Монистические и плюралистические концепции бытия кратко

Обновлено: 02.07.2024

19.Гражданское общество и государство
11.Движение и развитие
7.Учение о бытии
9.Понятия материального и идеального
10.Пространство и время.
3.Становление философии
2.Место и роль философии в культуре
8.Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
4.Основные направления в философии
6.Структура философского знания
1.Предмет философии

Работа состоит из 1 файл

Философия. Шпоры Солдтакиной.docx

3.Становление философии. Первичными формами мировоззрения были: магия, мифология, религия, из которых произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство логоса над мифом. Благоприятные условия для появления на свет философии сложились одновременно, к середине I тысячелетия до нашей эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке - в Китае и Индии. Но там философия не получила самостоятельности, оставаясь частью религии (в индуизме), или разновидностью политического учения о власти (в конфуцианстве). В Греции философии удалось одержать верх, т.к. существовала частная собственность и полисная демократия. В сфере политической жизни частная собственность приняла форму полисной демократии, где верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там всеобщий эквивалент - голоса избирателей. Демократия стала матерью философии, поскольку нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. Там же возникла диалектика - искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении.

4.Основные направления в философии. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления: материализм - идеализм, и эмпиризм - рационализм.

Материализм ("линия Демокрита") — направление в философии, считалось, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Особенности: • материя реально существует независимо от сознания; • материя - самостоятельная субстанция не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); • сознание - не самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей; •Демокрит; Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. + опора на науку, в особенности на точные и естественные, логическая доказуемость многих положений материалистов. - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ,Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") — направление, где первичным считали сознание (идею, дух). Делится на:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); Характеристки: • реально существует только идея; • идея первична; • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле);• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; • каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной; • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

субъективный идеализм (Беркли, Юм). Характеристика: • все существует только в сознании познающего субъекта (человека); • идеи существуют в разуме человека; • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Минусы: отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм кгосподствовал в платоновской Греции, средние века, сегодня в США, Германии, других странах Западной Европы. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализм) - в основе лежат опыт и чувственные ощущения (Ф. Бэкон); рационализмом - истинное знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта (Р. Декарт). Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве - "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем часть".

Бытие и небытие (ничто) – две простейшие и самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца – быть или не быть?

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие – это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т. е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т. е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.

3. Основные формы бытия. Понятие материального и идеального.

4. Движение, пространство, время.

5. Философское учение о развитии. Концепции развития. Движение и развитие.

6. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Категория бытия, ее смысл и специфика.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории "бытие"?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытияявляются:

материальное бытие —существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие —существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

человеческое бытие -существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие,которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

ноуменальное бытие(от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

феноменальное бытие(от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.

Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует о том, что невозможно поставить последнюю точку в познании и понимании мира. Этим обстоятельством и объясняется множество теорий бытия, одна из которых рассмотрена выше.

Различают монистические1 и плюралистические2 концепции бытия. Так, еще в античности онтологическая концепция Демокрита предполагала множество атомов (бытие), находящихся в пустоте (небытие). Соединения и разъединение атомов образуют различные, бесконечно разнообразные сочетания, воспринимаемые как многообразие вещей мира. Платон также исходил из множества идей (эйдосов), составляющих сущность вещей и предметов мира.

По-другому рассматривал онтологическую основу мира Аристотель. В любой вещи он различал две стороны – косную, инертную материю и активную форму, делающую вещь такой, какова она есть. Так кусок глины становиться кувшином, только приобретая в руках гончара определенную форму. Последовательно обобщая различные ступени соотношения матерние и формы, придавая им все более абстрактные формы, Аристотель приходит к выводу о том, что истинным бытием является наличие высшей формы, абсолютно лишенной материи – мыслящего себя мышления.Демиург(так была названа высшая форма) в качестве философского бога выступал движителем и гарантом единства и целостности мира.

К монистическим понятиям бытия относятся материалистические учения, исходящие из признания понятия материи как объективной реальности, существующей независимо от субъективной деятельности человека.

Религиозная трактовка бытия также исходит из принципа монизма, ибо истинным бытием и творцом мира и человека выстирает единая трансцендентная личность – Бог.

Последующее многовековое развитие онтологии характеризуется многочисленными концепциями и подходами. Понятие бытие стали иногда отождествлять с такими понятиями как универсум, космос, природа, вселенная, жизнь. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовках бытия, оно, так или иначе, связывалось с принципом самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

На рубеже XX – XXI вв. это аспект бытия получил свое дальнейшее развитии всинергетике(греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – нового научного направления на стыке физики и химии, позволившего сделать фундаментальные философские обобщения и выводы. Новые идеи связаны с именами немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С. П. Курдюмова и других. И в первую

Монизм (греч. monos – один). Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм1.

Плюрализм (лат. plūrālis – множественный). Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей; противоп. монизм.

очередь это относится к вопросам, связанным с самоорганизацией бытия мира. В основе синергетической концепции лежит анализ развития самоорганизующихся и саморазвивающихся открытых нелинейных систем. Предлагается качественно иная картина мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и постклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов. Множество подобных взаимодействующих систем составляет основу и содержание глобальной эволюции, в которую вовлечены – природа, общество, человек. Механизмы самоорганизации бытия мира последовательно и всесторонне раскрыты в книге одного из основателей синергетики И. Пригожина с весьма символическим названием "Порядок из хаоса". В конце ХХ века возникла необходимость пересмотра многих философских традиций относящихся к онтологии, рационализму, месту и роли человека в мире. Это вызвано появлением беспрецедентных трудностей и противоречий, с которыми столкнулись люди в современную эпоху. К ним относятся экологические проблемы, грозящие самому существованию человека, распространение насилия в различных формах, возникновение новых болезней и др. Возникла необходимость новых подходов к познанию и пониманию глобальных природных и социальных процессов.

Современная философия в лице постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез, Ж.Бодрийар, Ж.Деррида и другие) выступает с жесткой критикой западноевропейской философской традиции, "деконструирует" ее наиболее глубокие теоретические основания, в том числе и понятие бытия.

Пророческими оказались слова Аристотеля: "Люди всегда будут спорить о бытии". Извечный спор продолжается и в наше время. Как бы не относились философы к бытию – положительно или отрицательно – в любом случае оно остается существенным ориентиром в их суждениях и выводах.

Мировоззренческие сдвиги в современном сознании – убедительное свидетельство напряженного поиска и формирования новой системы мироотношений, соответствующей XXI веку.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Монистические и плюралистические концепции бытия.docx

Монистические и плюралистические концепции бытия

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира - один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Наряду с плюралистическими в ходу также монистические и дуалистические концепции бытия.

Монизм (греч. monos - один) - название философских систем, которые принимают для объяснения явлений только один принцип бытия, будь то материя (материализм), или дух (спиритуализм), или абсолют, различными сторонами которого являются дух и материя (философия тожества). Современный натуралистический монизм (Геккель) рассматривает мир явлений, как единство материального и духовного начал, неразрывно связанных между собой. Противоп.: дуализм, плюрализм.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка[6]. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

Читайте также: