Диагностика эмоциональной сферы личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика эмоционально-волевой сферы личности

Диагностика эмоционально-волевой сферы личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Предмет изучения: доминирующие эмоции, эмоциональная направленность, эмоциональный интеллект, самочувствие, активность настроение, утомление, монотония, пресыщение, стресс, копинг-стратегия, волевые особенности, тревожность, агрессивность, эмпатия.

Возможности и ограничения измерения эмоционально-волевой сферы личности

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Одно и то же явление у разных людей вызывает различные эмоционально-волевые состояния и процессы. Эмоции наполняют нашу жизнь эмоциональным содержанием и определяют степень активности личности. Чувства отвечают высшим социальным потребностям, выражают духовный мир человека и являются характеристикой его личности. Способность человека к самодетерминации и саморегуляции, упорядоченности, целенаправленности и сознательности возможна благодаря волевым проявлениям личности. Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека, делает его свободным от внешних воздействий.

эмоции

В зависимости от степени регуляции в психологии выделяют 4 группы действий:
произвольные, привычные, импульсивные, собственно волевые.

План семинарского занятия по теме

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Специфика измерения эмоциональных явлений.
2. Классические методы измерения эмоций и эмоциональных состояний.
3. Опросники для измерения эмоционально-волевой сферы личности.
4. Диагностика произвольности и волевых качеств личности.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы

Для составления психологического портрета любого человека важно провести профессиональную диагностику эмоционально-волевой и личностной сферы. Она может проводится как отдельно, так и в комплексе полного обследования ребенка, подростка, взрослого или пожилого человека.

Основными задачами диагностики являются:

  • отслеживание изменений личности, которые происходят вследствие болезни;
  • выявление особенностей, которые являются основными компонентами личности (слабые и сильные стороны, ценности и жизненные приоритеты, темперамент, особенности характера);
  • диагностика психических отклонений;
  • поиск решений в борьбе со стрессом и проблемами в личной жизни;
  • определение воли, особенностей проявления эмоций.

Таким образом, данное обследование позволяет выяснить, какими чертами характера обладает человек, как он реагирует на стресс, в каком эмоциональном состоянии находится на текущий момент.

Показания к диагностике эмоционально-волевой и личностной сферы

Диагностику личности и его эмоционально-волевой сферы могут проводить как обычные, так и клинические психологи. Чаще всего она проводится при:

  • проявлениях бреда;
  • шизофрении;
  • депрессии;
  • эпилепсии;
  • биполярном аффективном расстройстве;
  • умственной отсталости;
  • неврозах;
  • дегенеративных расстройствах;
  • проверке на наличие наклонностей к той или иной области знаний при приеме в детский сад или школу;
  • психопатиях и других расстройствах личности и пограничных состояниях.

Обследование проводится как по назначению врача, так и по личному желанию. После диагностики специалист выдает заключение. В нем отражаются все полученные результаты и даются рекомендации. При лечении у врача-психиатра такое заключение позволяет более точно поставить диагноз, назначить эффективное лечение и отследить изменения.

Особенности диагностики личности и эмоционально-волевой сферы

Для исследования личностной сферы используют комплекс стандартных и проективных тестов. Например, тест Роршаха, личностный дифференциал, MMPI, рисунки, незаконченные предложения и т.д. Результаты личностной диагностики стабильны и не способны измениться за короткий промежуток времени.

Круглосуточные бесплатные консультации

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Почему выбирают именно нас?

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика эмоционально-волевой сферы личности

Диагностика эмоционально-волевой сферы личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Предмет изучения: доминирующие эмоции, эмоциональная направленность, эмоциональный интеллект, самочувствие, активность настроение, утомление, монотония, пресыщение, стресс, копинг-стратегия, волевые особенности, тревожность, агрессивность, эмпатия.

Возможности и ограничения измерения эмоционально-волевой сферы личности

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Одно и то же явление у разных людей вызывает различные эмоционально-волевые состояния и процессы. Эмоции наполняют нашу жизнь эмоциональным содержанием и определяют степень активности личности. Чувства отвечают высшим социальным потребностям, выражают духовный мир человека и являются характеристикой его личности. Способность человека к самодетерминации и саморегуляции, упорядоченности, целенаправленности и сознательности возможна благодаря волевым проявлениям личности. Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека, делает его свободным от внешних воздействий.

эмоции

В зависимости от степени регуляции в психологии выделяют 4 группы действий:
произвольные, привычные, импульсивные, собственно волевые.

План семинарского занятия по теме

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Специфика измерения эмоциональных явлений.
2. Классические методы измерения эмоций и эмоциональных состояний.
3. Опросники для измерения эмоционально-волевой сферы личности.
4. Диагностика произвольности и волевых качеств личности.



Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.


Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)



Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика "Выбери нужное лицо"


Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)


Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.

Читайте также: