Детерминизм и индетерминизм динамические и статистические закономерности кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. Детерминизм и индетерминизм. Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.

Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук.

Динамические и статистические закономерности

Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом.

Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление

(причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определения причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия определенной причины.

В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной входят и условия — те факторы, без наличия которых причина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. Различают условия необходимые и достаточные.

В систему детерминации явлений (в особенности общественных) зачастую входит повод — тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время возникновения следствия. Как правило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям.

Практика убеждает, что между причинами и следствиями существует многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие может быть порождено многими причинами. В свою очередь, одна и та же причина может вызывать целый комплекс следствий.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности.

Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос.

Термин "детерминизм" происходит от латинского слова "determinare" - "определять", "отделять". Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII-XVIII в.в. привели к выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем. А другой ученый XVII века П. Лаплас утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Одно из следствий механистического детерминизма фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественной.

Ограниченность механистического детерминизма ясно обнаружилась в связи с открытиями в квантовой физике. Оказалось, что закономерности взаимодействий в микромире невозможно описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи, но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений. Новые открытия в физике вовсе не изгоняют причинность из науки, они лишь меняют представления о ней, а вследствие этого меняется и понимание принципа детерминизма.

Новые физические открытия и обращение философии XX века к проблемам человеческого бытия прояснили содержание принципа индетерминизма. Индетерминизм - онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями.

Нельзя говорить, что принцип индетерминизма был сформулирован лишь в постклассической философии [Паскаль Б., М., 1994]. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в Новое время наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, который сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма заметно усилились.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения. Закон - объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. По структурам отношений детерминации различают законы динамические и статистические.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности. В механицизме утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно совершенно точно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение понятия иного типа закономерностей - статистических.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. В статистических закономерностях необходимость проявляется через множество случайных факторов.

Понятие вероятности, которое появляется при описании статистических закономерностей, выражает степень возможности, осуществимости явления или события в конкретных условиях. Вероятность это количественное выражение возможности, определение меры близости возможности к действительности. Возможность и действительность - парные философские категории. Действительность понимается как актуальное, наличное бытие. Возможность - как бытие потенциальное, тенденция развития наличного бытия. Если вероятность события равна единице, то это действительность, при вероятности ноль - наступление события невозможно, между единицей и нулем - вся шкала возможностей.

Детерминизм и индетерминизм Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.

Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.

Динамические и статистические закономерности

Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

Динамические и статистические закономерности

Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом и принципом причинности. С точки зрения сферы применимости, законы подразделяются на всеобщие или универсальные (законы диалектики), общенаучные (закон сохранения энергии или закон всемирного тяготения) и частнонаучные (закон сохранения массы вещества, закон стоимости и т. д.). По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения – законы, выражающие необходимые связи в системах; законы функционирования – отражают причинно-следственные связи и отношения; законы развития – раскрывают сущность происходящих явлений и изменений, способны прогнозировать будущее состояние предметов и явлений. По форме проявления законы подразделяются на динамические (обязательные) и статистические (вероятностные). Так, любой камень, брошенный вверх, обязательно вернется на землю в силу динамической необходимости, то есть однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях не является необходимым и обязательным, поскольку здесь действует статистическая вероятность.

Поэтому в понятие закона входит, как составная часть, понятие закономерности. Закономерность, в отличие от закона, выражает только лишь ту или иную степень вероятности проявления закона. Закон как необходимость выступает в виде закономерности, а закономерность – это закон, проявляемый в ряде случайных событий. Вероятностный характер законов обеспечивает вариативное и свободное развитие мира, общества и человека. Источником развития всех видов реальности является противоречие, приводящее в движение весь мир конкретных явлений.

Законы, которые фигурируют в механике, имеют универсальный характер по отношению к физическим явлениям. Их отличительная особенность заключается в том, что предсказания, которые можно дать на их основе, имеют однозначный характер.

С середины XIX века наука столкнулась с другого рода закономерностями. Предсказания на их основе не яв­ляются однозначными, а имеют вероятностный характер. Это обстоятельство очень долгое время служило препятст­вием для того, чтобы эти законы признать в качестве пол­ноправных. Положение это коренным образом изменилось: после того как квантовая механика показала, что сущест­вование неопределенности коренится в самом фундаменте материи, в мире мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероят­ности.

Вероятностными или статистическими они называются потому, что заклю­чения, основанные на них, не следуют логически из имеющихся фактов, а потому не являются однозначными. Поскольку эти законы выводятся из обработки неких ста­тистических данных, то такие законы носят еще название статистических.

Статистические законы были найдены в физике, химии, биологии, социологии и не считались строгими законами, а рассматривались как удобное вспомогательное средство описания некоторых явлений. Отношение к статистическим законам принципиально изменилось после открытия законов квантовой механики, предсказания которой имеют вероятностный характер.

Исследование статистики и выявление статистических законов широко используется в современной социологии, биологии, химии. В настоящее время статистические законы признаются полноправными законами наравне с законами классической физики.

Статистическая закономерность существует объективно в массе единичных явлений. Она выступает связующим звеном между необходимым и случайным, возможным и действительным, единичным и общим, целым и его частями, причиной и следствием и т. д. Методы теории вероятностей и статистический подход приобретают все большее значение во всех областях современной науки. С помощью статистики и вероятностных отношений удается по-новому истолковать и осмыслить не только чисто научные, но и традиционные философские проблемы – соотношение случайного и необходимого в развитии мира и общества, связь закономерности и вероятности в сфере социальных отношений, по-новому рассмотреть проблему свободы воли и роль личности в историческом развитии человечества.

Понятие вероятности, как и все другие категории диалектики, совмещает в себе и степень субъективной уверенности в появлении данного события, и меру объективной возможности свершения этого события. Оно раскрывает перед нами многообразие и динамичность развития природного и социального мира, превращает человека из пассивного общественного элемента в активную и творчески созидающую силу. Поэтому правильное понимание сути категорий возможности и действительности, закономерности и случайности имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются и необходимые, и случайные причинные связи. Отсюда вытекает, что реальная действительность воплощает в себе самые разнородные возможности, реализация которых во многом зависит от целенаправленных усилий человека.


Существует неоспоримый факт, что все явления и процессы в мире взаимосвязаны. Эта связь объясняется философским принципом детерминизма.

В классической философии XVII-XVIII веков описана идея о том, что окружающее пространство состоит из отдельных частей. Философы того времени представляли Вселенную в виде пустого пространства, в котором вещества движутся по заданным траекториям. Материя представлена неделимыми атомами с постоянной массой. Вселенной характерно абсолютное время и пространство. То есть Вселенная представлялась им отлаженным механизмом.

Выстроенные причины и следствия полностью соответствуют необходимым явлениям. В таком мире случайности не случайны. Случайными являются лишь те вещи, которые человек до сего времени не смог объяснить, но учитывая рациональность мира и когнитивность человеческих способностей, в результате человеку под силу разгадать и эти загадки.

Механический детерминизм


Базой механического детерминизма является суждение о взаимодействиях и взаимосвязях всех видов и отрицание случайностей как таковых. Самым известным сторонником этого направления есть Б. Спиноза. Основной его идее было то, что случайностью человек считает те явления и события, которые не подвластны объяснению.

В эпоху механического детерминизма человек считался винтиком хорошо работающего большого механизма. Личности человека не предавалось особого значения. Наукой и философией не рассматривались духовные качества человека, они не были способны объяснить данные проявления. В результате для науки Нового времени знания о человеке были неведомы. Как компенсация данного недостатка, философия акцентировала внимание на свободе, морали и красоте человеческой личности, как части природы.

Фатализм


Научные открытия второй половины XIX века подорвали доверие к научным догмам и истинам, произвели революционный поворот в суждениях и взглядах на классическую картину мира. На смену механическому подходу пришла органика и системность. Теперь Вселенная представлялась как связанная неделимая совокупность.

По классическим представлениям Вселенная выглядела как часовой механизм, а по неклассическим – как прототип паутины или сети.

Основными причинами появления новых суждений стали открытия ученых А. Эйнштейна, Н. Бора, Э. Резерфорда и В. Гейзенберга. В. Гейзенберг считал самым важным достижением науки то, что ею были разрушены классические рамки знаний о мире и расширены рамки познания. По его мнению, реальность различается лишь по тому, видим мы ее или нет.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Квантовая теория объясняла, что понятие о природе не может быть жестким, так как измерения зависят от приборов и их правильной настройки. То есть для более достоверных измерений в экспериментах должен присутствовать человек, поэтому его нельзя исключать из общей картины мира, как это делали классики. Научные суждения В. Гейзенберга назвали принципом соотношения неопределенностей.

Суть этого принципа состоит в невозможности в один и тот же момент определить точное положение нескольких микрочастиц, то есть если определить точную координату, импульс и скорость движения одной частицы, то эти же параметры для другой частицы в этот момент будут неопределенными. Необходимо отметить, что эта неопределенность вовсе не связана с точностью приборов, она связана с объективными свойствами микрообъектов.

Таким образом, новыми научными открытиями была изменена привычная картина мира. Ясным стало то, что сознание не находится в рамках объективных связей между явлениями. Материю перестали считать лишь веществом, материей стала также считаться плазма, вакуум, магнитное поле и прочее. Таким образом, наукой XX века мир усложнился и стал более сложным для восприятия. Помимо этого, человек был возвращен в общую картину мира.

Благодаря этому начали развиваться генетика, биология и прочие науки о человеке. С их помощью человек по-другому взглянул на суть бытности. Благодаря достижениям в астрологической физике человек совершил прорыв в макромир космоса.

Индетерминизм


На протяжении всего развития философии наблюдается противостояние детерминизма и индетерминизма. К примеру, детерминистические идеи Б. Спинозы существовали на ряду с индетерминизмом Д. Юма.
Еще в XVII веке царили идеи механического детерминизма, а начало XX века характерно появлением противоположного направления в представлениях окружающего мира – индетерминизма. Индетерминизм отвечает на вопросы о возникновении событий и явлений культуры, а детерминистические идеи ограничены природой.

Детерминизм начал возрождаться так же, как и причины его критики. Известный немецкий физик М. Борн считал, что хоть и были отсеяны классические идеи и представления о мире, но все же физика осталась наукой, опирающейся на причинно-следственный характер событий и явлений.

Опираясь на все исследования и утверждения, можно сказать, что взаимосвязи между событиями и их причинами не исключены вовсе, они лишь изменились некоторым образом. В итоге изменились и принципы детерминизма. Иными словами, детерминизм перестал быть единственным учением, объясняющим взаимосвязь между событиями и явлениями.

На сегодняшний день детерминизм выражается несколькими принципами:

  • Принципы всеобщей взаимосвязи между явлениями и событиями.
  • Принципы причин и следствий.
  • Принципы многообразности детерминистических форм.
  • Принципы закономерностей.

Принципы взаимосвязи состоят в том, что все явления связаны между собой.
Принципы причин и следствий указывают на существование причин тех или иных явлений и событий, которые являются следствием этих причин. При этом в современном детерминизме причинность рассматривается как одна из многих связей между явлениями и событиями. То есть одно явление может быть причиной возникновения другого.

Проблемой механического детерминизма являлось то, что он сравнивал причинность с необходимостью, полностью исключая возможную случайность. В современном детерминизме фактор случайности учитывается. Таким образом, как необходимые, так и случайные события имеют свои причины.

Принцип многообразия предусматривает существование множества связей между событиями и явлениями, которые могут и не быть причинно-следственными. Для непричинных отношений характерно исключение причин их появления.

Это такие связи, например, как:

  • связи различных состояний объекта;
  • функционал;
  • вероятностная детерминация;
  • целевая детерминация;
  • условная детерминация.

Для функциональных связей характерно существование в одном моменте времени. Эти связи можно считать вынужденными, и между ними отсутствуют генетические отношения.

Связи различных состояний объекта влияют друг на друга, но не являются причинами их возникновения.
Для вероятностной детерминации свойственна неопределенность. То есть подразумевается состояние различных вариантов развития события, зависящих от созданных условий.

Целевая детерминация зависит от человеческой деятельности, она свойственна для культуры и общества в целом.

Для условной детерминации характерны причинные и беспричинные изменения.

Принципы закономерности


Принципы закономерности подразумевают, что все природные явления упорядочены. Законом является определенная взаимосвязь между событиями и явлениями. Он является беспристрастным и объективным. Закон не зависит от желаний человека. Так как связи возникают в самой сущности, закон является существенным. Закон важен и нужен, он действует в определенных условиях. Закон распространяется на все взаимосвязи данного типа.

Действие каждого закона распространяется в конкретной сфере.
Так как мир разнообразен, существует множество различных законов для разных явлений. По степени общности законы бывают исключительные, всеобщие и специфические. По принадлежности к среде действия законы бывают: общественные, природные и законы сознания. По механизмам детерминации – статистические и динамические.

Динамические законы определяют взаимосвязи и взаимодействия между отдельными объектами. Эти закономерности однозначны и повторяемы для разных ситуаций. Современная наука пришла к выводу, что не все явления и события можно описать динамическими законами, в результате чего появилось понятие статистических закономерностей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Статистическими закономерностями считаются такие закономерные тенденции, которые применимы к общему множеству явлений. Еще существуют названия статистических законов – это законы средних величин или вероятностные законы. Статистическая закономерность действует при совокупном взаимодействии множества элементов одновременно. К примеру, статистическими являются законы квантовой механики или общественно-исторические закономерности.

В результате всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что философская наука и теория бытия являются важнейшими составляющими философии как таковой. Первоочередным вопросом для философии является вопрос о мире, а после уже все остальные знания. То есть чем является сознание, что такое истина, познание, в чем смысл жизни, и прочие вопросы такого характера. Возможно стоит поискать ответы на эти вопросы и в иных учениях, таких как антропология, гносеология, аксиология и праксиология.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

индетерминизм фото

Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой не всё в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.

Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.

В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости. Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания. Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем. Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.

Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.

Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.

Агностицизм и индетерминизм отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.

Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.

Индетерминизм в философии

Индетерминизм в философии это учение, которое отрицает объективную причинность и обусловленность всех явлений. Индетерминизм в истории философии бывает в различных формах, и наибольшую популярность получил в буржуазной философии, современники которой, особенно любят высмеивать идеи материалистического детерминизма в общественных науках.

Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия.

Индетерминизм рассматривает волю человека, как независимую силу, заявляет, что принципы объективной причинности не могут применяться к пояснению личностного выбора человека или его поведения, относительно детерминизма, он выказывает недовольство его направленностью на фатализм. Неопозитивизм, персонализм и прагматизм также как и индетерминизм противостояли детерминизму и ограничивали его применение только к логической сфере.

Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу принципов взаимовлияния явлений.

Индетерминизм в философии это отрицание определенной характеристики детерминизма или отрицание объективности какого-то принципа, например, причинности. В истории философии мало последовательных индетерминистов. Они чаще отрицают объективную связь и взаимовлияние общественных процессов, бытия человека, которые обусловлены свободой в выборе. Эту теорию выдвигает Кант, он твердит существующих в природе сильных связях, а поведение людей – это плоскость в которой есть свободный выбор и внутренний моральный закон, который определяет действия. Также подобную позицию выражал В. Виндельбанд, он четко разводит причины природных процессов и свободную волю личности, решения, выбора и оценки.

Индетерминизм и детерминизм

Детерминизм и индетерминизм в философии кратко трактуются, как два понятия, которые по-разному видят объективность причинности явлений. Детерминизм – это совокупность объективных взглядов на окружающий мир через закономерную связь и обусловленность всех явлений, это противостоит индетерминизму.

Индетерминизм, напротив, отрицает объективность причинности вообще, отвергает ее тотальный характер. Те, кто поддерживает идею индетерминизма, говорят, что есть состояния и события, которые вполне могут существовать без причины, или она может не быть указанной.

Развитие квантовой физики привело к вопросу о принципах индетерминизма и детерминизма, который стал актуальным, особенно в современной науке. Выяснилось, что классические базовые принципы детерминизма не могут применяться к характеристике процессов микромира. Были попытки в истолковании базовых законов квантовой теории через агностицизм и индетерминизм. Это выражалось в их идеях о свободе воли электрона, управлении теологическими силами над микроявлениями. При этом механистический детерминизм отождествляли с детерминизмом общим.

Такая идея была распространена П. С. Лапласом, поэтому механистический детерминизм назывался лапласовским. Следуя этой теории – в актуальный момент времени значения импульсов и координат имеющихся элементов во всей Вселенной, обусловливают ее состояние в любой момент. Такая методологическая позиция имеет мистический характер и приводит к фатализму, практически смыкаясь с верой в духовное начало. При развитии науки лапласовский детерминизм начал отвергаться относительно органической природы, физики и общественной жизни.

Ученый Ф. Франк утверждал, что детерминизм не имеет научной ценности, аксиома каузальности, не включается в состав классической физики, потому что подтверждение причинности не может сводиться к отношению наблюдаемых фактов, ведь результаты исследования носят вероятный характер распределения.

Две важные категории: причина и следствие детерминизм и индетерминизм рассматривают по-разному. Детерминизм твердит о причинной обусловленности явлений и событий, а индетерминизм отрицает какую-либо объективную связь, отрицает, что причина может вызвать определенное следствие.

Причина и следствие детерминизм и индетерминизм понятия, имеющие большую связь между собой. Причиной является действие, которое побуждает появление другого явления, таким образом, следствие есть результатом действия причины.

Индетерминизм гласит о том, что причина и следствие есть априорными понятиями, продуктами субъективности, а не мира.

Детерминизм в современном определении имеет два типа объективно существующих, противоположных взаимообусловленных явлений, которые выражаются через разнообразные формы детерминации.

Первая форма такой детерминации – причинная, она решающе выступает против непричинной. Все следующие формы, которые появляются на основе причинности, имеют вид краеугольного камня детерминизма. Сама причинность – это совсем небольшая часть объективной реальной связи всех явлений в мире, это только одно из множества определений такой вселенской универсальной связи.

Принцип причинности выражается в нахождении взаимодействующих факторов и связей, обусловливающих возникновение и развитие предмета или объекта, который детерминирует все его свойства, отношения и своеобразие. Онтологические предпосылки принципа каузальности лежат в реальном существовании связанных между собой явлений в целостную развивающуюся систему, и в процессе взаимодействия между ними при наличии определенных обстоятельств и условий, порождаются другие явления, процессы и явления, то есть это причинно-следственная связь. Основной характеристикой причинности есть генетическая связь, именно это является основным отличием причинности от не причинности, то есть детерминизма и индетерминизма.

Гносеологические (познавательные) предпосылки причинности выражаются в том, что причина и категория следствия, которые отражают объективную обусловленность явлений, одновременно являются этапами формирования познания и логического мышления.

Следовательно, истории науки познание, на определенном этапе своего развития, переходит к необходимости понимания причинно-следственной связи и открытию причинности. Познание причин является важнейшей задачей науки. Общественно-историческая практика является общественной основой принципа причинности, она доказывает, что все связи есть причинно-следственными. Познавая причины, которые вызывают определенные явления, люди, смогут создавать обстоятельства, чтобы задействовать причины, вызывающие полезные общественные следствия, тем самым предотвращать появление неблагоприятных следствий. Знания условий и причин, их действие и влияние дает людям возможность управлять ими и процессами, которые в следствии появляются.

Обнаружение причинно-следственных связей, их процесса и действия является сложным и трудным процессом, часто противоречивым в развитии познания, его глубины и широты. Если рассматривать принцип причинности в общем, он методологически направляет познающего субъекта на познание по причинно-следственным связям, анализом их перекрещений и взаимодействий. Этот принцип дает исследователю особую систему требований, которыми он, как объективными императивами, должен обязательно руководиться, чтобы узнать причину и идти прямо по определенному пути, не сбиваясь с него. Следуя принципу детерминизма, познание проходит через определенные уровни.

На первом уровне предмет исследования представляется, как своеобразная и целостная система, которая выделяется среди других подобных предметов в системе. На этом уровне изучаются все возможные доступные связи, формы и взаимообусловленности событий и явлений. На первом месте здесь стоит задача в том, чтобы отличить непричинную детерминацию от причинной. Для этого исследователям необходимо четко представить себе основные особенности причинно-следственной связи: порождение одного явления другим, объективность, бесконечность, всеобщность и постоянность во времени и пространстве.

Второй этап, анализ актуальной целостной системы, как определенного результата процесса развития, точнее в качестве следствия. Если причина и следствие могли совпадать, то наука потеряла бы свое предназначение. Рассмотрение истории саморазвивающийся целостной системы, с точки зрения теории, противоположный действительному процессу развития, то есть истекает из полученных результатов процесса развития. Эти результаты, которые получает исследователь, являются следствием, исходным пунктом реализации принципа причинности. Таким образом, субъект начинает познание с обратного конца. Субъект исходит сначала из понимания предмета исследования, как следствия, потом обратившись назад, конструирует процесс развития, который приведет его к появлению изучаемого предмета.

Познание применительно к следствию, то есть анализируются особенные пути и формы переноса во время процесса причинения объекта, вещества, структуры, энергии и информации, основательно соответствующих законов. Познавая причинность внешнюю и внутреннюю, категория взаимодействия имеет важное методологическое значение. Отталкиваясь от понятия универсального взаимодействия, субъект приходит к реальному причинному отношению, потому что истинной является конечная причина вещей. Зная внутреннюю структуру и взаимодействие процессов можно объяснить специфику целой системы. Применяя принцип причинности важна последовательность реализации требования связи, чтобы узнать, как система порождает себя сама во внутреннем взаимодействии своих процессов. Характер такого процесса состоит в том, что следствие исчезает в причине и потом вновь в ней возникает. Выходит, что последовательное и целенаправленной применение принципа причинности является важнейшим условием в достижении объективной истины познания. Так как причинность является основой других форм непричинной детерминации, то познав причинное отношение, познание должно опять вернуться к началу анализа детерминационных связей.

Еще один тип детерминизма составляет отношения взаимосвязанных явлений без непосредственного причинного характера, здесь нет процесса, в котором одно событие порождается другим. Черта между индетерминизмом и детерминизмом нечеткая, часто одна точка зрения может оцениваться как индетерминистическая, так и как детерминистическая.

Отличия причинного и следственного детерминизма соответствуют отличиям причинного и следственного индетерминизма. Также принцип индетерминизма, следовательно которому, любое явление независимо от времени, в которое оно происходит, не является причинно детерминированным в определенное время имеет два разных случая.

В первом случае всякое событие имеет моменты, в которые оно еще находится без причины. Во втором случае говорится о том, что нет событий с бесконечными на протяжении всего времени последствиями. В первом случае наблюдается одна из возможных версий причинного индетерминизма, а во втором – следственного.

Особое внимание заслуживает комбинация из принципов детерминизма с определенными принципами индетерминизма. Существование такой комбинированной позиции, которая объединяет детерминистические и индетерминистические утверждения. Вопрос о комбинированных позициях есть причиной многих разногласий относительно различий между детерминизмом и индетерминизмом и квалификацией в том или ином убеждении.

Наиболее сильная форма детерминизма не может быть совместимой ни с одной формой индетерминизма. Следовательно, и наоборот, наиболее сильная форма индетерминизма невозможна без противоречия каким-то утверждением о наличии причин и последствий. Но существуют также неполные индетерминистические и детерминистические формы, которые открывают вопрос о недетерминированности и детерминированности определенных явлений в определенное время.

Такие комбинированные формы детерминизма и индетерминизма часто встречаются в истории философии. Даже Аристотель твердил об однозначности определенности прошлого и неоднозначности будущего.

Понятие детерминизма и индетерминизма есть абсолютным, понятие причинности относятся к сравнительным категориям. Абсолютные категории не могут быть определимы через сравнительные и наоборот. Следовательно, все определения детерминизма через призму причинности и причинность через понятие детерминизма не есть универсальными, область их употребления ограничена.

Читайте также: