Деловой лидер это в обществознании кратко

Обновлено: 06.07.2024

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

  1. Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
  2. Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
  3. Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
  4. Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
  5. Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

  1. Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
  2. Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
  • конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
  • деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
  • нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:


Политическое лидерство — это тема, которая часто встречается в вопросах ЕГЭ. Чтобы хорошо сдать экзамен, не помешает как следует ее изучить. В этой статье мы собрали все, что нужно знать о политических лидерах ученикам 11-го класса: их качества, процесс их взаимодействия с обществом, типы и функции.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Кто такой политический лидер

Политический лидер — это член политической организации, группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях. Такой человек входит в состав политической элиты и занимает особое место в движении: может направлять его работу, принимать главные решения и влиять на остальных его членов.

Стать такой важной персоной в теории может каждый. Однако для этого нужно будет приложить максимум усилий, ведь политический лидер должен обладать:

умением чувствовать и анализировать политическую ситуацию;

популярностью среди последователей;

знанием основных методов власти;

умением организовывать и вести за собой людей;

ответственностью за свои слова и поступки, в том числе за политические решения;

четкой политической программой, которая будет отражать потребности основных социальных групп.

Важно помнить, что политический лидер — это одновременно субъект и объект политической системы. В каждой из своих ролей он имеет характерные черты.

Имеет реальную власть, авторитет, полномочия и средства, чтобы управлять жизнью общества

Находится под давлением заинтересованных сторон, когда принимает решения

Как зарождаются политические лидеры

Многие политологи задавались вопросами и анализировали, какой типаж людей чаще возглавляет организации и при каких обстоятельствах. Это помогло создать несколько теорий политического лидерства. Разберем их подробнее.

Теории политического лидерства

Лидеры возникают из-за стечения обстоятельств: удачного времени, места и ситуации

Лидерства можно достичь сочетанием качеств личности, происхождения, способа выдвижения, социализации человека и его задач

Теория личностных черт

Лидерство возникло благодаря людям с выдающимися качествами: интеллектом, силой воли, ораторскими способностями и т. д.

Лидером становится тот, кто готов выражать интересы своих последователей

Особенности политического лидерства

Деятельность политического лидера — специфичная работа, которая отличается от других связанных с политикой ролей. Давайте разберемся, чем именно.

Характерные черты работы политического лидера:

Не может влиять на людей напрямую, т. к. политическая деятельность охватывает все общество. Вместо этого пользуется пропагандой, СМИ и помощью доверенных последователей.

Создает свой публичный образ с помощью специалистов-помощников: авторов речей, аналитиков, имиджмейкеров и других экспертов.

Готов примерять на себя разные роли, чтобы расположить к себе как можно больше социальных групп и увеличить число сторонников.

Зачем обществу нужны политические лидеры

Чтобы люди действовали сообща и организованно достигали целей, им нужен тот, кто внесет порядок в работу и вдохновит на дело. Этим и занимается политический лидер, если говорить в общих чертах. А теперь — о каждой его функции конкретно.

Функции политических лидеров

Выбирает политический курс, который будет учитывать нужды людей и современные тенденции мирового развития

Экономически и социально стимулирует граждан, чтобы добиться нужных изменений в обществе

Объединяет разные группы интересов на основе принятых обществом идеалов и ценностей

Принимает решения, которые помогут выбрать методы для работы с общественными проблемами

Функция гаранта справедливости, законности и порядка

Использует власть, чтобы защищать права и свободы граждан от беззакония и бюрократии

Контактирует с разными слоями населения, чтобы укрепить политическую организацию народа

Виды политического лидерства

Политическое лидерство может проявляться разными способами, поэтому так трудно его классифицировать. Чтобы упростить задачу, политологи разделили виды лидерства по критериям. Давайте разберемся, по каким именно.

Типология политического лидерства

Тип политического господства, которое поддерживает лидер (по М. Веберу)

Традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Каждый из типов господства мы рассмотрели в статье о власти

Цели и влияние на общество

Революционное: лидер намерен перейти к другой общественной системе.

Реформаторское: лидер стремится существенно изменить устройство общества.

Консервативное: лидер хочет сохранить общество в том виде, в котором оно есть сейчас

Теоретическое: влияет на общество с помощью логики и интеллекта.

Организаторское: воздействует методами общественной организации и через работу с кадрами.

Агитационное: зарабатывает власть за счет красноречия, личного примера

Авторитарное: управляет обществом единолично.

Демократическое: позволяет членам групп участвовать в управлении обществом, учитывает их нужды и мнение.

Невмешивающееся: доверяет помощникам принимать главные решения, стремится переложить ответственность на других

Ситуационное: управляет обществом только в определенных условиях.

Универсальное: участвует в жизни населения регулярно

Работа с программой

Исполнительное: выполняет программу, которую разработали ранее.

Творческое: сам разрабатывает программу и предлагает ее использовать

Неформальное: лидера избрали благодаря личным отношениям с последователями или определенным авторитетным лицом.

Формальное: лидера избрали по особым правилам благодаря его личным качествам, заслугам и функциональности

Демагог, лидер-служитель, лидер-знаменосец, лидер-пожарный, лидер-торговец и т. д.

Лидерство социальных слоев, лидерство класса, общенациональное лидерство и т. д.

Проверьте себя

Давайте узнаем, насколько хорошо эта статья помогла вам разобраться в феномене политического лидерства и в его характерных чертах. Ниже мы перечислили вопросы для самопроверки — они покажут, что вы усвоили отлично, а какие тезисы еще стоит повторить. Поехали!

Задание 1

Прочтите утверждения ниже и разделите их на 2 группы: верные и неверные.

Каждый может стать лидером политической организации, и для этого необязательно быть выдающимся человеком.

Часть работы политического лидера — общаться с населением.

Политический лидер не является объектом политической системы.

У политического лидера должна быть программа, но он не обязан разрабатывать ее сам.

Политический лидер воздействует на людей напрямую.

Задание 2

Какая/какие из теорий политического лидерства чаще всего проявляются в реальной жизни на примерах из истории и современности? Объясните, почему так ответили.

Задание 3

Еще раз прочтите список качеств, необходимых для каждого политического лидера, и выберите из них 2–3 самых важных, на ваш взгляд. Объясните, почему остановились именно на них.

Задание 4

Подумайте и назовите ярких политических лидеров из российской истории. Попробуйте классифицировать одного из них по критериям из таблицы видов политического лидерства.

Задание 5

Теперь, когда вы больше узнали о жизни и задачах политического лидера, подумайте, хотели бы вы стать им в будущем. Поясните, почему дали такой ответ.

Если впереди экзамен по обществознанию или олимпиада, есть смысл повторить типы политического лидерства с преподавателем. Для этого мы создали курсы по обществознанию, на которых можно будет пройтись по школьным темам и закрыть пробелы в знаниях.

Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  • по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  • по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
  • формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

  • Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
  • Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
  • Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.

Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Личные и деловые отношения. Лидерство. Федотова Екатерина Дмитриевна Учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Личные и деловые отношения. Лидерство. Федотова Екатерина Дмитриевна Учитель.

Вспомним: Что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношен.

Вспомним: Что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений вы знаете? На чем основана данная классификация?


Обсудим: Приведите примеры малых групп, где возникают личные отношения? Что я.

Обсудим: Приведите примеры малых групп, где возникают личные отношения? Что является основой таких отношений? Приведите примеры малых групп, где возникают деловые отношения? Что является основой этих отношений?

Правила деловых отношений: Пунктуальность Особый стиль одежды Уважительный то.

Правила деловых отношений: Пунктуальность Особый стиль одежды Уважительный тон общения Использование литературной речи Соблюдение иерархии (субординации)

Кто такой лидер?

Кто такой лидер?

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) Лидер — лицо в как.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, пользующееся большим авторитетом и влиянием.

Учебник с.61 вверху: В каком из примеров показан настоящий лидер? Можно ли че.

Учебник с.61 вверху: В каком из примеров показан настоящий лидер? Можно ли человека назначить лидером?

Виды лидеров и лидерства: Политический лидер Харизматичный лидер Неформальный.

Виды лидеров и лидерства: Политический лидер Харизматичный лидер Неформальный лидер Деловой лидер Национальный лидер И др.

Быть лидером значит…

Быть лидером значит…

Пример настоящего лидера Американский баптистский проповедник и активист, пол.

Пример настоящего лидера Американский баптистский проповедник и активист, получивший известность как самый заметный представитель и лидер движения за гражданские права чернокожих в США с 1954 года до своей смерти в 1968 году. Мартин Лютер Кинг

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Практическая работа: Какими качествами должен обладать настоящий лидер? Вспом.

Практическая работа: Какими качествами должен обладать настоящий лидер? Вспомните из литературы, истории или современности примеры людей (2), которых можно назвать лидерами. Ответ обоснуйте.

Домашнее задание: Параграф 7 прочитать. Записи в тетради учить. Дополнительно.

Краткое описание документа:

Данная презентация посвящена теме "Личные и деловые отношения. Лидерство".

Учащимся предстоит разобраться: в чем состоит принципиальное отличие деловых отношений от личных, какие у них есть преимущества и слабые стороны, стоит ли смешивать эти виды отношений или необходимо строго их разграничивать.

Основной же вопрос урока будет посвящен понятию "лидерство". Кто это - настоящий лидер? Какими качествами он должен обладать? Какие функции он выполняет? Можно ли воспитать в себе лидера или им нужно родиться? Ребятам предлагается глубже поразмышлять на эту тему, выполнив практическую работу, назвав в ней, кроме прочего, имена тех людей, которых можно по-праву назвать настоящими лидерами.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 938 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 7. Человек в группе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.07.2019 3344
  • PPTX 7.7 мбайт
  • 216 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Екатерина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: