Связь эстетики с другими науками кратко

Обновлено: 05.07.2024

2.1. Предмет этики.

Предмет изучения этики – нравственность.

Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется, прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек – существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность – один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Будучи историческим явлением, нравственный регулятив продолжает развиваться, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. К очевидным тенденциям в развитии морали можно отнести следующие.

Во-вторых, изменение самого содержания нравственности. Оно гуманизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или Бог и соответственно они же являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек. Человек становится не средством, но целью нравственного процесса. В этом смысле прогрессивная эволюция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории этики.

В-третьих, рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе. Более того, эти формы представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека жесткими санкциями в этой или следующей жизни, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из аксиомы, что человек является не средством, но целью, нравственное сознание не может быть репрессивным. Оно апеллирует к достоинству личности, к сознательному выбору, сделанному уважающим себя человеком.

2.2. Взаимосвязь этики с другими науками, которые изучают мораль.

Этика занимает важное место среди других наук и непосредственно связана с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика занимается изучением многих проблем: определения сенса жизни, понимания природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым принадлежит добро.

Также этика рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации.

Итак, по своей сути этика является практической частью философии, пребывает в органической связи с праксиологией, которая в свою очередь исследует активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и границы его деятельности, в том числе, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки – фатализм (преобладание над человеком неотворотных сил); волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в которых перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма.

Кроме всего прочего она непосредственно связана с эстетикой и другими науками, которые занимаются исследованием бытия человека, но координировать исследования морали может только этика.

2.3. Основные категории морального сознания (Добро и Зло; Обязанность и Ответственность; Справедливость).

Добро и зло – одни из наиболее главных понятий морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Традиционно Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида. Не все то, что полезно одному человеку полезно другому.

Главным критерием Добра выступает все то, что способствует проявлению подлинной сущности человека – его самораскрытию, самореализации. Другим критерием Добра и – одновременно – условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступают гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Доброта – это линия поведения: приветливая улыбка, акт милосердия, вовремя проявленная любезность. Доброта – это и точка зрения, убежденность, сознательно или невольно исповедуемая философия, в которых проявляется сущность человека.

Зло по своему содержанию противоположно Добру. К Злу относятся такие качества, как зависть, гордыня; месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению личного счастья и гуманности в отношениях между людьми.

2.4. Основные категории морального сознания (Смысл жизни и Отношения человека до смерти; Счастье; Достоинство и другие).

Д олг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Общественная ориентированность долга, как правило, вызывает внутреннее сопротивление личности, поскольку долг ограничивает ее свободу, противостоит ей, превращает жизнь человека в цепь обязанностей, требует от него

Люди нравственного долга активны, деятельны, крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у такого человека активную гражданскую позицию, развивает стремление вносить посильный вклад в общее дело.

Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение. 4 направления действия совести:

1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку;

2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение;

3) совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его;

4) как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания.

Авторитарная совесть – это грозный голос внешнего авторитета.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство же – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира личности к общественному признанию.

Честь – это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

3.1. Эстетика как наука и ее предмет.

Предметом эстетики является выделение и систематизация представлений, идей, связанных с эмоционально-чувственным, ценностным отношением человека к действительности, природе, обществу, искусству, то есть предметом эстетики является человеческая чувственность, с помощью которой происходит образное познание мира по закону красоты. Эстетика имеет направленность на человека, как на объект морально-эстетичного анализа и носителя творческого потенциала.

3.2. Связь эстетики с другими науками.

Эстетика также как и этика относится к философии. Взаимосвязь эстетики и философии состоит в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрений, позиций, методологии, философской концепции конкретного философа или определенного философского направления.

Как уже говорилось выше существует взаимосвязь эстетики с этикой и своеобразным аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.

В свою очередь этика играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как составной части предмета эстетики.

3.3. Основные эстетичные категории: прекрасное и уродливое.

Прекрасное – это сфера свободы человека, то есть вполне освоенное явление. Оно не содержит в себе ничего отталкивающего и пугающего.

Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают непосредственно как прекрасные.

Идея понятия прекрасного является социальным и жизненным смыслом, являющегося достоянием общественной практики, и соответственно, это смысл указал на главный источник прекрасного – человеческий труд. Оценка прекрасного зависит от вкуса и идеала личности. Оценка бывает истинной или же ложной. Это зависит от того насколько она соответствует ценности прекрасного. Следовательно, прекрасное как эстетическая категория характеризует явления, которые характеризуются относительно их ценностного эстетического совершенства.

Ужасное, как и прекрасное, является одной из основных эстетических категорий, которая еще с давних времен обращала внимание философов и теоретиков искусства.

В эстетической практике человека ужасное имеет особое значение. В античные времена понятие ужасного выступало просто как что-то противоположное красоте.

Ужасное стало как бы сознательной угрозой человека касающейся его существования.

3.4. Основные эстетичные категории: трагическое и комичное.

Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

гибель или тяжкие страдания личности;

невосполнимость для людей ее утраты;

бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

философски осмысленное состояние мира;

исторически, временно неразрешимые противоречия;

трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей субъективной (характер восприятия) стороной. Восприятие комического всегда социально обусловлено. То, что смешно одному, другому может представляться печальным. Историческое, национальное, классовое и общечеловеческое находятся в комическом в сложном диалектическом единстве.

Существенные особенности комического менялись от эпохи к эпохе; менялась и сама действительность, и исходная позиция комедийного анализа жизни.

Современная эстетичная наука широко использует философские категории гармония и мера. Одной из кардинальных ее проблем есть вопрос о гармонии природы и даже больше – о гармонии Вселенной. Отвечают ли измерения человека измерениям природы? Эстетичная наука ищет ответа на эти вопросы в широком контексте философского и естественного знания. И очень важным аспектом изучения гармонии является решение современных экологических проблем, сожительства человека и биосферы, сохранения и воссоздания природы. Не менее актуальной является проблема воспитания гармоничного человека. Эта широта проблематики свидетельствует об универсальности гармонии как важной эстетичной категории.

Анисимов С. Ф. Этика как философская наука. – М., 1972.

Борев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.

Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 1987.

Браим М.Н. Этика делового общения. – 1996.

Гусейнов А.А. Краткая история этики. – М., 1987.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2000.

Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – М., 1997.

Дивненко О. В. Эстетика. – М., 1995.

Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. – М., 2000.

Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.

Малахов. В. Етика. К., – 2000.

Росенко и др. Основы этических знаний. – М., – 1998.

Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И. С. Кона. – М., 1989.

Похожие страницы:

Эстетика (6)

. чувственность. 2. Механизм исторического становления предмета эстетики, как научной дисциплины. История эстетики насчитывает много веков. В ходе . свое атомистическое учение на гносеологию, этику и эстетику. Демокрит видел благо человека в его .

Философия как научная дисциплина

. в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в . как научная рациональность (философия науки) и научная иррациональность (философия психоанализа). Антропологизм - как научный антропологизм .

Этика и эстетика (3)

Этика и эстетика средневековой Западной Европы

. было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку проблемы . обрела все характерные черты будущих научных дисциплин. В их числе — . 1990. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. .

Этика бизнеса (5)

Эстетику можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины.

По мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир.Эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности..

предмет эстетики изучает: Эстетическое отношение человека к действительности, Эстетическая деятельность человека, сознание, Искусство, художественная деятельность человека ,Эстетическая культура личности и общества, История эстетических учений,

Основные категории эстетики, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др.

Связь эстетики с другими науками

В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.

эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты.

Одна из важнейших особенностей эстетики состоит в ее связи с теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Весьма тесной является связь эстетики с психологией, которая исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты

В области искусства семиотика (наука о знаках и знаковых системах), например, помогает исследовать структуру художественного произведения. Закономерности знаковых систем, раскрываемые семиотикой, позволяют выявить особые связи между художественными произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами образующими эстетический и художественный знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика).

Современные эстетические теории.

Теория эстетической деятельности-наука об общечеловеческих аспектах освоения мира

Аксиология общечеловеческих ценностей- наука об эстетическом богатстве действительности и искусства.

Социология искусства – наука об общественной природе художественного творчества.

Гносеология искусства- наука о художественном мышлении.

Теория художественного общения-наука о творческом взаимодействии реципиента и производителя.

Теория и психология художественного восприятия-наука о художественной рецепции

Метод и стиль в искусстве.

Художественный метод – это определенный способ познания действительности, своеобразный способ ее оценки, способ обратного моделирования жизни. В рамках одной общественно-экономической формации могут сосуществовать различные методы художественного творчества. Сближаются между собой по ряду основных признаков творчества и его практическим результатам. Такое явление в искусстве получило название стиль.

Художественный стиль – это эстетическая категория, отражающая относительно устойчивую общность основных идейно-художественных признаков творчества, обусловленная эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенному кругу творцов искусства. Ю. Борев отмечает ряд факторов, свойственных стилю:

фактор творческого процесса;

фактор социального бытия произведения;

фактор художественного процесса;

фактор художественного воздействия искусства.

Синтез искусств

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое.

Выделяют два уровня синтеза искусств:




Внутри вида искусства

Между видами искусства

Этика делового общения

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность.Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных вопросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Предмет эстетики

Эстетику можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины.

По мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир.Эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности..

предмет эстетики изучает: Эстетическое отношение человека к действительности, Эстетическая деятельность человека, сознание, Искусство, художественная деятельность человека ,Эстетическая культура личности и общества, История эстетических учений,

Основные категории эстетики, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др.

Связь эстетики с другими науками

В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.

эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты.

Одна из важнейших особенностей эстетики состоит в ее связи с теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Весьма тесной является связь эстетики с психологией, которая исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты

В области искусства семиотика (наука о знаках и знаковых системах), например, помогает исследовать структуру художественного произведения. Закономерности знаковых систем, раскрываемые семиотикой, позволяют выявить особые связи между художественными произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами образующими эстетический и художественный знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика).




2. Зеленов Л.А., Куликов Т.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982.

II. Дополнительная

1. Вопросы истории и теории эстетики /Под ред. М.Н. Афасишева. – М., 1975.

2. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

Наш курс мы начнем с рассмотрения эстетики. Эстетика как раздел философского знания выполняет роль теоретико-методологической основы эстетической культуры как общества в целом, так и отдельной личности.

Вопрос №1. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки

Приступая к изучению эстетики, следует иметь в виду, что это исключительно своеобразная наука, исследующая уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.

Поскольку дать исчерпывающий ответ о предмете эстетики (так же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся сперва предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.

Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

В дальнейшем мы постараемся конкретизировать это определение, наполнить его реальным содержанием.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины.

В самом деле, эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности. Однако, это определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Весь мир является не предметом, но объектомизучения эстетики, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вкратце перечислим основные из них.

Эстетическое отношение человека к действительности,его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы.

Эстетическая деятельность человека,ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее).

Эстетическое сознание человека,его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития.

Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии (эстетические и социальные особенности, основные функции, система и виды искусства, особенности художественного творчества и эстетического восприятия произведений искусства и пр.).

Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).

История эстетических учений, современные эстетические концепции, возникновение и развитие представлений о красоте в различные исторические эпохи, формирование концепций эстетического, их взаимодействие, место в системе духовных ценностей человека.

I. Основная

1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.

2. Зеленов Л.А., Куликов Т.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982.

II. Дополнительная

1. Вопросы истории и теории эстетики /Под ред. М.Н. Афасишева. – М., 1975.

2. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

Наш курс мы начнем с рассмотрения эстетики. Эстетика как раздел философского знания выполняет роль теоретико-методологической основы эстетической культуры как общества в целом, так и отдельной личности.

Вопрос №1. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки

Приступая к изучению эстетики, следует иметь в виду, что это исключительно своеобразная наука, исследующая уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.

Поскольку дать исчерпывающий ответ о предмете эстетики (так же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся сперва предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.

Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

В дальнейшем мы постараемся конкретизировать это определение, наполнить его реальным содержанием.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины.

В самом деле, эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности. Однако, это определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Весь мир является не предметом, но объектомизучения эстетики, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вкратце перечислим основные из них.

Эстетическое отношение человека к действительности,его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы.

Эстетическая деятельность человека,ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее).

Эстетическое сознание человека,его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития.

Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии (эстетические и социальные особенности, основные функции, система и виды искусства, особенности художественного творчества и эстетического восприятия произведений искусства и пр.).

Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).

История эстетических учений, современные эстетические концепции, возникновение и развитие представлений о красоте в различные исторические эпохи, формирование концепций эстетического, их взаимодействие, место в системе духовных ценностей человека.

Связь эстетики с другими науками

Надо иметь в виду, что в эстетической проблематике важное место отводится вопросам методологии эстетического познания и деятельности, а также связям и взаимодействию эстетики с другими духовными ценностями человека.

В свою очередь, эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты. В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.

Одна из важнейших особенностей эстетики состоит в ее связи с теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Весьма тесной является связь эстетики с психологией, которая исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблематики столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой — коммуникативный процесс.

Отказываясь от крайностей такого сопоставления этих наук, следует признать, что их взаимодействие действительно чрезвычайно плодотворно для обеих сторон. Это взаимодействие эффективно реализуется в вопросах исследования психологии творческого процесса создания художественных ценностей, анализа самих произведений искусства, процесса их эстетического восприятия реципиентом (зрителем, слушателем, читателем).

Так, в области искусства семиотика (наука о знаках и знаковых системах), например, помогает исследовать структуру художественного произведения. Закономерности знаковых систем, раскрываемые семиотикой, позволяют выявить особые связи между художественными произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами образующими эстетический и художественный знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика). Семиотический анализ уточняет содержание и взаимосвязь таких традиционных понятий искусства, как художественный образ, тип, форма, аллегория, метафора и пр. Семиотика претендует и на более активное участие в исследовании эстетической проблематики. Как отмечал, например, Л.Н. Столович, семиотический подход может иметь определенное значение для понимания структуры эстетических ценностей и эстетического к ним отношения.

Эстетика также как и этика относится к философии. Взаимосвязь эстетики и философии состоит в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрений, позиций, методологии, философской концепции конкретного философа или определенного философского направления.

Как уже говорилось выше существует взаимосвязь эстетики с этикой и своеобразным аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.

В свою очередь этика играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как составной части предмета эстетики.

Основные эстетичные категории: прекрасное и уродливое.

Основные эстетичные категории: трагическое и комичное.

Трагедия – всегда оптимистическая трагедия,в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

· гибель или тяжкие страдания личности;

· невосполнимость для людей ее утраты;

· бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

· высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

· активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

· философски осмысленное состояние мира;

· исторически, временно неразрешимые противоречия;

· трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

ЭТИКА- учение о нравственности, о правилах поведения человека.

ЭСТЕТИКА – Эстетика (от греч. чувственный, чувствующий) - чувственное познание мира. Полагаю, эстетика это наука о красоте. Это искусство поведения в обществе, это наука о цели, содержании внутреннего мира и внешнем облике человека.

ЭТИКЕТ- это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения.

Эстетика как наука, несомненно, носит философский характер, но она имеет свою специфику. Поскольку эстетические ценности создаются преимущественно в рамках искусства, эстетика может рассматриваться прежде всего как наука о своеобразии искусства и художественного творчества.

Фундаментальным компонентом эстетики считается искусство. .

В чем разница между этикой и эстетикой?

Этика раскрывает принципы комфортного проживания людей в обществе друг друга, помогает разглядеть и развить в себе лучшие качества.

Эстетика формирует художественный вкус, учит видеть и творить красоту.

Эстетические категории:

Трагическое - комическое (юмор, ирония, сатира). Ослабленной формой трагического может считаться драматическое.

А так же мимезис, катарсис, художественный образ, символ, симулякр, канон, художественный стиль, искусство, игра, эпатаж и т.д.

2.Задание № 35. Продолжить словарь терминов

Доброта – это…

Зло - это…

Зависть – это…

долг – это …

Совесть – это …

Ответственность – это…

Достоинство – это …

Честь – это …

Прекрасное – это …

Ужасное - это…

Трагедия – это…

Комическое – это…

Гармония – это…

Эстетическое – это…

Категории Эстетики Характеристика
Прекрасное Эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Прекрасное — есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни.
Безобразное Категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Безобразное — антипод прекрасному.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: