Дагестанцы история народа кратко

Обновлено: 25.06.2024

Дагестан уникальный уголок России, да что там России – всего мира. Здесь на относительно небольшой территории (50.3 тыс. кв. км) проживает около 30 этносов и этнических групп, говорящих на совершенно разных языках или языковых диалектах.

По переписи 2012 года население республики составило 2 миллиона 950 тыс. человек. Самый большой и самый многочисленный народ это аварцы. Данных по народам за 2012 год у меня нет, однако на момент переписи 1995 г. аварцами посчитали себя 758,4 тыс. человек.

И вот тут опять интересно, ибо в состав аварцев входят также малые народы: арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы (дидойцы), хваршинцы, чималалы, андийцы. За ранее извиняюсь, если кого-то забыл упомянуть или неправильно назвал, а то получится как тогда….

Говорят, что Борис Николаевич, читая подобный список, по ошибке назвал андийцев индейцами, и это стало в Дагестане предметом для шуток. Кстати, пошутить дагестанцы любили во все времена, но у горцев есть свои определённые правила. Так, например, верхом неприличия считается начать первым громко смеяться над своей собственной шуткой. Надеюсь, читатель простит шутника автора и ушедшего в мир иной Бориса Николаевича.

Кстати, андийцы известны в Дагестане тем, что они из войлока различную одежду шили. Вообще, каждый народ создавал что-то своё, кто-то делал оружие, кто-то ювелирные изделия, кто-то был мастером по обработке камней, кто-то прославился резьбой по дереву. Вплоть до наших дней сохранилось ковроткачество.Причём дагестанцы по орнаменту ковра безошибочно определяют, мастера какого народа его соткали.

По религиозному составу большинство дагестанцев мусульмане-сунниты. Шиитами являются азербайджанцы и малая часть лезгин. По данным за 2000 год исповедующих иудаизм татов (или горских евреев) в республике проживало 14, 7 тыс.

Русских в Дагестане на январь 2002 года было 120,9 тыс. человек.На основании исследований учёные пришли к выводу, что коренные народы Дагестана принадлежат к двум родственным между собой типам – кавказскому и каспийскому. К кавказскому типу антропологи относят: чеченцев, ингушей, аварцев, лакцев и частично даргинцев.К каспийскому по их мнению принадлежат: опять таки даргинцы, лезгины, кайтагцы и часть кумыков. И что интересно – у каждого народа своя история, свои легенды, свои обычаи.

По своему географическому положению Дагестан считается самой суровой и труднодоступной частью Кавказа,и это отобразилось в характере местных горцев.Вплоть до начала двадцатого века люди, как правило, из своих аулов никуда не выезжали. Даже браки старались заключать между членами своей общины. Как правило, мужчина имел одну жену, две или три жены мог позволить себе только очень состоятельный человек, а таковых было мало.Калым принятый обычно у мусульман здесь не практиковался. Жених перед свадьбой выплачивал кебин. Заметим, что калым выплачивался родителям невесты в качестве подарка, тогда как кебин – это некая денежная сумма, которая выдаётся непосредственно невесте в качестве золотого парашюта на тот случай, если муж с ней захочет развестись.

Ещё интересны традиции алатычества, встречающиеся у кумыков и ногайцев. Младенца почти сразу после рождения отдавали в другую семью, которая чаще всего проживала в другом селении. Законные родители не должны были его видеть вплоть до совершеннолетия. Даже при случайной встрече со своим чадом они проходили мимо.Приёмный родитель назывался алатыком. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы сын не вырос избалованным и изнеженным, а познал с самого детства все трудности и горести жизни. Добавим к этому, что таким образом увеличивалось число родственников, ибо породниться могли различные семьи.Одной из главных традиций в Дагестане является культ старших.Никто в семье не имел права ослушаться старейшину рода (как сейчас не скажу). Также любопытно, что горский этикет при людях не позволял горцу называть свою жену по имени, или каким-то ласковым словом. Хвалебные речи в адрес жены или мужа считались неуместными.Непристойным для мужчины считалось заниматься стряпнёй, стиркой, уборкой, хождением за водой, зашиванием и латанием одежды. Мужчина горец пахал, сеял, занимался обмолотом урожая — все остальные полевые работы выполняла женщина. А у равнинных кумыков наоборот большинство полевых работ делали мужчины.Дагестанская кухня довольно разнообразна, но общей для всех народов пищей является чуду – лепёшка наполненная мясом, сыром, творогом, тыквой, рисом, орехом и курятиной. И пусть никого не смущает название, чуду еда вкусная.Основным видом оружия горцев был кинжал, который носило всё мужское население, достигшее совершеннолетия. В комплекс вооружения входили шашка, кремневое ружьё, пистолет. В наше время в Махачкале без проблем можно купить кинжал или шашку.

Ни один национальный праздник в республике никогда не обходился без вольной борьбы, метания камней или скачек. По итогам Афинской Олимпиады (август 2004 года) по количеству завоеванных в копилку России медалей Дагестан был на третьем месте. Здесь особенно хорошо развиты различные виды единоборства.В прежние времена женская национальная одежда у всех народов Дагестана украшалась множеством монет, блях и всевозможными подвесками.По костюму, по головному убору можно было безошибочно определить, к какому горскому сообществу она относится. Мужскую принадлежность к какому-либо сообществу чаще всего определяли по обуви. Однако пусть никого не смущают дорогие и нарядные женские костюмы.

Их надевали, как правило, на праздник, причём родственники часто заимствовали друг у друга напрокат.Вплоть до начала двадцатого века многие горцы имели всего один комплект одежды. Поэтому многие горянки за стирку брались ночью, дабы успеть просушить одежду, а утром вновь её надеть.

Если в Чечне и в Ингушетии замужние (или религиозные) женщины обязательно носят на голове косынку, то здесь данное правило не действует. Правда в последние годы в Дагестане женщины стали носить хиджабы, или какие-то другие варианты арабской одежды,но так далеко ходят не все. Хотя, отметим — женщин одетых на арабский манер в чёрную одежду с каждым годом становится всё больше и больше.

В Махачкале проживают люди сто одной национальности. В Дагестане никогда не возникало конфликтов именно на национальной почве. В 1988 году, когда вдруг взорвался Сумгаит, подобные события стали разворачиваться и здесь в Махачкале. Тогда авторитетные дагестанцы объяснили кое-кому, как нужно себя вести, как следствие этого разборки из соседней республики на Дагестан не перекинулись.Конфликты конечно бывают, в том числе и вооружённые, иногда где-то стреляют, но происходит это не на национальной почве, а на религиозной, но при этом уличная преступность не выше чем в Москве.
Не хотелось мне писать про ваххабитов, но читатель моему сладкоголосому пению просто не поверит. По некоторым оценкам ваххабитов в Дагестане не более 3-4%, но воду они мутят на всю республику, поэтому от данной темы никак не уйдёшь, про них я расскажу потом, ну а пока хочу поведать о некоторых малоизвестных исторических фактах — о первых чаще всего вооружённых контактах России и Дагестана. Территориальное единство во все времена заставляло и обязывало дагестанцев сообща выступать против неприятеля.

Так было во время арабских завоеваний, во времена нашествия монголов, так было и в 14 веке в период борьбы с Тимуром. В 18 веке дагестанцы дали отпор грозному Надир-шаху, для решающего сражения с которым поднялся весь Дагестан.

В 2013 году отмечалось 200-летие присоединения Дагестана к России. Испокон веков приходили, сюда спускаясь вниз по Волге, честные гости-купцы, также повторяли их маршрут всевозможные ушуйники, промышлявшие разбое, где только можно.

Правоверные справляли в это время один из своих праздников, и под предлогом военных игр и джигитовок следовали за отступавшим отрядом. Под видом свадебного торжества подтянулись 20 тыс. аварцев, которые всем своим видом создавали ощущение праздника. Во время пира дагестанцы угостили стрельцов и казаков хмельными напитками.

Перейдя речку Озень, где был разгромлен отряд Хворостина, воеводы разбили лагерь. Ночью на беспечно спавших стрельцов и казаков обрушилось всё горское воинство. Побоище вышло ужасное. Оба воеводы были убиты, и их участь разделило ещё 7 тыс. человек. Спастись удалось совсем не многим.И далее более ста лет вплоть до Петра Великого русские отряды в Дагестане уже не показывались.Пётр Первый в 1722 г. дошёл до Дербента, жители которого преподнесли ему ключ от главной крепости Дагестана. Последующие правители то выводили войска с Кавказа, то возвращали. Причём повторно приходилось с боем брать ранее оставленные крепости.

Много войн и громких событий случилось далее в отношениях между Россией и Дагестаном.12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море. Этот день официально считается днём воссоединения Дагестана и России.

В годы ВОВ Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из них погибло более 90 тыс. человек, и это при том, что численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек.60 человек заслужили звание Героя Советского Союза,7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями.

Доисторический период:

Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь за последние годы обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн. лет (раскопки Айникаб-1 в Акушинском районе).

Протоисторический период:

Древнейшая история:

Античная (Албанская) эпоха:

Со временем, здесь – между Курой и Тереком было основано Албанское царство, со столицей в городе Кабала (Капалак), объединившее около 26 племён. Вооружённые отряды албанцев упоминаются в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах (331 год до н.э.), причём, в отличие от персов, на своём фланге албанцам удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра. В дальнейшем, выставляя армию в 60 000 пехотинцев и 22 000 всадников (Страбон. Кн. IX, 4) албанцам удавалось с честью отстаивать свою свободу, упорно противостоя как налётам парфянам, так и римским легионам Гнея Помпея и других полководцев. В начале IV века, в правление царя Урнаира, трудами св. Григория Просветителя в Албании было принято христианство, а в правление царя Арсваала в первой половине V века Месроп Маштоц создаёт специальный албанский алфавит.

Однако, в отличие от соседних Армении и Иберии, это не укрепило страну. Удалённая от Византии, Албания не могла рассчитывать на серьёзную поддержку христианской империи, в то время как иранские шахи усилили давление и начали антихристианские гонения, а всё более отчуждавшиеся обширные высокогорные округа на севере страны стали мощным оплотом язычества. Ударом, от которого Албания уже не оправилась, стало нашествие гуннов, начавшееся вместе с V веком и приведшее к запустению городов и равнинной части страны, замиранию торговли и оттоку население. Наконец в 510 году, иранским шахам, несколько раз пытавшимся ликвидировать царство в ответ на череду восстаний, удаётся превратить его в особое пограничное наместничество (марзпанство). В VII—VIII веках начинается непрерывная череда хазаро-мусульманских войн, полем боя, для которых становится в основном Албания. Неудивительно, что в дальнейшем Албания теряет всякую самостоятельность, и основная часть её земель входит в состав других феодальных государств, хотя ещё более тысячи лет элементы традиций её государственности продолжали теплиться в Шаки, а Церковь – престол Албанского католикоса, хоть и потеряв афтокефальность, продолжал функционировать в Гандзасаре (Арцах-Карабах), где они были окончательно уничтожены лишь русскими властями в 1819 и 1836 годах соответственно.

Раннее средневековье (Зарождение Дагестана):

Во второй половине IX – начале XI вв. страны Каспийского региона подвергаются череде опустошительных вторжений скандинавских викингов, известных на Востоке как русы (ар-русийа), разбойничьи шайки которых, установив военно-политический контроль над восточнославянскими и финскими племенами Восточной Европы, существенно расширили ареал своих варварских набегов. К счастью горный Сарир особо не пострадал от их нападений, а в 1032 году эмир Дербента Мансур ибн Маймун под Уркарахом совершенно истребил большое войско русов отбив охоту появляться в здешних краях.

Позднее Средневековье (Становление Исламского Дагестана):

Уже тогда в рамках Дагестана начинает формироваться единое экономическое пространство, с чем связана, неизвестная в иных регионах Кавказа, крайняя специализация по городам, сёлам и регионам (почти в каждом ауле, по сути, своя цеховая организация), вызванная нуждами общего внутреннего рынка. И хотя главное богатство джамаатов традиционно представляла земля, экономическую мощь создавали именно ремесло и торговля. Весь Дагестан был покрыт густой сетью городов, в которых еженедельно (в каждом в свой день) проводилась ярмарка регионального и даже международного значения (то есть крупный торг в целом шел ежедневно). Разумеется, столь же густая сеть путей связывала эти центры между собой. Через Дагестан проходили древние магистрали караванной торговли, из которых важнейшими были два: 1) Первый – приморский вёл из Дербента на Бойнак (ныне Уллубий-аул), в Тарки (Таргу), и через Эндирей на Северный Кавказ — в Кабарду и далее по обычному тогда маршруту хаджа в Крымские и Османские владения, либо в Астрахань; 2) Второй — из Шеки, пролегал через Ахты, на Рутул или Курах, и вёл в Гази-Кумух, затем Чох, откуда шел в западном направлении, либо, поворачивая к Гидатлинскому мосту и в Верхние общества, либо через Аварию (Хунзах) и Анди, вёл в Чечню, затем в Кабарду и также к Черному морю. Ведущую роль во внутренней и внешней торговле играли андалалцы, андийцы, гази-кумухцы, цудахарцы. В торговле было задействовано значительное число людей. Каждый купец представлял не только себя, но ещё и ряд лиц, инвестировавших в его торговое предприятие свои капиталы. От его предприимчивости зависело множество надомных ремесленников, (причём не только в родном округе), чью продукцию он сбывал на оптовых рынках Шеки, Шемахи, Дербента, Тбилиси, Гянджи, Баку.

Древнейший период истории современного Дагестана связан с горным Дагестаном. Исторически Дагестан являлся федерацией горских княжеств. Находясь на перекрёстке мировых цивилизаций севера и юга, Дагестан был ареной столкновений интересов многих государств.

Содержание

Первобытная эпоха

Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн.лет (Айникаб-1 в Акушинском районе, Ругуджа в Гунибском районе).

Древняя история

Куро-аракская культура



В IV—III тысячелетиях до н. э. Дагестан входил в ареал распространения Куро-аракской культуры бронзового века, простиравшейся до самой Палестины, Анатолии, Армянского нагорья, Верхней Месопотамии и Иранского нагорья, известной чернолощёной керамикой и большими укреплёнными поселками, стоявшими на пороге цивилизации. Эта культура является древнейшей, надёжно связываемой с ещё неразделившейся в то время дагестано-вайнахской этнолингвистической общностью, и при этом имеет интересные связи с более западными регионами Троя, культуры Балкан, Карпат, Западного Средиземноморья.

Освоение железа

Албанское государство



Албанцы упоминаюется в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах IV веке до н. э., которым на своём фланге удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра [1] .

Нашествие римлян, персов, гуннов и хазар

В III веке Кавказская Албания под ударами римских легионеров распалась на мелкие владения.

В IV веке на смену римлянам в Албанию вторгаются сасанидские персы. Сасанидская империя приступает к длительной войне с Албанией на юге. В Албании утверждается христианство. В отличие от соседних Армении и Иберии, Албания удалённая от Византии не могла рассчитывать на серьёзную поддержку с её стороны.

В середине V века народы Албании, Армении и Грузии ведут упорную борьбу против персидского владычества на Кавказе. Нашествие гуннов приводит к запустению городов в северной равнинной части Албании, замиранию торговли и оттоку населения. В степном Дагестане обосновывается гуннское племя савиров которое совершает регулярные набеги в Закавказье.

В 562—567 годах правитель Персии Хосров I Ануширван развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от хазар перекрыв узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами.

Нашествие арабов

В VII веке арабы приступают к захвату Восточного Кавказа. В 643 году, в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, арабы возглавляемые Абд ар-Рахманом ибн Раби захватывают Дербент и прилегающие территории. [16] В 652 году Абд ар-Рахман ибн Раби был убит при осаде хазарского города Беленджер [17] [18] . В 662 году хазары вторглись в пределы Дагестана. В 698 году Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, захватил Дербент [19] . В 705 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Валида I, утверждается в Дербенте.

В 730 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Хишама, занимает Дербент и ведёт бои с хазарами. В 732 году халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада управляющим территорий Кавказа [23] . В этом же году арабы ввиду усиления их власти строят в Дербенте мечети [24] . Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань [25] .

В VIII веке в горном Дагестане располагались такие княжества как: Табасаран, Цахур, Гумук, Хунзах, и Кайтаг. В северном равнинном Дагестане находилось княжество Туман [20] [29] [30] [31] [32] . В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе [33] . В 797 году хазары совершают нашествие на территорию Дагестана [34] [35] .

Независимость Сарира

Исламские княжества

В XI веке в бывшем Гумуке усиливается возникшая здесь по преданию ещё в VIII веке мусульманская партия которая способствует в утверждении ислама в Дагестане [43] . Образовавшееся на рубеже XI-XII веков мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе начинает играть важную роль в духовной и политической жизни Дагестана [44] [45] . Наряду с Казикумухским шамхальством в Дагестане также выдвигаются ряд других политических образований как Табасаранское майсумство, Цахурское владение, Аварское нуцальство и Кайтагское уцмийство [32] [46] [47] . Народы Дагестана приобщаются к наиболее развитой в средневековье мусульманской цивилизации [48] .

Нашествие татаро-монголов

В 1239 году покорив Азербайджан татаро-монголы направились в Дагестан. Нашествие монголов в 1239 году ознаменовалось 25-тидневной обороной села Рича. Казикумухский шамхал, разбитый в Рича, отступает в Кази-Кумух. В 1240 году после более шести месяцев осады, монголы захватывают Кази-Кумух [49] .

Экспансия территории

В 1430 году Гази-Кумух являлся важным центром мусульманской учености в Дагестане. В столицу шамхальства Гази-Кумух прибыл ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани ал-Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе и играл заметную роль в политической и духовной жизни Казикумухского шамхальства. В средневековом Дагестане утвердилось несколько центров мусульманского богословия и науки —Кумух, Дербент, Ахты, Цахур, Акуша, Согратль, Хунзах, Эндирей, Яраг и Башлы [58] .

С упадком влияния государства Золотой орды на Северном Кавказе, шамхал Кази-Кумуха утверждает своё политическое господство в северном равнинном Дагестане. На территории Дагестана роспологалось несколько феодальных владений — Кайтагское уцмийство, Аварское ханство, Табасаранское майсумство, Дербентское владение, и Казикумухское шамхальство которое в свою очередь состояло из нескольких владений южного и северного Дагестана как: Кумух, Агул, Кюра, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Тарки, Буйнак, Эндирей и Тюмень [59] [60] [61] .

На базе давно уже используемого арабского алфавита создаётся местная арабографичная письменность для основных дагестанских языков. Вместо мелких родовых башенных поселений из нескольких рассредоточенных домов, бытовавших в более отсталых языческих регионах Кавказа вплоть до русского завоевания, в Дагестане в этот период возникает множество сёл из сотни-другой тесно пригнанных домов образующих улицы и кварталы.

Разрастаются старые и возникают новые города — торгово-ремесленные и административные центры, в некоторых из которых как Тарки, Эндирей, Казанище и Губден, к XVII веку насчитывалось по 1000—1500 домов, и до 10000 человек населения. Пережитки родоплеменного уклада уходят в прошлое. Вместо родовых склепов появляются сельские кладбища соседской общины.

Русско-дагестанские отношения

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона [65] .

В 1557 году князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. Наследник шамхала, крым-шамхал, обратился к России с просьбой принять его в подданство.

В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Ивана Черемисинова с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться опасаясь прибытия основных воинских сил шамхала из Кази-Кумуха [66] . Россия склонила на свою сторону князя Шихмурзу Окоцкого, который оказал немалые услуги противнику шамхала, князю Темрюку. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ [67] .

В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к Ивану Грозному с просьбой поставить город на реке Терек у устья Сунжи.

В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и позже его брат Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе [68] .

Антидагестанская коалиция

Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Султан Мурад III возобновил военные действия против персов. Шамхал стал понимать что утверждение Турции в Шемахе может привести к потере независимости его государства. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами.

Тем не менее, войну 1589—1607 годов с Московским государством Шамхальству удаётся выиграть. Нападения 1590 и 1594 годов были отбиты. Грузия впоследствии отказывается выступить против шамхала [73] . В 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы. Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать Дагестанское Шамхальство завершаются поражением.

По Стамбульскому договору 1590 года между Османской империей и сефевидским Ираном, Дагестан признаётся под покровительством Султана из династии Османа. Этот пункт подтверждён договорами по разделу Кавказа в 1612 и 1619 годов. Казикумухский шамхал имел только союзные отношения с Турцией. Турецкие войска некогда не базировались в Дагестане в отличие от других территорий Кавказа. Турция именовала шамхала падишахом.

В начале XVII века военная мощь Турции на Кавказе слабеет что приводит к господству Ирана. Иранский шах-Аббас I начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Возобновляется агрессия суфиев-кызылбашей. Согласно Искендор Мунши, шах-Аббас I практиковал массовые казни суннитов в Азербайджане и насильственно насаждал шиизм на захваченных землях [75] .

Феодальная раздробленность

Период новой истории

В начале XVII века шамхалы окончательно перебираются из Гази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию Тарки, что в значительной степени подстегнуло центробежные тенденции не только на окраинах государства, но и в самом Гази-Кумухе, приведя сперва к феодальной смуте и раздробленности, и затем к ослаблению власти феодалов и усилению революционно настроенных буржуазно-демократических сил, которым в середине XVII века удалось в целом ряде областей свергнуть власть феодалов и перейти к республиканской системе управления, сформировав органы самоуправления.

Государственное устройство

Гражданско-демократические органы самоуправления, функционировавшие на уровне сельской общины (джамаат), округа (союз джамаатов), республик (союз союзных джамаатов), состояли из схода всех мужчин общины старше 15 лет (джамаат), совета старшин тухумов (не путать со старейшинами), окружного шариатского судьи (кади), только на втором и третьем уровне, на 1 уровне дела разбирались мировыми (маслиат) судьями на основе обычного права (адат), глашатая (мангуш, чауш), судебных-исполнителей. Две последние категории должностных лиц регулярно замещались и вместе с кади, получали жалованье из штрафных поступлений. В областях, где феодалы всё же уцелели вскоре также сформировались совершенно аналогичные структуры, которые, однако, здесь делились частью полицейских функций с феодальной гвардией нукеров, в основном из рабов-гулямов, и диваном — правительственным советом и верховным судом при феодальном правителе.

Антииранское движение

Каспийский поход Петра I

Война с Персией

С этими силами в 1734 году Сурхай-хан I, являясь правителем большей части Восточного Кавказа, вступает в упорную борьбу с великим иранским завоевателем Надир-шахом, которому одним лишь ультиматумом удалось заставить русских срыть укрепления и вернуть ему все завоевания Петра I, уже обошедшиеся России на тот момент, как минимум в 30000 жертв.

Кавказская война


В 1796 году генерал-аншеф Зубов вторгся в южный Дагестан. Правитель Дербента Ших Али-хан после упорных боёв сдаётся в плен, но позднее бежит из плена. Сурхай-хан II Казикумухский и Ших Али-хан Дербентский приступают к совместной войне с Россией. Армия горцев терпит ряд поражений.

В 1817 году начинается очередная Кавказская война, руководителем которой становится генерал Ермолов. В 1818 году Кази-Кумух, Авария, Мехтула, Табасарань и Акуша заключили между собой союз против генерала Ермолова.

С захватом Ермоловым Кази-Кумуха в 1820 году, Дагестан полностью входит в состав Российской империи. Несмотря на это, в 1821 году Султан Ахмед-хан Аварский пытался поднять Дагестан против русских, но не смог набрать войско. Ермолов послал против аварцев генерала Вельяминова который разбил отряд горцев у аула Алмаки.

В 1844 году на территории страны основано русское военное поселение Петровское. На завоеванной территории в 1860 году была образована Дагестанская область с центром в Темир-Хан-Шура. Северный Дагестан вошёл в состав Терской области. В конце XIX века через территорию Дагестана провели железную дорогу.

Советский Дагестан

В 1917—1919 Дагестан входил в состав Горской республики. В 1917 году начала выпускаться газета на кумыкском языке Ёлдаш.

В 1921 году была образована Дагестанская АССР в составе РСФСР. С 1927 года в Дагестане началось радиовещание и строительство первого аэродрома.

Современный Дагестан

В 1994 году основано ОАО Дагнефть.

В 1997 году в Буйнакском районе образовался ваххабитский анклав Кадарская зона.

В 1999 году имело место Вторжение боевиков в Дагестан, охватившее Ботлихский и Новолакский район республики. Вторжение чеченских вооруженных формирований опиралось на местное ваххабитское подполье. Наступление удалось отбить, однако ситуация в республике оставалась неспокойной на протяжении долгого времени. В 2007 году террористическая организация Имарат Кавказ включила Дагестан в сферу своего влияния, организуя теракты на территории республики. Одним из заметных терактов, совершенных местными исламистами (Джамаат Шариат), стали Взрывы в Кизляре (2010)

Неспокойной ситуация в Дагестане оставалась и в январе 2012 году, когда в кизлярском районе произошел бой в котором погибло 3 военнослужащих [89] . В феврале 2012 года эскалация насилия в приграничной с Чечней территорией продолжилась.

28 августа 2012 года в Дагестане объявили траур из-за убийства духовного лидера мусульман. Саид Афанди Чиркейский погиб в результате подрыва смертницы, зашедшей в его дом во время молитвы днем [90] .

Кавказ

Алиев Саид


Алиев Саид

Алисултанов Султан


Алисултанов Султан

Наиболее ранние следы человеческой деятельности на территории Дагестана, по имеющимся сведениям, относятся к палеолиту - позднему ашелю и мустье (от 150 (80) до 35 тыс. лет назад). Кремневые орудия этого времени обнаружены в местностях Чумус-Иниц, Геджух в Дербентском районе, вдоль берегов Манас-озени, в окрестностях селений Усиша, Гинта Акушинско- го района и Урма Левашинского района. Однако суровые ледниковые условия Восточного Кавказа, особенно в период позднего палеолита, не благоприятствовали широкому заселению первобытными людьми нынешней территории Дагестана и прежде всего его горной части.

Заселение территории горного Дагестана произошло уже в послеледниковую эпоху, в мезолите, около 10 тыс. лет тому назад. Исходной территорией, откуда оно началось, считается Южный Прикаспий, т.е. район Северного Ирана, расположенный между Каспийским морем и горой Эльбурс. Люди, которые заселяли горный Дагестан на протяжении почти двух тысячелетий (VIII-VII тыс. до н.э.), осваивали места, наиболее удобные для охоты и собирательства. Они адаптировались к местным условиям и жили группами, составлявшими раннеродовые общины охотников и собирателей. Одна из таких общин обитала у нынешнего с. Чох Гунибского р-на, давшего название Чохской археологической культуре, распространенной на территории внутреннего Дагестана.

В период неолита, на рубеже VII-VI тыс. до н.э., происходят кардинальные изменения в хозяйственной деятельности населения древнего Дагестана, положившие начало эпохе производящего хозяйства, которое коренным образом изменило образ жизни и быт первобытных родовых общин. Возникает прочная оседлость, появляются жилища, рассчитанные на долговременное обитание, развиваются неизвестные ранее отрасли домашних производств - керамика, прядение, ткачество и др. Появление устойчивых источников питания приводит к росту населения, более интенсивными становятся и миграционные процессы, связанные с расселением земледельческо-скотоводческого населения. В VI-V тыс. до н.э., в эпоху энеолита (медно-каменный век), в значительной степени была нарушена замкнутость неолитических общин, земледельцы и скотоводы расселяются по горным долинам, осваивают высокогорья (Кегерское, Хунзахское плато). Населявшие нынешнюю территорию Дагестана племена имели широкие связи с племенами сопредельных областей Кавказа, Юго-Восточной Европы и культурными центрами Ближнего Востока.

Один из важнейших этапов в истории древнего Дагестана - бронзовый век (конец IV—II тыс. до н.э.), который характеризуют материалы сотен древних поселений и могильников. К важнейшим открытиям эпохи неолита: земледелию, скотоводству и различным отраслям домашних производств теперь добавляется металлопроизводство - важнейший фактор технического прогресса, появляется гончарный круг. Металлообработка, гончарное и строительное дело постепенно превращаются в ремесла.

В середине VII в. территория Дагестана вошла в состав Хазарского каганата, одного из крупнейших раннесредневековых государств, сыгравших значительную роль в исторической, социально-экономической и культурной жизни Кавказа и Юго-Восточной Европы. В экономической жизни прослеживаются серьезные изменения, в частности, происходит рост городов. Дербент из города-крепости превратился в IX-X вв. в крупнейший на Кавказе ремесленный, торгово-экономический, культурный и политический центр. Семендер - столица Хазарского каганата - представлял собой вплоть до его разгрома русами в 965 г. важный политический и торговый центр на Волжско-Каспийской международной торговой трассе. Во многих селениях и в городах Дагестана высокого уровня достигли различные ремесла и промыслы - гончарное, строительное, ювелирное, оружейное дело, металлообработка, резьба по дереву, ковроткачество.

Читайте также: