Деонтология в стоматологии кратко

Обновлено: 13.05.2024

Посещение ребенка стоматолога в большинстве случаев сопровождается стрессом из-за страха перед врачом, бормашиной и проводимыми манипуляциями. Особенно тяжело маленьким пациентам, которые впервые лечат зубы. Именно поэтому деонтология занимает важное место в детской стоматологии.

Что такое деонтология и как она связана со стоматологией

Деонтология является учением о нравственных и моральных проблемах, оценке действий человека и правилах поведения. Казалось бы, как связана эта направление в психологии с медициной? Но взаимосвязь действительно есть и она очень близкая.

Многие взрослые придерживаются мнения, что посещение стоматолога может вызвать только физическую боль, не придавая достаточно внимания психологическому состоянию ребенка. Однако, по результатам многих исследований доказано, что дети испытывают страх перед каждым посещением зубного врача.

Задачи деонтологии в стоматологии

Главная задача деонтологии заключается в формировании доверия между маленьким пациентом и врачом. Такой подход к стоматологическому приему необходим для повышения качества лечения и устранения страха ребенка перед стоматологом в будущем.

Деонтология предполагает целый комплекс действий детского стоматолога, начиная с встречи маленького пациента и общего вида самого специалиста. Методы деонтологии рассчитаны на психологическое воздействие с помощью слова и выполняемых действий без физического и эмоционального насилия. Ошибки специалиста могут стать причиной страха перед стоматологией в будущем.

Принципы стоматологической деонтологии

Медицинская деонтология является учением о выполнении работником профессионального долга в соответствии с правилами врачебной этики и психофактора деятельности. Деонтология учит доктора относиться к пациенту не как к предмету наблюдений и выполнения своей работы, а как к личности, имеющий индивидуальный духовный мир.

Соответствовать всем этим требованиям может только высококвалифицированный врач, способный придерживаться всех основных принципов стоматологической деонтологии.

Приветливость и доброжелательность, располагающие ребенка.

Осторожность, выражающаяся в правильной подаче информации относительно патологии ребенка.

Тактичность в обращении к ребенку и его родителям.

Сдержанность, требующая контроля собственных эмоций перед ребенком.

Оказание профессиональной помощи вне зависимости от ситуации и поведения ребенка.

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Детский стоматолог должен иметь не только профессиональное образование и квалификацию, но и навыки психолога. Понять индивидуальность маленького пациента, можно только внимательно наблюдая за его поведением и общаясь с ним. Применение учений деонтологии позволяет врачу найти нужный подход к ребенку, применив психологические методы манипуляции его поведением.

Деонтология при работе детского стоматолога

Приветливый стоматолог, который с трепетом и заботой относится к детям, всегда будет пользоваться авторитетом. В будущем даже болезненные процедуры ребенок будет воспринимать более стойко, поскольку сохраняется полное доверие ко взрослому человеку.

В современной детской стоматологии врачи проходят специальную подготовку по обучению навыкам деонтологии. Некоторые нюансы этого медицинского направления учитываются и клиникой при создании интерьера, который заведомо будет располагать ребенка к полному доверию.

Советы родителям

Первый визит к стоматологу всегда играет важную роль на отношение ребенка к лечению зубов. Если специалист не смог найти подход к ребенку, то в дальнейшем ребенок будет испытывать страх перед посещением зубного врача, а уже во взрослом возрасте лечение зубов будет затягиваться. Свидетельством тому могут быть многие взрослые, которые столкнулись со стоматологией прошлого века.

В современной стоматологи лечение зубов проводится с применением самых разных видов анестезии. Единственной причиной страха может стать бормашина, инструменты врача и неизвестность процедур.

Для того, чтобы подготовить ребенка к стоматологическому лечению, следует начинать с профилактических осмотров. Врач, имеющий навыки деонтологии, всегда найдет подход к маленькому пациенту, познакомит его со всеми особенностями лечения зубов, правильно объяснит необходимость ухода и лечения. Родители же смогут убедиться в компетенции стоматолога.

Слово это происходит от греческого deon — долг.

В профессиональном мышлении медицинских работников любых специальностей, и стоматологов в том числе, понятие долга или должного является исключительно важным.

Основной принцип деонтологии - это сознательное подчинение интересам общества личных интересов.

Немало издано книг по медицинской деонтологии в стоматологии.

Большинство стоматологов в наши дни в своей повседневной деятельности руководствуются гуманной целью оздоровления населения.

Цель врача-стоматолога - избавление пациентов от страданий, бескорыстная лечебная помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таким образом, под медицинской деонтологией понимают совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Особенности врачебной этики

Врачебная этика включает в себя:

  • общие вопросы поведения врача-стоматолога;
  • нравственные правила, которые регулируют взаимоотношения в медицинском коллективе;
  • взаимоотношения врача-стоматолога и его пациентов.

Обезболивание - одна из наиболее важных функций стоматолога, так как все манипуляции, которые для пациентов связаны с ощущением боли, негуманны.

Врач-стоматолог должен обеспечить безболезненные стоматологические манипуляции.

Если эта функция не выполняется, то могут возникнуть профессионально-этические проблемы.

Врачу-стоматологу необходимо владеть всеми видами местного обезболивания. Врач-стоматолог должен знать не только показания и противопоказания анестезирующих веществ, но и их механизмы действия.

Готовые работы на аналогичную тему

Врачу-стоматологу, как и всем другим медицинским работникам, для исполнения профессионального долга необходима не только его общемедицинская подготовка, но и владение современной диагностикой, профилактикой, методами лечения и реабилитации, психотерапевтическим искусством, а также строгое соблюдение врачом правил внутренней и внешней культуры поведения.

Под внутренней культурой поведения понимается отношение врачей-стоматологов к труду, дисциплине, их дружелюбие и чувство коллегиальности.

Говоря о внешней культуре поведения, подразумевают хороший тон, приличие, внешнюю опрятность, то есть и соответствующий внешний вид.

Эти слагаемые - основа медицинского этикета и должны касаться всех членов медицинского коллектива.

К правилам внешней культуры также можно отнести форму приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение участвовать в беседе, соответственно условиям и обстановке, взаимную вежливость.

Ко врачам-стоматологам, как и к прочим сотрудникам в клинике предъявляют следующие требования: соблюдение формы (аккуратная прическа, чистый, отутюженный халат, сменная обувь); использование очков, перчаток, маски при приеме пациентов.

Внешность врача-стоматолога должна отражать самодисциплину, внутреннюю собранность.

В представлении пациента опрятность доктора всегда ассоциируется с его хорошей профессиональной подготовкой. Больные уверены, что аккуратный врач хорошо лечит.

Исключительно важным для исхода лечения является характер отношений, устанавливающийся при первом контакте пациента с врачом.

На успех лечения может рассчитывать только тот специалист, который учитывает личностные и индивидуальные особенности пациента.

Больной прислушивается к словам врача, ему требуется постоянно ощущать оптимизм доктора

Это помогает пациенту верить в положительный результат проводимого лечения и на пути к выздоровлению преодолевать все трудности.

Врачам вверяется самое дорогое —здоровье и жизнь людей. Они несут ответственность не только перед определенным пациентом, его родными, но и в целом перед обществом.

Врач, поэтому, не имеет права быть безответственным.

Ответственность за свою работу, за свои действия и качество их выполнения в деятельности врача имеет особый смысл.

Деонтология и врачебная этика в стоматологии

В процессе выполнения своих обязанностей врачи-стоматологи должны придерживаться морально-этических и нравственных норм, которые прописаны в медицинской этике и деонтологии. Главная задача стоматолога, как и любого другого врача – бескорыстная помощь пациентам. Он должен стремиться избавить пациента от боли и иного дискомфорта, а также создавать благоприятные условия для скорейшего и полного выздоровления.

Зачем нужна медицинская этика

Посещение врача у большинства пациентов сопровождается стрессом. Психологическое напряжение связано со страхом перед предстоящими вмешательствами и ожиданием боли. На это может быть несколько причин:

  • индивидуальные особенности психики;
  • предыдущий негативный опыт;
  • недостаточная осведомленность о методах лечения;
  • эгротогения – неблагоприятное влияние других пациентов.

Неосторожно сказанное слово, неправильное поведение, небрежное отношение врача к профессиональным обязанностям приводит к развитию у больного страха. Из-за отрицательного влияния специалиста создается неправильное представление о предстоящем лечении, медицинской помощи и медработниках в целом. Болезненное состояние пациента усугубляется, или он начинает находить у себя симптомы несуществующей патологии.

Соблюдение этико-деонтологических принципов позволит избежать профессиональных проблем, добиться взаимопонимания с больным и, соответственно, повысить уровень обслуживания и эффективность лечения.

Поведение и внешний вид

В своей работе стоматологу следует придерживаться медицинского этикета. Это поможет пациенту почувствовать себя комфортно в кабинете и довериться специалисту. Врач должен:

  1. Использовать медицинскую форму одежды и быть опрятным.
  2. Иметь располагающее выражение лица.
  3. Проявлять искреннее дружелюбие и вежливость.
  4. Достойно держать себя с пациентами и коллегами.

Если врач придерживается этих правил, то он производит впечатление ответственного и дисциплинированного специалиста, знающего и профессионально исполняющего свои должностные обязанности. Благодаря этому у больного возрастает уверенность в целесообразности подобранного лечения и положительном результате.

Общение с пациентом

Опрос – это важная часть приема у стоматолога. Нельзя сразу приступать к выполнению процедур: необходимо поговорить с пациентом, выяснить его жалобы и переживания по поводу болезни и предстоящего лечения. Следует выслушать больного, дать ему высказать свое мнение. В дальнейшем специалист может задавать нейтральные наводящие вопросы, чтобы получить больше информации, которая позволит уточнить диагноз и выбрать подходящий метод лечения.

Общение не должно быть односторонним. Важно проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре и эмпатию. Стоматологу следует относиться к пациенту уважительно, независимо от внешнего вида, возраста и финансового положения. Он должен быть на равных с больным, но нельзя допускать панибратства.

Немаловажное значение играет то, как лечащий врач общается с коллегами. Должно присутствовать взаимопонимание и уважение. Часто заболевания зубочелюстной системы затрагивают несколько областей стоматологии, из-за чего требуется консультироваться с врачами смежных специальностей.

При постановке диагноза стоматолог должен прислушиваться к советам средних медицинских работников и других врачей. Нежелательно конфликтовать с коллегами и критиковать их действия, особенно при пациенте. Специалисты должны объединиться, чтобы подобрать максимально эффективный способ лечения.

Процесс лечения


Приступая к выполнению манипуляции, врач должен описывать алгоритм так, чтобы пациент понимал происходящее. Став более осведомленным, больной доверится специалисту и избавится от предубеждений по поводу болезненности и опасности стоматологического лечения.

Врач должен предупреждать о каждом шаге и ощущениях, которые будут возникать. Благодаря этому пациент психологически подготовится и спокойнее отреагирует на манипуляцию. Это поможет избежать формирования страхов и травматизации из-за неожиданной эмоциональной и поведенческой реакции. После выполнения действия следует хвалить больного за проявленное терпение.

В процессе лечения нельзя критиковать состояние зубов, упоминать других пациентов, их проблемы, врачебные ошибки. В конце приема специалист дает рекомендации и проводит санитарно-просветительскую работу.

Что должен сделать врач:

  1. Сообщить о достигнутых результатах и длительности восстановительного периода.
  2. Ответить на оставшиеся вопросы.
  3. Успокоить и сказать, что неприятные ощущения и возможная боль после завершения действия местной анестезии носят временный характер.
  4. Объяснить важность здорового образа жизни и соблюдения правил ухода за полостью рта.
  5. Обучить методам гигиенического ухода, профилактики кариеса и других патологических процессов.

Персональный подход

Стоматолог должен создать благоприятный психологический климат. Для этого необходимо найти подход к пациенту, учитывая его темперамент и особенности характера:

  • Сангвиники энергичны и легко отвлекаемы. Главная задача врача – донести до пациента смысл лечения и сделать так, чтобы он дослушал до конца. Если сангвиник убедился в целесообразности манипуляции, он будет стараться сидеть спокойно. Рекомендации по поводу реабилитационного периода стоит давать под запись.
  • Холерики беспокойны, тревожны и легко возбудимы. Они могут создавать напряженную обстановку и негативно влиять на других пациентов. Такие люди невнимательно относятся к словам врача, их тяжело удержать в стоматологическом кресле из-за чрезмерной активности и торопливости. Холерики подозрительны, часто имеют низкий болевой порог, поэтому могут препятствовать проведению манипуляций. Стоматолог должен проявить твердость характера и убедить больного в своем профессионализме.
  • Меланхолики относятся к лечению более терпимо, но требуют внимательного отношения. Они мнительны и легко внушаемы, поэтому неосторожно сказанное слово может серьезно повлиять на эмоциональное и физическое состояние. Пациенты меланхолического темперамента больше остальных нуждаются в поддержке окружающих.
  • Флегматики неспособны быстро реагировать. Таким пациентам нужно тщательно разъяснить необходимость процедуры и не торопить с принятием решений. Они должны тщательно обдумать ситуацию, взвесить все плюсы и минусы. К процессу лечения флегматики относятся спокойнее остальных типов пациентов.

Обезболивание

Диагностические и лечебные стоматологические манипуляции должны быть абсолютно безболезненными. Отсутствие местной анестезии или ее неадекватное применение приносит страдания пациенту, а это считается негуманным отношением и влечет за собой проблемы. Больной перестает доверять специалисту и медицинской организации, у него развивается страх перед посещением стоматологического кабинета. Из-за этого он может вовсе отказаться от помощи.

  • Владеть всеми видами местной анестезии.
  • Знать механизмы действия препаратов, особенности применения, показания и противопоказания.
  • Контролировать наличие необходимых обезболивающих средств.
  • В случае если приходится причинить боль, работать быстро и профессионально, не колеблясь и оказывая психологическую поддержку пациенту на протяжении всей процедуры.

Стоматолог должен безукоризненно придерживаться норм деонтологии и врачебной этики, так как пациент вверяет ему свое здоровье и жизнь. Специалист несет ответственность за свои слова и действия. Поведение врача – это важный аспект лечебного процесса, который может значительно повлиять на состояние больного.

Приход пациента к стоматологу часто ассоциируется со стрессом, который связан со страхом ожидания последующей боли, даже не смотря на современные возможности ее преодоления. И еще силен стереотип, что лечение зубов – крайне агрессивное вмешательство в организм и интимное пространство человека. Кроме того, у пациента сформировано чувство вины, что он сам стал провокатором зубных болей. Таким образом, на врача-стоматолога ложится разрешение важной психологической задачи – снизить состояние тревоги пациента, которое может негативно отразиться на процессе лечения. Кроме того, высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг наполняет отношение врача и пациента новым смыслом. Они начинают выступать одним из конкурентных преимуществ, уникальным торговым предложением и становятся одним из инструментов маркетинговой политики.

Как правило, в вузах плотно не изучаются тонкости и принципы деонтологии, поэтому хорошему специалисту, конечно, приходится заниматься самообразованием, читать профессиональную литературу, посещать различные мастер-классы и тренинги, а затем применять теорию на практическом опыте. Есть некий свод базовых правил этики для врача:

  • обязательно приходите вовремя на работу, иначе пациенты уйдут к конкурентам;
  • к приходу нового пациента убирайте следы пребывания предыдущего;
  • следите за внешним видом: будьте опрятны, перед рабочим днем не употребляйте в пищу резко пахнущих продуктов;
  • уважайте и любите своих пациентов, будьте всегда доброжелательны и терпимы.

Все начинается с улыбки

Перед началом лечения договоритесь об условных знаках, которыми будете пользоваться с больным, например, пациент закрывает глаза – значит, испытывает неприятные ощущения, делаем паузу. Такая договоренность придаст пациенту уверенность, что у него есть обратная связь. На протяжении всего приема/лечения обращайтесь к пациенту по имени и отчеству. Есть даже такой метод: сделать это 10 раз за прием – это очень располагает людей.

Описание действий

Во время презентации плана лечения, всегда имейте и запасной план, предоставляя, таким образом выбор, пациент оценит такой подход.

Завершение контакта

Работа с детьми

Какие бы методы установления и поддержания контакта с пациентом вы ни выбрали или ни изобрели сами, ключевыми моментами всегда остаются ваша сдержанность, уверенность и профессионализм. Приходя на работу, забывайте о плохом настроении, улыбайтесь и будьте позитивны. Аккуратно оформите кабинет, повесьте в рамки ваши дипломы и сертификаты, следите за чистотой рабочего места, ведь примерно на 55 процентов успех зависит от визуальных ощущений пациента! Затем важно звучание вашего голоса – будьте мягки и сдержаны (38 процентов успеха) и только семь процентов остается на вербальный контакт.

Желаю успехов и лояльных пациентов!

Krivtsov G. V., dentist, orthopedic dentist, dental surgeon at the Radamed dental clinic (Chelyabinsk)

Deontology and medical ethics in market conditions: the golden rules of the dentist’s work with the patient

Аннотация. Высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг наполняет отношение врача и пациента новым смыслом. На него ложится разрешение важной психологической задачи – снизить состояние тревоги пациента. Это становится одним из конкурентных преимуществ, уникальным торговым предложением и одним из инструментов маркетинговой политики. Поэтому, хороший специалист должен самостоятельно выучить принципы деонтологию, и соблюдать свод базовых правил этики врача.

Annotation. High competition in the dental market fills the doctor-patient relationship with a new meaning. It lays down the resolution of an important psychological task — to reduce the patient’s anxiety state. This becomes one of the competitive advantages, a unique selling proposition and one of the tools of marketing policy. Therefore, a good specialist should independently learn the principles of deontology, and observe the set of basic rules of ethics for a doctor.

Ключевые слова: деонтология, маркетинговая политика, пациент, медицинская этика.

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Читайте также: