воспитанника индивидуальную образовательную и развивающую траекторию, следить за продвижением по ней.

диагностика памяти

Теоретические аспекты

В психологии память рассматривают как компонент специальных и общих способностей. Это форма психического отражения реальности, которая характеризуется закреплением, сохранением, воспроизводством собственного опыта.

Память - это основа нашего сознания. Именно поэтому так важна диагностика памяти. Информация от органов чувств оказалась бы абсолютно бесполезной, если бы память не фиксировала связи между некоторыми фактами и событиями. Она долговечна, дает человеку возможность сохранять индивидуальность.

Для каждого человека память является уникальной. Лишившись ее, человек теряет свое "я". Она связывает прошлое и настоящее отдельного субъекта, считается основной познавательной функцией, которая лежит в основе обучения и развития.

Память – когнитивный процесс, который выполняет функции запоминания, утраты, а также сохранения и воспроизводства какого-то материала. Память характеризует обучение и воспитание, приобретение знаний, накопление личного опыта, формирование определенных навыков.

Видовая классификация

В основе видовой классификации памяти используются три важнейших показателя, именуемых критериями.

  1. Объект запоминания, который связан с тем, что требуется запомнить. Это могут быть предметы, мысли, чувства, движения. Выделяют образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную память.
  2. Степень волевой регуляции памяти (деление произвольной и непроизвольной памяти).
  3. Длительность сохранения информации. Имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.
  4. По способу запоминания память бывает логической и механической.

Типы памяти

Для того чтобы выбирать методики диагностики памяти, отметим, что выделяют четыре основных вида памяти.

1. Наглядная и образная память - это память на ассоциации, на природные картины, а также на звуковые, вкусовые ощущения, запахи. Она бывает осязательной, слуховой, зрительной, вкусовой, а также обонятельной. Развитость слуховой и зрительной памяти считаются профессиональными качествами.

2. Словесная и логическая память – это специфический вид. При ней информация усваивается на слух, ее содержание составляют мысли, которые невозможны без нормального языка. Основываясь на других видах памяти, именно словесно-логический вариант выполняет основную нагрузку. От уровня ее сформированности зависит развитие иных вариантов памяти, а также качество усвоения материала в процессе обучения.

3. Эмоциональная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Она приобретается в рамках пережитых ощущений, как положительного, так и отрицательного характера. Например, это связано с какими-то событиями, которые произошли в прошлом. В настоящем подобные воспоминания, которые хранятся в эмоциональной памяти, могут стать человеку руководством для активных действий и интерпретации определенных событий.

4. Двигательная память - это процесс запоминания, воспроизводства разных движений и систем. Она является базой для создания различных практических и трудовых навыков. Без памяти движений человеку пришлось бы каждый раз снова учиться совершать определенные действия.

как проводится диагностика

Дополнительное деление

С учетом целей деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. В тех ситуациях, когда мы ставим определенную цель, ведут речь о произвольной памяти. Процессы запоминания и воспроизводства информации выступают в виде специальных мнемических действий. В совокупности память представляет собой произвольную и непроизвольную составляющие.

Для долговременной характерно удержание на протяжении длительного временного промежутка определенного объема информации. В случае необходимости ее обладатель легко воспроизведет требуемые факты, причем, без каких-либо искажений и изменений.

Кратковременная память отличается весьма ограниченным периодом сохранения знаний, необходимостью немедленного воспроизводства определенной информации. В отличие от долговременной памяти, в ней единовременно может храниться только очень незначительное количество информации - не больше 7 ± 2 единиц какого-то материала.

Кроме того, выделяют в качестве отдельного элемента оперативную память. Она предполагает запоминание каких-то важных сведений, в которых человек нуждается только на несущественное время, что потребуется ему для выполнения операции, отдельного вида деятельности. Тест на память и внимание можно проводить даже в детском саду.

диагностика памяти и внимания

Тест на выявление типа восприятия информации

Как проводится диагностика памяти? Предлагаемый тест помогает выявить основные методы, приемы, формы, которые подойдут ребенку. Необходимо выбрать только те утверждения, которые подходят для испытуемого.

Я всегда с собой честен, а потому отвечу искренне на все вопросы, предложенные ниже.

Для меня существенное значение имеет общение с другими людьми (А).

Личный контакт я предпочитаю переписке в разных социальных сетях (В).

Я больше молчу, предпочитаю наблюдать за другими людьми (А).

Читая про себя, я передвигаю губами (А).

Я всегда эмоционален, многословен, общителен (К).

Я активно жестикулирую во время беседы (В).

Я могу подолгу смотреть в окно, разглядывать различные картинки, выбираю книги с иллюстрациями (К).

Я не могу долго сидеть при чтении (В).

В процессе работы я могу параллельно что-то рисовать, чертить, рисовать, штриховать (В).

У меня хорошая память на людей, зато часто забываю или путаю имена (К).

Мне нравится тестировать новые вещи, я увлекаюсь конструированием (К).

Я делаю частые перерывы при выполнении многочисленных домашних заданий (В).

В обучении мне важно быть в команде (А).

Я люблю делать уроки в полном одиночестве (В).

Мне легче запомнить прочитанное, чем услышанное (К).

Мне лучше запоминать события, которые имели место быть, чем рассказанные кем-то (В).

Я часто перебираю свои волосы или одежду, тереблю в руках какие-либо предметы (К).

Обработка результатов

Эта диагностика памяти основывается на тех буквах, которые выбирают испытуемые.

Представителям данного типа довольно легко учиться. Они с удовольствием слушают учителя, легко воспроизводят информацию, полученную от него. При заучивании физических и математических формул ребенок старается проговаривать их вслух. Записанная информация должна им быть обязательно услышана. Важные моменты в конкретном тексте желательно несколько раз прочитывать вслух. Для данного типа памяти полезно выполнение любого домашнего задания вместе с другими ребятами.

Визуал получает новые знания с помощью образов. Для него картинка представляется в виде обобщенного материала, который имеет определенные важные моменты. Ребенок такого типа старается любой новый материал преобразовать в образ. Большая часть людей имеет именно такой тип памяти. Если преобладает данный вариант запоминания информации, лучше в анализируемом тексте отмечать важные моменты, упростив процесс их усвоения фантазией - образами. В процессе обучения максимально нужно использовать картинки, графики, различные таблицы, оригинальные схемы. Малейшее отвлечение от зрительного типа негативно отражается на запоминании. Психологи советуют таких малышей сажать за первые парты, чтобы они могли своими силами получать новую информацию.

Кинестетик всегда должен находиться в активном движении, сохраняя в голове новый материал. Дома можно практиковать данный метод. Полезным будет сооружение дома турника или шведской стенки. Выполняя различные физические упражнения, легко можно выучить стихотворение либо запомнить исторические даты.

При записи важного материала тактильные ощущения имеют определенное значение. К примеру, можно сжимать резиновый мячик, который приятен на ощупь. Слова и числа желательно делать "живыми", чтобы они оставались в памяти. Психологи рекомендуют применять объемные буквы и цифры, чтобы они оставались в памяти этого типа детей. Также хорошо использовать выпуклые географические карты, макеты, глобусы. При работе над учебной информацией помогает передвижение по комнате. Это помогает концентрировать внимание.

детская игра

Тест на воспроизведение словесно-логической информации

Как проверяется слуховая память? Диагностика, предлагаемая ниже, позволяет определять восприятие логической и словесной информации. Ребятам читается небольшой рассказ, который содержит несколько смысловых единиц, соединенных в логической последовательности. Необходимо его выслушать, затем переписать содержание, сокращая, изменяя предложения.

"Корабль зашел в порт (1), несмотря на большое волнение моря (2). Ночь стояли на якоре (3). Утром подошли к незнакомому причалу (4). 18 моряков ушли на берег (5,6). 10 человек отправились в музей (7,8). 8 матросов пошли гулять по городу (9,10). К вечеру все вернулись (11), зашли в городской парк (12), поужинали (13). В 23 часа матросы пришли на корабль (14, 15). Вскоре он отправился в иной порт(16)."

диагностика памяти у дошкольников

Обработка результатов

  • 4 балла - ребенок по памяти смог воспроизвести около 80 % материала и больше;
  • 3 балла - дошкольник вспомнил информацию в диапазоне от 55 до 80%;
  • 2 балла - ребенком по памяти воспроизведена половина информации;
  • 1 балл - ребенок без ошибок вспомнил 0-30% предложенного материала;
  • 0 баллов – ребенок не захотел контактировать, либо не принял, не понял предложенное задание.

Диагностика зрительной памяти необходима для подбора эффективных методик воспитания и развития детей дошкольного и школьного возраста.

методики диагностики памяти

Как можно развить в малышах желание к запоминанию определенной информации? Диагностика памяти у дошкольников вполне может быть проведена с помощью игры. На стол кладется несколько игрушек (15-20 секунд). Далее воспитатель накрывает их платочком, а ребенок должен перечислить все игрушки, которые были ему показаны ранее.

При этом осуществляется одновременно и диагностика, и развитие памяти. Далее можно поменять игрушки, предложив детям пояснить, какие из них были убраны.

Предлагаем еще одни тест на память и внимание для детей дошкольного возраста, а также для ребят 1-4 классов. Им предлагаются различные картинки. Они должны подобрать 7-8 пар, которые связаны между собой. Далее дети запоминают максимальное число картинок одного ряда, педагог убирает их. Малыши должны вспомнить расположение убранных изображений, пользуясь оставленными картинками второго ряда.

методики диагностики памяти

Подведем итоги

Диагностика нарушений памяти необходима для детального изучения каждого ребенка, подбора для него педагогом индивидуальной развивающей траектории. Благодаря разнообразным ролевым играм, воспитатель получает актуальную информацию о каждом воспитаннике, подбирает для него определенные варианты развития и совершенствования памяти.

В целом отношение психодиагностов к измерению па­мяти у индивидов, не имеющих отклонений в умствен­ном развитии, таково: показатели непроизвольной и ме­ханической памяти не являются показателями умствен­ного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опос-редуют процессы запоминания и воспроизведения, мож­но установить связь между последними и интеллектуаль­ным развитием. Однако главный фактор все же мышле­ние: от него зависит произвольное и смысловое запоми­нание, и поэтому можно ограничиться диагностикой мыш­ления.

Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не ис­ключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний). Кроме того, внимание — специ­фическая психическая функция, его показатели определя­ются интересами, склонностями человека. Если при вы­полнении деятельности у человека нет положительной мо­тивации, его внимание может быть неустойчивым, с низ­кой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внима­ние с помощью психологических методик: его низкие по­казатели у испытуемого могут объясняться не нарушения­ми, а низкой мотивацией при выполнении эксперимен­тальных заданий. Это особенно важно учитывать при диаг­ностике детей. Всем известно, насколько усидчивым мо­жет быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребен­ка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.

Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми, помимо особенностей вос­приятия и мышления, диагностируемых с помощью ин­теллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это важно, ког­да психодиагност имеет дело с ребенком, подозревае­мым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умствен­ной отсталости, вызываемых органическими поврежде­ниями центральной нервной системы, а также сомати­ческих заболеваний. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и вни­мания.

В чем проявляются нарушения памяти? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стрем­ления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дос­ловном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Таким образом, диагностируя особенности памяти, сле­дует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнеми-ческой деятельности, а также на характер ошибок.

Память имеет многие характеристики, различаясь по наличию или отсутствию установки на запоминание — не­произвольная и произвольная, по времени сохранения — кратковременная и долговременная, по характеру запоми­наемого материала — вербально-логическая, образная и эмо­циональная, по способу запоминания — механическая и смыс­ловая. Одним из самых важных показателей памяти, по ко^ торому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.

Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому пер­вую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигу­ры. Время экспозиции первой таблицы 10 с. Затем испытуе­мому немедленно предъявляют вторую таблицу, где виден­ные им 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице — 25). Испытуемый должен показать те фигу­ры, которые он видел на первой таблице. Обработка резуль­татов состоит в подсчете числа правильно и неправильно уз­нанных фигур. Узнавание оценивается по коэффициенту уз­навания, который подсчитывается по формуле где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур.

Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведен­ных слов.

Читайте также: