Деловой этикет в сша кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деловая культура США, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя такие элементы, как деловая этика и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика американцев характеризуется такими качествами, как:

Деловой этикет – это набор гласных и негласных правил внешнего проявления поведения людей при деловых контактах. Американский деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Приветствие и знакомство в США сопровождается простым рукопожатием, при этом допускается дружеское похлопывание друг друга по спине.
  • Американцы настроены на доброжелательное и приветливое общение с коллегами и партнерами. Они улыбчивы и ценят юмор. Предпочитают общаться с людьми по имени независимо от их возраста и статуса.
  • В процессе деловых переговоров американец старается выглядеть энергичным, уверенным, излучающим успех.
  • Для американца важно быть пунктуальным, опоздания на деловые встречи не допускаются.
  • Одежда делового человека во время переговоров – темный классический костюм, брючный костюм спокойного цвета или платье с пиджаком.

Классическая модель межкультурных исследований Герта Хофстеде позволяет объективно и быстро выполнить сравнительный анализ и сопоставить американскую деловую культуру с другими культурами в разрезе шести параметров измерения.

Американцы заметно отличаются по стилю ведения дел от британцев. Как вести себя на встрече с американскими партнерами?


США – страна множества национальностей и, как результат, страна огромного культурного разнообразия. Даже у тех американцев, что живут в Штатах в течение многих поколений, непременно отыщутся ирландские, немецкие, итальянские или иные корни.

Американцы прямолинейны, дружелюбны и открыты. Они быстро знакомятся и легко заводят беседу. Более сдержанным европейцам их быстрый переход к неформальному общению может показаться неожиданным или даже грубым.

В Америке высоко ценится индивидуализм – люди гордятся своими личными достижениями, инициативой и успехами.

Знакомство и приветствия

Деловой этикет в США: знакомство и приветствия в американском этикете

Жесты и язык тела

  • Соблюдайте дистанцию при разговоре – не меньше 60 см. Если американец сочтет, что вы стоите слишком близко, он может отступить, даже не задумываясь об этом.
  • Американцы много улыбаются, даже незнакомым людям, и ожидают улыбок в ответ.
  • Некоторые любят хлопать коллег по спине в знак дружеского расположения.

Корпоративная культура

Особенности американского делового этикета

Переговоры за обедом

  • Американцы часто приглашают деловых партнеров на завтрак, обед или ужин. Разговор за едой обычно начинается с простого общения, но большей частью будет вращаться вокруг бизнеса.
  • Если прием происходит в ресторане, платит за него приглашающая сторона.
  • Не опаздывайте, но и не приходите раньше времени. Лучше всего появляться на 5-10 минут позже времени, указанного в приглашении.
  • Не бойтесь обидеть кого-то отказом на приглашение. Гораздо более серьезным промахом будет пообещать и не придти.
  • Американцы склонны есть быстрее, чем представители других стран, и редко затягивают общение за едой.
  • Американцы часто приглашают делового партнера домой. Это считается демонстрацией открытых намерений.
  • В отличие от многих других культур, в США считается нормой отказаться от угощения или алкоголя. В большинстве случаев, хозяева дома не будут убеждать вас поесть.

Подарки

  • На деловых встречах, как правило, не принято делать подарки. Не считайте оскорблением, если кто-то откажется от подарка.
  • Если же вы приглашены домой, возьмите с собой цветы, конфеты, фрукты, книги или вино. Можно дарить растения в горшках.
  • Американцы оценят подарок из вашей страны. Хорошим выбором будут ваши местные образцы искусства или ремесла, книги, конфеты или алкоголь.
  • Подарки в виде наличных неприемлемы ни в какой обстановке.

Знание особенностей делового этикета в США поможет вам успешно наладить отношения с американскими друзьями и партнерами. Эти знания также могут пригодиться вам при подготовке к собеседованию или в изучении английского с носителем языка. Так же, вы всегда можете пройти курс деловой английский.

Особенности поведения деловых американцев обусловлены чертами собственно национального характера, системой образования, лидерством США в мире. С раннего детства в них воспитывают независимость, самостоятельность, умение соревноваться и выигрывать. Последнее присуще любому виду деятельности – работе, спорту, отдыху и т.д. Мерилом успеха являются заработанные деньги. Этим обусловлены их энергичность, напористость, властность, не всегда приветствуемая представителями других наций. Указанные черты четко проявляется во время переговоров с американцами: они настойчиво гнут свою линию, жестко отстаивая свои позиции и в прочем могут поторговаться.

В стиле делового общения преобладают профессионализм и компетентность. Имея обычно большую свободу в принятии окончательных решений, чем представители других стран, американские партнеры нередко пытаются навязать свои правила игры, проявляя известную агрессивность и даже грубость. На переговорах придерживаются трех правил: анализируй, разделяй обязанности, проверяй исполнение.

На формальности американцы времени не тратят, сразу переходят к сути дела, проявляя при этом здоровый прагматизм. Не любят пауз в разговоре, задают много вопросов, многие из которых весьма прямолинейны.

В США принято обращаться друг к другу по имени независимо от возраста и положения, что они переносят и на гостей; это придает общению или переговорам с американцами дружеский характер и неформальную атмосферу. Вместе с тем, не следует американцев втягивать в религиозные или политические дискуссии. Получив приглашение в дом американца (что он сделает, если деловой партнер важен для него), стоит принести подарок – какой-либо сувенир или бутылку вина.


Структура:

1.Приветствие

Согласно американскому деловому этикету, приветствие и знакомство сопровождается рукопожатием. В США не принято обмениваться поцелуями и целовать руку женщине. При более дружеском общении, в знак приветствия, американцы привыкли похлопывать друг друга по спине.

2.Обращение

Американцы, имея дружеский характер, всегда стремятся устанавливать неформальную атмосферу на переговорах, поэтому предпочитают общаться с людьми по имени независимо от их возраста и положения.

3.Приглашение в гости и подарки

Если американец пригласил вас к себе домой, то, скорее всего, вы ему симпатичны, он вас заметил и оценил. В этом случае можно принести с собой подарок – цветы, бутылку вина или сувенир, характерный для вашей страны. В целом же, деловые подарки в США не приняты, так как могут вызвать недоверие, и восприняты как взятка (в США действуют очень строгие законы, регулирующие отношения с взятками). С другой стороны, небольшой сувенир, с логотипом вашей компании, будет принят с удовольствием и распакован прямо при вас. Со своей стороны, в качестве подарка американские бизнесмены могут пригласить вас в ресторан, на отдых за город.

Американцы в своем большинстве придерживаются здорового образа жизни и, конечно, питания, стараясь свести к минимуму потребление продуктов содержащих холестерин, предпочитая фрукты и овощи. Тем не менее, традиционная американская кухня пользуется большой популярностью среди ее жителей. Курение американцы не приветствуют, а порой даже осуждают, поэтому курить в этой стране запрещено почти повсюду.

В неформальной беседе лучше избегать политические и религиозные темы. Лучше обсуждать вопросы семьи, увлечений, отдыха и спорта.

4.Отношение ко времени

5.Отношение к женщине

В американской бизнес-культуре женщины считаются равными мужчинам и достаточно часто занимают руководящие должности. В целом в деловом мире США гораздо больше женщин, чем в любой другой стране. Американская бизнес леди считает себя полноценным бизнес партнером, поэтому не следует быть чрезмерно галантным в отношении деловых женщин, вопросы личного характера здесь неуместны.

6.Деловой костюм

7.Деловое общение

Деловой этикет США не многим отличается от европейского, но есть и свои особенности. Для американца нет ничего обидного в вопросе малознакомого человека о его зарплате, хотя, например, в Германии этот вопрос считается недопустимым.

Американцы прагматичные люди, не очень любящие следовать традициям. Для них на первом месте всегда стоят индивидуальность и права человека. Житель этой страны никогда не будет жаловаться, и рассказывать о своих неудачах. Независимо от ситуации американец всегда будет выглядеть уверенным, здоровым, излучающим успех.

Американцы говорят только то, что думают; воспринимают любую фразу собеседника дословно. Они плохо понимают намеки, иронию; сложные высказывания или скрытый смысл слов может сбить их с толку.

Перед началом деловых переговоров американцы предпочитают собрать полный пакет информации об участниках будущей встречи. Они могут попросить прислать список лиц вашей делегации, дополнительно запросив информацию об их образовании, учетных степенях, печатных трудах и т.д.

У Американцев сильны чувства независимости, самостоятельности; они умеют соревноваться и выигрывать всегда и везде. Это обусловлено представлениями граждан страны о доминирующем положении США в мире, которое закладывается с малых лет и лежит в основе системы образования.

8.Особенности ведения переговоров

Переговорный процесс американцы стараются вести в быстром темпе, беспрерывно подталкивая своих партнеров к скорейшему принятию решения. Они могут даже проявлять агрессивность, навязывая свои правила игры.

Во время деловых переговоров американцы могут позволить себе сидеть, закинув ногу на ногу так, чтобы ботинок одной ноги лежал на коленке другой или положить ногу на соседний стул или стол. Это считается нормой в американской культуре, хотя нередко вызывает раздражение у представителей других стран.

Заключение:

Американцы предпочитают заключать крупные сделки и преувеличивать значимость своей компании, однако сами предпочитают иметь достоверные сведения о тех, с кем вступают в контакт (в частности, они настаивают на предоставлении сведений об участниках переговоров: кто, где и кем работает), сведения об образовании, печатных трудах, изобретениях, ученой степени и т.д.

Американцы живут по расписанию, которое составляют на каждый день, а потому очень пунктуальны, на деловые встречи никогда не опаздывают. Время таких встреч и переговоров строго ограничено – не более часа.


Канадский деловой этикет

Введение:

Приветствие в деловой обстановке – рукопожатие. Официальных языков – два: английский и французский. На английском говорят почти везде, кроме провинции Квебек и некоторых районов. Канадцы очень не любят, когда их принимают за американцев. Поэтому тот факт, что они говорят по-английски, вовсе не означает, что они считают себя американцами.

Деловые развлечения, как правило, устраивают в ресторанах, а не дома. На официальных мероприятиях обычно подают что-либо сугубо национальное, например, арктического гольца, тихоокеанскую нерку или семгу из Новой Шотландии.

Стиль руководства в канадских компаниях очень разный – от сосредоточенного на руководителе, до демократичного, с групповым принятием решений. Традиционно канадцы гордятся предприятием, на котором работают, а руководство блестяще умеет мотивировать свой персонал.

Структуры:

1.В деловом общении канадцы предпочитают сдержанность, поэтому на переговорах стоит вести себя строго, по-деловому, излагать мысли кратко, но исчерпывающе.

2.При знакомстве подается рука, называется имя, а потом место работы. Стоит помнить о зрительном контакте, он очень важен для канадцев.

4.Признаком преуспевающего бизнесмена в Канаде считается его одежда. Во время деловых встреч канадец предпочтет темный костюм, а на неофициальных мероприятиях – менее строгую, но элегантную одежду.

5.Женщины в Канаде социально приравнены по своим правам к мужчинам, поэтому достаточно часто занимают высокие посты.

6.Во время неформальных бесед Канадцы любят, чтобы их собеседники немного разбирались в актуальных событиях их страны, но без оценочных высказываний в отношении разных сторон. Спорт – любимая тема разговора, особенно касательно хоккея и бейсбола.

7.Канадцы предпочитают проводить деловые встречи за ланчем, представительские мероприятия в ресторанах, а если вечером, то у себя дома. Во всех аспектах жизни очень ценят качество. В целом, обычаи страны очень схожи с европейскими, поэтому близки и понятны россиянам


Две основные традиции и культуры Канады – это англо-канадская и франко-канадская. Кроме того, достаточно заметно и сохранение культуры коренного населения страны – индейцев и эскимосов. Правительство страны направляет свои усилия на осуществление политики мультикультурализма и сосуществования различных этнических групп. Достаточно часто это усложняет ситуацию для иностранных бизнесменов. Приходится изучать культурные особенности своих партнеров в зависимости от того, являются они англоговорящими, франкоговорящими, или, например, новыми канадцами (новые канадцы - это иммигранты последних десятилетий из Гонконга, Восточной Европы и многих других стран мира).

Атмосфера бизнеса в Канаде европейская. Тем не менее, во франкоговорящем Квебеке – на востоке страны – проявляется французская культура, основанная на осознании своего достоинства; на юге страны, прежде всего в Онтарио, преобладает открытый американский тип культуры.

В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основных правил поведения говорит о его уважении к партнеру, о высоком культурном уровне.

О протоколе приема американцев

Однако, встречаясь впервые со своими американскими партнерами, не стоит совсем уравнивать положение, создавая панибратскую обстановку. Совершенно ни к чему приезжать в аэропорт всем офисом, если, например, к вам прибывает группа специалистов в рамках программы аутсорсинга. Вполне достаточно прислать машину (но надежную и с проверенным шофером) и переводчика или владеющего английским языком секретаря. Но если уж приезжают представители топ-менеджмента американской компании, то и с российской стороны присутствие руководителя (директора или заместителя) будет желательным. Знак высшего уважения – встреча ваших американских гостей у трапа самолета, пожалуй, будет лишним, но на всякий случай имейте в виду и этот вариант. Классика делового этикета: если в составе прибывшей американской делегации есть женщины, уместно подарить им аккуратные букеты живых цветов.

Представляясь, называйте свое полное имя и должность. Очень хорошо, если вы сможете сказать это самостоятельно на английском языке, но вполне допустимо, если вас представит переводчик. Хорошо бы иметь бэйджи с вашими данными, а также визитки, буклеты и другую печатную информацию о вашем предприятии на английском языке. Рукопожатие у американцев принято такое же, как и у нас: крепкое и энергичное.

Деловой протокол встречи, пожалуй, несколько отличается от протокола, принятого при встречах с российскими партнерами, начиная с того, что вся документация должна быть еще и в английском варианте. На первой встрече (визит вежливости) не подразумевается обсуждение деловых вопросов. В самом начале стоит обсудить с вашей американской стороной лишь регламент и внести корректировки по обоюдному согласию.

Особенности ведения переговоров

Если вам кажется, что контракт не будет выгодным для вас, вы можете советоваться с вашим юристом, но не на виду у американских партнеров. В вашей команде все должно выглядеть слаженно.

Американцы славятся быстротой принятия решений. Это прекрасное деловое качество, но следует учесть, что они точно так же быстро меняют свои решения на прямо противоположные. Делать перерывы в деловых переговорах у них обычно не принято. Паузы воспринимаются ими болезненно, а потому лучше заполнять их беседами на любые произвольные темы - хоть о погоде. Американцы, в отличие, например, от японцев, не привыкли к длительным переговорам. Оптимальный вариант - час.

В отличие от нас, русских, у американцев не приняты долгие совещания и перерывы. Итак, время первых переговоров - около часа, а перерыв (если уж без него никак) - не дольше пятнадцати минут.

В Америке для курения отведены специальные места, поэтому не следует ставить пепельницы на столы. Независимо от того, будет ли дан обед или ужин в честь прибывших американских гостей, на пятой-седьмой минуте встречи в офисе секретарь или офис-менеджер предлагает чай и кофе (предполагается, что минеральная вода с газом и без уже должна стоять на столах переговорной комнаты, как, кстати, и букет цветов), а также легкие закуски: сервированные фрукты, конфеты, мини-пирожные или печенье.

Чтобы не было культурного шока

В самой Америке президент огромной корпорации может прийти на деловые переговоры без пиджака и галстука, с закатанными до локтей рукавами рубашки, но если определенная форма одежды оговорена протоколом мероприятия, представители деловых кругов будут четко ее придерживаться, в какой бы стране ни состоялась встреча.

Американцев отличает принципиальный оптимизм. Поэтому не извиняйтесь за плохую дорогу, неудачный полет или проблемы с гостиницей. Сосредоточьтесь на позитивном.

Россия – щедрая душа

В Москве есть много хороших мест с отличной кухней, где стоит заказать место заранее. Существенное различие: в России, когда приглашают к столу, подают очень много блюд. А в американских домах считают, что чем меньше, тем элегантнее, а когда много всего, то это вульгарно.

В основной своей массе американцы – люди демократичные и не доводят ситуацию до конфликта, но, уж если у вас это произошло, постарайтесь уладить инцидент путем мирных переговоров. Пригласите психолога, по возможности, англоязычного. У американцев принято советоваться со специалистами-профессионалами. Озвучивайте американской стороне все моменты, которые они могли понять превратно в силу, например, незнания российского менталитета. Главное – относитесь с уважением к мнению ваших американских гостей и поощряйте их желание выговориться. Так вы хотя бы поймете, что их не устроило, конфликт будет исчерпан в ближайшее время. К тому же, иногда чувство юмора может спасти ситуацию.

Не забудьте еще одно правило американского этикета: американцам требуется большая, чем европейцам интимная зона, то есть расстояние до собеседника. В прессе широко освещался случай, когда одна американка обратилась в полицию, обвиняя в сексуальных домогательствах датчанина только на том основании, что во время разговора он подошел к ней слишком близко. Все дело в том, что у датчан интимная зона - одна из самых маленьких в мире: всего 23-25 см, а у американцев - не менее 40. При разговоре с американцем мысленно представьте себе, на какое расстояние вы подошли бы к своему русскому собеседнику, и отступите на полшага назад. Поверьте, если вы подойдете ближе, американцу сразу станет в вашей компании некомфортно, а это может негативно сказаться на вашем совместном бизнесе.

По этой же причине руководству предприятия на первый раз не стоит звать в гости американских партнеров, приехавших в Россию впервые по делам.

Неформальная часть

Если продолжительность делового визита ваших американских партнеров - три дня и больше, в один из дней пребывания (согласуйте это в первый день) постарайтесь организовать для них культурную программу. Варианты могут быть разнообразные: посещение театра, музея или экскурсионный осмотр местных достопримечательностей. Выясните у ваших гостей, что было бы для них предпочтительнее, но на всякий случай имейте в запасе разные варианты. Для этого необходимо предварительно созвониться с туристическим бюро, которому вы доверяете (во избежание проблем с сервисом). Подразумевается, что решение вопросов, связанных с транспортными услугами, в этом случае берет на себя приглашающая сторона, равно как и оплату других расходов на организацию этого мероприятия.

Обычно в знак доброго расположения люди дарят друг другу подарки. В деловых кругах Америки не принято это делать при первом знакомстве. Если же руководство вашего предприятия все же хочет подарить что-нибудь на память американской стороне, то это должен быть предмет не личного характера, а что-то, связанное с вашей совместной деятельностью, некий сувенир. Например, хорошего качества записные книжки в синтетической (Green Peace overhears!) обложке или другие подобные канцелярские принадлежности с символикой вашей компании. Очень хорошо сохраняют добрую память фотографии (особенно на цифровых носителях), сделанные во время совместной работы. Сейчас снимки можно с успехом переслать по электронной почте. Возможны и другие варианты.

Будем надеяться, что с нашими советами ваши встречи пройдут успешно и плодотворно, а главное - с выгодой для вашего совместного бизнеса.

Материал предоставил Сергей Бурундуков (к семинару "Деловой этикет и протокол" – 30.06.2007)

Ближайшее

Читайте также: