Демократия в италии кратко

Обновлено: 05.07.2024

27 мая 2018 года войдёт в историю Италии как день, когда в стране умерли демократия и национальный суверенитет. Теперь даже для тех, кто ещё не понял этого раньше, ясно, что в Италии голосование на выборах ни на что не влияет. Ясно и то, что в Италии народной волей можно манипулировать, её можно игнорировать и даже аннулировать.

А что касается Серджио Маттареллы, то ему предстоит нести полную моральную ответственность за нарушение доверительного пакта между президентом республики и гражданами. С 27 мая 2018 года итальянцы понимают, что выборы в их стране – это сценарий, лишённый смысла. Результаты голосования избирателей будут приняты только в том случае, если они будут отвечать воле европейской элиты. Если они будут этой воле противоречить, эти результаты отменят. Президент Маттарелла показал, что он является гарантом интересов Брюсселя, а не граждан Италии.

Каким будет для Италии продолжение этой истории? Ведь продолжение обязательно будет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами.

Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Демократические силы страны стремились покончить с остатками фашистского режима, выступали за создание демократического республиканского строя. Реакционные правящие круги, вынужденные считаться с требованиями демократического движения, стремились не допустить его радикализации. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на ворующих католиков поддерживающего эту партию Ватикана. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии.

Конституция 1947 г. и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны. В частности, предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное общественное значение.

Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах. В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством. Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы - областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов. В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.

Референдумы в Италии – итальянцы выбирают прямую демократию

В Италии, как и в большинстве европейских стран, существует парламентская демократия. Это означает, что нация создает и выражает свои суверенные права через своих представителей в парламенте. Тем не менее, в начале 1970-х годов в итальянской политике применялись массовые инструменты прямого демократического правления. В некоторых очень деликатных сферах жизни итальянское общество может принимать решения напрямую. Имеются в виду три типа референдума: отменяющий, утверждающий и местный.

Отменяющий референдум

Самый популярный тип референдума в Италии - это отменяющий референдум (abrogativo referendum), то есть отрицание существующего закона (законов). Этот прямой демократический инструмент можно сравнить с популярным в Швейцарии правом вето, также известным как факультативный (необязательный) референдум.

В результате итальянского аннулирующего референдума, электорат может привести к полному или частичному аннулированию существующего закона или другого законодательного акта.

По мнению итальянских конституционалистов, референдум призван дополнять и, прежде всего, контролировать парламентский законодательный процесс. Конечно, не все законы могут быть отнесены к такому типу всеобщего избирательного права. Исключением являются, например, налоговые вопросы, бюджетные законы, амнистия преступников или ратификация международных соглашений – по этим вопросам референдумы не проводятся.

Как инициируют и проводят референдум в Италии?

Есть два варианта. Во-первых, гражданская инициатива. 500 тысяч граждан, имеющих право голоса, могут потребовать референдума. Второй вариант - инициатива 5 региональных советов (Италия разделена на регионы), причем каждый совет должен одобрить инициативу абсолютным большинством.

Затем кассационная инстанция проверяет действительность референдума, необходимые формальные вопросы и необходимое количество действительных подписей.

Следующим этапом является предметное рассмотрение инициативы конституционным судом.

Согласно итальянской традиции, референдумы всегда проводятся по воскресеньям, около 15 апреля и 15 июня.

Обязательным и необходимым условием аннулирования того или иного акта или его части является получение большинства голосов на референдуме при явке избирателей не менее 50%. Хотя, например, в Швейцарии порогов явки на референдуме нет.

Утверждающий референдум

Второй тип общенационального голосования в Итальянской Республике - это так называемый референдум об утверждении (referendum confermativo), который касается конституционных поправок и представляет собой своего рода компромисс между парламентским суверенитетом и обязательным участием электората в этом вопросе.

В принципе, итальянский парламент может вносить поправки в конституцию без участия общественности, но в обеих палатах парламента необходимо двойное голосование.

Для утверждения проекта конституционной поправки требуется 2/3 большинства голосов в обеих парламентских палатах при втором голосовании.

Если вышеуказанные требования не выполнены, возможно провести референдум об утверждении, чтобы утвердить поправку к конституции. Инициаторами референдума могут быть 1/5 членов Палаты, пять региональных советов или 500 тысяч граждан, имеющих право голоса. В случае утверждающего референдума процентный порог отсутствует.

Конституционными примерами утверждающего голосования были конституционные референдумы 2006 и 2016 годов, которые были отклонены итальянским народом.

Местный референдум

Третий тип всеобщего избирательного права в Италии – консультативный референдум (consultativo referendum), называемый также местным. Этот демократический инструмент используется на местном уровне, чаще всего в случае внутренних территориальных изменений, например, при создании новых регионов или изменении принадлежности коммуны от одной провинции к другой.

Практическое применение референдумов в Италии

Практика применения референдумов в Италии существует только с 1970-х годов.

С момента введения референдума на национальном уровне итальянцы участвовали в референдумах почти 70 раз. В этом контексте страна считается одной из немногих в Европе, в которой обращение к референдуму является относительно частым.

Способствует ли практика референдумов развитию треугольника: государство-общество-экономика в Италии?

Здесь следует отметить два основных аспекта.

Во-первых, как бы выглядел треугольник без референдумов? Возможно, социально-экономическая политика в этой стране будет функционировать даже хуже, чем она была в последние полвека, если бы не было контрольного элемента общества, который является инструментом референдума. Кроме того, голоса референдума дают Италии ощущение участия в совместном решении судьбы страны.

Во-вторых, роль референдума и инициативы граждан в Италии нельзя переоценивать. В целом, только 23 референдума были объявлены юридически действительными (из которых 1/4 дали отрицательное решение народа). С 1974 года референдумы в Италии действительно использовали часто, но процентный порог отрицательных голосований существенно понизил его эффективность. До 40% всех имеющихся голосов не достигли порога явки в 50%, хотя в некоторых случаях большинство голосовавших было более чем 90%. Референдумы похоронили не одного политика и не одну политическую силу. Достаточно вспомнить провал премьер-министра Маттео Ренци в 2016 году, организовавшего на пике своей популярности в народе референдум по изменению политической системы страны. После провального голосования Ренци был вынужден уйти в отставку, а на следующих выборах его Демократическая партия с треском проиграла.

Будущее референдумов в Италии

Будет ли этот эксперимент успешным сейчас и будет ли он работать?

Все зависит от того, будет ли нынешнее правительство Италии, уже без Лиги, но с вернувшимися демократами, по-прежнему заинтересовано во внедрении элементов массовой демократии.

Европейский Союз с подозрением относится к действиям итальянцев. Массовая демократия в стране-основателе европейской интеграции, по их мнению ставит под сомнение превосходство традиции парламентской элиты в Европе, установившейся после Второй мировой войны.

Комментарии к публикации (0):

Пока что нет ни одного комментария к этой публикации. Будь первым!

РЕГИСТРАЦИЯ занимает всего 1 минуту и введена с целью облегчить и ускорить работу пользователей.

Зарегистрировавшись на сайте, Вы получаете массу преимуществ:

1. Вам не нужно будет каждый раз писать свое имя при комментировании публикаций.

2. Уведомление об ответе в разделе Юридическая консультация прийдет на Ваш E-mail.

3. Вы сможете подписаться на любимые темы и следить за их развитием.

4. Вы сможете участвовать в конкурсах и получать призы.

5. Вы сможете переписываться с другими участниками сайта.

6. Вы получите доступ к закрытым ресурсам сайта.

И многое другое. Станьте участником нашего клуба, нажимайте РЕГИСТРАЦИЯ.

© 2010 - 2021 Клуб любителей Италии "Моя Италия"
Тексты статей защищены авторским правом. Разработчик - Studio "Computerra". Поддержка - Studio 1822

Демократическая партия (итал. Partito Democratico — PD ) — итальянская политическая партия левоцентристской ориентации. Лидер партии — Пьер Луиджи Берсани (с 25 октября 2009).



В 2008 году на досрочных парламентских выборах партия получила 12 092 998 голосов (возглавляемый ей альянс — 13 686 673 голоса) на выборах в нижнюю палату. На проходивших одновременно выборах в сенат партия получила в общей сложности 11 042 325 голосов, а возглавляемый ей альянс — 12 456 443 голоса. Всего левоцентристский альянс во главе с ДП получил 246 из 630 мест в нижней палате и 132 из 315 мест в сенате. На выборах в основе программы партии были два направления: активизация социальной политики и политическая реформа, призванная стабилизировать политическую жизнь Италии [1] .

В феврале 2009 Вальтер Вельтрони подал в отставку с поста секретаря партии, а его место временно занял Дарио Франческини [2] . На прошедших в июне 2009 выборах в Европарламент ДП заняла 21 место из 78, отведённых для Италии. 25 октября 2009 прошли вторые открытые выборы секретаря партии, на которых победил Пьер Луиджи Берсани.

Примечания

Ссылки

  • Политические партии по алфавиту
  • Политические партии Италии
  • Появились в 2007 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Демократическая партия (Италия)" в других словарях:

Христианско-демократическая партия (Италия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Христианско демократическая партия. Эта статья или раздел нуждается в переработке. По … Википедия

Демократическая партия — Демократическая партия: Демократическая партия Азербайджана Демократическая партия Албании Демократическая партия (Болгария) Демократическая партия Ботсваны Демократическая партия (Вьетнам) Демократическая партия (Габон) Демократическая партия… … Википедия

Демократическая партия (значения) — Демократическая партия Молдовы Демократическая партия (Сербия) Демократическая партия Островов Кука Демократическая партия России Демократическая партия Украины Демократическая партия Эрк/Свобода Демократическая партия (Болгария) Демократическая… … Википедия

Демократическая партия Молдовы — У этого термина существуют и другие значения, см. Демократическая партия (значения). Демократическая партия Молдовы молд. Partidul Democrat din Moldova, PDM Лидер … Википедия

Христианско-демократическая партия — Христианско демократическая партия название партий, выступающих за политику христианской демократии. Христианско демократическая партия (Италия) Христианско демократическая партия (Финляндия) Христианско демократическая партия (Швеция)… … Википедия

Социал-демократическая партия Швеции — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия

Социал-демократическая партия Эстонии — Sotsiaaldemokraatlik Erakond Лидер: Свен Миксер Дата основания: 8 сентября 1990 Штаб квартира: Таллин 10151, Ахтри 10а … Википедия

Социал-демократическая партия Литвы — Lietuvos socialdemokratų partija Лидер: Альгирдас Буткявичюс Дата основания: 2001 Идеология: социал демократия Интернационал … Википедия

Социал-демократическая партия (Румыния) — У этого термина существуют и другие значения, см. Социал демократическая партия. Социал демократическая партия Partidul Social Democrat Лидер: Виктор Понта Дата основания: 2001 Идеология … Википедия

Читайте также: