Деятельностный подход в педагогике леонтьев кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время большой актуальностью пользуются умения и навыки учащихся в фундаментальных и прикладных науках. Поэтому в обучении становится актуальным формирование деятельностного подхода.

ВложениеРазмер
deyatelnostnyy_podhod_v_pedagogike.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселова Татьяна Андреевна.

При детальном изучении деятельностного подхода в педагогике возникает вопрос: какие виды деятельности ребенка наиболее эффективны в учебно-воспитательном процессе? Какие виды деятельности будут способствовать становлению личности обучающегося и развивать у него разнообразные способности?

Особенности деятельностного подхода были изучены в работах психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. В ходе анализа их работ можно сделать вывод о том, что в процессе становления и воспитания личности большое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям ребенка, внутренним закономерностям его развития. Поэтому деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе должен быть личностно-ориентированным. В результате различных видов деятельности- общения, обучения и самообразования деятельность ребенка выступает как интегрирующая основа его развития.

Деятельностный подход предполагает целенаправленное управление учебно-воспитательной деятельностью ребенка с учетом его интересов, жизненных ценностей и личного опыта. Так же деятельностный подход ориентируется на взаимодействие между самой личностью и видами ее деятельности (1). Деятельность, в различных ее видах оказывает непосредственное или опосредованное влияние на отдельные качества личности, которая в свою очередь сама может осознанно выбирать те или иные виды деятельности.

В учебно-воспитательном процессе осуществляется совместная с педагогом деятельность, направленная на решение задач обучения и воспитания. Поэтому, именно в ходе совместной деятельности вырабатывается общий алгоритм решения учебных задач или нравственных проблем. Именно педагоги оказывают первую помощь в организации учебно-воспитательной деятельности ученика и постепенно формируют у него навыки самостоятельной деятельности.

Для повышения эффективности использования деятельностного подхода в обучении и воспитании необходимо выполнять следующие требования:

1. Учитель должен формировать у учащихся не только определенные знания , но и виды деятельности.

2. В учебно-воспитательном процессе нужно ориентироваться на зону ближайшего развития личности.

3. Учебная деятельность формируется в совместной работе учащихся с учителем.

4. Основным структурным компонентом любой деятельности является учебная задача-цель, решить которую можно применив определенный алгоритм деятельности.

5. В процессе обучения у учащихся должны поэтапно формироваться умственные действия.

6. Учитель должен систематически контролировать и оценивать деятельность учащихся (2).

В процессе воспитания при внедрении деятельностного подхода неоходимо формировать у учащихся компоненты взаимодеятельности, направленной на воспитывающее взаимодействие внутри школьного коллектива. Взаимодеятельность представляет и описывает совместную деятельность обучающихся, их общение как форму деятельности. Совместное общение в процессе деятельности является движущейся силой процесса воспитания. Результатом воспитывающего взаимодействия выступают положительные изменения в ценностно-смысловой сфере обучающихся (4).

Одним из важнейших аспектов деятельностного аспекта в воспитании является формирование у детей духовности, то есть осмысления личных смыслов происходящих событий, явлений, чувств и целей. Духовную деятельность часто тяжело диагностировать, так как она не имеет материального результата. Только через отношения, идеи и принципы можно дать оценку духовному развитию ребенка.

Ведущим условием эффективности применения деятельностного подхода в процессе воспитания является фактор целеполагания, который заключается в постановке цели и формирование устойчивой установки на ее выполнение (3).

Целеполагание осуществляется в интересах всего воспитательного процесса и каждого воспитанника в отдельности.

Целеполагание должно учитывать возрастные этапы развития ребенка, актуальность того или иного аспекта воспитания, имеющиеся проблемы в ученическом коллективе. В ходе осуществления деятельностного подхода воспитанник в ходе совместной или индивидуальной деятельности постепенно самореализовывается. Изучение значения своей деятельности, своих поступков и их эмоциональная оценка отражает самооценку и самоопределение личности.

В отличии от процесса обучения, в процессе воспитания деятельностный подход акцентирует внутреннюю (духовную) сферу человека: его убеждения, идеалы, интересы.

При осуществлении деятельностного подхода педагогу и воспитателю необходимо оказывать помощь своему ученику в процессе его становления. Основными конечными целями воспитания в условиях деятельности должна быть личность, способная оценивать свои поступки и действия, формировать алгоритм дальнейшей деятельности (3).

Наивысшей целью воспитания при деятельностном подходе является воспитание личности, способной творчески преобразовывать окружающую действительность. Творческое преобразование окружающей действительности должно быть последствием внутреннего побуждения, исходя из осознанной необходимости. Свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов (5)

Таким образом основными принципами эффективности деятельностного подхода являются:

1. Сотрудничество между педагогом и обучающимся в процессе обучения и воспитания.

2. Создание высокой степени мотивации к деятельности.

3. Чередование различных видов деятельности.

4. Преодоление зоны ближайшего развития ребенка.

5. Создание условий для результативности всех видов деятельности.

6. Наличие рефлексии для всех видов деятельности.

7. Формирование духовно-нравственного воспитания.

8. Создание ситуации воспитывающей деятельности.

Таким образом, все виды деятельности формируются в ученическом коллективе при непосредственном управлении педагогом.

Совместная деятельность и общение происходят в рамках ученического коллектива, который должен быть грамотно сформирован.

В ученическом коллективе должны быть единые требования и критерии оценки.

Коллективные соревнования, взаимопомощь и взаимоподдержка усиливают результаты совместной деятельности.

Любая деятельность должна иметь осознанную цель, мотивацию и логическую структуру.

Деятельностный подход предполагает мотивированное обучение и воспитание, направляет на осознанный и ответственный жизненный выбор.

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.

2.Зайцев В. Н. Практическая дидактика. М. 2000. 185 с.

3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. 1988.

4.Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. 208 с.

5. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в огбучении: Научно-методическое пособие. М.: Эйдос. 2012. 63 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации

Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности.

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста.

Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике.

Тарнавская Т.А., Кулаков А.В., Щелканова Г.В. Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике. – Сборник научно-методических работ (начальное и среднее профессиональное образова.


гендерный подход в педагогике

В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучен.


в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода.

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность - это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека.

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.

В результате он пришел к следующим выводам:

· изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;

· управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

· Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.

· Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).

· В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

· Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость - лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.

· Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

· Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.

· Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

· Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

· Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.

· Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.

· Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.




· Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность - это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека.

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.

В результате он пришел к следующим выводам:

· изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;

· управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

· Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.

· Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).

· В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

· Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость - лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.

· Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

· Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.

· Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

· Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

· Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.

· Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.

· Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.

· Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.

Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.

Значит, обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

  • целеполагания,
  • программирования,
  • планирования,
  • контроля и самоконтроля,
  • оценивания и самооценивания

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Деятельность представляет собой одну из базовых основ, средство и самое важное условие развития человеческой личности. Этот факт формирует нужду в осуществлении в процессе педагогической практики деятельностного подхода.

Деятельность и деятельностный подход

Деятельность является способом преобразования окружающей действительности силами человека, а деятельный подход — это особый метод в педагогике, который использует деятельность для достижения поставленной цели. Изначальной формой такого способа можно назвать труд. Любая материальная или же духовная деятельность, совершаемая человеком, является производной от труда, что можно заметить по наличию его характерной черты – творческому изменению окружающей реальности.

В процессе преобразования своего окружения человек тем самым меняет и самого себя, становясь в процессе субъектом своего развития. В условиях деятельностного подхода подверженный исследованиям объект рассматривается в границах системы деятельности: ее зарождения, эволюции и развития. Деятельность как форма человеческой активности представляет собой главный аспект деятельностного подхода. А. Н.Леонтьев достаточно убедительно аргументировал важность деятельностного подхода в своих трудах. В них он писал о том, что для овладения достижениями культуры новому поколению необходимо осуществить деятельность, похожую на ту, при которой эти достижения появились. По этой причине с целью подготовки детей к самостоятельной жизни и деятельности, не лишним будет вовлечь их в такие виды деятельности, организовав полноценную в нравственном и социальном плане жизнедеятельность.

Структура и реализация деятельностного подхода

Деятельность имеет свою психологическую структуру, которую можно разобрать на следующие элементы:

  • цель;
  • мотив;
  • непосредственные действия;
  • условия и средства реализации действия;
  • результат.

Не стоит забывать о том, что деятельностный подход в педагогике – это исключительно системный метод и ни в коем случае нельзя пропускать ни один из структурных элементов. Если поступить обратным образом, то воспитанник перестает являться субъектом деятельности, системность деятельности будет нарушена. Ученик может усвоить полученную в результате образования информацию только тогда, когда он имеет активно-положительную мотивацию и внутреннюю нужду в таком освоения.

Деятельностный подход в педагогике требует особой тяжелой работы по организации деятельности ребенка, по переводу ребенка в позицию субъекта общения, познания и труда. Для реализации этого нужно научить его целеполаганию, планированию и организации деятельности, самоанализу и методам оценивания продуктов своей деятельности.

Деятельностный подход применительно к исследованию становления личности ребенка означает, что общение, игра, учение представляют собой главные факторы его формирования и развития. Также стоит отметить, что основные педагогические требования по отношению к организации процесса воспитания можно записать следующим образом:

  • определение содержания деятельности;
  • перевод ребенка в позицию субъекта познания, общения и труда.

С целью осуществления преобразования человеку необходимо подвергнуть изменению идеализированный образ собственных действий и замысел самой деятельности. Для решения данной задачи он применяет мышление, от уровня развития которого зависит степень свободы и благополучия человека. Осознанное отношение к окружающей действительности позволяет индивиду осуществлять функцию субъекта деятельности, который активно подвергает изменениям мир и себя самого путем овладения общечеловеческой культурой и самоанализа продуктов деятельности.

Преобразовательная деятельность подразумевает под собой не только идеализацию, но также и реализацию замысла. Это может быть определено в качестве фактора развития рефлексивных способностей у личности, которые нацелены на самоанализ и самооценку, коррекцию деятельности и взаимоотношений с социумом.

Деятельностный подход находится в противостоянии с неактивному и вербальному учениям, догматической передаче уже готовой информации, а такдже монологичности словесного преподавания.

Читайте также: