Когнитивная теория ф хайдер ж пиаже л колберг и др кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пиаже выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого.

Таким образом, на данной стадии понимание морали носит абсолютный, жесткий характер, правила являются неизменными, а наказание неизбежным, причем оценка моральности поступка производится в соответствии с тем, что запрещено. На следующей стадии развития морального сознания дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменить по общему согласию. Правила воспринимаются уже как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия (этика сотрудничества). Моральные правила принимаются добровольно, появляется способность к децентрации мышления и оценка моральности поступков производится уже на основе понимания мотивов и желаний другого, так как стало возможным встать на точку зрения другого.

разделяется соответственно на третью и четвертую стадии: стадию взаимного межличностного ожидания и межличностного подчинения (этика хорошего человека) и стадию социальной системы и совести (этика поддержки власти). Данный уровень характерен, по мнению Л. Кольберга, для большинства подростков и взрослых.

Третий уровень - постконвенциональный (принципиальный, этика самостоятельно выработанных нравственных принципов) - достигается, по мнению Л. Кольберга, только после 20 лет и то немногими взрослыми. Данный уровень предполагает наличие самостоятельного выбора, индивидуальной моральной ответственности и общей зрелости личности. Постконвенциональный уровень разделяется на пятую и шестую стадии морального развития: стадию социального договора или полезности и индивидуальных прав (этика демократически воспринятых законов) и стадию универсальных этических принципов (этика индивидуальных принципов поведения).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному).

Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь.

Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б.Эльконина.

Критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования.

Среди вида ведущей деятельности он выделяет 2 группы:

1. Деятельности, которые ориентирует ребенка на нормы отношений между людьми. (эмоциональное общение со взрослым, ролевая игра, интимно-личностное общение).

2. Деятельности, благодаря которой усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами и различные эталоны (предметно манипуля, учебная, и профессиона.)

1. Раннее детство. Периоды: младенчество и раннее детство.

2. Эпоха детства. Периоды: дошкольный период и младше школьный период.

3. Подростничество. Периоды: подростковый и ранняя юность.

14. Проблема единицы анализа психической деятельности. Понятия: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологическое новообразование.

Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата.

Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

- средства достижения цели

- потребность в деятельности

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.

Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики.

Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Виды ведущей деятельности:

-Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит.

-Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми.

-Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности.

-Учебная деятельность или учение (6,7-10,11).

-Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16)

-Учебно-профессиональная (юношеский возраст)

Социальная ситуация развития.

Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической единственной и неповторимой социальной ситуацией развития.

Только оценим социальную ситуацию развития ребенка можно понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности.

Психологические новообразования - это:

Психические и социальный изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Это обобщенный результат этих изменений всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на этой основе.

Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы человека или пытаются объяснить развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы. Ряд авторов рассматривает такое развитие как непрерывную смену неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (например, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Другие авторы (А. Валлон) представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.

Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – когнитивная теория, которая объясняет развитие других сфер личности особенностя­ми развития интеллектуальной сферы.

Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.

Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития.

1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

4. Стадия формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Одной из важных социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. В науке ее иногда обозначают как “проблему морального развития ребенка”.

По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом – дистанция огромного размера.

Реплики детей 3-летнего возраста согласуются с их поведением, хотя объяснить правила игры дети еще не могут. Они считают, что правила игры порождены каким-то внешним авторитетом и считают их неизменными. Так как они действительно не понимают смысла правил, то они уверены в том, что их можно менять по собственному усмотрению в зависимости от характера игры.

К семи-восьми годам игра приобретает отчасти социальный характер, когда все правила должны быть согласованы между ее участниками.

Теория нравственного развития (Л. Кольберг) – когнитивная теория, которая показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития.




1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет): ориентация на наказания; ориентация на поощрения.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет): ориентация на образец “хорошего мальчика/девочки”; ориентация на авторитет.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет): ориентация на общественный договор; ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы.

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы человека или пытаются объяснить развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы. Ряд авторов рассматривает такое развитие как непрерывную смену неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (например, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Другие авторы (А. Валлон) представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.

Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – когнитивная теория, которая объясняет развитие других сфер личности особенностя­ми развития интеллектуальной сферы.

Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.

Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития.

1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

4. Стадия формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Одной из важных социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. В науке ее иногда обозначают как “проблему морального развития ребенка”.

По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом – дистанция огромного размера.

Реплики детей 3-летнего возраста согласуются с их поведением, хотя объяснить правила игры дети еще не могут. Они считают, что правила игры порождены каким-то внешним авторитетом и считают их неизменными. Так как они действительно не понимают смысла правил, то они уверены в том, что их можно менять по собственному усмотрению в зависимости от характера игры.

К семи-восьми годам игра приобретает отчасти социальный характер, когда все правила должны быть согласованы между ее участниками.

Теория нравственного развития (Л. Кольберг) – когнитивная теория, которая показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития.

1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет): ориентация на наказания; ориентация на поощрения.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет): ориентация на образец “хорошего мальчика/девочки”; ориентация на авторитет.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет): ориентация на общественный договор; ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы.

В современной науке проблема личности достаточно сложна вслед­ствие многогранности ее понимания и проявления, отражающих многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни.

Ребенок в момент рождения не является личностью, он станет ею только в человеческом обществе. Все маугли, встречавшиеся в чело­веческой истории (кроме сказочного киплингского), не были лично­стями и, вернувшись в человеческое общество, не смогли восстано­вить свою социальную сущность.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельнос­ти и общении. Развивая личностные качества, человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общест­венный опыт. Индивидом рождаются, личностью становятся, инди­видуальность отстаивают — классический тезис формирования лич­ности человека. В каждую историческую эпоху возникает свой определенный тип личности.

Культура, включающая в себя мотивационную, информационную и операциональную культуру, формируется в процессе развития лич­ности. Мотивационная культура представляет собой социальные ус­тановки личности, ее желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.п., которые закладываются воспитанием. Система зна­ний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концеп­ции, суждения, гипотезы, теории, законы) — это информационная культура, она является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методи­ки, методы) образует операциональную культуру, она — результат обучения и воспитания. Из трех слагаемых культуры личности зако­номерно выводится единство трех основных педагогических процес­сов: образования, воспитания и обучения. Воспитание выступает сво­еобразным механизмом управления процессами социализации.

Социализация — это взаимодействие человека с обществом, в про­цессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Это процесс самоактуализации Я-концепции, самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, нередко требующая преодоления влияния среды для сохранения своей независимости, индивидуальности, свободы, собст­венной позиции. В результате происходит взаиморазвитие и обогаще­ние как личности, так и общества. Социализация осуществляется в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека со средой и длится всю его жизнь. Воспитание по отношению к социализации может быть оп­ределено как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, как механизм определенного управления ее процессами. Оно упорядочивает влияния на личность и создает условия для уско­рения процессов социализации.

Противоречия, разрешение которых происходит через формиро­вание более высоких уровней деятельности и появление новых по­требностей, являются движущей силой развития личности.

Существуют, согласно В.А. Крутецкому, противоречия между:

— новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и воз­можностями их удовлетворения;

— возросшими физическими и духовными возможностями ре­бенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

— растущими требованиями со стороны общества, группы взрос­лых и уровнем развития личности.

На развитие и становление личности большое влияние оказыва­ют социальные и биологические факторы.

Социальные факторы.

Мегафакторы: космос, планета, мир.

Мак­рофакторы: страна, общество, государство.

Мезофакторы: этнос, ре­гиональные условия (географические, природно-климатические, эко­номические, демографические, культурные), тип поселения, средства массовой коммуникации.

Микрофакторы: семья, сверстники, субкуль­туры, микросоциум, институты воспитания, общественные, государст­венные, религиозные и другие объединения. В результате воздействия всех этих факторов происходит процесс социализации личности — про­цесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, пре­образования реально существующих отношений в качества личности.

Биологические факторы: наследственность, условия вынашивания, внутриутробного развития и рождения ребенка. По наследству могут пе­редаваться только определенные задатки — природная предрасположен­ность к той или иной деятельности. Как писал И. Кант, в человечестве за­ключено много задатков, задача состоит в том, чтобы пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из са­мих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Можно выделить две группы задатков:

— общечеловеческие задатки человека как представителя челове­ческого рода (задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду);

— индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, внешнего облика и т.п.).

Пути и способы формирования психических свойств личности опре­деляются ее природными особенностями. Не наследуются социальные качества личности: речь, нравственность, знания, умения, навыки и т.п.

Существуют три парадигмы развития личности, отличающиеся друг от друга пониманием и доминированием социальных или биологичес­ких факторов и позиции личности в процессе ее становления и развития.

1. Биологическая — считает, что доминирующим фактором разви­тия личности является наследственность и внутренняя природная сущность человека, проявляющаяся в его психике. Позиция самой личности также может пониматься и как активная, и как пассивная.

2. Социологическая — объединяет все теории развития личности, в которых ведущим фактором являются среда и воспитание. При этом позиция личности может быть пассивной. .Ее становление фа­тально предопределено доминирующими социальными факторами, но она может стать и активной.

3. Социобиологическая — признает значимость как социальных, так и биологических факторов при пассивной или активной позиции личности.

Во всех трех парадигмах имеет место различное понимание сре­ды, наследственности, воспитания, активности личности.

Анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, психолог А.Г. Асмолов выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций, но под несколько иными названиями.

Биогенетический подход. В центре его внимания находятся пробле­мы развития человека как индивида, обладающего определенными ант-ропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, ор­ганические побуждения и др.) и проходящего различные стадии созре­вания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Социогенетический подход. Его представители делают акцент на изу­чении процессов социализации человека, усвоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации. Персоногенетический подход. Его сторонники во главу угла ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формиро­вания человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, не­престанного поиска смысла жизни в течение всего жизненного пути.

Теории когнитивного направления занимают промежуточное по­ложение между биогенетическими и социогенетическими подхода­ми, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых она реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благо­даря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Многочисленные теории развития личности, в которых раскрывает­ся смысл перечисленных подходов с позиций той или иной системы фи­лософских представлений, в целом достаточно сложны, и нередко труд­но провести абсолютную грань между обозначенными парадигмами.

В современной психологии можно выделить более двух десятков кон­цептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Ло­ренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлек­торных теорий И.П. Павлова, Дж. Уотсона, теории социального научения А. Бандуры, Б. Скиннера, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Бет-тельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга — до культурно-исторической те­ории Л. С. Выготского и ее современных вариантов в виде деятельностно-го подхода АН. Леонтьева—АР Лурия и теории поэтапного формирова­ния умственной деятельности П.Я. Гальперина.

Теории развития личности

Психоаналитическая теория (3. Фрейд и его последователи); теория отчуждения Э. Фромма; теория фрустрации и эпигенетическая те­ория Э. Эриксона.

Согласно Фрейду, личность представляет собой единство трех струк­тур (Оно, или Ид; Я, или Эго; Сверх-Я, или Супер-Эго). Ее становление и развитие зависит от действия внутренних, врожденных, неосознанных сил (Оно) и норм общества, воспринятых человеком (Сверх-Я). Развива­ющаяся личность находится в постоянном конфликте с социальным ок­ружением. Бессознательные стремления личности образуют ее потенци­ал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

Теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и его последователи). Личность формируется на основе научения (тренировки). Регулиро­вание ее внешнего поведения осуществляется позитивным или нега­тивным подкреплением.

Антропософия Р. Штейнера как антропология для педагогики ставит перед собой цель развития человека в целом, обосновывает, практику преподавания, в центре которой находится индивидуаль­ность ребенка. Ее цель — с помощью образного и феноменологичес­кого преподавания, развития фантазии и художественного понима­ния мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Христианские взгляды в антропософии занимают существенное место.

Когнитивная теория (Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.) объ­ясняет социальное поведение человека с помощью описания познава­тельных процессов, характерных для него. Когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической жизни. Развитие в трактовке сторонников этого подхода подразумевает эволюционирование психических структур или способов обработки ин­формации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости личности. Познавательное развитие происходит по мере увеличения и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами за счет интериоризации предметных действий, т.е. их постепенного превращения в умственные операции. Эгоцент­ризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.

Интеракционистские теории (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Берн и др.), а также теории группового приспособления, взаимодействия и об­щения. Нет человека вне ролевого поведения. Личность — функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому ин­дивиду в том или ином обществе. Большое значение имеют группа как проводник социальных ценностей, референтная группа, соци­альная солидарность, эффект зависимости.

Деятельностная теория (А.А. Ухтомский, А.К. Гастев, М.Я. Ба­сов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Согласно этой теории, становление человека происходит в процессе деятельности, которая выступает как предпо­сылка и средство формирования личности и ее сознания.

Отечественные психологи и педагоги признают значительное влия­ние на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. Б.Г. Ананьев писал, что человече­ское развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наслед­ственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на форми­рование личности); собственной практической деятельности человека.

Различные педагогические теории, в которых разрабатываются ме­тоды, средства и формы воспитания и обучения, создаются в соответст­вии с их пониманием философской и психологической концепций раз­вития личности. Так, бихевиористский подход лежит в основе авторитарной педагогики. Гуманистические педагогические теории раз­виваются на базе теории личности в экзистенциализме, гуманистичес­ких теорий личности, антропософии; ролевая педагогика сформирована с учетом интеракционистских теорий; религиозная педагогика — теоло­гических концепций.

Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже. Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.

Основы когнитивной психологии

Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше. Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни.


Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

  • дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
  • дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
  • у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

  • сенсомоторная;
  • предоперационная;
  • операционная;
  • стадия конкретных операций.

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

  • игры, развивающие мелкую моторику;
  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • рисование, аппликации и другие виды творчества;
  • речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

  • произношение услышанных слов наоборот;
  • устный счет;
  • воспроизведение событий, например, произошедших за день;
  • поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
  • визуализация информации, которую нужно запомнить;
  • выполнение действий двумя руками одновременно.

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Когнитивное развитие. Часть 2

О том, что такое когнитивное развитие и в чем его значение, мы начали рассказывать в предыдущей статье. Мы также познакомили вас с теорией швейцарского психолога Жана Пиаже, описывающей суть когнитивного развития детей и его стадии. Первые две из них мы раскрыли в прошлый раз, а сегодня мы хотим осветить третью и четвертую стадии. И в продолжение темы давайте также разберем, что в теории Пиаже было пересмотрено и скорректировано, а также познакомимся с некоторыми практическими рекомендациями для родителей.

Напомним, что первая стадия когнитивного развития в данной модели получила название сенсомоторной, и на ней ребенок овладевает своими физическими способностями и тем, как он воспринимает мир при помощи своих органов чувств. Она охватывает возраст от рождения до 2 лет, за ней следует дооперациональная стадия. Здесь ребенок еще не умеет оперировать логическими категориями и операциями, но научается символическому мышлению и воспринимает мир через свою собственную призму и лишь в рамках своего личного опыта. К возрасту 7 лет на смену этой фазе развития приходит так называемая стадия конкретных операций. На ней мы остановимся подробнее.

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)

Важным достижением этой стадии является понимание принципа сохранения, т.е., того, что даже если вещество меняет свою форму, его масса, объем и количество остаются неизменными. Приблизительным возрастом, когда дети начинают понимать идею сохранения количества, считают 6 лет, объема и веса – 7 и 9 лет соответственно.

Другая важная категория, которая становится доступна и понятна детям на этом этапе, – это обратимость. Другими словами, дети осваивают принцип того, что у некоторых объектов и веществ можно изменить форму, а затем вернуть их к первоначальному виду. При этом вещество останется тем же.

Таким образом, получается, что обычно дети начинают обучение в школе как раз в тот период своего формирования, когда у них развивается определенная способность к логическому мышлению, к выполнению логических манипуляций.

Вслед за стадией конкретных операций следует четвертая, названная Жаном Пиаже стадией формальных операций. В его теории когнитивного развития это последний этап, на который приходится расцвет мыслительных способностей человеческих существ.

Стадия формальных операций (от 12 лет)

К возрасту примерно 12 лет дети развивают формы мышления, которые свойственны взрослым. Так, у них полностью формируется чисто символическое мышление и совершенствуется способность размышлять логически. Детям в этом возрасте становится доступно пользование абстрактными идеями, а также гипотетическими категориями.

Данные свойства позволяют им решать задачи, подобно взрослым, путем дедукции и проверки своих гипотез. Так, подросток формирует ряд предположений и начинает систематически их тестировать, меняя переменные поочередно и выделяя ту, от которой зависит результат. Более того, подросток рассматривает различные возможности и гипотезы, приходит к логическим заключениям по каждой из них, в итоге подтверждая или опровергая свои предположения.

Также в подростковом возрасте вновь наблюдается эгоцентризм – подросток начинает считать, что все вокруг разделяют его воззрения, переживания и способ восприятия реальности. Так, пятнадцатилетний юноша или девушка могут сильно расстраиваться из-за небольшого прыщика, считая, что он всем так же виден, как и им, и другие так же негативно к нему относятся. Или же подростки могут проявлять максимализм иным способом, исходя из предпосылки, что их способ мировосприятия и мироощущения правильные и универсальные для всех. Данная стадия замыкает процесс когнитивного развития в модели Пиаже.

Хотя данная теория в свое время явилась революционной и много раскрыла для понимания, в ней имеется ряд положений, которые были оспорены и пересмотрены. Ниже мы познакомим вас с основными возражениями и поводами для критики модели Пиаже.

Критика теории Жана Пиаже

Исследования последующих лет показали, что швейцарский психолог в целом недооценивал способности детей младшего и дошкольного возраста. Так, было выявлено, что важнейшие навыки и особенности развиваются раньше, чем указывал Пиаже.

К тому же, по мнению Пиаже, стадия формальных операций являет собой наивысшую форму развития мышления, когда подросток уже способен мыслить логически об абстрактных категориях и последовательно проверять гипотезы. Также на данном этапе можно наблюдать то, что подобно взрослым, подростки начинают проявлять интерес к будущему, к гипотетическим и идеологическим ситуациям.

Однако же, это не совсем так. Исследователями выделяется следующая ступень развития, которая получила название постформальной стадии. Для нее характерно то, что здесь индивид уже способен взаимодействовать с обстоятельствами внешней среды и ситуациями, умея управлять своими эмоциями. Так, освоивший эту стадию подросток в состоянии давать ответ на эмоционально заряженные ситуации, действуя не импульсивно или не на основе своих аффектов, а логически и обдуманно.

В дополнение к этому, такой индивид способен вырабатывать решения, принимая во внимание различные сферы своей жизни и обстоятельства, учитывать контекст проблемы. Предыдущий жизненный опыт также становится материалом, который помогает находить решения и подходящие варианты действия с учетом разных сторон жизни.

Возвращаясь к вопросу о том, прекращается ли развитие мышления к взрослому возрасту, нельзя не упомянуть явление нейропластичности. Опубликована масса научных работ и исследований, демонстрирующих, что и в очень зрелом возрасте человеческий мозг может сохранять как свою активность, так и остроту своих реакций. При условии систематической стимуляции и обучении можно сохранять ясность ума и когнитивные способности до самой смерти.

Возьмем случай Присциллы Ситиенеи. Эта старушка из Кении начала обучение в школе в возрасте 90 лет, как сообщает статья сайта BBC от 2015 года. Восполняя пробелы в своем образовании, эта бабуля осваивала грамоту наравне со своими шестью прапрапраправнуками. Ее пример доказывает, что учиться действительно никогда не поздно. В этом коротком видео можно увидеть, как Присцилла ходит в школу и обучается:

Итак, развитие мышления и когнитивно-интеллектуальных способностей у людей не завершается к взрослому возрасту благодаря свойству нейропластичности. Мы можем обучаться новому, осваивать новые хобби и теоретические дисциплины, приобретать новые умения и навыки, оттачивать свои умственные способности и таланты, если уделяем этому время и внимание. К счастью, в данное время существует огромное количество практических инструментов, таких как всевозможные курсы и тренинги. На нашем портале также есть ряд удобных онлайн-программ, с помощью которых вы можете освоить ценные практические навыки и поддерживать свой ум в рабочей форме в любом возрасте.

В продолжение темы когнитивного развития стоит упомянуть еще один вопрос, который занимал Жана Пиаже в связи с данным процессом, – это формирование у детей моральных установок. Давайте вкратце рассмотрим эту тему.

Развитие моральных суждений по Пиаже

Эволюция морально-нравственной сферы у детей тесно перекликается с общим развитием и также проходит несколько стадий. Если упростить и свести данный процесс к его сути, то можно сказать, что развитие моральных суждений движется подобным образом:

Таким образом, процесс когнитивного развития не сводится лишь к увеличению базы знаний и совершенствованию умственных способностей. Это комплексный и динамический переход к более совершенным и сложным способам восприятия, осмысления и взаимодействия с миром, обладающий различными гранями.

Теория Жана Пиаже далеко не единственная, описывающая и объясняющая этапы и особенности когнитивного развития. Существуют и другие модели и теории, например, Льва Выготского, Анри Валлона и другие.

Ну а напоследок, давайте рассмотрим, что родителям следует иметь в виду для того, чтобы содействовать естественному развитию ребенка и простимулировать его.

Практические рекомендации для родителей

В первую очередь, родителям стоит осознавать, что для гармоничного развития ребенка необходимо качественно взаимодействовать с ним каждый день с самого раннего возраста. Вот некоторые вещи, которые помогут в этом:

Итак, есть масса способов помочь своему ребенку развиваться и формировать мыслительные способности и навыки с младых ногтей. Важно начать этот процесс как можно раньше, чтобы его простимулировать.

Ну а для более зрелых наших читателей и всех тех, кому небезразлично состояние их ума и мыслительных способностей, у нас есть прекрасная программа «Удачи!

Читайте также: