Демократическая ситуация в германии кратко

Обновлено: 19.05.2024

Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия - демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент - Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель - 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера - главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону - Grundgesetz - аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд - Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства - Совет Федераций - Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента - лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Демократия в Германии

ФРГ - демократическое государство. По определению из Википедии:

политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Немецкая демократия реализуется через выборы представителей в органы власти - начиная с местного начальства в каждом городке и заканчивая Парламентом.

Немецкие муниципалитеты

Все немецкие населённые пункты обладают избираемыми органами самоуправления. Название зависит от местных традиций и территориального деления.

  • Gemeinde или Kommune - община, небольшие города, деревни.
  • Stadt - город целиком.
  • Landkreis - район, регион - несколько городков под единым управлением.
  • Verwaltungsbezirk, Stadtbezirk, Stadtteil, Ortsteil - районы внутри больших городов.

Муниципалитет проводит выборы в региональный парламент и главного начальника - бургомистра - Bürgermeister. Конкретная структура определяется законами внутри федеральных земель, поэтому названиях должностей и частей самоуправления различаются.

Но принцип общий - через определённые промежутки времени проводятся выборы, избирается бургомистр и местные заседатели в районный совещательный и законодательный орган. Путём голосования по предложенным начальником кандидатурам местные депутаты назначают исполнителей на ключевые посты.

Немецкие федеральные земли

Следующий уровень - земельные структуры власти. На уровне каждой из 16 земель бюргеры голосуют за депутатов в федеральный парламент - Landesparlament.

  • Landtag - в 13 землях.
  • Bürgerschaft - в городах-государствах Бремене и Гамбурге
  • Abgeordnetenhaus - в Берлине

Выборы проходят раз в 4-5 лет. Депутаты избирают земельного начальника - Ministerpräsident. В свободных городах название должности другое, смысл такой же.

Каждая федеральная земля имеет собственные органы управления, министров по сферам деятельности, назначаемые министр-президентом и ландтагом. Формируется отдельный независимый от центра бюджет.

Федерация обладает Конституций. Законы земель часто “перебивают” федеральные.

Поэтому сложно отвечать на вопросы типа “а как в Германии…” или “есть ли у немцев такой закон…”. Везде всё по-разному.

Например, на федеральном уровне в Германии смертной казни нет, а вот в земле Гессен казнят и сейчас. Референдумы в ФРГ не проводятся, а в отдельно взятой Баварии - пожалуйста.

Но всё же компетенции земель ограничены определёнными областями:

  • образование
  • культура
  • задачи полиции
  • наказания, штрафы

В остальном федерация подчиняется центру.

Контроль за деятельностью земельной власти осуществляет Landesverfassungsgericht - Конституционный суд земли.

Немецкий Совет Федераций - Бундесрат

Земли отправляют в центр представителей - заседателей в федеральный совет. Задача Бундесрата - участвовать в принятии законов Германии и защищать интересы отдельных регионов. Выбираются делегаты по-разному, часто просто назначаются.

Общее количество представителей распределяется неравномерно. Минимум отправляется 3 делегата, дальше зависит от числа жителей.

По факту это нижняя палата парламента, без которой нельзя менять законы. Получается интересная ситуация - партийное большинство в главном Парламенте не означает абсолютную власть. В землях выборы проходят отдельно и там избирается собственная конфигурация партийных представителей.

Так достигается автономия федераций. Если столица примет закон, ущемляющий права или суверенитет земель, Бундесрат не одобрит инициативу и изменения не вступят в силу.

Совет Федераций контролирует законодательные нововведения, относящиеся к:

  • изменению Конституции - требуется одобрение минимум ⅔ представителей
  • налоговым и финансовым вопросам
  • реформам организационной или правительственной структуры земель

Парламент Германии - Бундестаг

Выборы в государственный немецкий парламент - самая важная ступень демократии в Германии. Дальше народ к определению властных структур уже не допускается.

Избираются депутаты раз в 4 года. Следующие выборы пройдут не позднее 24 октября 2021.

Немцы голосуют на выборах за партии. По итогам всенародного голосования места распределяются пропорционально числу набранных голосов. Плюс часть политиков идёт отдельным списком на региональном уровне. Если человека избрали по прямому голосованию, партийное место не пропадает, а занимается следующим в рейтинге партии кандидатом.

Поэтому невозможно сказать до выборов, сколько депутатов войдёт в парламент. На сегодня в Бундестаге заседает 709 человек - мировой рекорд!

  • принятие законов, изменение Основного Закона - Конституции
  • подтверждение договоров с другими странами и международными организациями
  • формирование федерального бюджета
  • выбор Бундесканцлера и участие в назначении Бундеспрезидента
  • парламентский контроль за исполнительной властью и действиями правительства

Главнейшая задача - выражение воли немецкого народа и информирование бюргеров о реформах и других изменениях в политике.

Контролируется германский парламент Федеральным Конституционным Судом.

Здание Рейхстага в Берлине

Здание Рейхстага на площади Республика в Берлине - надпись 'Немецкому народу'

По итогам выборов в немецком парламенте идут длительные переговоры по формированию большинства - коалиции, которая будет одинаково голосовать по основным политическим вопросам.

Если ни одна партия не набрала свыше 50%, большинство составляется из двух и более. Начинается долгий торг, занимающий несколько месяцев. Во время переговоров о формировании коалиции никаких существенных вопросов правительство Германии решать не может.

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера - главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ - Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю - более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний - вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
Имя Срок
Конрад Аденауэр 15.09.1949 - 16.10.1963
Людвиг Эрхард 16.10.1963 - 01.12.1966
Курт Георг Кизингер 01.12.1966 - 21.10.1969
Вилли Брандт 21.10.1969 - 07.05.1974
Гельмут Шмидт 16.05.1974 - 01.10.1982
Гельмут Коль 01.10.1982 - 27.10.1998
Герхард Шрёдер 27.10.1998 - 22.11.2005
Ангела Меркель 22.11.2005 - и сейчас

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага - Федеральное Собрание - Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента - предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

Основной закон – ядро демократии в Федеративной Республике Германия. Изначально задумывался как временный, но уже существует 70 лет.

Deutscher Bundestag

Но вот наступил 1990-й год, свершилось непредвиденное воссоединение востока и запада. Основной закон было решено сделать общегерманской конституцией, даже если правительство и парламент переезжали из Бонна в Берлин. В надежде, что достижения стабильной демократии, в судьбе которой участвовали все граждане, сохранятся и в воссоединенной Германии. Берлин должен был продолжить дело Бонна.

Даже если Основной закон ограничивал свое действие временными рамками и был связан с памятью о потере национального государства, однако он смог дать план для строительства надежной западной демократии. Основной закон, по задумке авторов, должен был отличаться от своих предшественников и при этом создать все институциональные условия для того, чтобы предотвратить саму возможность гибели свободной республики, как это случилось с Веймарской республикой, первой парламентской демократией в Германии, просуществовавшей с 1918 по 1933 год. Парламентский совет, орган наподобие конституционного собрания, состоявший из делегатов парламентов земель, попытался извлечь урок из краха Веймарской республики. Он преодолел конструктивные ошибки Веймарской конституции и, прежде всего, двойную структуру парламентской и президентской системы. Парламент и правительство, т.е. канцлер, были усилены, а функции федерального президента сведены по сути к репрезентативным полномочиям. Выросло значение партий для политического процесса; были запрещены антидемократические силы, прежде всего, те партии, которые выступали против конституции. С помощью этих мер удалось придать демократии стабильность и оградить от нападок врагов демократии, от которых в свое время пострадал Веймар.

Окунуться в конституционную историю Германии: Дом Веймарской республики на месте основания республики знакомит с момента­ми рождения первой немецкой демократии.

Бундестага в 1949

Учредительное заседание Бундестага в 1949 году в Бонне ознаменовало новое начало молодой Федеративной Республики после катастрофы национал-социализма.

падение Берлинской стены

Поворотный пункт немецкой истории: падение Берлинской стены стало событием, на которое мало кто рассчитывал.

Неприкосновенность человеческого достоинства

Сам Основной закон уже являлся рефлексией по поводу краха Веймарской консти­туции и прихода национал-социалистической диктатуры. Ведь помимо усиления парламентско-правительственной системы за счет сильной позиции канцлера (ее можно было поколебать только конструктивным вотумом недоверия) в Конституции 1949 года красной нитью проходила одна мысль, которая должна была усилить самосознание западногерманской демократии. Мысль эта – неприкосновенность человеческого достоинства. «Защищать и уважать ее – обязанность всей государственной власти, говорится в статье 1 Основного закона. Статья была сознательно задумана как контрапункт к бесчеловечному режиму диктатуры национал-социалистов и означала инновацию в истории современных конституций. Никогда раньше эта норма не фигурировала ни в одной конституции; потом уже появились другие такие тексты – например, конституция ЮАР после падения режима апартеида. Главное, что с этой статьей было связано определение основных прав человека как неотчуждаемых и обязательных для всех видов государственной власти. Эта привязка к основным правам, гарантия правовой защиты и обязательность конституции для законодателя позволили демократии Основного закона стать конституционной демократией, которая не допускает ни грамма сомнения в примате конституции и гарантированных ею основных правах. Учреждение отдельного Конституционного суда оказалось в этой связи очень удачным решением: подсудность Конституционного суда придала Основному закону собственный голос в делах повседневной политики посредством авторитетной интерпретации норм права. Так возникло хорошее подспорье для демократического развития.

Процесс воссоединения

Многие опасения быстро развеялись. Потому что сама процедура объединения потребовала не только согласования с четырьмя союзническими государствами, но и совпала с процессом европейского объединения. Франция боялась экономического усиления Германии, но введение евро смягчило возможные негативные последствия; так же рассеялись и апокалиптические сценарии, связанные с мнимой ненадежностью Германии как партнера. Ускоренное введение экономического и валютного союза между Федеративной Республикой и ГДР еще до политического воссоединения ускорило процесс, который завершился подписанием договора об установлении единства. Это привело к вступлению в тот же день, 3 октября 1990 года, новых федеральных земель на территории ГДР в сферу действия Основного закона. Это ускорило институциональный трансфер с запада на восток, радикальную смену элит и помогло перевести плановую экономику на рельсы рыночного хозяйства.

Конечно, это не может не отражаться и на установках в отношении демократии. Большинство поддерживает демократию как идею – и на западе, и на востоке (хотя с чуть меньшим энтузиазмом). Но на востоке более силен скепсис в отношении реального функционирования демократических институтов Федеративной Республики Германия. И вот здесь восток и запад сближаются. Повсюду в Европе и в США усиливается общественная поляризация, учащаются политические срывы, и они особенно заметны в Восточной Германии, поскольку там в течение трех последних десятилетий активно шла трансформация общественно-политической жизни.

Проф., д-р Ханс Форлендер преподает политическую теорию и историю идей в Техническом университете Дрездена. С 2007 года он возглавляет основанный им Центр по изучению конституции и демократии.


Цифры не врут

Олаф Шольц

Фото: Hannibal Hanschke / Reuters

А вот социал-демократы во главе с Олафом Шольцем после провала на прошлых выборах восстановили свои позиции (25,7 процента против 20,5 процента) и теперь заслуженно празднуют победу. Однако в этой победе есть и весомая ложка дегтя. Вопреки надеждам и ожиданиям, настоящего триумфа социал-демократов на этих выборах не случилось — убежать от консерваторов из ХДС им не удалось.

составил отрыв Социал-демократической партии Германии (СДПГ) от Христианско-демократического союза (ХДС)

Общее число депутатов бундестага вырастет, но не так сильно, как опасались эксперты перед выборами. Если в текущем созыве парламент насчитывает 709 депутатов, то в новый бундестаг переедут 735 депутатов. Аналитики предрекали рост этого числа до 900 за счет малых партий, которые могли получить дополнительные мандаты в округах.


Фото: Fabrizio Bensch / Reuters

На обочине

Фото: Christian Mang / Reuters

Фото: Annegret Hilse / Reuters

Кто станет канцлером?

Вырвав победу по итогам федерального голосования с минимальным перевесом, СДПГ не смогла обеспечить выгодную платформу в переговорах с партнерами по формированию правящей коалиции. И теперь этот результат подвешивает шансы кандидата в канцлеры от СДПГ Олафа Шольца стать канцлером, даже несмотря на то, что персональный рейтинг Шольца повыше, чем у Армина Лашета из ХДС.

Армин Лашет участвует в голосовании

Армин Лашет участвует в голосовании

Фото: Thilo Schmuelgen / Reuters

Лучше не будет Какой станет Германия без Меркель

Вне зависимости от того, кто станет канцлером, Лашет или Шольц, каких-то видимых изменений в Германии ожидать не стоит, двухпартийная политическая система слишком устойчива и инерционна для резких телодвижений. Поколебать ее может лишь сокрушительная победа на выборах одной из малых партий в период суперкризиса, чего пока в ближайшей перспективе не наблюдается.

Другое дело, что противоречивые тренды, приведшие к оттоку избирателей от ХДС и СДПГ к малым партиям, никуда не денутся. Федеральное правительство все также продолжит тянуть на себе экономику еврозоны, порой в ущерб собственному бизнесу и среднему классу, все также продолжит принимать беженцев, способствуя замещению населения, все также продолжит внедрять климатическую повестку, подсаживая немцев на возобновляемые, но крайне дорогие источники энергии. И, разумеется, населению не стоит ждать послаблений в случае прихода новых ковидных волн. Ответственность за негативные последствия леволиберальной политики ляжет на большие партии, что будет способствовать дальнейшему размыванию их электоральной базы в пользу более мелких новых игроков.

20130919_demokratie_wahl_wahlbetrug_widerrufsrecht

Недавно наткнулся на цикл статей российских наблюдателей - Андрея Бузина и Аркадия Любарева, которые побывали на выборах в бундестаг в сентябре 2013 года:

На выборах в Германии присутствовали в качестве наблюдателей представители партнеров Европейской платформы (EPDE) из Грузии, Молдовы, Беларуси, Азербайджана, а также представитель Международного центра электоральных исследований Лилия Шибанова, эксперт “Голоса” Роман Удод, российские эксперты электоральных процессов Андрей Бузин и Аркадий Любарев по приглашению Европейского обмена (EE).

Это российские западники, союзники оппозиционера-кегебиста Гудкова, в общем, нормальная "белая лента". Рекомендую всем почитать их впечатления от выборного процесса в Германии. А от себя изложу лишь некоторые факты, которые есть в этих статьях, так и находятся вне их, а затем поясню, для чего это.

1. В ФРГ до последнего времени не было, да и сейчас нет в принципе законодательства, которое однозначно определяло бы нюансы выборов в стране. С середины 50-х годов и до сего момента считается, что выборы должны проходить согласно Основному закону (т.е., конституции), однако Верховный суд ФРГ еще в 2008 и 2012 годах признавал, что сам Основной закон не в состоянии досконально регламентировать выборные механизмы и предлагал разработать отдельный "кодекс".

2. Закономерным образом в ФРГ нет понятия "наблюдатели", точнее, нет юридического статуса "наблюдателя". Как пишут в своих статьях представители российских организаций, действительно, доступ на избирательные участки в Германии отнюдь не закрыт, он разрешен всем желающим, "общественные наблюдатели" могут приходить и мониторить ситуацию, но. никаких оснований для жалоб и заявлений у них нет. Потому что "наблюдатель" - это не статус. Естественно, ни один немецкий суд рассматривать подобные жалобы не будет (есть лишь вариант как от частного лица или организации, но это также бесперспективно, попытки "европейских правозащитников" рыпнуться были, но оказались безуспешными).

3. Примитивность выборов с точки зрения технологического фарша вокруг. Об этом пишут россиянские "наблюдатели": нет средств наблюдения за процессом (фото- и видеосъемка запрещены), нет независимого контроля за учетом голосов, принцип формирования избирательных комиссий самый волюнтаристский, сама процедура голосования простенькая, избиратели не ставят даже подписи, голосование по почте со всеми вытекающими, часто нет прозрачных кубов, допускается голосование без извещений и так далее, и так далее. То есть, при желании подделать результаты выборов в Германии (а это то, что интересует россиянских наблюдателей) - как два пальца [. ]:

Комиссия состоит из 7 человек, причем, насколько я понял – все сотрудники районной администрации (!).

Итого. Подсчет голосов на германских избирательных участках не только легко сфальсифицировать, но и даже и проконтролировать толком невозможно. Но ему верят! Верят, потому, что все проводится гласно, членом участковой комиссии может стать любой гражданин, и каждый может посмотреть, как это делается.

Если не останавливаться на явных особенностях избирательной схемы в ФРГ (благо, ее критикуют и так многие), то объясняется все это. честностью. Мол, немцы честные и потому не подделывают результаты выборов и все такое. Доля истины в этом есть, как в той байке про работу европейской и российской заправок: на первой сначала заправляешь бак, а потом платишь, на второй же сначала платишь, и потом закачиваешь строго оплаченное количество топлива. Иначе никак, ибо велика вероятность, что человек зальет бензин и уедет. В Европе такое тоже возможно, но ненадолго: заправки оборудованы камерами (в отличие от избирательных участков в ФРГ, например), номер незаплатившей машины поступит быстро в полицию, и закончится все для мошенников скверно. В РФ же нет работающей полицейско-правовой системы, поэтому приходится включать защиту от дураков и мошенников.

Однако, глобальное обоснование немного иное. Дело в том, что демократия на Западе - это нечто вроде инструмента, который позволяет придавать легитимность политическим процессам, прежде всего, трансляции формальной власти. Почему Путин президент РФ? Потому что он победил на безальтернативных президентских выборах, подделав тупо результаты (не сильно, но есть такие подозрения, ибо общество в РФ приучено к тотальной нечестности из-за отсутствия работающих государственных механизмов, в том числе). Почему Ангела Меркель канцлер Германии? Потому что коалиция парламентских партий, победившая на выборах, выдвинула ее на этот пост. Выборы прошли честно, любой мог придти на избирательный участок и проследить. Да и зачем мухлевать там, где нет в этом надобности?

Предположим, что государственная политическая "фирма" ХДС/ХСС (еще раз напомню, что все ведущие немецкие партии финансируются государством) не набрала 41,5% голосов, а выборы выиграла бы "конкурирующая" с ней СДПГ. Ну и что? Канцлером с большей вероятностью был бы Пеер Штайнбрюк (предположим). Такой же карьерный менеджер, как и Ангела Меркель, только "работающий" в другой "фирме". Никакой разницы. Более того: между фирмами на самом деле никаких противоречий нет - "большую коалицию" по итогам парламентских выборов сварганили прямо из двух монстров - ХДС/ХСС и СДПГ (ибо старый партнер ХДС/ХСС - СвДП в парламент не пробилась). И ничего такого.

А вообще германская схема 2+2+(1) - это 2 больших политических фирмы и 2 (3) малых (СвДП, Зеленые + Левые) оказалась вполне пригодной и функциональной. Это заточенная на коалиционность система, где роль играют только первые 2-3-4 партии. Остальные 60 с лишним партий - просто фон. В этом плане НЕТ и не может быть серьезного заказа и интереса для подделки результатов выборов. Подделка НЕ НУЖНА. Зачем этим заниматься, зачем нарушать правила общей игры, если ничего от этого не изменится, и никаких бонусов это никому не принесет? Какой смысл играть в футбол, зарабатывать на футболе, если на каждый матч менять правила? Если сегодня пенальти бьется с 11 метров, а завтра с 9 и по пустым воротам? Дискредитация будет сходу, а вот бизнеса не будет. В футболе возможны махинации и нарушения, но сам футбол - честная игра. Там честные и равные правила (насколько возможно).

Это как с банком, который берет депозиты, а потом кидает клиентов. Такой банк разорится очень быстро. Политическая система, где банальный процесс выводится из поля доверия, подвержена тому же самому. Это видно по РФ, по Белоруссии, по Казахстану и другим странам "карго-демократии", где в "футбол" играют по своим внутренним правилам.

То есть, сами по себе выборы в ФРГ, да и в целом на Западе (хотя везде свои особенности) - это лишь технический процесс, примерно как заправка машины, подделывать который смысла не имеет. Можно, конечно, лить в бензобак вместо бензина воду, но. зачем?

А вот азиаты на этом месте начинают цирк с конями - засовывают в бензобак газеты, кидают туда горящие спички, ссут, сливают топливо налево. Именно в этом и проблема всех "карго-демократий", безбожно зацикленных на самих процессах "выборов". В РФ и других странах существует разветвленное законодательство о выборах, на высоте технические средства контроля, куча наблюдателей, куча жалоб и судебных разбирательств. А толку - никакого. Государственная Дума - нелегитимна. Президент - условно легитимен.

Ведь если так вдуматься, то все эти "вбросы", "карусели", "завозы друзей Сапожника", подделка бюллетеней, подделка результатов теризбиркомов и прочее - проявление откровенной дегенеративности. Взяли и налили в свой бензобак воды. А теперь ожидаем, что машина поедет.

На выборах 2011 года путиноиды разбились в доску, чтобы украсть голоса у пропутинских и прокремлевских партий КПРФ, ЛДПР и СР в пользу. пропутинской и прокремлевской партии "ЕдРо". Да еще на выборах в декоративный орган госвласти - Госдуму. Которая не является даже де-юре парламентом, как таковым (про де-факто молчим). Еще ранее на выборах в МосГордуму в 2010 году азиат Лужков устраивал "карусели" и прочие перфомансы, чтобы на выборах в такой же декоративный и формальный орган прокремлевских "яблочников" и "коммунистов" победили все те же "единороссы".

Все это делается от БОЛЬШОГО ума. От азиатской тупости, "хитрости", от криворукости и жопоголовости. Здесь шарик подкрутим в свою сторону, а там - в ту. И радости полные штаны. С другой стороны, а за что их ругать? Ну, дикари, да. Неграм дали компьютер, они им стали колоть орехи. Очень удобно. Поэтому большинство же россиянских политолухов всерьез считает, что демократия - это проведенные "честно" выборы. Тогда как в самом принципе "демократии" (современной, во всяком случае) "нечестные выборы" даже не упоминаются как исключение.

Не надо только устраивать цирк с "каруселями", луна-парком и с шагающими экскаваторами азиатских "политологов". Сделали в стране 2 + 2 партии, и пусть честно борются. Раз в четыре года - "торжества". С новым премьер-министром, с новым кабинетом. Собственно, в этом и заключается главный прокол путинистов, создавших по западным рекомендациям общую схему формальной власти, но принявшихся ее тут же по-цыгански "подкручивать". Докрутились до того, что стали "международными террористами".

Читайте также: