Детская литература в 17 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

XVII век – век Франции. Франция первенствует во всех областях культуры: в философии, литературе, архитектуре, живописи, в модах, в формах человеческих отношений – всюду в Европе господствуют французские нормы и вкусы. Объясняется это тем, что именно во Франции сложилась самая соответствующая историческому моменту форма государственности. Это была абсолютная монархия.

ВложениеРазмер
proizvedeniya_literatury.doc 132 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения литературы 17 – 18 века,

вошедшие в детское чтение

Франция XVII _- XVIII веков

XVII век – век Франции. Франция первенствует во всех областях культуры: в философии, литературе, архитектуре, живописи, в модах, в формах человеческих отношений – всюду в Европе господствуют французские нормы и вкусы. Объясняется это тем, что именно во Франции сложилась самая соответствующая историческому моменту форма государственности. Это была абсолютная монархия . С раннего средневековья все европейские страны терзали междоусобицы и феодальные распри. Из-за отсутствия внутреннего единства все они были беззащитны перед врагом внешним. Французские короли вели неуклонную борьбу против раздробленности, и страна была объединена централизованной властью. Привёл её к единству Генрих IV (1553 – 1610), ставший фактическим королём Франции в 1594 году и открывший XVII столетие. Утвердил монархию с помощью дальновидного герцога Ришелье (1585 – 1642; первый министр с 1624года) Людовик XIII (1601 – 1643, король – с 1610 года – с девяти лет). Вершины блеска и могущества абсолютизм достигает при Людовике XIV, Великом, прославленном Короле-Солнце (1638 – 1715). Движение Фронды (1648 – 1654) было последним всплеском дворянской вольницы. После её подавления власть короля неслыханно укрепляется. Она сакрализуется, возводится в ранг божественных установлений. О её священном происхождении вещали церковные проповеди, философские трактаты, монологи героев трагедий.

Понятие чести и долга должно было полностью вытеснить любые представления о частных, личных побуждениях и интересах. Это положение обосновывалось не только политическими требованиями времени, но находило и философское обоснование в учении Рене Декарта (1596 – 1650). С его точки зрения, человек – существо двойственное: разумом он близок Богу, но плоть превращает его в существо низменное. Следовательно, человек грешит только в результате неведения; если бы он твёрдо знал, что есть благо, а что – зло, он никогда не выбрал бы пагубный путь. Значит, надо ему это объяснить, просветить его разум и смирить голос его плоти. В этом и состоит назначение искусства. Теперь все произведения строились на конфликте разума и плоти, долга и чувства. Итог был предсказуем: если побеждали долг и разум, то и герой, и окружающие его люди оказывались осчастливленными; ну, а если победа оказывалась на стороне чувства, то герой неизбежно погибал, увлекая за собою всех и вся. Таким образом, в любом случае благо всегда оказывалось на стороне разума (ratio). Не случайно эта эпоха вошла в историю под названием эпохи рационализма .

§2. Рождение жанра литературной сказки

Салон, салонная культура возникли в самом начале столетия, приблизительно в 1610 году. Когда был убит король Генрих IV, при маленьком короле Людовике XIII регентом стала его мать, необразованная и вульгарная Мария Медичи. Двор её отличался шокирующей свободой нравов. Самая родовитая аристократия удалилась от двора. Она искала и нашла свой собственный центр общения. Им стал салон. Здесь царили совершенно другие интересы: прочитывались и обсуждались все новые литературные и научные произведения. Здесь вырабатывался и шлифовался французский литературный язык. Здесь собирался кружок вольнодумцев, духовная Фронда.

Невероятное растрогать неспособно.

Пусть правда выглядит всегда правдоподобно:

Мы холодны душой к нелепым чудесам,

И лишь возможное всегда по вкусу нам.

Было в Салоне и ещё одно увлечение. Там любили сказки . Сказки на самом деле любили везде. Даже при дворе была собственная придворная сказочница мадам де Мельсон. Однако, любя народные сказки, никто в этом не признавался: они считались достоянием кухни или, в лучшем случае, детской. Но в Салоне были приняты дерзкие суждения. Здесь начали рассказывать сказки. Простодушные народные истории преображались до неузнаваемости. Сюжеты обрастали немыслимыми похождениями героев, почерпнутыми явно из авантюрного романа , в них вкраплялись литературные игры , поэтические шутки в виде мадригалов и эпиграмм , яркие и хлёсткие афоризмы , персонажи приобретали привычки, вкусы, манеру речи, принятые в домах маркизов, одеты они были по последней моде, а интерьеры сказочных замков поразительно напоминали модные гостиные. Таким образом, литературная сказка XVII – XVIII веков родилась из синтеза литературных жанров, принятых в салонной культуре . Сказка служила развлечением , но, развлекая , она поучала. Здесь поняли: любой урок может пойти в прок, если общение с искусством приносит человеку радость.

Шумную компанию своих персонажей она вывела за пределы абстрактно-сказочного пространства и пригласила в столичный парк, в будуар, усадила за карты, заставила давать балеты. Одним словом, она предпочла сиюминутный блеск, обаяние новизны величию и строгости традиционных фольклорных форм. Даже феи у неё стали модными. Модными были их одежды, причёски, замки. А их внутреннее убранство! Гобелены на стенах замка одной её маленькой принцессы запечатлевали “ геройские подвиги прошлого и будущего !” Ну, разумеется! Поскольку действие сказки всегда отнесено в далёкое прошлое, то как бы принцесса могла узнать о “ геройских делах величайшего короля в мире ”?! Верно, ткались ковры в сказочном королевстве по эскизам Лебрена, расписавшего плафоны Версаля фресками, которые прославляли военные подвиги Людовика XIV. Сама же М.-К. д’Онуа, когда говорит о короле, от избытка чувств переходит на стихи и создаёт настоящую оду:

(Король) спокоен и велик,

В глубоком мире Францией он правит,

И целый мир его, ревнуя, славит,

И пред его законами поник.

Итак, в аристократическом салоне XVII века возник жанр литературной сказки. Он родился из синтеза других салонных жанров, однако определяющую роль в его становлении сыграло фольклорное наследие: сказка воспевала чудеса , любовь, мудрость и справедливость . Однако создательница жанра, М.-К. д’Онуа, как добрая фея, наградила её ещё одним важным качеством: талантом быть всегда современной ! Именно с тех пор сказка обрела способность мыслить современно, острить, грустить, страдать и радоваться – современно! Путь её был предопределён.

§3. Волшебство Шарля Перро

Трудно найти более почтенную фигуру в конце XVII столетия, чем Шарль Перро. Он был избран в академики, т.е. причислен к лику бессмертных в 1671 году – на два года раньше величайшего трагического поэта Расина (1639 – 1699) и на тринадцать лет – самого Буало!

Чтить древность славную прилично, без сомненья,

Но не внушает мне она благоговенья.

. И век Людовика, не заносясь в гордыне,

Я с веком Августа сравнить посмею ныне.

. Когда б мы с наших глаз сорвали пелену

Предубеждения, что держит нас в плену,

И разум собственный открыли пред сомненьем,

Устав рукоплескать грубейшим заблужденьям,

Нетрудно было б нам осмыслить и понять,

Что в древности не всё должно нас восхищать,

Что в наши дни нельзя ей слишком доверяться

И можем с нею мы в науках потягаться.

Почему же он отрекался от лучших своих детищ? Может быть, потому, что прозаические сказки гораздо откровеннее были ориентированы на фольклор. Они не просто имитируют архаичную манеру повествования и виртуозно используют многообразие сказочных мотивов – они сохраняют фольклорное мироощущение .

Дамы на балу, естественно, пристально изучают её наряд, но вообще-то все, вслед за королём, говорят не только о том, что она красива, но о том, что мила. А принц совершенно теряет голову и превращает Золушку в принцессу. Наконец-то торжествуют справедливость радость и счастье. И это сотворила самая чудесная сила на свете – любовь.

«– Как, прекрасная принцесса! – говорил ей принц, смотря на неё глазами, которые говорили в тысячу раз больше. – Как! Блаженная судьба создала меня, чтобы служить вам? Неужели эти прекрасные очи открылись только ради меня, и все цари земные со всем своим могуществом не смогли бы совершить то, чего я достиг своей любовью?

Примером удивительного чутья Перро к духу фольклора может служить также история со сказкой “Рике с Хохолком”.

Сюжет придумала очень бедная и очень начитанная провинциалка, племянница П.Корнеля и кузина Фонтенеля, Катрин Бернар (1662 - 1712). В 1696 году она опубликовала роман “ Инесса Кордовская ”, куда в качестве вставной новеллы вошёл “ Рике с Хохолком ”. Сочинялась история на пари с условием , чтобы события поражали неправдоподобием, а чувства – естественностью. Историки французской литературы в один голос признают, что “ ни фольклорный, ни литературный источник сюжета не обнаружены ”. У К.Бернар сюжет забавен, остроумен, гривуазен. Строится он на разрыве божественного единства красоты духовной и физической. Восстанавливать гармонию сказочница предоставила самим героям. Она даже указала на средство её восстановления:

Ты, что вселяешь душу в нас,

Амур, дозволь своею властью

Умнее стать, познав хоть раз

Упование автора на любовь как на силу, гармонизирующую жизнь и человеческую личность, – единственная мысль, роднящая произведение К.Бернар с фольклором. Однако герои её истории ведут себя не как сказочные персонажи, а как светские щёголи: острят, флиртуют. Они лишены добродетелей, без которых немыслимы действующие лица народных сказок – верности, благочестия, правдивости, благодарности, скромности. Это означает, что они лишены способности по-настоящему любить, а следовательно, и возможности восстановить гармонию. В результате своим существованием они увеличивают на земле количество нравственных и физических несовершенств – уродства и лжи. Конец истории грустный, но сочувствия к героям не вызывает, поскольку любовь из великой преобразующей и созидательной силы они превратили в сомнительное развлечение, в тему для анекдота.

В данном случае соединение несоединимого служит раскрытию сущности типа героини. Её беспрестанные хлопоты по хозяйству, её статус родной дочери, увидевшей свет в этом доме, память о матери – эти приметы раскрывают её сказочную родословную. Как и у фольклорных героинь подобной судьбы, её образ ведёт своё происхождение от языческого божества домашнего очага . Так что и сидение в золе, и личико, перемазанное сажей, и, конечно, имя Золушки – это знаки её божественного мифологического прошлого. Подобные детали свидетельствуют о том, как тонко чувствовал Перро природу сказочного жанра.

ЧАСТЬ 1

Что такое детская литература?

Кроме того, можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии:

- публикация произведения в детском издании;

- наличие в тексте обращения к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Тем не менее, на развитие детской литературы накладывают отпечаток отношение к детям и педагогические идеи того или иного времени, а также запросы самих маленьких и юных читателей.

Детская литература – это особый способ художественного отображения мира. По своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющими. Литературоведы отмечают также близость детской и массовой литератур (формирование жанровых канонов, художественные средства).

Зарождение и развитие детской литературы в России (X – XVIII века)

В средневековой Руси преобладала каноническая литература и не существовало разделения текстов по возрастным категориям читателей. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленное чадо. В качестве учебных книг использовались церковные, в часности, Псалтырь.

Нельзя забывать о фольклоре и народной книжности (апокрифы, духовные стихи).

Дальнейшее развитие детской литературы шло от учебно-просветительской литературы к художественной и научно-познавательной.

Младшему возрасту, по-прежнему, предлагались азбуки. Для детей постарше ришется развлекательная и поучительная литература. Зарождается детская поэзия (редактор Книжной справы московского Печатного двора Савватий, мастер печатного дела Василий Федорович Бурцев-Протопопов).

К этому же направлению относится творчество А. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова.

Развитие русской детской литературы в XIX веке

В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.

Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.

Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.

Сходны со стилем произведений сборника некоторые произведения К. Аксакова, К. Бальмонта, Ф. Миллера.

Значителен вклад в детскую литературу В.Ф. Одоевского , серьезно занимавшегося вопросами педагогики. Одоевский призывал воспитывать в ребенке нарвственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают с реальной жизнью, пробуждении в ребенке мыслей и чувств. Начинать следовало бы со сказки, а потом переводить ум ребенка на другое. УЖЕ САМ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ БУДИТ РЕБЕНКА.

Этот период характеризуется появлением критики детской литературы, а также началом формирования круга детских писателей: С. Глинка, А. Ишимов, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров . Расширяется жанровый диапазон детской литературы, включающей теперь жанр рассказа, жанры научно-популярной и научно-художественной литературы.

Ко второй половине XIX века , детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.

На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе .

В детской литературе намечаются две тенденции:

- сближением проблематики детской литературы со взрослой;

- защита детского мира от жестокой реальности.

Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.

В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.

В круг детского чтения в этот период вошли также произведения В. Гаршина и А. Чехова.

1.Возникновение детской литературы в России. Первые русские книги для детей.

4. Вклад в развитие русской детской литературы Н.М. Карамзина (1766-1826).

5. Достижения в развитии русской детской литературы к концу 18 века.

Возникновение детской литературы в России. Первые русские книги для детей.

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, когда русский народ заверщал борьбу за полное освобождение страны от иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки со времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей.

Азбуки, буквари, азбуковники (рукописные сборники статей нравоучительного, учебного и энциклопедического содержания), потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей.

В 30-40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей. Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в. Стихами излагались правила поведения, сообщались разные сведения о мире. Большинство стихотворений анонимны.

Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайловича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал принимать активное участие в литературной и общественной жизни. Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г.Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.

В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хорошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и пользу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги.

Древнерусская литература для детей явилась почвой для детской литературы последующих эпох. Ее достижения были развиты в первую очередь в XVIII веке.

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершил борьбу за полное освобождение страны из-под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

В конце XV века и в начале XVI века было создано уже несколько статей, которые специально писались для детей. В них не только сообщались знания, но ставились и разрешались мировоззренческие вопросы. Таким образом, самые первые произведения для детей создавались не только в познавательных, но и в воспитательных целях.

В течение XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется её специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.

Произведения для детей создают самые крупные поэты того времени: Платон Полоцкий, справщик Савватий, Карион Истомин и другие; развитию детской литературы способствуют государственные деятели: Федор Акимович Грибоедов, Федор Михайлович Ртищев, Иннокентий Гизель, Никон и другие.

Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.

2 апреля в мире отмечают Международный день детской книги. Решение выбрать именно эту дату было принято в 1967 году.
Дата выбрана не случайно: 2 апреля – это день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.


Читайте также: