Деловые циклы шумпетера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 – 1950) был экономистом и рассматривается в качестве одного из 20 – я величайших интеллектуалов века. Он наиболее известен своими теориями деловых циклов и капиталистического развития, а также введением концепции предпринимательства.

Ключевые моменты

Понимание Йозефа Шумпетера

Шумпетер родился на территории нынешней Чешской Республики в 1883 году, изучая экономику у основоположников австрийской школьной традиции , включая Фридриха фон Визера и Ойгена фон Бом-Баверка. Шумпетер был министром финансов в правительстве Австрии, президентом частного банка и профессором, прежде чем был вынужден покинуть свою родную страну из-за подъема нацистов.

В 1932 году он переехал в США, чтобы преподавать в Гарварде. Пятнадцать лет спустя, в 1947 году, он стал первым иммигрантом, избранным президентом Американской экономической ассоциации.

К началу 20 века экономическая наука в Соединенных Штатах и ​​Великобритании развивалась на основе статических и математически ориентированных моделей общего равновесия . Работа Шумпетера временами отличалась, представляя континентальную Европу более тонким и менее гипотетическим подходом, хотя некоторые из его теорий также были заимствованы из вальрасовского общего равновесия.

На протяжении многих лет общественной жизни Шумпетер развивал неформальное соперничество с другими великими мыслителями Запада, включая Джона Мейнарда Кейнса , Ирвинга Фишера, Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека . Его творчество первоначально было омрачено некоторыми из его современников.

Известные теории

Творческое разрушение

Экономист ввел термин творческое разрушение, чтобы описать, как старое постоянно заменяется новым. Шумпетер предложил новое, уникальное понимание того, как растут экономики, объяснив, что экономический прогресс не постепенный и мирный, а скорее разрозненный и иногда неприятный.

Предпринимательство

Шумпетер считается первым ученым, который познакомил мир с концепцией предпринимательства. Он придумал немецкое слово Unternehmergeist, что означает дух предпринимателя, добавив, что эти люди контролировали экономику, потому что они несут ответственность за внедрение инноваций и технологических изменений.

Аргументы Шумпетера резко отклонились от господствующей традиции. Он подчеркнул тот факт, что рынки не стремятся пассивно к равновесию до тех пор, пока не исчезнет маржа прибыли . Вместо этого предпринимательские инновации и эксперименты постоянно разрушают старое и вводят новое равновесие, делая возможным более высокий уровень жизни .

Во многих отношениях Шумпетер рассматривал капитализм как метод эволюции в рамках социальной и экономической иерархии. Предприниматель становится революционером, нарушая установленный порядок, чтобы создать динамические изменения.

Бизнес циклы

Эти теории связаны с верой Шумпетера в наличие бизнес-циклов. По его словам, всякий раз, когда предприниматель разрушает существующую отрасль, вполне вероятно, что существующие работники, предприятия или даже целые сектора могут быть временно брошены в убыток. Он объяснил, что эти циклы допустимы, потому что они позволяют высвободить ресурсы для других, более продуктивных целей.

Джозеф Шумпетер Vs.Джон Мейнард Кейнс

Шумпетер родился всего за несколько месяцев до Кейнса и, как и его современник, считается одним из лучших экономистов ХХ века. У пары были кардинально разные взгляды.

Кейнс считал экономику здоровой, когда она находится в статическом равновесии. Шумпетер отверг эту теорию, заявив, что равновесие вредно для здоровья и что инновации являются двигателем экономики. У обоих тоже были противоположные взгляды на вмешательство правительства. Кейнс считал, что постоянное равновесие процветания может быть достигнуто с помощью денежно-кредитной политики центрального банка . Шумпетер утверждал, что государственное вмешательство увеличило инфляцию , разрушив экономику.

В начале своей карьеры Шумпетер высмеивал использование статистических агрегатов в экономической теории, вероятно, выстрел в Кейнса, в пользу сосредоточения внимания на индивидуальном выборе и действиях.

Первоначально работа Шумпетера не получила большого признания, отчасти из-за популярности Кейнса. Со временем ситуация изменилась, и теперь он считается одним из величайших экономистов мира.

Йозеф Шумпетер опубликовал в Нью-Йорку книгу: Schumpeter J. A., Business Cycles.

В центре внимания исследователей в XX столетии находились длинноволновые колебания, открытые выдающимся русским экономистом Николаем Кондратьевым . Изучая в 1920-х годах закономерности происходящих в мировой экономике явлений, он обнаружил длинные циклы экономической конъюнктуры примерно полувековой длительности, которые получили название больших циклов Кондратьева.

Он всесторонне обосновал закономерную связь повышательных стадий этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования в виде инноваций.

И. Шумпетер развил учение Н. Кондратьева о больших циклах конъюнктуры и разработал инновационную теорию длинных волн, интегрировав её в общую инновационную теорию экономического развития.

Циклическое движение выпуска Шумпетер считает формой отклонения от равновесия, к которому всегда стремится экономическая система.

Спонтанные кластеры нововведений вызывают радикальные изменения в экономике, которые уводят её от изначальной равновесной траектории. Система уже никогда не возвращается к прежнему равновесному состоянию. Новый цикл начинается в период очередной депрессии на новом уровне равновесия. Смена уровней равновесия по Шумпетеру и определяет долговременную траекторию экономического развития, в ходе которого экономическая система находится в динамическом равновесии.

Поскольку теория больших циклов Кондратьева играет ключевую роль в инновационной теории экономического развития Шумпетера, а также учитывая, что сам Шумпетер полагал её краеугольным элементом собственной теории, последнюю справедливо будет именовать в дальнейшем инновационно-циклической теорией экономического развития Шумпетера - Кондратьева. […]

Траектория движения ВВП имеет характерный ступенчатый вид, причём, как и утверждал И. Шумпетер, каждая ступень описывается лучше всего логистической кривой , являющейся следствием изменения экономической конъюнктуры в соответствии с фазами большого цикла Кондратьева .

Акаев А.А., Садовничий В.А., Математическое моделирование глобальной, региональной и национальной динамики с учётом воздействия циклических колебаний, в Сб.: Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального, М., Либроком, 2012 г., с. 23-24.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

· создание нового продукта;

· использование новой технологии производства;

· использование новой организации производства;

· открытие новых рынков сбыта;

· открытие новых источников и видов ресурсов.

Понятие об инновациях

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности (новое знание, метод, изобретение). Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей и рыночного признания превращает его в инновацию (нововведение)(рис.3).


Рисунок 3 Связь инновации и новшества

Таким образом, инновация (нововведение) означает практическое применение данного новшества. Это значит, что если создан новый продукт или технология, разработана новая концепция организации труда или управления и т.д., но все эти новшества не находят своего применения, то они не являются инновациями.

Когда изменение происходит только на уровне технологии, Й.Шумпетер называет его изобретением,а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.Образно говоря, с точки зрения Й.Шумпетера, инновация –это встреча идеи и предпринимателя.

Й. Шумпетер существенно развил теорию предпринимательства, уделяя значительное место роли предпринимателя в инновационном процессе. Он впервые в теории экономического анализа дифференцировал экономических субъектов (предпринимателей) на два вида:инноваторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, продукты и рынки, создающих новые или модернизирующих старые фирмы, влияющих на изменение в институциональной структуре;

консерваторов, эксплуатирующих наличные технологии, производящих старые виды продукции, действующих в рамках сложившихся фирм, стремящихся к неизменности институтов (рис.4).


Рисунок 4-Роль предпринимателя в инновационном процессе

В соответствии со взглядами Й.Шумпетера, предприниматель-инноватор является связующим звеном между изобретением и нововведением, а его деятельность способствует качественному изменению развития экономики Функциональная роль инноватора-предпринимателя в экономике сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках

Признаки инноваций

К какому бы виду ни относились инновации, их объединяют общие свойства, раскрывающие их сущность. Сформулируем эти основные свойства, которые в то же время являются и условием того, что рассматриваемые продукты (услуги, процессы) признаются инновациями.

Признаками инноваций являются: во-первых, все внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть новыми (или значительно усовершенствованными).

Во-вторых, созданный продукт должен обладать таким свойством, как производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт.




В-третьих, непременным и важнейшим свойством созданного продукта является его способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Другими словами, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю.

Подчеркнем, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства:

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ)— период времени от зарождения идеи нововведения у новатора через процесс его внедрения и коммерциализации, увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих ее вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли до прекращения процесса распространения (диффузии) инновации в народном хозяйстве. Жизненный цикл инновации, определяемый периодом от зарождения идеи инновации до ее замены более совершенным и эффективным продуктом или процессом, в значительной степени зависит от скорости диффузии инновации.

Жизненный цикл инновации состоит из семи стадий:

  • разработка нового продукта;
  • выход на рынок;
  • развитие рынка;
  • стабилизация рынка;
  • уменьшение рынка;
  • подъем рынка;
  • падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка. Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

- создание нового продукта;

- использование новой технологии производства;

- использование новой организации производства;

- открытие новых рынков сбыта;

- открытие новых источников сырья.

Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа. Нововведения открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. Конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией". В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике.

Важную роль в исследовании внутренних факторов экономического роста Шумпетер уделял кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторы могли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоваться банковским кредитом. Банки "создают" деньги для новаторов. Они выступают как необходимые посредники между желанием осуществить инновацию и возможностью сделать это. Плата за предоставление таких возможностей и представляет собой процент, который является ценой, уплаченной за приобретение новых производительных сил.

С нововведениями, деятельностью предпринимателя Шумпетер связывает циклическую форму развития экономики и деловые циклы. Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Каждая инновация вызывает волну подражаний, расходящуюся во все стороны. Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада. То есть, как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. К концу такого периода процветания вся экономика приходит в расстройство. В этом суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причину же экономических кризисов он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

- создание нового продукта;

- использование новой технологии производства;

- использование новой организации производства;

- открытие новых рынков сбыта;

- открытие новых источников сырья.

Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа. Нововведения открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. Конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией". В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике.

Важную роль в исследовании внутренних факторов экономического роста Шумпетер уделял кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторы могли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоваться банковским кредитом. Банки "создают" деньги для новаторов. Они выступают как необходимые посредники между желанием осуществить инновацию и возможностью сделать это. Плата за предоставление таких возможностей и представляет собой процент, который является ценой, уплаченной за приобретение новых производительных сил.

С нововведениями, деятельностью предпринимателя Шумпетер связывает циклическую форму развития экономики и деловые циклы. Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Каждая инновация вызывает волну подражаний, расходящуюся во все стороны. Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада. То есть, как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. К концу такого периода процветания вся экономика приходит в расстройство. В этом суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причину же экономических кризисов он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.

Читайте также: