Демократизация испании в середине 1970 х начало 1980 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако, как отмечают многие исследователи, не всегда эволюция формы государства приводит к установлению демократии. Переходный процесс длителен, он включает в себя несколько стадий от частичной либерализации до формирования новых, совершенно иных политико-правовых институтов, быть может, ранее неизвестных в этой конкретной стране. Важно отметить при этом, что, как считают разные учёные, переход и демократизация не являются синонимами. Эти понятия отражают различные явления. Считается, что демократизация - более узкое, нежели переход, понятие, то есть является частью общего процесса, который представляет собой переход.

Однако более привычной является более простая схема переходного периода, которая включает в себя три основные стадии: подготовительную (его традиционно называют процессом либерализации), собственно переход или демократизацию и третий этап не всегда считается относящимся к переходному, он зачастую уже может называться первой стадией демократического бытия государства (это ресоциализация или привыкание, жизнь по новым законам, в соответствии с новой идеологией).

После смерти диктатора начался собственно процесс перехода, включающий в себя также стадию либерализации (1975-1977гг.), которая была гораздо короче и легче, чем если бы не было вышеуказанной стадии.

Здесь же необходимо отметить ещё одну особенность эволюции формы государства к демократии: катализатором процесса будет являться эволюция государственно-правового режима, который является, таким образом, активным элементом, а все остальные элементы являются пассивными и подвергаются изменениям впоследствии.

Испанский переход к демократии (в испанском , Transición Democrática española ) это процесс , который позволил выйти из франкизма и установление демократического режима в Испании . С институциональной точки зрения, можно считать , что она простирается от смерти генерала Франко , в 1975 году, до первого политического чередования , в 1982 году , с приходом к власти партии Испанского социалистическому рабочей части Фелипе Гонсалеса . Мы также можем увидеть это в более широком смысле, например, возвращаясь к 1973 году ( убийство Луиса Карреро Бланко ) и 1986 году (конец первого социалистического законодательного собрания, во время которого проект реформ был связан с переходным периодом).

Резюме

Политический процесс

Конституционный переход (1975-1978 годы)

Первое правительство Хуана Карлоса I - го (ноябрь 1975-июль 1976)

Через два дня после смерти генерала Франсиско Франко , тем 20 ноября 1975 г. Принц Хуан Карлос де Бурбон был провозглашен королем Испании под именем Хуан Карлос I ст и становится новым главой государства.

В 25 ноября , он объявил о помиловании и позволил сократить сроки заключения почти 9000 заключенных.

В 12 декабря 1975 г. - подтверждает он в своем посте Карлос Ариас Наварро , последний президент правительства Франко.

Робкие сигналы открытости посылаются от нового правительства к гражданскому обществу, но последний теперь ожидает больше от последнего, особенно в Португалии стала демократизировать на границах следующих за гвоздик революцию в 1974 году .

На улице протесты, требующие демократии и роспуска административных структур Франко, иногда перерастают в насилие. Насилие даже поощряется на протяжении всего процесса крайне левыми движениями, террористическими группами, такими как ETA или Grapo, а также группами неофашистов, которые отвергают эволюцию. Однако им не удастся переродить дискуссии в открытую конфронтацию, а, наоборот, утвердить компромисс большинства в демократическом процессе. Вот почему, в частности, хотя некоторые наблюдатели в конце 1975 года предвидели возвращение к гражданской войне, которой в конечном итоге не было, Переходный период считается мирным процессом.

В 9 мая 1976 г. , два карлистских боевика (монархисты из диссидентской ветви) убиты в Монтехурре ( Наварра ) радикалами из того же формирования.

Все эти инциденты вызывают осознание на уровне власти и Май 1976 г. , два закона, признающих право собраний и ассоциаций , одобрены кортесами.

Ариас Наварро, не согласный с реформистской политической линией, которой хотел следовать король, был вынужден уйти в отставку. 1 - го июля 1976 .

Назначение Адольфо Суареса и роспуск режима (июль 1976 г. - апрель 1977 г.)

При правительстве Адольфо Суареса институтами режима был проведен ряд реформ, необходимых для успеха Переходного периода.

В течение месяца Июль 1976 г. , политические партии легализованы, за исключением сторонников тоталитарного государства и, в конце месяца, 31 июля 1976 г. объявлена всеобщая амнистия всем политическим заключенным и узникам совести (кроме осужденных за террористические акты). Просьба об амнистии была вместе с восстановлением свобод и, в некоторых регионах, установлением статута автономии, одним из основных требований народных демонстраций в начале переходного периода.

Незадолго до этого 5 декабря 1976 г. ИСРП организует первую свободную сборку левой партии в Испании с конца II х Республик 37 лет назад.

В 23 декабря 1976 г. , Сантьяго Каррильо , генеральный секретарь ИКП, арестована, который ведет, через неделю, до роспуска суда общественного порядка, орган подавления системы Франко.

Начало 1977 года ознаменовалось серьезными террористическими актами, поставившими под угрозу достигнутые реформы.

В 24 января 1977 г. , неофашистский спецназовец убил пятерых адвокатов и серьезно ранил четверых (резня на Аточе ).

В 14 марта Утверждена новая амнистия, применимая к террористическим актам, не повлекшим за собой смертельных исходов, что позволяет освободить почти 2000 заключенных.

В 30 марта 1977 г. , свобода объединений узаконена. Подобно франкистским кортесам , Movimiento Nacional (бывшая единственная партия) во главе с Суаресом соглашается с его роспуском, что подтверждается указом о 1 - го Апреля 1977 . Этим же указом цензура отменена.

От легализации PCE до Конституционного собрания (апрель 1977 г. - июнь 1977 г.)

В 28 апреля 1977 г. , профцентры легализованы: Всеобщий профсоюз рабочих (UGT, Социалистический) и CCOO (Рабочие комиссии, Коммунисты) станут наиболее важными на национальном уровне.

В Май 1977 г. Председатель правительства Адольфо Суарес создает собственное политическое образование - Союз демократического центра (UCD).


В 15 июня 1977 г. , испанские избиратели избирают учредительное собрание . Это первые демократические выборы с 1936 года.

UCD Суареса побеждает. На втором месте находится PSOE , за которым следует PCE и Popular Alliance , возглавляемый бывшим министром франкистов Мануэлем Фрага .

Разработка Конституции Испании 1978 г. (июнь 1977 г. - октябрь 1978 г.)

Ассамблея работает над текстом новой конституции. Редакторы представляют все политические партии: Габриэль Сиснерос , Мигель Эрреро и Хосе Педро Перес Льорка (UCD), Грегорио Песес-Барба (PSOE), Мануэль Фрага (Народный альянс), Микель Рока Жуньент (Каталонская националистическая партия) и Хорди Соле Тура ( PSUC).

Экономический кризис, террористические акты и вопросы Страны Басков и Каталонии - главные фронты битвы первого демократического правительства.

В Сентябрь 1977 г. , Женералитат Каталонии воссоздан под председательством Хосепа Тарраделласа , вернувшегося из изгнания.

В 14 октября , обнародован последний закон об амнистии. Это касается всех политических заключенных, в том числе тех, кто участвовал в нападениях со смертельным исходом, произошедших до 15 июня того же года. Этот закон также применяется к вредоносным или преступным действиям, совершенным франкистскими властями, их должностными лицами или другими лицами, действовавшими в рамках законности режима.

В 12 декабря признана автономия Страны Басков .

В 10 октября 1978 г. , текст новой конституции утверждается Собранием. Он создает государство с децентрализованным управлением на основе разделения территории Испании на 17 автономных сообществ, наделенных собственным парламентом и обладающих различными средствами и компетенциями (образование, здравоохранение, продвижение региональной культуры . ), а другие компетенции принадлежат центральное правительство, базирующееся в Мадриде.

В 6 декабря После этого конституционный проект утверждается на референдуме, и этот день становится национальным праздником Конституции. Он вступает в силу 29 декабря .

После принятия конституционного текста Адольфо Суарес снова призвал на избирательные участки в парламент и на муниципальные выборы в марте 1979 года, с результатом, аналогичным результатам 1977 года: победа партии UCD на выборах в законодательные органы, но с большинством голосов. на муниципальных выборах за левые партии.

В 1980 году общины Каталонии и Страны Басков организовали первые выборы в свои автономные парламенты благодаря победам Баскской националистической партии (PNV-EAJ) и Convergència i Unió (CiU), двух умеренных националистических партий.

Политически ослабленный Адольфо Суарес в собственном правительстве уходит в отставку 29 января 1981 г. .

Попытка государственного переворота 23 февраля 1981 г.

Попытка государственного переворота удивляет Конгресс депутатов 23 февраля 1981 г. во время дебатов по вопросу об избрании нового президента правительства Леопольдо Кальво-Сотело .

Около 200 гражданских гвардейцев подполковника Антонио Техеро вторгаются в парламент с криками «Все вниз! " И тянуть выстрелы. Мы опасаемся поражения демократического процесса.

Это восстание внутри восстания является решающим в провале путча, что подтверждается всеми анализами после попытки государственного переворота [ исх. желаемый] . Свою роль сыграли и другие факторы. Таким образом, только в Валенсии танки под командованием генерал-лейтенанта Хайме Миланса дель Боша занимают улицу.

После того, как несколько командующих армией призвали их в качестве главнокомандующего защищать демократию, король Хуан Карлос в телеобращении требует, чтобы вооруженные силы вернулись в свои казармы и безоговорочно поддержали законное демократическое правительство.

Тридцать два офицера и одно гражданское лицо были затем осуждены и осуждены за так называемую попытку государственного переворота 23-F. Это важное событие привело к консолидации монархии и освобождению испанской демократии от военной опеки. Именно в этот момент многие республиканцы сплотились вокруг Хуана Карлоса. Их называют хуанкарлистами , если использовать выражение Хорхе Семпруна .

Альфонсо Армада был приговорен к 30 годам тюремного заключения, но освобожден в 1988 году . Антонио Техеро также приговорен к 30 годам тюремного заключения, но отсидит только половину срока.

UCD, второе президентство в правительстве (1981-1982)

Преемником Адольфо Суареса в UCD стал Леопольдо Кальво-Сотело , ставший вторым президентом правительства демократической Испании на 25 февраля 1981 г. после попытки государственного переворота 23 февраля .

В том же 1981 году проект Islero был остановлен правительством под давлением США , когда 1 апреля был подписан договор о нераспространении ядерного оружия .

Во время его президентского срока Испания присоединилась к НАТО в Декабрь 1981 г. . В том же году, в июле, развод был легализован, несмотря на противодействие со стороны иерархии католической церкви.

Рост безработицы, усиление терроризма и распад UCD убеждают Леопольдо Кальво-Сотело назначить новые выборы в законодательные органы власти. Октябрь 1982 г. .

Победа PSOE в октябре 1982 г.

В 28 октября 1982 г. PSOE, возглавляемая Фелипе Гонсалесом , получает абсолютное большинство на выборах в законодательные органы. Правая партия AP, возглавляемая Мануэлем Фрага Ирибарне , занимает второе место, в то время как UCD и PCE теряют значительную часть своих избирателей.

Социологические аспекты

С социологической точки зрения переходный период характеризуется процессом демобилизации масс. Оппозиции режиму Франко и протесты эффектных после смерти Франко существенно способствуют увеличение давления на режим к изменению. За десять лет, предшествовавших переходу, мобилизация рабочих резко возросла. В университетах молодые люди, в основном из классов, поддерживаемых диктатурой, хотя и немногочисленные, развивают студенческие оппозиционные движения, которые находят значительный отклик у населения.

Когда переход начался, его перехватило небольшое количество политиков ( Пакте де ла Монклоа ), и после первых выборов 1977 года мобилизация населения была быстро прекращена. Это недовольство политикой останется характерной чертой испанцев в демократическую эпоху.

Демографические аспекты

Ключом к объяснению перехода является демографическая эволюция страны. Именно во время перехода происходит смена поколений: пришедшие к власти представители поколения не участвовали в гражданской войне и не пережили ее братоубийственной борьбы. Репрессии против оппонентов вызывают бурную реакцию в Европе, и страна изолирована на дипломатическом уровне. Наконец, молодые поколения Франко отмежевываются от радикальных сторонников режима и стремились объединиться путем переговоров с умеренными оппозиционерами.

Экономические аспекты

Многочисленные работы выявляют взаимосвязь между экономическим развитием и установлением демократических режимов, но, тем не менее, невозможно установить простую причинно-следственную связь. В случае Испании впечатляющий экономический рост, отмеченный во втором периоде франкизма, результат политики открытости и модернизации, позволил большинству населения получить достойный уровень жизни, положение дел, которое имеет тенденцию к успокаиванию. социальная напряженность, снижающая прибыльность режима, который обычно регулировал их с помощью принуждения и репрессий. Как это ни парадоксально, эти меры, изначально предпринятые для улучшения положения населения и укрепления легитимности режима, в конечном итоге контрпродуктивны, способствуя созданию протестных движений.

Первый нефтяной шок также способствует ослаблению режима, который посвящает значительную часть своего бюджета , пытаясь ограничить влияние стоимости на испанцев в целях ограничения протестов и недовольства.

Культурные аспекты

Наиболее заметным культурным движением переходного периода является мадридская мовида , которая олицетворяет как моральную либерализацию Испании, так и уход воинствующего искусства, характерного для периода франкизма.

Переход сопровождается глубокими перестановками в испанском медиа-ландшафте. В 4 мая 1976 г. El País основана , ведущая газета прогрессивной испанской прессы. Государство теряет монополию на радио- и телевещание. Многие автономные сообщества создают свои собственные аудиовизуальные медиа-группы, и региональные лидеры используют в своих интересах предоставляемые таким образом возможности, в частности, с точки зрения выборов.

Военный вопрос

Внешняя политика

Приоритетная задача, которую взяли на себя испанские лидеры в переходный период, заключалась в том, чтобы попытаться восстановить свой международный имидж, серьезно скомпрометированный репрессивной политикой франкизма, важным условием интеграции в Европейское экономическое сообщество , задуманное как естественное пространство для развития. От Испании , в соответствии с идеями Хосе Ортеги-и-Гассета .

Новая демократия быстро установила привилегированные связи со странами латиноамериканской Америки с целью экономического сотрудничества и помощи в целях развития (визит президента Суареса на Кубу в Сентябрь 1978 г. , присутствие Испании в качестве гостя на саммите неприсоединившихся стран в следующем году).

Вопрос об участии Испании в Организации Североатлантического договора (НАТО) является предметом интенсивных дебатов между правыми и центристами, которые поддерживали его, и левыми, которые выступали против него, рассматривая это тело как инструмент американского империализма. Этот вопрос будет решен на референдуме, организованном при социалистическом правительстве в 1986 году.

Соглашение подписано в Июль 1976 г. позволяет восстановить нормальные отношения с Ватиканом , который дистанцировался от диктатуры с конца 1960-х годов.

Историография

Во время этого перехода в публичном дискурсе гражданская война представлялась братоубийственной войной, представлением, консолидировавшимся с 1960-х годов. Это выражение, носимое общественным дискурсом, равносильно утверждению, что война натравливала испанцев друг на друга, и С обеих сторон были совершены зверства, которые не подлежат пересмотру. Однако с этого периода историки начали работать над гражданской войной. В переходный период их больше всего интересует история Второй республики , потому что они видят в ней своего рода основу для изучения функционирования демократической парламентской системы, которую они строят в Испании. Затем, когда этот режим устанавливается, сначала в 1970-х, а затем, что более важно, в 1980-х годах, историки обращаются к архивам, чтобы задокументировать в очень позитивистской манере историю гражданской войны, а также понять, почему Республика проиграла войну.

Рождение мемориального движения

В 1990-х годах в Испании раздались голоса с требованием критического возвращения в страну к ее недавнему прошлому и отвергать иреническое видение гражданской войны как братоубийственного конфликта, в котором все испанцы были бы одинаково виновны, и требовать осуждения со стороны властей. режим Франкист и признание его жертв. Вначале эти голоса были в меньшинстве, и только в конце 1990-х эти требования набирают силу и получают поддержку в СМИ. В начале 2000-х годов была создана Ассоциация восстановления исторической памяти (АРМХ), которая поощряла эксгумацию могил, в которых они лежали после войны, чтобы похоронить их и отдать дань уважения. И все эти инициативы сопровождаются в журналистском мире созданием множества документальных фильмов о побежденных и репрессиях Франко.

Этот процесс продолжился в середине 2000-х годов, когда социалистическое правительство Сапатеро приняло политику мемориалов , важнейшим элементом которой стало принятие в 2007 году так называемого закона об исторической памяти . Этот закон предназначен для материального и символического возмещения ущерба жертвам франкизма, а также направлен на удаление из общественного пространства символов режима Франко, которые все еще присутствовали. Эта мемориальная политика вызывает сильную оппозицию справа в Народной партии . Разрыв 1990-х годов отражает, с одной стороны, смену поколений, эти требования несут поколение внуков участников войны, в частности республиканцев, которые критикуют официальную двусмысленность по отношению к франкизму и имеют очень критический дискурс о переходе к демократии.


Люди ждут голосования в Всеобщие выборы 1977 г.. Общие выборы 1977 г. были первыми свободными выборами после 1936.

    (1479–1516) (1482–1492) (1492–1898) (1516–1700) (1556–1659) (1700–1808) (1701–1714) (1707–1716)
    (1833–1840) (1833–1840) (1840–1843) (1844–1854) (1846–1849) (1854–1856) (1868)
    (1874–1885) (1885–1902) (1898) (1914–1918) (–1927) (1923–1930) (1930–1931)
    (1931) (1931–1933) (1933–1936) (1934) (1936) (1936) (1936–1939) (1939)

В Испанский переход к демократии (испанский: Transición española a la democracia, IPA: [tɾansiˈθjon espaˈɲola a la ðemoˈkɾaθja] ), известный в Испании как переход (испанский: La Transición, IPA: [la tɾansiˈθjon] ) или Испанский переход (испанский: Transición española, IPA: [tɾansiˈθjon espaˈɲola] ), период современная испанская история который начался 20 ноября 1975 г., в день смерти Франсиско Франко, который установил диктатура после победы националистов в гражданская война в Испании. Однако историки расходятся во мнениях относительно точной даты завершения перехода: [1] некоторые говорят, что это закончилось после Всеобщие выборы 1977 г., а другие помещают его позже, когда Конституция 1978 года было одобрено. Другие предполагают, что это закончилось провалом 1981 попытка государственный переворот. Самое позднее Переход, как утверждается, закончился первым мирная передача исполнительной власти, после победы Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE) в Всеобщие выборы 1982 г..

Содержание

Политическая роль Хуана Карлоса I

Общий Франсиско Франко пришел к власти в 1939 году после гражданская война в Испании (1936–1939) и правил как диктатор до своей смерти в 1975 году. В 1969 году он назначил Принц Хуан Карлос, внук последнего короля Испании, Альфонсо XIII, как его официальный преемник. В течение следующих шести лет принц Хуан Карлос сначала оставался в тени во время публичных выступлений и, казалось, был готов пойти по стопам Франко. Когда-то у власти как Король Испанииоднако он способствовал развитию конституционная монархия как его отец Дон Хуан де Бурбонвыступает с 1946 года.

Переход был амбициозным планом, рассчитанным на широкую поддержку как в Испании, так и за ее пределами. Западный правительства во главе с Соединенные Штаты, теперь выступал за испанскую конституционную монархию, как и многие испанские и международные либеральный капиталисты.

Тем не менее переход оказался непростым, поскольку призрак гражданской войны все еще преследовал Испанию. Франкисты на далеко справа пользовались значительной поддержкой в Испанская армия, и люди оставили не доверял королю, который был обязан своим положением Франко.

Реализация демократического проекта требовала, чтобы левая оппозиция воздерживалась от провокаций своих самых радикальных элементов и чтобы армия воздерживалась от вмешательства в политический процесс от имени франкистских элементов в существующем правительстве.

Король Хуан Карлос I начал свое правление в качестве главы государства, не выходя за рамки правовой системы Франко. Таким образом, он поклялся в верности Принципам Movimiento Nacional (Национальное движение), политическая система эпохи Франко; завладел короной до франкизма Cortes Españolas; и уважал Органический закон государства для назначения его первого глава правительства. Только в своем выступлении перед Кортес показал ли он свою поддержку трансформации испанской политической системы?

Правительство Карлоса Ариаса Наварро (ноябрь 1975 г. - июль 1976 г.)


Чтобы реформа увенчалась успехом, она должна была заручиться поддержкой жесткой франкистской фракции, известной как Бункер, который имел значительное присутствие в кортесах и Национальном совете движения, двух институтах, которые должны были в конечном итоге утвердить реформы Основных законов. Ему также пришлось заручиться поддержкой в Вооруженные силы и в Испанская организация труда. Кроме того, это нужно было угодить демократической оппозиции франкизму. Подход к инакомыслящим заключался в том, что они не будут участвовать в процессе реформ, но им будет разрешено участвовать в политике в более общем плане, за исключением Коммунистическая партия Испании (Partido Comunista de España, PCE). [5] Эта консервативная реформа отчасти была вдохновлена ​​историческим периодом полудемократического Бурбон Реставрация (1876–1931) и подвергался критике [ кем? ] за то, что не принимал во внимание социальные и политические обстоятельства того времени. [6]

Первое правительство Адольфо Суареса (июль 1976 - июнь 1977)


Как премьер-министр Суарес быстро представил четкую политическую программу, основанную на двух пунктах:

  • Разработка Закона о политической реформе, который после одобрения кортесами и испанской общественностью на референдуме, откроет учредительный процесс для создания либеральной демократии в Испании.
  • Призыв к проведению демократических выборов в июне 1977 года для избрания кортеса, ответственного за разработку новой демократической конституции.

Эта программа была ясной и недвусмысленной, но ее реализация стала испытанием для политического потенциала Суареса. Он должен был убедить как оппозицию участвовать в его плане, так и армию, чтобы позволить процессу идти непрерывно, и в то же время необходимо было привести ситуацию в порядок. Страна Басков под контролем.

Несмотря на эти проблемы, проект Суареса был осуществлен без промедления в период с июля 1976 по июнь 1977 года. Ему пришлось действовать на многих фронтах в течение этого короткого периода времени, чтобы достичь своих целей.


Проект Закона о политической реформе (Ley para la Reforma Política) был написан Торкуато Фернандес-Миранда, спикером Кортесов, который передал его правительству Суареса в июле 1976 года. Проект был одобрен правительством Суареса в сентябре 1976 года. [15] Чтобы открыть дверь к парламентской демократии в Испании, этот закон не мог просто создать новую политическую систему, устранив препятствия, созданные режимом Франко против демократии: он должен был ликвидировать франкистскую систему через сами франкистские кортесы. Кортесы под председательством Фернандеса-Миранды обсуждали этот закон в течение ноября; в конечном итоге он его одобрил, получив 425 голосов за, 59 против и 13 воздержавшихся.

Правительство Суареса стремилось получить дальнейшую легитимность изменений посредством всенародного референдума. 15 декабря 1976 г. при уровне участия 77,72% 94% избирателей заявили о своей поддержке изменений. С этого момента можно было начать избирательный процесс (вторая часть программы Суареса), который послужит избранию членов Учредительные кортесы, орган, который должен был нести ответственность за создание демократической конституции. [16]

Выполнив эту часть своего плана, Суарес должен был решить другой вопрос: следует ли включить в него оппозиционные группы, которые не участвовали в начале перехода? Суаресу также пришлось столкнуться с третьей проблемой: примириться с антифранкистской оппозицией.

Отношения правительства Суареса с оппозицией

Суарес принял серию взвешенных политик, чтобы повысить доверие к своему проекту. Он издал частичное политическая амнистия в июле 1976 года освобождено 400 заключенных; затем он продлил это в марте 1977 года и, наконец, объявил всеобщую амнистию в мае того же года. В декабре 1976 г. Tribunal de Orden Público (TOP), этакий франкист Тайная полиция, был распущен. Право на забастовка была легализована в марте 1977 г. с правом объединяться предоставляется в следующем месяце. Также в марте был принят новый закон о выборах (Лей Избирательный) ввел необходимые рамки для приведения избирательной системы Испании в соответствие с избирательной системой других стран, либеральный парламентские демократии.

Посредством этих и других правительственных мер Суарес выполнил условия, которые оппозиционные группы впервые потребовали в 1974 году. Эти оппозиционные силы встретились в ноябре 1976 года, чтобы создать платформу демократических организаций.

Суарес начал политический контакт с оппозицией, встретившись с Фелипе Гонсалес, генеральный секретарь из Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE), в августе 1976 года. Позитивный настрой социалистического лидера еще больше поддержал Суареса в реализации его политического проекта, но все ясно понимали, что большой проблемой для политической нормализации страны будет легализация PCE, в которой в то время было больше активистов, чем в любой другой группе политической оппозиции, и которая была более организована, чем любая другая группа. Однако на встрече Суареса с наиболее важными военными лидерами в сентябре офицеры решительно выступили против легализации PCE.

PCE, со своей стороны, выступала еще более публично, чтобы выразить свое мнение. По мнению коммунистов, Закон о политической реформе был антидемократическим, и выборы в учредительные кортесы должны были быть назначены временным правительством, которое сформировало часть политических сил оппозиции. Оппозиция не проявила энтузиазма по поводу Закона о политической реформе. Суаресу пришлось рискнуть еще больше, чтобы вовлечь в свой план оппозиционные силы.

Отношения правительства Суареса с испанской армией

Адольфо Суарес хорошо знал, что Бункер- группа бескомпромиссных франкистов во главе с Хосе Антонио Хирон и Блас Пиньяр, используя газеты Эль-Алькасар и Арриба в качестве их рупоров - имели тесные контакты с официальными лицами в армии и оказывали влияние на важные секторы вооруженных сил. Эти силы могут стать непреодолимым препятствием, если они приведут к военному вмешательству против политической реформы.

Чтобы решить эту проблему, Суарес намеревался поддержать себя либеральной группой в вооруженных силах, сосредоточенной на генерале Диес Алегрия. Суарес решил дать членам этой группы наиболее ответственные руководящие должности. Самой заметной личностью этой фракции в армии был генерал Мануэль Гутьеррес Мелладо. Однако в июле 1976 г. вице-президентом по делам обороны был генерал Фернандо де Сантьяго, член жесткой группы в армии. Де Сантьяго проявлял свое беспокойство и раньше, во время первой амнистии в июле 1976 года. Он выступал против закона, дающего право на создание профсоюзов. Суарес уволил Фернандо де Сантьяго, назначив вместо него Гутьерреса Мелладо. Эта конфронтация с генералом де Сантьяго заставила большую часть армии выступить против Суареса, сопротивление, которое еще больше усилилось, когда PCE была легализована.

Между тем, Гутьеррес Мелладо продвинул чиновников, которые поддержали политическую реформу, и снял с должности этих командиров сил безопасности ( Policía Armada и Guardia Civil), которые, казалось, поддерживали сохранение франкистского режима.

Суарес хотел продемонстрировать армии, что политическая нормализация страны не означает ни анархия ни революции. В этом он рассчитывал на сотрудничество Сантьяго Каррильо, но никак не мог рассчитывать на сотрудничество террористических групп.

Возрождение террористической активности

Большую часть этого периода Страна Басков оставалась в состоянии политической нестабильности. Суарес объявил многоэтапную амнистию многочисленным баскским политзаключенным, но столкновения между местной полицией и протестующими продолжались. Сепаратистская группировка ETA, который в середине 1976 года казался открытым для ограниченного перемирия после смерти Франко, в октябре снова возобновилось вооруженное противостояние. Время с 1978 по 1980 год было бы тремя самыми смертоносными годами для ETA. [17] Однако именно в период с декабря 1976 года по январь 1977 года серия нападений привела к возникновению в Испании ситуации высокой напряженности.

Маоистский ГРАПО (Grupos de Resistencia Antifascista Primero de Octubre) начал свою вооруженную борьбу с бомбардировок общественных мест, а затем продолжил похищение двух важных фигур режима: президента Государственного совета Хосе Мария де Ориольи генерал Вильяэскуса, председатель Высшего совета военной юстиции. Справа во время этих похищений члены неофашистской Alianza Apostólica Anticomunista устроил резню на Аточе, трое из них - трудовые юристы, в офисе на улице Аточа в Мадриде в январе 1977 года.

В разгар этих провокаций Суарес созвал свою первую встречу со значительным числом лидеров оппозиции, которые опубликовали осуждение терроризма и поддержали действия Суареса. В это неспокойное время Бункер воспользовался нестабильностью и заявил, что страна находится на грани хаоса.

Несмотря на рост насилия со стороны ETA и GRAPO, выборы для Учредительных кортесов были проведены в июне 1977 года.

Татьяна Евгеньевна Ворожейкина – специалист по сравнительному анализу политических систем, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Путь, пройденный Россией за четверть века после избрания Бориса Ельцина ее президентом, заставляет вновь и вновь возвращаться к неприятным вопросам, связанным с началом этого пути, с тем историческим выбором, который был сделан в 1990-е годы. Как случилось, что демократическая революция 1991-го (триумфальная победа Ельцина в июне и поражение путча в августе) за это время постепенно и при полной преемственности власти привела к становлению авторитарного режима? Как мы оказались там, где мы есть? Было ли это следствием исторического предопределения (стихийного действия объективных сил, зависимости от траектории предшествующего развития) или же, напротив, стало результатом сознательного выбора тех, кто в начале 1990-х определял направление, скорость и последовательность реформ в Российской Федерации?

Пакт и его предпосылки

На самом деле изменения в испанском обществе, облегчившие переход от авторитаризма к демократии, начались задолго до смерти Франко. С конца 1950-х годов франкистская диктатура отказывается от продолжения политики экономической автаркии, которой она следовала в течение двадцати лет после окончания гражданской войны[2]. В результате успешной модернизации экономики в 1960–1970-е годы Испания в короткий исторический срок превращается из страны с традиционной аграрной экономикой и преобладанием сельского населения в преимущественно городскую страну с развитой промышленностью и сектором услуг. Этому сопутствовали глубокие и очень быстрые, вместившиеся в жизнь одного поколения, демографические изменения: с 1960-го по 1975 год 6,5 миллионов испанцев перебрались из деревни, где не было работы, в города; при этом примерно 20% населения страны переехали из сельской местности в наиболее урбанизированные районы – Мадрид, Барселону, Страну Басков. Доля сельского населения снизилась с 40% в 1950 году до 25% в 1970-м и 14% в 1987-м, в то время как доля занятых в секторе обслуживания выросла с 27% населения в 1940 году до 37% в 1970-м и 46% в 1987-м.

Успешное экономическое развитие 1960-х (экономика росла в среднем на 6% в год) и процессы социальной модернизации подрывали положение тех традиционалистских социальных групп, которые были опорой режима Франко: владельцев крупной земельной собственности, мелких предпринимателей, торговцев и ремесленников, буржуазии-рантье. Либерализация экономики разрушала власть крупных земельных собственников, на их место пришла современная аграрная буржуазия, мелкие сельские собственники в массовом порядке переселялись в города, инфляция съедала доходы рантье. Одновременно в Испании формировался динамичный и современный средний класс, и этот процесс тоже происходил очень быстро: с 1965-го по 1984 год доля занятых в секторе обслуживания, технического и административного персонала, управленцев, торговцев, предпринимателей, не использующих наемного труда, а также самозанятых выросла с 35% до 52%, в то время как доля ручного и сельскохозяйственного труда сократилась с 65% до 46%[3].

По мнению многих испанских социологов, социальные и культурные изменения 1960-х годов подготовили почву для превращения страны в демократию после смерти Франко. За сорок лет диктатуры в стране сменились два поколения (в 1975 году доля испанцев, родившихся до гражданской войны, составляла всего 5%), и молодежь, согласно опросам общественного мнения, в большинстве своем все больше придерживалась демократических взглядов. Хотя политический режим в 1960–1970-е годы радикальным образом отличал Испанию от современных обществ, для большинства молодых людей политические перемены были лишь вопросом времени[4]. Это не означало, однако, что превращение Испании в демократию после смерти Франко произошло автоматически. Напротив, этот процесс носил крайне сложный и драматичный характер, его успех отнюдь не был предрешен. Его важнейшей составляющей стало появление в Испании широкого антифранкистского движения, в котором участвовали представители разных групп: студенты, рабочие, пацифисты, молодежь, горожане. Без нараставшего с начала 1970-х годов давления социальных и демократических движений, без их выхода на улицу и постепенного ее завоевания, вопреки тотальным запретам и жестким репрессиям, невозможно объяснить окончательный слом диктатуры в конце десятилетия.

Давление снизу

Независимое студенческое движение появляется в Испании еще раньше, уже в 1950-е годы. Его возглавило поколение лидеров, не участвовавших в гражданской войне и поэтому не обремененных комплексом проигравших. Его требования носили конкретный характер, но борьба за их осуществление очень быстро привела к разрыву между университетской молодежью и франкизмом, к становлению демократического движения студентов и преподавателей университетов. Так же, как и в случае с рабочим движением, главными требованиями студентов были свобода ассоциаций, студенческое самоуправление, отказ от обязательного членства в официальном университетском профсоюзе. Борьба за эти цели началась в середине 1950-х годов и продолжалась полтора десятилетия. Она сопровождалась жесткими репрессиями, периодическим закрытием университетов и их полицейской оккупацией, уличными столкновениями студентов с фалангистами, отчислением руководителей движения из университетов и их убийством. Правительственные репрессии не остановили университетское движение, напротив, они превращали борьбу студентов с официальным студенческим профсоюзом в борьбу против режима. В феврале 1965 года антифранкистские студенческие организации 84 университетов, включая все ведущие университеты Барселоны и Мадрида, объявили о выходе из официального университетского профсоюза Испании, потребовав создания автономной студенческой организации и проведения свободных выборов в нее, а также амнистии для всех изгнанных из университета студентов и преподавателей, свободы преподавания и дискуссий в университете. В апреле 1965 года правительство расформировало фалангистский студенческий профсоюз, разделив его на отраслевые профессиональные организации, которые, впрочем, оно также вынуждено было упразднить под давлением студентов в 1968 году[7].

Таким образом, студенты были единственной социальной и политической силой во франкистской Испании, которая смогла создать массовую демократическую организацию и покончить с политическим институтом авторитарного режима – университетским профсоюзом[8]. Университет стал первым социальным, профессиональным и институциональным сообществом, которое нанесло удар, потрясший авторитарную конструкцию диктатуры, и образовало начиная с 1960-х годов пространство свободы. В этом пространстве, вопреки контролю политических и академических властей и благодаря усилению демократических позиций и демократического коллективного действия, развился первоначальный импульс культурных изменений, без которых не стал бы возможным переход к демократии в 1970-е годы. Не случайно целое поколение будущих испанских политиков вышло из возникшего в конце 1960-х годов Демократического профсоюза университетских студентов[9].

Добившись своей главной цели – свободы университетских ассоциаций, студенческое движение при позднем франкизме, как это ни парадоксально, постепенно утрачивает роль лидера антифранкистской борьбы. Оно все больше растворяется в общедемократическом движении против диктатуры, руководимом левыми политическими партиями. Этому способствует подъем рабочего движения в начале 1970-х годов: студенты активно участвуют в акциях солидарности с рабочими, при этом студенческие организации, ориентированные на сугубо университетские проблемы, постепенно теряют влияние. После смерти Франко левые студенческие организации вместе с рабочими профсоюзами активно участвуют в общегражданской мобилизации за демократический разрыв с диктатурой (ruptura democratica), против попыток обеспечения преемственности режима и сохранения франкистских институтов. Однако студенческое движение к 1976 году перестает быть самостоятельной силой, какой оно было в конце 1960-х; оно все больше зависит от изменений политической стратегии левых партий, в первую очередь компартии Испании – самой влиятельной силы в студенческих организациях середины 1970-х годов.

Давление сверху

Назначение Суареса председателем правительства Испании в начале июля 1976 года стало поворотной точкой, после которой развитие событий резко ускорилось.

В апреле 1977 года был принят целый ряд новых законов – об амнистии, свободе печати, свободе профессиональных объединений, роспуске Фаланги, – которые наряду с принятым в июне 1976 года законом о политических ассоциациях обеспечили условия для проведения 15 июня 1977 года первых за сорок лет свободных выборов. Новый парламент разработал Конституцию, принятую на референдуме 6 декабря 1978 года.

Темпы и особенно последовательность реформ имели важнейшее значение для их успеха. Вторая после обеспечения институциональной преемственности задача, стоявшая перед Суаресом, заключалась в том, чтобы поставить в центр демократической трансформации политические реформы, главной из которых было, конечно, проведение свободных выборов:

Процесс поиска консенсуса внутри политического общества стал отличительным знаком испанского перехода к демократии. После парламентских выборов 1977 года, которые убедительно выигрывает основанный Суаресом Союз демократического центра (СДЦ)[17], правительство приступает к переговорам о принципах общественного пакта. Знаменитые Пакты Монклоа включали соглашение о программе оздоровления и реформы экономики и соглашение о программе юридических и политических действий. В первом из них оговаривались основные направления экономической политики и ее социальные ограничения: меры финансового контроля, налоговая реформа, сдерживание роста денежной массы и уровня инфляции, устанавливались пределы для увольнений (5% от количества занятых на предприятии), признавалось право трудящихся на объединение в профсоюзы и вводился верхний порог для роста заработной платы в 22% (на уровне инфляции, ожидаемой в следующем, 1978, году). В политическом соглашении подтверждались снятие ограничений на свободу печати, запрещалась предварительная цензура, закреплялась прозрачность официальных решений и облегчался доступ к ним со стороны членов парламента, подтверждалось право на свободу собраний, политических ассоциаций, политической пропаганды. Кроме того, пытки в местах заключения объявлялись преступлением, задержанные получали право на адвоката, ограничивалось применение военной юстиции. Политическое соглашение объявляло окончательно распущенными структуры испанской Фаланги.

Демократия и экономика

Подводя некоторые итоги испанского перехода к демократии, необходимо отметить очевидную даже ретроспективно, после сорока прошедших лет, скорость преобразований. Со смерти Франко до принятия новой демократической Конституции прошли три года. За это время были демонтированы основные франкистские институты, несущие конструкции авторитарного режима: корпоративные Кортесы, правящая партия, вертикальные профсоюзы, другие корпоративистские организации. Были в полном объеме восстановлены все основные демократические свободы и права: свобода слова, печати, собраний, ассоциаций. Всего через полтора года после ухода каудильо были проведены свободные учредительные выборы в парламент. Следующие выборы, уже на основе новой Конституции, были проведены 1 марта 1979 года. В целом же период перехода – до ключевого момента смены правящей партии и прихода к власти в 1982 году оппозиционной ИСРП – занял в Испании семь лет.

Все эти и многие другие проблемы испанской демократии, анализ которых лежит за рамками данной статьи[27], нужно упомянуть для того, чтобы не создавалось ложного впечатления о легкости и безупречности испанского перехода к демократии. Он действительно был успешным, но за этот успех, как я пыталась показать, заплачена немалая социальная, политическая и человеческая цена.

[2] Только в 1951 году в Испании было отменено распределение продуктов по карточкам, введенное в годы гражданской войны (1936–1939).

Читайте также: