Легенда о святославе кратко

Обновлено: 03.07.2024

Естественно, речь Святослава – не протокольная запись, а текст, созданный летописцем-христанином и имеющий, скорее всего, литературную основу, согласно которой, середой земли назывался Иерусалим.

Однако мог ли киевский летописец связывать образ Иерусалима с болгарским Переяславцем? Для такого предположения имеются некоторые основания.

Дело в том, что аналогичные рассказы – но не о Святославе! – мы находим в греческих Хронике Манасии и в Хронике Георгия Амартола.

В первой из них речь идет о том, как 26 июля 811 г. болгарский хан Крум, победив византийского императора Никифора I, отрубил ему голову, насадил ее на копье, а затем приказал оковать его череп в серебро и в дни больших торжеств пил из этой части здравицу за своих славянских бояр, предлагая и им пить из нее же. Еще больше сближает рассказы о гибели древнерусского князя и византийского императора то, что незадолго до смерти Никифор захватил столицу Крума Плиску, но по пути домой, попал в засаду. Все его воины утонули в болоте или же были перебиты болгарскими лучниками, а сам император пал в битве.

Аналогичный сюжет мы встречаем и в китайских хрониках. В конце 70-х – начале 60-х гг. II в. до н. э. на северных границах Китайской империи тюркоязычные сюнну победили своих главных противников – больших юэчжи. Счастливый победитель – предводитель сюнну Лаошан-шаньюй в честь этого события приказал изготовить из черепа убитого вождя побежденного противника чашу для питья…

Трудно сказать, с чем мы имеем дело в данном случае – с описаниями сходных событий, литературным заимствованием или же культурной традицией тюркоязычных народов (печенегов, протоболгар и их предков-сюнну).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 4. РУСЬ ПРИ ОЛЬГЕ И СВЯТОСЛАВЕ

7. Легенды

7. Легенды Падение Новгорода произвело чрезвычайное впечатление на современников, как в самом Новгороде, так и в Москве. Это отражено во множестве легенд, некоторые из них могли появиться даже до войны 1471 г. Большинство легенд было, скорее всего, создано в церковной среде и

Легенды…

Две легенды

Две легенды Взгляните на парсуну, написанную царским художником Иваном (Богданом) Салтановым — выезжим армянином, удостоенным за выдающиеся творческие успехи звания дворянина московского. Необычайно живое лицо Федора Алексеевича глядело на пришедших поклониться его

Легенды

Легенды Беря в руки пожелтевший документ или читая книгу, вышедшую 150—200 лет назад (не говоря уже о более старых), испытываешь почтительное чувство прикосновения к прошлому, сопричастности к истории. Легко понять тех, кто предпочитает читать книги в их первом издании. Мы

Легенды

Легенды и быль

Легенды и быль Всесокрушающий каток репрессий неумолимо подминал под себя все новые и новые порции командно-начальствующего состава Красной Армии. В печати об этом, естественно, ничего не сообщалось, если не считать тщательно отредактированных материалов открытых

Начало легенды

Начало легенды Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох практически все советские государственные структуры. Музейщики не стали исключением. Инвентаризация в хранилищах была далеко не закончена, не существовало конкретного плана эвакуации

Глава 1 Легенды

Легенды

Легенды Частью боснийского проекта являлось стремление выяснить, что известно местным жителям об особенностях холмов в долине Височице. По одной из местных легенд, когда в XIV в. турки захватили Боснию, одна старая женщина, жившая у подножия холма в Височице, рассказала им,

1. Три легенды

1. Три легенды Современная история должна рассматривать неделю, начавшуюся 7 марта 1939 года, как одну из самых странных и наиболее многозначительных по своим последствиям. Эта неделя описывалась в больших подробностях и с большим пристрастием, чем любая другая; и все же,

Предания о Святославе

Предания о Святославе С малых лет сроднился Святослав с боевой жизнью. Удалые набеги да битвы кровавые – вот что больше всего тешило его, в них только была и жизнь ему… Походы совершал он необычайно быстро, ходил как барс, по словам летописца, никакого обоза, никаких

Легенды

Легенды Фольклорное произведение с элементами чудесного, фантастического. В то же время легенда воспринимается как достоверность, предание о событиях, которые происходили на меже исторического и мифологического времени или в историческое время. Отличие легенды от мифа

Образ Святослава, русского "Александра Македонского" хорошо выписан Нестором.

И тем не менее сплошные вопросы.

Начнем с того, что в X веке современники произносили его имя немного не так, как мы – византийский историк Лев Диакон, оставивший о борьбе с киевским князем обширные записки, зафиксировал именно эту форму имени – с некоторым греческим акцентом – Сфендослав.

Имя многое может рассказать о его хозяине. Святослав – первый из пришлой династии Рюриковичей, кто называл себя не на варяжский, а на славянский манер. Следовательно, викинги к его рождению уже прилично ославянились на местной почве.

В Киеве Святослав, в отличие от христианской партии мира, возглавлял языческую партию войны. Христиане считали, что с Византией следует дружить и торговать. Князь настаивал на том, что дружить можно и потом. Но сначала следует отобрать на Дунае наиболее выгодное место для коммерции. Вот тогда и продиктуем условия дружбы!

Из шестидесяти тысяч русов, напавших на Византию, уцелело чуть больше трети – двадцать две тысячи. Греки называли точную цифру исходя из того, что по условиям мира должны были снабдить каждого уходившего со Святославом воина двумя медимнами зерна (примерно 20 кг при пересчете на наши меры).

Княжение Святослава

ВОЖДЬ ПЕРВЫМ БРОСАЕТ КОПЬЕ

Что же касается рассказа об участии малолетнего Святослава в битве с древлянами и метании им копья, то у многих народов был известен древний обычай начинать бой с того, что вождь первым бросает копье в противника. Этот знак объявления войны принадлежит к числу древнейших и весьма распространенных. В скандинавских сагах «вождь первый бросает копье в противника, тем самым посвящая этого последнего Одину и обеспечивая себе победу; такое объяснение в большинстве случаев дают нам саги. Обычай этот несомненно более древний, чем сам Один и его культ в том виде, в каком мы его знаем по сагам, Эдде и т. д.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ БАРС БЛАГОРОДЕН

ЛЕВ ДИАКОН: РОСЫ НЕ СДАЮТСЯ

О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими.

А тогда, выслушав речь своего повелителя, росы с радостью согласились вступить в опасную борьбу за свое спасение и приняли решение мужественно противостоять могуществу ромеев.

Существует легенда, что, возвращаясь из похода в Болгарию, Святослав со своей дружиной зимовал на острове Березань.


Князь Святослав Игоревич (942-972)

Толчком ей послужила гипотеза Льва Гумилёва:


Лев Никола́евич Гумилёв (18 сентября (1912, Санкт-Петербург -1992, Санкт-Петербург) - советский и российский учёный, писатель и переводчик. Создатель пассионарной теории этногенеза. Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева.

Его гипотеза в данный момент не имеет под собой никаких оснований.

Я бы хотел обратить внимание читателя на несколько аспектов.



Первый: Дио́н Хрисосто́м (ок. 40- ок. 120) -древнеримский (греческого происхождения) оратор, писатель, философ и историк.

Он посетил Ольвию в 100г. н. э:


� Гийо́м Левассёр де Бопла́н (около 1595-1673)- французский военный инженер и картограф, с начала 1630-х до 1648 года находился на польско-литовской службе, преимущественно на территории нынешней Украины, в 1637 -1638 годах

Одно из первых описаний о. Березань появляется только на столетие позже у Ф.П. Де-Волана. Говоря о нем, он сообщает, что остров удален от западного устья залива на расстояние от 8 до 900 саженей, то есть на расстояние от 17 до 2000 м, и скорее соединен с ним песчаной отмелью, глубины воды над которой не превышают 4 футов (1,2м). Иевлев М.М.



Франц Павлович де Воллан (1752, Антверпен -1818, Петербург) - первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов.

pohody-knjazja-Svjatoslava-000

Нет более обиженной на нас исторической личности, чем князь Святослав Игоревич.

Легендарный князь, отличный полководец, яркий, харизматичный персонаж. Но столько на него налепили ярлыков, любований, намеков на современность и прочее, что окажись он в нашем времени — начал бы убивать.

Мы насчитали 3 повода для обид князя Святослава на нас. Возможно и вы сможете дополнить этот список? Так пишите в комментариях свою точку зрения. Будем обсуждать.

Миф 1. Дата победы над хазарами

А вы знали, что у нас два Дня Победы? Первый — 9 мая, там все понятно.
И второй.
Мы празднуем День разгрома князем Святославом Хазарского каганата. Ура!

Для справки: Хазарский каганат — государство, созданное тюркским народом, хазарами, в 650 году. Его территория это современные Предкавказье, Поволжье, Казахстан, Приазовье, восточный Крым, Восточная Европа и… В общем, прямо до Днепра. Территория огромнейшая, враг серьезнейший.

Празднуется он 3 июля 964 года. Так, по крайней мере, утверждает автор вот этого плаката:

pohody knjazja Svjatoslava_001

002

Мне сейчас возразят, мол, попы, жиды, Романовы, коммунисты — в общем, неважно кто, но все переписали.
Так что ж, они тогда, вообще, упоминания про Святослава оставили?

Кстати, Белая Вежа, она же Саркел — это просто крупный город Хазарии в ее пограничье. Его останки находятся сейчас под водами Цимлянского водхранилища (Волгоградская и Ростовская области). Взять его, а не только столицу Итиль — было стратегической задачей.

Дело в том, что Саркел, стоявший на Дону, мешал торговать с Русью. Пройти было можно, однако приходилось делиться. Князь решил навести порядок.

Миф 2. Звезда хазарская

Как известно, Хазарский каганат исповедовал иудейскую веру. А теперь перенесемся в наши дни.

pohody knjazja Svjatoslava_003

В общем, я просмотрел полтора десятка фото этого памятника, но четкого и однозначного изображения Звезды Давида не нашел ни на одном. Есть что-то, но явно замазанное… Вот, собственно, памятник:

pohody knjazja Svjatoslava_011

А вот его изначальная версия (дяденька рядом — сам скульптор, народный художник России Вячеслав Клыков — это его последняя работа, к сожалению…):

pohody knjazja Svjatoslava_012

Но вернемся к щиту поверженного хазарина. Как видим, на эскизе и на памятнике две большие разницы.
Но проблема не в щите, ее уже давно решили.

Проблема в адекватной передаче символики.
В качестве примера — вот этот меч, который хранится в музее Ротенбурга на Таубере в Германии. Датировка — XIII, край — начало XIV века.

pohody knjazja Svjatoslava_012

Видите, какой интересный рисунок на его навершии?
Что можно предположить? Давайте покреативим:

— Меч еврейский.
— Меч хазарский.
— Гравировку сделали потом.
— Меч принадлежал колдуну, использовался в обрядах.
— Ваш вариант…

А между тем, уравнение решается очень и очень просто. И изящно.
Надо лишь посмотреть на историю звезды Давида в Средние века.

Вот сухие факты:

008

  • XIV век — король Карл IV дарует евреям Праги красное знамя со звездой Давида.
  • XIX век — Звезда Давида становится официальным символом евреев.

То есть, целый Хазарский каганат был совершенно не в курсе, что их символ — гексаграмма. Как впрочем, и евреи того времени.

Вывод редакции.
Честное имя князя Святослава Игоревича используют в политических играх современности.
Ему бы не понравилось. Ой, как не понравилось бы…

Миф 3. Меч Святослава

Про меч Святослава мы уже писали неоднократно и с разных ракурсов. Вкратце — 7 ноября 2011 года киевлянин, рыбак, выловил из Днепра меч. Оружие отличного качества, с клеймом мастерской «Ульфберт«.

mech knyazya Svyatoslava

Меч тут же распиарили как оружие князя Святослава Игоревича.
Основания нашли такие: оружие богато украшено, из дорогой мастерской, найдено на месте последнего сражения Святослава. А посему только ему и могло принадлежать.

И даже как-то обидно. Вот эти мечи нашли в тех же самых местах в ХХ веке, еще до Великой Отечественной. Почему они не могут быть мечами Святослава?

pohody knjazja Svjatoslava_007

А если могут, то не перебор ли для князя Святослава ходить в поход с пятью мечами, если он, согласно летописи, вел крайне спартанский образ жизни?

А меч и правда классный…

Читайте также: