Демократизация общественно политической жизни страны кратко

Обновлено: 01.07.2024

Гласность — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении термин чаще всего используется применительно к политике гласности, проводившейся Михаилом Горбачёвым во второй половине 1980-х годов в СССР и означавшей недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

Декларация — официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.

Забастовка - организованное массовое прекращение работы на предприятии с целью добиться выполнения требований рабочих, то же, что стачка.

Митинг - массовое собрание для обсуждения политических и других неотложных вопросов текущей жизни.

Перестройка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией

Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Ключевые слова

Гласность, перестройка, плюрализм, суверенитет, митинг, забастовка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.С. Горбачев. – М., Издательство политической литературы, 1988.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для подтверждения правильности нового курса реформаторы использовали критику сталинского режима. Созданная в 1987 г., Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий приняла решение о восстановлении в партии Л. Каменева, Г. Зиновьева, Н. Бухарина и др. Вторая волна десталинизации выразилась в принятой в 1989 г. декларации, которая признала незаконными и преступными репрессии против народов, насильственно переселенных в годы сталинского режима.

Таким образом, история страны теперь превратилась в один из важнейших факторов политической жизни.

Решения конференции нашли отражение в изменениях конституции в 1988 году, согласно которым высшим органом власти в СССР стал Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 членов.

Выборы по новой системе состоялись в 1989 г. Их итоги оказались весьма неожиданными: партийные кандидаты потерпели поражение в некоторых крупных промышленных центрах, например Урал и Поволжье. Полный провал они потерпели в Ленинграде, где не был избран ни один партийный руководитель. Это наглядно демонстрировало кризис системы.

Коммунисты выступали за сохранение общественной собственности, коллективистских форм отношений.

Либералы же призывали к приватизации собственности, свободе слова, полной демократизации и переходу к рыночным отношениям. Таким образом, в стране формируется плюрализм мнений.

Все эти настроения сказались на самой КПСС, способствуя зарождению кризиса в ней. В июне 1990 г. была образованна Коммунистическая партия РСФСР, первым секретарем которой был избран Иван Полозков. Члены КП РСФСР выступали за сохранение существующего строя. КПСС оказалась в состоянии раскола. Начался массовый выход из неё.

Активизировались радикалы, проводившие забастовочные движения. Митинги охватили сначала угольные районы страны, а затем и другие сферы промышленности. Изначально митингующие требовали улучшения экономической ситуации, но со временем всё чаще стали звучать политические требования.

Таким образом, период перестройки окончился 25 декабря 1991 г., когда ее создатель М.С. Горбачёв покинул поста Президента СССР в результате распада этого государства.

Разбор типового тренировочного задания

1. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1. На XIX Всесоюзной партийной конференции был создан новый высший орган власти –_______________________.

2. В результате выборов в июне 1991 г. президентом России был избран ______________.

  1. Верховный совет РСФСР, Съезд народных комиссаров СССР, КПСС.
  2. Б.Н. Ельцин, М.С.Горбачев, Р.И. Хасбулатов.

1. Съезд народных комиссаров СССР.

2. Установите соответствие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу — на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Преобразования в общественно-политической жизни

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако Проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина — руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Обновление аппарата власти

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

27—28 января 1987 г.— Пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики — необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки.

Результат: 1) массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985—1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне — до 70%). 2) Усиление роли местных руководителей.

2. Политика гласности

Демократизация политической жизни

3. Реформа политической системы

12—15 марта 1990 г.— III Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР → учреждение института президентства.


  • Учреждение нового высшего законодательного органа власти — Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.
  • Выборы сроком на 5 лет народных депутатов (проводились на альтернативной основе, лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.):
    • март 1989 г.— СССР;
    • март 1990 г.— союзных, автономных республик и местных Советов.

    Высшие органы государственной власти и управления СССР

    Высшие органы власти и управления СССР

    Реформа государственного строя СССР (1985—1991 гг.)


    Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, репрессии, усиление международной напря­женности - такими были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более усилился режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система. В общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен. Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, характерных для всех сфер общественной жизни.

    Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в этом принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

    Сделанные разоблачения в определенной мере оздоровили морально-политическую атмосферу в советском обществе.

    Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись права союзных республик в области законода­тельства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере.

    Законодательная реформа переплеталась с преобразованиями в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное повышение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.




    В конце 50-х годов были сняты политические обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности руководителей оппозиции Сталину А.И. Рыкова и Н.И. Бухарина.

    "Оттепель" способствовала бурному развитию культуры и науки. Возросли затраты на науку, открыто многих научно-исследовательских учреждений. С 50-х гг. формируется Сибирское отделение академии наук. Получает распространение в высшем образовании приоритет вечернего и заочного образования. Абитуриенты с производственным стажем 2 года или демобилизованные из рядов Советской Армии имели преимущества при зачислении, а также возможность подготовиться к вступительным экзаменам на специальных подготовительных курсах. Доля молодых рабочих и колхозников в студенчестве достигла к концу 50-х гг. 70%. Вводится обязательное восьмилетнее образование.

    Выделим некоторые общие черты развития культуры в СССР в 1945-1953гг. и 1953-1964гг. К ним отнесем: 1) руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов; 2) давление официальной идеологии на творчество представителей культуры; (добавим здесь, что и сейчас в России господствующая буржуазная идеология оказывает огромное влияние на образ жизни, формирует потребности и вкусы и предпочтения, как широких масс, так и самих творцов культуры); 3) преобладание в творчестве метода социалистического реализма; 4) гонения (в той или иной степени) на деятелей культуры.

    Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, репрессии, усиление международной напря­женности - такими были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более усилился режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система. В общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен. Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, характерных для всех сфер общественной жизни.

    Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в этом принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

    Сделанные разоблачения в определенной мере оздоровили морально-политическую атмосферу в советском обществе.

    Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись права союзных республик в области законода­тельства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере.

    Законодательная реформа переплеталась с преобразованиями в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное повышение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.

    В конце 50-х годов были сняты политические обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности руководителей оппозиции Сталину А.И. Рыкова и Н.И. Бухарина.

    "Оттепель" способствовала бурному развитию культуры и науки. Возросли затраты на науку, открыто многих научно-исследовательских учреждений. С 50-х гг. формируется Сибирское отделение академии наук. Получает распространение в высшем образовании приоритет вечернего и заочного образования. Абитуриенты с производственным стажем 2 года или демобилизованные из рядов Советской Армии имели преимущества при зачислении, а также возможность подготовиться к вступительным экзаменам на специальных подготовительных курсах. Доля молодых рабочих и колхозников в студенчестве достигла к концу 50-х гг. 70%. Вводится обязательное восьмилетнее образование.

    Выделим некоторые общие черты развития культуры в СССР в 1945-1953гг. и 1953-1964гг. К ним отнесем: 1) руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов; 2) давление официальной идеологии на творчество представителей культуры; (добавим здесь, что и сейчас в России господствующая буржуазная идеология оказывает огромное влияние на образ жизни, формирует потребности и вкусы и предпочтения, как широких масс, так и самих творцов культуры); 3) преобладание в творчестве метода социалистического реализма; 4) гонения (в той или иной степени) на деятелей культуры.

    Читайте также: