Отношения казахстана с китаем кратко

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на то что Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял о том, что земля в Казахстане не продается и не сдается в аренду иностранцам, этой темой все еще продолжают спекулировать отдельные группы лиц, преследующих своей целью дестабилизацию ситуации в стране, вывод народа на улицы и организацию митингов. Видя, что со стороны властей были предприняты решительные и исчерпывающие меры по земельному вопросу, на последних митингах они теперь стали выдвигать требования об ограничении отношений с Китаем.

В этой связи предлагаю сделать обзор нынешнего состояния и проанализировать пути дальнейшего развития сотрудничества с Китаем, имеющего с нами общую границу протяженностью в 1 700 километров.

Политическое сотрудничество

Прежде всего следует напомнить, что наше государство придерживается многовекторной внешней политики, заложенной Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Этот курс неоднократно подтверж­дался и Главой государства в контексте внешнеполитической преемственности на новом этапе развития страны. В Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы говорится о дальнейшем развитии нашей страной союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических отношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским союзом и его государствами-членами.

3 января 2022 года исполняется 30 лет современному этапу наших отношений с Китаем. За этот исторически короткий срок сотрудничество между двумя государствами вышло на новый уровень. В 1995 году правительство КНР в качестве ядерной державы предоставило Казахстану свои гарантии безопасности. В 1999 году был полностью решен пограничный вопрос, унаследованный от периода Советского Союза, между правительствами Казахстана и Китая был подписан соответствующий договор. В настоящее время между двумя государствами полностью завершены работы по делимитации и демаркации государственной границы. Фиксация линии границы на картах и установка пограничных столбов по периметру границы являются основой ее незыблемости.

Достижение таких важных политических договоренностей стало возможным благодаря политической воле глав двух государств. Сейчас некоторые лица распространяют различные слухи о том, что китайское правительство не будет выполнять свои обязательства по документам, подписанным предыдущими руководителями страны. Разумеется, в каждом международном договоре есть соответствующие статьи о том, как может быть прекращено его действие. Однако китайская сторона на сегодня ни разу не поднимала вопрос о денонсации соглашений, имеющих важное для развития двусторонних отношений значение, и неоднократно в ходе переговоров подтверждала строгую приверженность их положениям.

При этом не должно быть никаких сомнений в том, что руководством государства при выстраивании и последовательном развитии казахстанско-китайских отношений уделяется особое внимание их соответствию интересам нашей страны. Я являюсь сотрудником Министерства иностранных дел с 1996 года. 25 лет работаю на китайском направлении. Имею опыт участия в многочисленных переговорах глав государств, правительств и министерств, в первые годы своей работы – в качестве переводчика, а затем будучи старшим дипломатом. Главная цель каждой такой встречи – совместный выход на решения, соответствующие интересам государства и во благо его народа.

Особое место в сотрудничестве с китайской стороной занимают личные отношения между главами государств. За 30 лет нашей Независимости Елбасы Н. Назарбаев и Президент К. Токаев внесли весомый вклад в положительное решение актуальных для страны вопросов, установив тесные контакты с тремя поколениями китайского руководства. В том числе по таким чувствительным вопросам, как совместное использование трансграничных рек и забота соседнего государства о благополучии граждан КНР казахской национальности.

Следует также отметить сотрудничество двух государств в рамках международных организаций. Особенно обращаю внимание на высокий уровень взаимной поддержки в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Учитывая, что Китай является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, следует отметить тесное взаимодействие по различным глобальным вопросам, особенно в 2017–2018 годах, когда наша страна была непостоянным членом данного органа.

Известно, что созыв СВМДА был инициативой Елбасы. Несмотря на мнения отдельных экспертов о том, что деятельность данного Совещания содержательно схожа с ШОС, Китай в 2014–2018 годах успешно председательствовал в СВМДА, реально содействовал его всестороннему укреплению и запуску новых направлений сотрудничества в его рамках, провел Саммит Совещания в Шанхае в 2014 году.

Экономическое взаимодействие

Известно, что Китай в настоящее время является одной из крупнейших экономик мира. Согласно официальным данным, несмотря на воздействие эпидемии коронавируса, распространяющейся по всему миру, в 2020 году валовой внутренний продукт КНР составил около 16 триллионов долларов США. Китай отличает динамичное развитие экономики, при котором уделяется внимание таким отраслям, как автоматизация, производство роботов, цифровизация, нанотехнологии, био­технологии, блокчейн. Через несколько лет, по прогнозам экспертов, экономика Китая выйдет на первое место в мире. Неудивительно, что соседство такого огромного государства способствует появлению у некоторых людей различных фобий и страхов. Тем не менее мы должны искать в этом возможности и извлекать выгоду для развития нашего государства.

Во-первых, Китай – это большой рынок. Государство, население которого составляет 1 миллиард 400 миллионов человек, для обеспечения своих жителей продуктами питания вынуждено закупать их и из-за рубежа. Согласно имеющейся информации, годовой продовольственный рынок Китая составляет 1,5 триллиона долларов США. Следовательно, для нашего сельского хозяйства экспорт своей продукции в соседнее государство должен стать одним из основных прио­ритетов. К сожалению, сейчас Китай пока вынужден привозить многие виды продовольствия из других государств и даже – с других континентов. Среди них страны Южной Америки, Австралия и Новая Зеландия, которые из года в год наращивают объемы экспорта в КНР таких видов своей продукции, как мясо, молоко, фрукты и соя.

Поскольку в Китае будет стабильный спрос на продукты питания, нашей целью должен стать выход на китайский рынок. Стабильный спрос приведет к увеличению наших производственных мощностей. Появление новых предприятий позволит создать у нас новые рабочие места и решать проблемы безработицы. Конечно, чтобы выйти на китайский рынок, нужно серьезно постараться и сертифицировать предприятия и производимую на них продукцию на соответствие качеству. Для этого в последние годы министерствами сельского хозяйства и иностранных дел РК оказана соответствующая помощь нашим предприятиям и инициировано подписание 18 двусторонних протоколов между правительствами Казахстана и Китая. В результате сегодня около 600 отечественных предприятий, производящих пшеницу, говядину, свинину, сою, мед, рыбу, рапс, люцерну, кукурузу, муку и мучные изделия, получили разрешение на поставки своей продукции на китайский рынок.

Еще одно важное направление – сотрудничество в транспортно-транзитной сфере. Ввиду того что Китай является крупнейшим рынком, из года в год увеличиваются объемы его торговли с иностранными государствами. Если большая ее часть осуществляется морскими путями, то другая часть – железнодорожным транспортом. Здесь важно продолжить рационально использовать выгодное географическое положение Казахстана. Если мы не воспользуемся этим преимуществом, то, естественно, соседние государства попытаются перетянуть объемы грузовых перевозок на свои территории путем развития существующей инфраструктуры и строительства новых железных дорог.

Она также открыла новые возможности для социально-экономического развития государств. Через реализацию совместных проектов появилась возможность решения таких вопросов, как строительство новых инфраструктурных объектов и промышленных предприятий, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест. Вопрос, требующий здесь особого внимания – финансовая поддержка проектов. У каждого из них есть свои пути финансирования. Общая стоимость проектов – это не долг, который берет на себя наше государство, а сумма средств, софинансируемых предприятиями их реализующими. В настоящее время большая часть проектов, планируемых к совместной реализации между Казахстаном и Китаем, приходится на индивидуальных предпринимателей, и средства, привлеченные к их финансированию, будут являться частными кредитами этих предприятий. При этом указанные средства берутся не только у институтов развития Китая, но и Казахстана.

Необходимо признать, что привлечение внешних инвестиций и передовых технологий играет важную роль в росте национальной экономики. Это закон рыночной экономики. В этом направлении Правительство Казахстана проводит последовательную работу по привлечению инвестиций из-за рубежа, в том числе из Китая. Сегодня КНР занимает четвертое место по привлеченным прямым иност­ранным инвестициям в Казах­стан после Нидерландов, США и Великобритании.

Видно, что проекты, реализованные совместно с Китаем, изменили экономические возможности регионов. К примеру, в Северо-Казахстанской области создано инновационное предприятие по переработке рапса и производству рапсового мас­ла. Таким образом, в регионе за счет кооперации с китайскими партнерами расширилось производство еще одной сельскохозяйственной культуры.

В Туркестанской области за счет проекта с Китаем ведется переработка кобыльего и верб­люжьего молока. Благодаря применению новейших технологий пищевой промышленности, молочные продукты, которыми гордятся казахстанцы, стали доступны зарубежным потребителям.

Завершена модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода за счет привлеченных инвестиций из Китая. Сегодня это современный технологический комплекс, производящий широкий спектр неф­тегазохимической продукции, который востребован на рынке страны и за рубежом.

Вопросы, возникающие в ходе реализации таких проектов, обсуждаются и находят адекватные решения в рамках регулярных встреч глав правительств, механизмов Казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству и Казахстанско-китайского делового совета.

Взаимодействие по вопросам интересов граждан

Среди вопросов в этой сфере, безусловно, наиболее актуальный для нашего населения вопрос – это положение этнических казахов, проживающих в Китае. Особенно на фоне распространения в последние годы разной информации о ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

По официальным данным, на территории КНР проживают 1,6 млн казахов. Все они являются гражданами Китайской Народной Республики. Среди них есть и лица, приговоренные по решению суда к различным срокам лишения свободы за различные правонарушения. По Уставу Организации Объединенных Наций ни одно государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства. В этой связи при поступлении обращений от граждан Казахстана в отношении их родственников, являющихся гражданами КНР, мы направляем их китайской стороне. Тема оказания содействия в воссоединении разделенных семей в ходе двусторонних встреч и переговоров регулярно поднимается.

При этом, требуя помощи қандасам за рубежом, некоторые граждане забывают о том, что в Казахстане также проживают представители более ста других национальностей. Многие из них тоже имеют свою историческую родину. Задумывался ли кто-нибудь о том, какая будет наша реакция в случае, если завтра другое государство выдвинет требование об отдельной защите прав граждан Казахстана, являющихся представителями другой национальности. Естественно, с учетом того что это граж­данин Казахстана, мы потребуем невмешательства во внутренние дела нашего государства.

Среди қандасов в Китае есть как желающие переселиться в Казахстан, так и не интересующиеся этим. Некоторые из них задаются вопросом, зачем нужно переезжать в другую страну из мест, где они родились и где веками жили их предки. Наше государство не ставит перед собой цели массового переселения всех қандасов в Казахстан. Но лицам, желающим переехать и имеющим для этого соответствующие разрешения, загранучреждениями Казахстана будет оказано необходимое содействие. К примеру, в консульских учреждениях Казахстана в Китае в 2018–2020 годах қандасам было оформлено около 60 тысяч виз. Некоторые қандасы по прибытии в нашу страну приняли казахстанское гражданство. Позже часть из них столкнулась с различными трудностями при возвращении в Китай из-за невыполнения процедур по выходу из гражданства КНР.

В то же время в соответствии с достигнутыми договоренностями между министерствами иностранных дел двух государств, по неофициальной информации Посольства Китая в Казахстане, в 2018–2019 годах 7 тысяч наших қандасов получили возможность завершить процедуру выхода из гражданства КНР через Посольство Китая в Нур-Султане и Генеральное консульство в Алматы. К сожалению, эта работа в данный момент временно приостановлена из-за пандемии, но после стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации работа в этом направлении будет продолжена. Поэтому хотел бы попросить қандасов, желающих переехать в Казахстан, официально выйти из гражданства КНР перед отъездом из Китая. В этом случае не возникнет каких-либо вопросов по получению гражданства, пенсионным выплатам и пересечению границы.

Подводя итог изложенному, Казахстан и Китай с учетом своего соседства должны и далее придерживаться в качестве приоритетов двусторонних отношений дальнейшего развития всестороннего стратегического партнерства, расширения ключевых направлений взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах, продолжения диалога по чувствительным темам и совместного решения возникающих вопросов.

Несмотря на то что Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял о том, что земля в Казахстане не продается и не сдается в аренду иностранцам, этой темой все еще продолжают спекулировать отдельные группы лиц, преследующих своей целью дестабилизацию ситуации в стране, вывод народа на улицы и организацию митингов. Видя, что со стороны властей были предприняты решительные и исчерпывающие меры по земельному вопросу, на последних митингах они теперь стали выдвигать требования об ограничении отношений с Китаем.

В этой связи предлагаю сделать обзор нынешнего состояния и проанализировать пути дальнейшего развития сотрудничества с Китаем, имеющего с нами общую границу протяженностью в 1 700 километров.

Политическое сотрудничество

Прежде всего следует напомнить, что наше государство придерживается многовекторной внешней политики, заложенной Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Этот курс неоднократно подтверж­дался и Главой государства в контексте внешнеполитической преемственности на новом этапе развития страны. В Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы говорится о дальнейшем развитии нашей страной союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических отношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским союзом и его государствами-членами.

3 января 2022 года исполняется 30 лет современному этапу наших отношений с Китаем. За этот исторически короткий срок сотрудничество между двумя государствами вышло на новый уровень. В 1995 году правительство КНР в качестве ядерной державы предоставило Казахстану свои гарантии безопасности. В 1999 году был полностью решен пограничный вопрос, унаследованный от периода Советского Союза, между правительствами Казахстана и Китая был подписан соответствующий договор. В настоящее время между двумя государствами полностью завершены работы по делимитации и демаркации государственной границы. Фиксация линии границы на картах и установка пограничных столбов по периметру границы являются основой ее незыблемости.

Достижение таких важных политических договоренностей стало возможным благодаря политической воле глав двух государств. Сейчас некоторые лица распространяют различные слухи о том, что китайское правительство не будет выполнять свои обязательства по документам, подписанным предыдущими руководителями страны. Разумеется, в каждом международном договоре есть соответствующие статьи о том, как может быть прекращено его действие. Однако китайская сторона на сегодня ни разу не поднимала вопрос о денонсации соглашений, имеющих важное для развития двусторонних отношений значение, и неоднократно в ходе переговоров подтверждала строгую приверженность их положениям.

При этом не должно быть никаких сомнений в том, что руководством государства при выстраивании и последовательном развитии казахстанско-китайских отношений уделяется особое внимание их соответствию интересам нашей страны. Я являюсь сотрудником Министерства иностранных дел с 1996 года. 25 лет работаю на китайском направлении. Имею опыт участия в многочисленных переговорах глав государств, правительств и министерств, в первые годы своей работы – в качестве переводчика, а затем будучи старшим дипломатом. Главная цель каждой такой встречи – совместный выход на решения, соответствующие интересам государства и во благо его народа.

Особое место в сотрудничестве с китайской стороной занимают личные отношения между главами государств. За 30 лет нашей Независимости Елбасы Н. Назарбаев и Президент К. Токаев внесли весомый вклад в положительное решение актуальных для страны вопросов, установив тесные контакты с тремя поколениями китайского руководства. В том числе по таким чувствительным вопросам, как совместное использование трансграничных рек и забота соседнего государства о благополучии граждан КНР казахской национальности.

Следует также отметить сотрудничество двух государств в рамках международных организаций. Особенно обращаю внимание на высокий уровень взаимной поддержки в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Учитывая, что Китай является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, следует отметить тесное взаимодействие по различным глобальным вопросам, особенно в 2017–2018 годах, когда наша страна была непостоянным членом данного органа.

Известно, что созыв СВМДА был инициативой Елбасы. Несмотря на мнения отдельных экспертов о том, что деятельность данного Совещания содержательно схожа с ШОС, Китай в 2014–2018 годах успешно председательствовал в СВМДА, реально содействовал его всестороннему укреплению и запуску новых направлений сотрудничества в его рамках, провел Саммит Совещания в Шанхае в 2014 году.

Экономическое взаимодействие

Известно, что Китай в настоящее время является одной из крупнейших экономик мира. Согласно официальным данным, несмотря на воздействие эпидемии коронавируса, распространяющейся по всему миру, в 2020 году валовой внутренний продукт КНР составил около 16 триллионов долларов США. Китай отличает динамичное развитие экономики, при котором уделяется внимание таким отраслям, как автоматизация, производство роботов, цифровизация, нанотехнологии, био­технологии, блокчейн. Через несколько лет, по прогнозам экспертов, экономика Китая выйдет на первое место в мире. Неудивительно, что соседство такого огромного государства способствует появлению у некоторых людей различных фобий и страхов. Тем не менее мы должны искать в этом возможности и извлекать выгоду для развития нашего государства.

Во-первых, Китай – это большой рынок. Государство, население которого составляет 1 миллиард 400 миллионов человек, для обеспечения своих жителей продуктами питания вынуждено закупать их и из-за рубежа. Согласно имеющейся информации, годовой продовольственный рынок Китая составляет 1,5 триллиона долларов США. Следовательно, для нашего сельского хозяйства экспорт своей продукции в соседнее государство должен стать одним из основных прио­ритетов. К сожалению, сейчас Китай пока вынужден привозить многие виды продовольствия из других государств и даже – с других континентов. Среди них страны Южной Америки, Австралия и Новая Зеландия, которые из года в год наращивают объемы экспорта в КНР таких видов своей продукции, как мясо, молоко, фрукты и соя.

Поскольку в Китае будет стабильный спрос на продукты питания, нашей целью должен стать выход на китайский рынок. Стабильный спрос приведет к увеличению наших производственных мощностей. Появление новых предприятий позволит создать у нас новые рабочие места и решать проблемы безработицы. Конечно, чтобы выйти на китайский рынок, нужно серьезно постараться и сертифицировать предприятия и производимую на них продукцию на соответствие качеству. Для этого в последние годы министерствами сельского хозяйства и иностранных дел РК оказана соответствующая помощь нашим предприятиям и инициировано подписание 18 двусторонних протоколов между правительствами Казахстана и Китая. В результате сегодня около 600 отечественных предприятий, производящих пшеницу, говядину, свинину, сою, мед, рыбу, рапс, люцерну, кукурузу, муку и мучные изделия, получили разрешение на поставки своей продукции на китайский рынок.

Еще одно важное направление – сотрудничество в транспортно-транзитной сфере. Ввиду того что Китай является крупнейшим рынком, из года в год увеличиваются объемы его торговли с иностранными государствами. Если большая ее часть осуществляется морскими путями, то другая часть – железнодорожным транспортом. Здесь важно продолжить рационально использовать выгодное географическое положение Казахстана. Если мы не воспользуемся этим преимуществом, то, естественно, соседние государства попытаются перетянуть объемы грузовых перевозок на свои территории путем развития существующей инфраструктуры и строительства новых железных дорог.

Она также открыла новые возможности для социально-экономического развития государств. Через реализацию совместных проектов появилась возможность решения таких вопросов, как строительство новых инфраструктурных объектов и промышленных предприятий, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест. Вопрос, требующий здесь особого внимания – финансовая поддержка проектов. У каждого из них есть свои пути финансирования. Общая стоимость проектов – это не долг, который берет на себя наше государство, а сумма средств, софинансируемых предприятиями их реализующими. В настоящее время большая часть проектов, планируемых к совместной реализации между Казахстаном и Китаем, приходится на индивидуальных предпринимателей, и средства, привлеченные к их финансированию, будут являться частными кредитами этих предприятий. При этом указанные средства берутся не только у институтов развития Китая, но и Казахстана.

Необходимо признать, что привлечение внешних инвестиций и передовых технологий играет важную роль в росте национальной экономики. Это закон рыночной экономики. В этом направлении Правительство Казахстана проводит последовательную работу по привлечению инвестиций из-за рубежа, в том числе из Китая. Сегодня КНР занимает четвертое место по привлеченным прямым иност­ранным инвестициям в Казах­стан после Нидерландов, США и Великобритании.

Видно, что проекты, реализованные совместно с Китаем, изменили экономические возможности регионов. К примеру, в Северо-Казахстанской области создано инновационное предприятие по переработке рапса и производству рапсового мас­ла. Таким образом, в регионе за счет кооперации с китайскими партнерами расширилось производство еще одной сельскохозяйственной культуры.

В Туркестанской области за счет проекта с Китаем ведется переработка кобыльего и верб­люжьего молока. Благодаря применению новейших технологий пищевой промышленности, молочные продукты, которыми гордятся казахстанцы, стали доступны зарубежным потребителям.

Завершена модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода за счет привлеченных инвестиций из Китая. Сегодня это современный технологический комплекс, производящий широкий спектр неф­тегазохимической продукции, который востребован на рынке страны и за рубежом.

Вопросы, возникающие в ходе реализации таких проектов, обсуждаются и находят адекватные решения в рамках регулярных встреч глав правительств, механизмов Казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству и Казахстанско-китайского делового совета.

Взаимодействие по вопросам интересов граждан

Среди вопросов в этой сфере, безусловно, наиболее актуальный для нашего населения вопрос – это положение этнических казахов, проживающих в Китае. Особенно на фоне распространения в последние годы разной информации о ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

По официальным данным, на территории КНР проживают 1,6 млн казахов. Все они являются гражданами Китайской Народной Республики. Среди них есть и лица, приговоренные по решению суда к различным срокам лишения свободы за различные правонарушения. По Уставу Организации Объединенных Наций ни одно государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства. В этой связи при поступлении обращений от граждан Казахстана в отношении их родственников, являющихся гражданами КНР, мы направляем их китайской стороне. Тема оказания содействия в воссоединении разделенных семей в ходе двусторонних встреч и переговоров регулярно поднимается.

При этом, требуя помощи қандасам за рубежом, некоторые граждане забывают о том, что в Казахстане также проживают представители более ста других национальностей. Многие из них тоже имеют свою историческую родину. Задумывался ли кто-нибудь о том, какая будет наша реакция в случае, если завтра другое государство выдвинет требование об отдельной защите прав граждан Казахстана, являющихся представителями другой национальности. Естественно, с учетом того что это граж­данин Казахстана, мы потребуем невмешательства во внутренние дела нашего государства.

Среди қандасов в Китае есть как желающие переселиться в Казахстан, так и не интересующиеся этим. Некоторые из них задаются вопросом, зачем нужно переезжать в другую страну из мест, где они родились и где веками жили их предки. Наше государство не ставит перед собой цели массового переселения всех қандасов в Казахстан. Но лицам, желающим переехать и имеющим для этого соответствующие разрешения, загранучреждениями Казахстана будет оказано необходимое содействие. К примеру, в консульских учреждениях Казахстана в Китае в 2018–2020 годах қандасам было оформлено около 60 тысяч виз. Некоторые қандасы по прибытии в нашу страну приняли казахстанское гражданство. Позже часть из них столкнулась с различными трудностями при возвращении в Китай из-за невыполнения процедур по выходу из гражданства КНР.

В то же время в соответствии с достигнутыми договоренностями между министерствами иностранных дел двух государств, по неофициальной информации Посольства Китая в Казахстане, в 2018–2019 годах 7 тысяч наших қандасов получили возможность завершить процедуру выхода из гражданства КНР через Посольство Китая в Нур-Султане и Генеральное консульство в Алматы. К сожалению, эта работа в данный момент временно приостановлена из-за пандемии, но после стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации работа в этом направлении будет продолжена. Поэтому хотел бы попросить қандасов, желающих переехать в Казахстан, официально выйти из гражданства КНР перед отъездом из Китая. В этом случае не возникнет каких-либо вопросов по получению гражданства, пенсионным выплатам и пересечению границы.

Подводя итог изложенному, Казахстан и Китай с учетом своего соседства должны и далее придерживаться в качестве приоритетов двусторонних отношений дальнейшего развития всестороннего стратегического партнерства, расширения ключевых направлений взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах, продолжения диалога по чувствительным темам и совместного решения возникающих вопросов.

Мероприятие прошло в рамках двух сессий с участием известных казахстанских и китайских экспертов.

Открыл круглый стол директор ИМЭП Ержан Салтыбаев . В своем выступлении он отметил, что за годы независимости Казахстан и Китай достигли больших высот в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений стратегического партнерства.

Говоря об экономическом сотрудничестве, директор ИМЭП подчеркнул, что Китай – второй крупнейший торговый партнер для Казахстана .

Также он высказался о стратегическом значении географического положения Казахстана между Востоком и Западом для трансконтинентальных сухопутных перевозок в Евразии. В 2020 году объем транзитных железнодорожных перевозок через Казахстан вырос на 17%. Было перевезено почти 900 тыс. контейнеров, из которых на маршрут Китай-Европа-Китай приходится более 90%.

В качестве важного аспекта сотрудничества Салтыбаев выделил научно-экспертное взаимодействие между двумя странами. Среди постоянных партнеров ИМЭП, такие ведущие научные организации Китая как Академия общественных наук КНР , Шанхайская академия международных исследований, Китайская академия современных международных отношений, Китайская академия международных проблем и другие.

В заключении директор ИМЭП отметил, что Казахстан всегда поддерживал и будет поддерживать дружественные отношения с соседями, с учётом собственных национальных интересов.

Также с приветственным словом выступила Айгуль Куспан , Председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан .

В своей речи она заметила, что отношения Казахстана и Китая являются образцовыми.

Кроме того, она отметила постоянное сотрудничество на межпарламентском уровне, а также затронула тему культурного сотрудничества, заметив возросший интерес китайской молодежи к казахскому языку.

В первой сессии, посвященной подведению итогов 30-летнего взаимодействия, спикеры обсудили итоги политического взаимодействия двух стран, ключевые достижения торгово-экономического сотрудничества, взаимодействие РК и КНР на региональном уровне.

Ли Чженьли, вице-директор Института России , Восточной Европы и Центральной Азии Китайской Академии Общественных Наук, отметил достижения двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Китаем на дипломатическом, торгово-экономическом и гуманитарном уровне.

Среди предложений для дальнейшего взаимодействия китайский эксперт выделил сферы здравоохранения, цифровой экономики, а также сотрудничества в рамках международных организаций.

Также г-н Ли акцентировал внимание на возможной кооперации двух стран в сфере обеспечения безопасности по вопросу ситуации в Афганистане . По его мнению, вывод американских войск из Афганистана 11 сентября 2021 года может привести к резкому ухудшению положения безопасности в центральноазиатском регионе.

Следующим спикером стал руководитель Центра международных программ Фонда Нурсултана Назарбаева , известный дипломат Кайрат Абусеитов .

В своем выступлении Кайрат Абусеитов особое внимание уделил значению вопроса делимитации границ для развития отношений государств.

Как известно, именно с Китаем раньше всех начались переговоры по делимитации границы, и раньше всех было подписано соответствующее соглашение.

Таким образом, определение Казахстаном границ со своим восточным соседом в первые годы независимости заложило прочную основу для поступательного и уверенного развития казахстанско-китайского партнерства в последующие десятилетия.

По мнению К. Абусеитова , идея, выдвинутая Первым Президентом РК - Елбасы Н.А. Назарбаевым , отвечает общим интересам всех стран, заинтересованных в устойчивом будущем объединенной Евразии.

Двусторонние отношения Казахстана и Китая , а также роль наших государств в регионе и мире могут обеспечить определяющее влияние на успех формирования тесного взаимодействия на евразийском пространстве.

Профессор Шанхайского Университета Международных Исследований, КНР Ян Чэн завершил своим выступлением первую сессию круглого стола. Г-н Чэн поделился мнением о залоге успешного развития отношений между двумя странами:

Также китайский эксперт выдвинул несколько предложений по потенциальным сферам укрепления партнерства. Среди них сфера здравоохранения. Эксперт высоко оценил усилия Казахстана по разработке собственной вакцины, назвав это чудом.

Перспективным назвал Ян Чэн создание совместного медицинского центра, который мог бы работать на постоянной основе.

Эксперт также провел параллель по использованию современных технологий для борьбы с пандемией Covid-19 .

Чжан Хунли , профессор Ланьчжоуского Университета в Китае , сфокусировалась в своем выступлении на теме образования.

В своей речи он затронул более обширный геополитический аспект в отношениях Казахстана и Китая .

Сегодня наблюдается противостояние США и Китая по различным направлениям. Отдельным центром силы представляется Россия . Центральная Азия в свою очередь, по словам эксперта, располагается посередине между этими полюсами. И Казахстану предстоит по некоторым вопросам делать выбор в пользу одного из полюсов. Одним из таких направлений, например, является развитие технологий 5G .

Завершающим спикером круглого стола стал руководитель программы азиатских и китайских исследований ИМЭП Ерлан Мадиев . Эксперт отметил, что ключевой характеристикой отношений между нашими странами является отсутствие каких-либо фундаментальных противоречий и проблем, которые могли бы нарушить ту позитивную динамику кооперации, которая образовалась за последние годы.

В то же время, по словам эксперта, как и любые межгосударственные отношения, взаимодействие РК и КНР не развивается в вакууме, и в полной мере испытывают на себе влияние различных процессов как на региональном, так и на глобальном уровне.

Одним из важных факторов для успешного сотрудничества Мадиев назвал эффективную коммуникацию, которая позволит избежать различных рисков и ненужных кризисных ситуаций.

В целом участники дискуссий сошлись во мнении о том, что за 30 лет казахстанско-китайские отношения достигли высокого уровня развития. Несмотря на ряд существующих проблемных вопросов с обеих сторон наблюдается готовность к дальнейшему развитию конструктивных и взаимовыгодных отношений.

Между Казахстаном и Китаем разгорается дипломатический скандал, вызванный публикацией статьи в официальном СМИ под названием "Почему Казахстан стремится вернуться в Китай". Стоит ли верить праведному гневу Нурсултана?

Стоит ли верить гневу Нурсултана?

Протест Нур-Султана в адрес Пекина

14 апреля в МИД Казахстана послу КНР Чжан Сяо был выражен протест по поводу статьи, опубликованной на сайте Soho.com под названием: "Почему Казахстан стремится вернуться в Китай". Было заявлено что она "не соответствует духу вечного всестороннего стратегического партнерства между странами". Также посольство Казахстана в Пекине направило соответствующую ноту в МИД КНР.

Казахстан должен вернуться в Китай

В статье утверждается:

  • Земли, которые сейчас занимает Казахстан, в разные времена были китайскими территориями (Джунгарское ханство, Империя Цин), "но Россия воспользовалась возможностью занять земли Империи Цин, и Казахстан вернулся в Россию".
  • "Люди в Казахстане считают, что они имеют смешанное ханьское (ханьцы — самый многочисленный народ Китая - ред.) происхождение".
  • Казахстан "признает, что китайцы в Южной Азии оказывают глубокое влияние на каждую страну", "будь их более ста или меньше", и все они "занимают важные посты". Этнические китайцы в Казахстане (около 400 тысяч) "активны в различных областях Казахстана".
  • В настоящее время помощь Китая Казахстану "очень велика": инвестиции в Казахстан превышают 23 миллиарда долларов США, особенно они важны в металлургическом секторе.

Китайские деньги Казахстану больше не нужны?

Очевидно, что автор выражает точку зрения части китайской элиты, которая считает своими территорию Казахстана и его ресурсы. Недавно в Казахстане были протесты дунган - этнических китайцев. И если в этих протестах, вполне обоснованных, пока нет руки Пекина, то она будет.

Те временем казахи давно выходят на акции под лозунгом "Нет экспансии Китая". Несмотря на обещание властей о тысячах новых рабочих мест от внедрения китайских инвестиций, общество считает, что власть не способна отстаивать национальные интересы страны, потому что, как и везде в мире, на новых предприятиях будут работать китайские мигранты.

В 2016 году казахстанское правительство приняло Земельный кодекс, по которому якобы земли сельхозназначения можно будет продавать иностранцам, читай — китайцам. Тогда протесты охватили все крупные города Казахстана. Заявлениям властей, что такого соглашения не будет, люди не верили. Вряд ли поверят и сейчас.

Возмущение Нур-Султана в экономический кризис, созданный коронавирусом, играет на руку Нурсултану Назарбаеву в поиске внешнего врага. На самом деле, китайские деньги, как и любые другие — "не пахнут", а казахстанская элита долгое время набивала свой личный кошелек с китайских инвестпроектов.

Сейчас они под вопросом, поэтому Назарбаев дал отмашку выразить недовольство.

Комментарий эксперта: Китай становится агрессивным

Как сказал "Правде.Ру" директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов, Китай — это очень управляемая страна, поэтому ни одно высказывание, тем более на официальном сайте, отвечающем за международную политику, случайно не появляется.

Значит, "это чья-то директива, пробный шар, одобрено на самом верху, и именно так это было расценено казахстанскими дипломатами".

По словам эксперта, Казахстан является единственной страной в Средней Азии, которая не является экономическим вассалом Китая.

"Китай фактически прибрал к своим рукам Туркмению вместе с ее газом, Таджикистан, активно участвует в экономике Киргизии, строит инфраструктуру, предприятия в Узбекистане. А такая свободная, достаточно самостоятельная страна — это Казахстан, безусловно", — сказал Юрий Солозобов.

Но, отметил он, казахам в Китае разрешена национально-культурная автономия (как и русским), поэтому "претензия на управление Казахстаном как бывшими территориями Поднебесной прослеживается в историческом и политическом дискурсе Китая".

"Конечно, это возмущает и казахстанское руководство, и самое главное, на бытовом уровне простых граждан. В Казахстане очень большая синофобия. Был массовый протест против возможной передачи земель китайским компаниям, засилья их предприятий. И эту чувствительность низов верхи Казахстана не могут игнорировать", — отметил эксперт.

"Китай почувствовал, что он справился с первой волной эпидемии коронавируса, он стал более собранным и стал вести себя более агрессивно и внутри страны, и на международной арене. Почти военная мобилизация Китая, которая произошла в момент чрезвычайного положения с коронавирусом, теперь сказывается на международной ситуации. Так что со временем мы увидим более агрессивное лицо нашего восточного соседа", — резюмировал Юрий Солозобов.

Читайте также: