Деловая и профессиональная этика предпринимателя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормами нормативными актами, невыполнение которых грозит серьёзными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих пред­принимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует от комплексном понятии редпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, иннова­ционного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетент­ному бизнесу.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемны ми работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, мораль ной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателем сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

• он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, а для других, для общества;

• исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

• верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

• признает необходимость конкуренции, но понимает и не­обходимость сотрудничества;

• уважает себя как личность, а любую личность — как себя;

• уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

• доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

• ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдай экологические нормы;

• стремится к внедрению нововведений;

• не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

Реализуя себя в качестве предпринимателя, человек имеет дело не только с ресурсами, различными документами, произ­водственными и снабженческо-сбытовыми процессами, но и с постоянным общением с людьми.

Руководя подчиненными, советуясь со специалистами, ведя переговоры с партнерами, предприниматель постоянно контак­тирует с самым сложным механизмом — с человеком. От имиджа, умения общаться во многом зависят репутация, авторитет и, соответственно, успех дела.

Предпринимательство — это профессия, призвание, врож­денная склонность. Предпринимательство — это и культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Этика — это, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отноше­ния, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам и нравственным ценностям.

Под этикой мы понимаем и практическую реализацию этих норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому следует различать этику как идеал и этику как действие.

Предпринимателя интересует в первую очередь професси­ональная этика. Следовательно, речь идет о нормах этического поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этические нормы предпринимательства.Экономическая свобода предусматривает нравственные, этические нормы поведения предпринимателя. Поэтому в процессе любой де­ятельности требуется обоюдное соблюдение этических норм, как со стороны руководителя-предпринимателя, так и со стороны коллектива работников.

Совершенствование нравственных качеств работников является не менее важным, чем освоение новой техники и тех­нологии. В бизнесе развитие нравственных ценностей не должно отставать от развития науки. Кроме того, необходимо, чтобы это было устойчивой тенденцией в развитии общества в целом и в предпринимательской сфере.

Мировой и отечественный опыт предпринимательства свидетельствует об эффективности управленческих действий, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда, как люди убеждаются, что персональный и совместный вклад в развитие производства определяет их экономическую и профессиональную репутацию.

Возрастание нравственного, этического фактора в бизнесе и управлении — закономерность цивилизационной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества. Один из архитекторов цивилизационной рыночной экономики Генри Форд I утверждал, что американская идея промышленности основана на экономической науке и социальной морали.

Главное в соблюдении служебной и административной этики — придерживаться принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (предприятием), создать атмосферу отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу.

Недопустимо наличие у предпринимателей и менеджеров таких качеств, как: несправедливость, взяточничество, необъективность в подборе кадров, злоупотребление властью и т. д.

Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике, неписаных законах и нормах морали.

Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — цели и средства, используемые обеими сторонами. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расце­нивать как неэтичные. Рассмотрим следующие ситуации.

Вы — менеджер по закупкам, и один из поставщиков, с которыми вы ведете дела, предлагает вам ящик хорошего вина. Принять ли вам его? Вы видите, что некоторые ваши коллеги ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Следует ли вам делать то же самое? Вы имеете возможность использовать для себя лично то, что предназна­чено для конторы, и присвоить это лично себе. Следует ли вам использовать эту возможность?




Вот всего несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться на работе. Следует подчеркнуть, что в этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.

К неэтичным действиям людей с явным нарушением зако­на относятся фальсификация документов, присвоение средств, национальная нетерпимость в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и труда, также следует считать неэтичными.

К наиболее распространенным вариантам неэтичной дело­вой практики относятся взятки, подделки документов, недос­товерные финансовые отчеты, искусственное завышение цен и т. п.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

• снижение общего уровня этических ценностей в обществе, что якобы оправдывает неэтичное поведение бизнесменов;

• отсутствие у рядовых работников компромисса между личными ценностями и интересами предприятия;

• отсутствие должного эффекта от вознаграждения подчи­ненных за этичное поведение;

• конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служа­щими имеет поведение руководителей. В широком смысле то, что делает и как ведет себя хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может определять поведение своих подчиненных.

Этические нормы включают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники. Этические нормативы разрабатываются с учетом целей организации, необходимости создания нормальной трудовой и мо­рально-психологической атмосферы.

К действующим, нарушающим этические нормативы отно­сятся: взятки, вымогательство, дорогие подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничес­тво, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах предприятия и т. д.

Многие крупные предприятия создают общественные сове­ты по этике для оценки повседневной практики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Предприятия среднего звена и даже мелкие компании часто нанимают специ­алиста по этике предпринимательства, называемого адвокатом по этике.

Многие предприятия специально практикуют обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой предпринимательства и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Для того чтобы руководители высокого уровня служили мо­делями надлежащего этичного поведения, предприятия должны повысить свои этические стандарты.

Управленческая этика — это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного реше­ния конкретных проблем предпринимательства и менеджмента. Основополагающими ее принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе. К пониманию необходимости нравственных ценностей приходит все большее число предпри­нимателей и менеджеров.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из таких являются профессиональные моральные ко­дексы.В них обоснована обязательность изучения нравственных качеств личности, сформулированы требования к управленчес­кой деятельности, представлены правила делового общения.

Этический кодекс предпринимательства.Говоря о пробле­мах этики, мы предлагаем ознакомиться с этической нормой, т.е. постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Цивилизованный предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для предприятий, кол­лективов, всего общества, государства. Он исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся ре­ализовать себя вместе с предпринимателем. Он всегда верит в бизнес, расценивает его как искусство. Предприниматель всегда признает необходимость конкуренции и стремится к разумному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Он уважает себя как личность, а любую личность — как себя самого. Предприниматель должен уважать любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы. Настоящий бизнесмен должен доверять себе и другим, уважать и уметь оценивать профессионализм и ком­петентность. Он всегда ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию, всегда стремится к нововведениям. Во всех случаях дальновидный предпринима­тель должен быть гуманистом.

В мировой практике в условиях цивилизационного развития общества определены заповеди делового человека — предпри­нимателя, бизнесмена, менеджера. В них сконцентрированы все этические нормы и нормативы.

Реализуя себя в качестве предпринимателя, человек имеет дело не только с ресурсами, различными документами, произ­водственными и снабженческо-сбытовыми процессами, но и с постоянным общением с людьми.

Руководя подчиненными, советуясь со специалистами, ведя переговоры с партнерами, предприниматель постоянно контак­тирует с самым сложным механизмом — с человеком. От имиджа, умения общаться во многом зависят репутация, авторитет и, соответственно, успех дела.

Предпринимательство — это профессия, призвание, врож­денная склонность. Предпринимательство — это и культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Этика — это, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отноше­ния, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам и нравственным ценностям.

Под этикой мы понимаем и практическую реализацию этих норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому следует различать этику как идеал и этику как действие.

Предпринимателя интересует в первую очередь професси­ональная этика. Следовательно, речь идет о нормах этического поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этические нормы предпринимательства.Экономическая свобода предусматривает нравственные, этические нормы поведения предпринимателя. Поэтому в процессе любой де­ятельности требуется обоюдное соблюдение этических норм, как со стороны руководителя-предпринимателя, так и со стороны коллектива работников.

Совершенствование нравственных качеств работников является не менее важным, чем освоение новой техники и тех­нологии. В бизнесе развитие нравственных ценностей не должно отставать от развития науки. Кроме того, необходимо, чтобы это было устойчивой тенденцией в развитии общества в целом и в предпринимательской сфере.

Мировой и отечественный опыт предпринимательства свидетельствует об эффективности управленческих действий, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда, как люди убеждаются, что персональный и совместный вклад в развитие производства определяет их экономическую и профессиональную репутацию.

Возрастание нравственного, этического фактора в бизнесе и управлении — закономерность цивилизационной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества. Один из архитекторов цивилизационной рыночной экономики Генри Форд I утверждал, что американская идея промышленности основана на экономической науке и социальной морали.

Главное в соблюдении служебной и административной этики — придерживаться принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (предприятием), создать атмосферу отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу.

Недопустимо наличие у предпринимателей и менеджеров таких качеств, как: несправедливость, взяточничество, необъективность в подборе кадров, злоупотребление властью и т. д.

Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике, неписаных законах и нормах морали.

Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — цели и средства, используемые обеими сторонами. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расце­нивать как неэтичные. Рассмотрим следующие ситуации.

Вы — менеджер по закупкам, и один из поставщиков, с которыми вы ведете дела, предлагает вам ящик хорошего вина. Принять ли вам его? Вы видите, что некоторые ваши коллеги ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Следует ли вам делать то же самое? Вы имеете возможность использовать для себя лично то, что предназна­чено для конторы, и присвоить это лично себе. Следует ли вам использовать эту возможность?

Вот всего несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться на работе. Следует подчеркнуть, что в этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.

К неэтичным действиям людей с явным нарушением зако­на относятся фальсификация документов, присвоение средств, национальная нетерпимость в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и труда, также следует считать неэтичными.

К наиболее распространенным вариантам неэтичной дело­вой практики относятся взятки, подделки документов, недос­товерные финансовые отчеты, искусственное завышение цен и т. п.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

• снижение общего уровня этических ценностей в обществе, что якобы оправдывает неэтичное поведение бизнесменов;

• отсутствие у рядовых работников компромисса между личными ценностями и интересами предприятия;

• отсутствие должного эффекта от вознаграждения подчи­ненных за этичное поведение;

• конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служа­щими имеет поведение руководителей. В широком смысле то, что делает и как ведет себя хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может определять поведение своих подчиненных.

Этические нормы включают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники. Этические нормативы разрабатываются с учетом целей организации, необходимости создания нормальной трудовой и мо­рально-психологической атмосферы.

К действующим, нарушающим этические нормативы отно­сятся: взятки, вымогательство, дорогие подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничес­тво, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах предприятия и т. д.

Многие крупные предприятия создают общественные сове­ты по этике для оценки повседневной практики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Предприятия среднего звена и даже мелкие компании часто нанимают специ­алиста по этике предпринимательства, называемого адвокатом по этике.

Многие предприятия специально практикуют обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой предпринимательства и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Для того чтобы руководители высокого уровня служили мо­делями надлежащего этичного поведения, предприятия должны повысить свои этические стандарты.

Управленческая этика — это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного реше­ния конкретных проблем предпринимательства и менеджмента. Основополагающими ее принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе. К пониманию необходимости нравственных ценностей приходит все большее число предпри­нимателей и менеджеров.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из таких являются профессиональные моральные ко­дексы.В них обоснована обязательность изучения нравственных качеств личности, сформулированы требования к управленчес­кой деятельности, представлены правила делового общения.

Этический кодекс предпринимательства.Говоря о пробле­мах этики, мы предлагаем ознакомиться с этической нормой, т.е. постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Цивилизованный предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для предприятий, кол­лективов, всего общества, государства. Он исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся ре­ализовать себя вместе с предпринимателем. Он всегда верит в бизнес, расценивает его как искусство. Предприниматель всегда признает необходимость конкуренции и стремится к разумному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Он уважает себя как личность, а любую личность — как себя самого. Предприниматель должен уважать любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы. Настоящий бизнесмен должен доверять себе и другим, уважать и уметь оценивать профессионализм и ком­петентность. Он всегда ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию, всегда стремится к нововведениям. Во всех случаях дальновидный предпринима­тель должен быть гуманистом.

В мировой практике в условиях цивилизационного развития общества определены заповеди делового человека — предпри­нимателя, бизнесмена, менеджера. В них сконцентрированы все этические нормы и нормативы.


В зарубежных странах такие компании активно ведут свою деятельность, содействуя коммерсантам в осуществлении ими своих законных прав как налогоплательщиков, а гонорары этих фирм в ряде случаев достигают трети от сэкономленных сумм. В то же время, учитывая большое влияние этих консультантов на деловую активность предпринимателей, их деятельность не должна оставаться без контроля. В некоторых Странах существует даже специальное законодательство, регламентирующее вопросы профессиональной этики этой категории специалистов, в частности, закон о налоговых консультациях в Германии. [c.21]

В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. В современных условиях выделяются три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любого предпринимателя [c.45]


Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить всех потенциальных злоупотреблений в области маркетинга, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь. Между тем помимо законов и нормативно-правовых актов поведение предпринимателей должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Предприятия должны пррщрять своих менеджеров не просто держаться в рамках закона, но и соблюдать небезызвестный категорический императив, сформулированный немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе . Предприятия с высоким уровнем социальной ответственности активно ищут способы надежной защиты своих потребителей и окружающей среды. Ряд скандалов, разразившихся в деловом мире в последние годы, и растущая озабоченность состоянием окружающей среды и защитой прав потребителей детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности. Почти каждый аспект маркетинговой деятельности так или иначе связан с этими вопросами. Очевидно, что у каждого из субъектов есть свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают Придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает маркетинговую стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности. [c.14]

Социально-этические правила поведения обычно закрепляются в специальных кодексах профессиональной этики. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики, в соответствии с которой отечественные бизнесмены обязуются строить свою работу, основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности 1. Свод правил корпоративного Поведения должен будет способствовать оптимиза- [c.14]

Предпринимательская этика – это правила и моральные принципы поведения участников цивилизованной предпринимательской деятельности.

Суть предпринимательской этики

Этика при этом представляет собой учение и практику поведения индивидуумов и граждан в соответствии с идеями о добре и зле, о должном и не необходимом, о существующих моральных принципах и нормах поведения. Часто этикой называют учение о смысле жизни человека и его истинном назначении. Этика поясняет систему моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей. Все эти тенденции применим также и к сфере предпринимательства.

Предпринимательская деятельность, как экономическая, хозяйственная или любая другая сфера жизни людей имеет этические и правовые характеристики, нормы и правила, отступление от которых грозит предпринимателям не только ответственностью, но и многими другими последствиями.

Но если правовые нормы устанавливаются законом, а их невыполнение влечет за собой серьезные последствия, то этические нормы должны учитываться теми предпринимателями, которые хотят вести честную и продуктивную работу.

Этические нормы в предпринимательстве – это совокупность правил поведения граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в различных экономических сферах, направленную на удовлетворение потребностей, конкретных людей, государства и общества.

Предпринимательская этика учитывает общие этические нормы и правила поведения, которые существуют внутри страны, в мире, в конкретной профессиональной сфере.

Связь предпринимательской этики с базовыми этическими понятиями

Предпринимательская этика неразрывно связывается с такими понятиями, как:

  • совесть, честность, авторитет;
  • честолюбие, вежливость, самолюбие;
  • злословие, коварство, месть, предательство и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Честность – это открытость и избегание обмана в отношениях с другими людьми и собой, отказ от корысти.

Исходя из вышеприведенной классификации становится понятно, что одни понятия напрямую связываются с позитивными чертами поведения, а другие с негативными. Но при этом также понятно, что предпринимательская этика должна базироваться на общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма, целенаправленных принципах осуществления компетентного, честного предпринимательства.

Формирование предпринимательской этики зависит от менталитета и формы общественных отношений, которые помогают гражданину самоутвердиться как предпринимателю. Предпринимательская этика опирается на целый ряд моральных принципов, которые относятся к нравам и уровню притязаний предпринимателей, в связи с этим она неразрывно связывается с мотивами и побуждениями работников бизнес – сферы.

Этические проблемы предпринимателей возникают и разрешаются на постоянной основе, в первую очередь, с потребителями. Этические отношения собственников – предпринимателей связываются с наемными работниками. Такие отношения неизбежно оказывают влияние на уровень предпринимательского успеха и конечной прибыли.

Категории предпринимательской этики и суть делового этикета

Предпринимательская этика проявляется в следующих категориях:

  • верность слову и стремление не подводить коллег;
  • моральная ответственность за несоблюдение прав потребителей.

Предпринимательская этика проявляется также в форме корректного поведения. Чтобы овладеть им на практике, необходимо соблюдать:

  • правила знакомства, проведения деловых переговоров;
  • требования к внешнему виду, культуре речи, манерам, одежде.

Предпринимательский этикет – это совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его отношения с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но и в любой жизненной ситуации.

Деловой этикет обуславливает оригинальность культуры деловых отношений. Он включает в себя правила, обычаи поведения в заранее определенных ситуациях, в которых господствует здравый смысл, рациональность и полезность.

Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить ее удается не всегда.

Тем самым предпринимательская этика является непростым направлением в воспитании культуры поведения современных деловых людей.

Взаимоотношения внутри деловой сферы должны быть основаны не только на личных интересах или приоритетах компании, но и на потребностях партнеров, покупателей, представителей государственных структур.

При построении этики современного бизнеса достаточно важно налаживать социальные взаимоотношения, при которых внешнее окружение и специалисты самой компании уважают друг друга.

Грамотный руководитель будет стремиться сводить к минимуму все этические нарушения, контролируя себя и своих подчиненных.

Основные заповеди этики бизнеса:

  • нельзя говорит лишних фраз. Необходимо хранить информацию по сделкам в секрете, не пересказывать случайную информацию;
  • профессиональные задачи лучше выполнять своевременно, не опаздывать на работу, вовремя докладывать руководству о проблемах и противоречиях.

Также необходимо правильно одеваться и грамотно говорить как на переговорах, так и во время иных деловых контактов. Предпринимателю необходимо соблюдать этические принципы хотя бы потому, что он хочет достигать успехов в своей работе и оставаться при этом верным собственным нравственным ориентирам.

Читайте также: