Делегирование власти и разделение властей кратко

Обновлено: 06.07.2024

Как показывает современная политическая практика демократи­ческих стран, механизм государственной власти имеет сложную иерархи­ческую структуру. Рассмотрим его основные компоненты.

Первичный субъект государственной власти

Делегирование власти

В теории власти и властных отношений важное место занимает проблема делегирования власти. Ее в свое время основательно разрабатывали Бакунин [5], Кропоткин [53], М. Вебер [17] и другие мыслители. Делеги­рование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому. Это один из основных способов функционирования власти и фундаменталь­ный политический институт.

Делегирование, по определению К.А. Воробьева [21], власти выступает в трех видах:

· передача полномочий народа своим представи­телям в представительных органах власти, т.е. ее де­легирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправле­ния). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управ­лять сам собой, не может весь поголовно войти в орга­ны государственной власти. Для выполнения управлен­ческих функций и законотворческой деятельности нуж­ны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управ­ляют государством. Делегирование власти совершается в этом случае вместе с ее прерогативами, привилегиями, суверенными правами.

14.2.1.3. Границы государственной власти

Важной политологической проблемой является вопрос о границах государственной власти. Возможны ли такие сферы человеческого бытия, куда не должны вторгаться ее органы, куда их властная дея­тельность не распространяется? Этот вопрос занимал умы многих мыслителей прошлого, в том числе рус­ских. Его разрабатывали Б.Н. Чичерин [125], В.С. Соловьев [110], А.А. Бог­данов [12] и др. Они защищали тезис о том, что государ­ственная власть не может быть беспредельной, она должна иметь определенные границы. Это положение является центральным в теории построения правового государства.

По мнению К.А. Воробьева, главные наши отечественные общественные беды в течение десятилетий происходили именно от наруше­ния бывшей партийно-государственной властью гра­ниц своей компетенции, от выхода за их пределы. Да и, таких определяемых и гарантируемых зако­нами пределов не было. Но если они где-то и опре­делялись, то реально не соблюдались [21].

Сегодня основной целью наших политических ре­форм и нововведений является утверждение разум­ных границ власти, четкое определение компетенции каждого ее органа и власти в целом, повышение по­литической культуры, правовой грамотности и про­фессионализма управленческих кадров и государ­ственных служащих. Власть должна быть аккумули­рована в законе, а не в персоне. Закон должен ограничивать использование власти, она должна ос­таваться одинаковой при любой личности президен­та, премьера. Конечно, особенности личности высше­го руководителя страны накладывают свой отпечаток на механизм осуществления власти. Но эти особенно­сти не должны влиять на границы власти, определя­емые законом.

14.2.1.4. Проблема монополизации власти

Столетия мировой политической практики свиде­тельствуют, что всякая власть, как правило, стремится к тому, чтобы расширить объект своего воздействия, свои компетенции. Другими словами, для всякой вла­сти характерно усиление ее монополизации, проник­новение, по возможности, во все новые сферы обще­ственной и личной жизни людей. И это часто выдается за усиление власти, утверждение ее стабильности, прочности, долговечности. Однако та же мировая по­литическая практика показывает, что монополизация власти, ее чрезмерная концентрация в руках одного субъекта отрицательно сказывается не только на жиз­ни общества, народа, но и подтачивает способность самой власти, ее органов к эффективному управлению общественной и государственной жизнью.

Почему так происходит? Во-первых, потому что монопольный орган власти, не избираемый народом, не имея перед собой оппозиции, утрачивает ответствен­ность перед обществом, перед населением страны за результаты своих решений и действий, и это наносит вред общественному развитию, благополучию народа, его социальным правам и свободам.

Во-вторых, потому, что монопольная политическая власть, существуя длительное время, утрачивает спо­собность быстро и адекватно реагировать на неожи­данные для нее, нестандартные ситуации. Она привы­кает к неукоснительному выполнению людьми ее решений, поддержке ее действий, если даже эти решения и действия были неправильными, не соответствовали обстановке, и потому дали отрицательные результаты. Все это дискредитирует данную власть в глазах наро­да, приближает ее гибель.

Осознание отрицательных последствий монополи­зации государственной власти привело к понима­нию необходимости ее демонополизации, децентрали­зации. Суть этого акта в том, чтобы не допустить сосредоточения государственной власти в руках одно­го органа или личности. Не допустить, чтобы этот вла­стный орган или единоличный правитель сосредото­чил в своих руках всю полноту власти в обществе и управлял им по своему усмотрению. По мнению К.А. Воробьева,проблема демонополизации власти — это проблема разделения власти на отдельные ветви, относительно независимые друг от друга [21] или распределение государственных властных полномочий между ветвями власти.

Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма.

Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разделение властей — политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.

Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Однако концепция разделения властей в реальности управления государственными процессами существовала не всегда. Так, древние греки соединили функции всех трех ветвей в Афинское собрание, а уже в Средние века полноценное управление государством делили между собой духовенство, король и знать. Когда верховный монарх пытался сосредоточить правительство только в своих руках, сразу возникал абсолютизм.

Даже в те времена короли и императоры не могли действовать без финансов. Чтобы их получить и удержать, необходимо было увеличивать налоги и созывать дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия постепенно вмешивалась в политику короля в обмен на свои деньги.

В итоге появились многочисленные законодательные собрания в виде риксдагов, парламентов и генеральных штатов, которые медленными, но уверенными шагами увеличивали свою власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре дошло до того, что правители стали нуждаться в их постоянной поддержке, чтобы провести определенные реформы в социуме.

В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:

  • правительственная ветвь - представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
  • исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
  • судебная власть - обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.

Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.

Принцип разделения властей

Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.

Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.

Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.

Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:

  • грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
  • рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
  • комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
  • установленное законодательством равенства правовых структур;
  • независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.

Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.

Идея разделения властей

Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.

Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими.

В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.

В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие. Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет. А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем.

Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь. В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство. Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.

Механизм разделения властей

Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны

Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.

Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства.

Структура механизма страны изменчива и многогранна, так как в нее входят все государственные органы управления, которые обладают властными полномочиями, а также правительственные организации, не имеющие организационных и финансовых средств. Ключевой ячейкой механизма правительственной власти считается человек, а субъект выступает в роли носителя государственной системы.

Элементы механизма объединяются различными способами, создавая универсальный институт мысли классического учения о распределение властей, которое не сводит данную практику ни к разделению труда в сфере государственной власти, ни к выражению определенного компромисса классово-политических сил, который можно наблюдать в развитых правовых концепциях. Разделение властей - это, в первую очередь, форма демократии.

Исследования ученых-государствоведов свидетельствуют о том, что «институт делегированного законодательства, его осуществление тесно связаны с такими ключевыми демократическими институтами современного государства,

осуществления власти, составными частями которого повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти. Однако способы их взаимодействия и разделения далеко не одинаковы. Чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного .

Ньюкаслского университета Дж.

В настоящее время во многих странах появляется тенденция строить отношения между законами и регламентами на основе совершенно новой концепции принципа разделения властей. Зреет представление, что этот принцип применялся неправильно и предполагаемое им равновесие властей не было реализовано. Законодательная власть, на первый взгляд, стала всемогущей, но при этом она оказалась перегруженной и плохо справлялась с задачами законотворчества. Исполнительная власть пользовалась весьма широкой автономией; нередко с помощью декретов-законов она принимала меры, которые, по существу, оказывались бесконтрольными .

Нескончаемые споры идут вокруг соотношения законодательной и исполнительной властей. Вопрос, как правило, ставится в двух плоскостях - в плане проблем оптимальности соотношения законодательной и исполнительной властей и в плане пределов допустимости делегирования законодательной власти.

Причем требования современных государств привели к тому, что «законодательные органы передают большую часть своих законодательных полномочий правительству, а законотворчество исполнительной власти - это уже скорее норма, чем исключение, что тем самым дает основание многим странам

Широкое применение делегированного законодательства порождает ряд таких теоретических вопросов, как: во-первых, нарушает ли делегированное законодательство принцип разделения властей или нет; во-вторых,

«В качестве примеров благотворного воздействия процессов делегирования на экономику и общественно-политическую жизнь указывается . на . опыт ''массивного делегирования законодательной власти от конгресса к

С применением делегированного законодательства связывают и такие отрицательные явления как:

- кризис парламентаризма, выражающийся в падении роли парламента;

- усиление роли исполнительной власти;

- препятствие развитию демократии в политической жизни;

- подрыв идеи верховенства закона;

- отказ от существовавшего ранее иерархического построения системы источников права.

На протяжении длительного времени спорным остается вопрос о том, осуществляет ли законодательная власть функции исполнительной, а исполнительная - функции законодательной.

Английские юристы Э.К. Уэйд и Дж.Г Филлипс пишут, что «сложность управления в современном государстве и распространение функции последнего на экономическую и социальную сферы предопределили целесообразность того, чтобы парламент поручил министрам издавать “постановления”. Для того чтобы парламент мог располагать временем, необходимым для осуществления законодательства в том объеме, какой необходим в условиях современного государства, статуты должны устанавливать только основные принципы. Едва ли кто-либо будет отрицать неизбежность перехода к методу делегированного

По мнению другого английского юриста А.В. Дайси, «как сущность, так и форма закона значительно бы улучшились, если бы исполнительная власть

«В действительности, - как отмечал Н.М. Коркунов, - исполнительная власть никогда не ограничивается одним исполнением законов. Она всегда и везде действует более самостоятельно, исполняя не одни законы, а вообще задачи государства. Раз задачи государства, как мы видели, не могут быть ограничены одной охраной права, исполнение их не может свестись к исполнению только законов, всегда имеющих своим содержанием юридические нормы. Законодательство для исполнительной власти служит только границей, в пределах которой она действует свободно, руководствуясь соображениями

нормативно-правовом регламентировании. Это было связано с тем, что «современные парламенты просто не имели ни времени, ни квалифицированных знаний и опыта. Индустриально-развитые общества требовали “моторизированного законодателя”, который мог бы ускорить процесс нормативно-правового регулирования. И этим вторым “законодательным органом” должна была стать исполнительная ветвь власти. Таким образом, в административном государстве исполнительная ветвь власти стала приобретать

Появление законодательствующей исполнительной власти (the legislating executive) на самом деле «представляет одно из наиболее важных преобразований

Более того, высказывается точка зрения относительно того, что «законотворческий процесс (law-making process) - это объединение и сочетание

Сегодня теория разделения властей воспринята во многих новейших конституциях, при этом конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Некоторые специалисты пишут, что «если попытаться обобщить современную конституционную практику, то можно выявить несколько различающихся исходных. В то время, как в некоторых странах совмещение одними и теми же лицами функций разных властей считается недопустимым, в других - укоренились иные традиции, а министры являются членами парламента. В ряде государств исключается возможность наделения исполнительной власти правом издания закона. Но есть и страны, в которых при определенных условиях допустимо как прямое, так и делегированное законодательствование со стороны [195] [196] [197] [198]

Русский ученый-юрист, философ права Н.М. Коркунов (1853-1904) писал, что правильнее говорить не о разделении властей, а «о распределении функций

С учетом изложенного имеются основания выразить сомнения относительно теории разделения властей и возможности ее соотношения с делегированным законодательством.

Указанная позиция обусловлена также и тем, что применение делегированного законодательства характерно не только для США, многих европейских стран, но и для Европейского союза. Тот факт, что делегированное законодательство применяется в таком уникальном образовании, как Европейский союз, функционирование которого основано не на принципе разделения властей, а на принципе институционального баланса, служит весомым основанием подвергнуть сомнению возможность соотношения делегированного законодательства и принципа разделения властей.

Нескончаемые споры, касающиеся применения делегированного законодательства, связаны также с критериями и пределами делегирования законодательных полномочий, а также со способами его контроля. Например, в США делегированное законодательство осуществляется президентом, главами исполнительных департаментов и многочисленными федеральными агентствами. Издаваемые в этом порядке указы, приказы, прокламации, военные приказы, директивы, регламенты и т.д. обладают такой же юридической силой, как и акт конгресса. Пределы делегированного законодательства не установлены [211] .

Что касается критериев и пределов делегирования в правовой системе ЕС, а также проблем, возникающих при их применении, то более подробно об этом излагается в соответствующих разделах настоящего диссертационного исследования.

Принцип разделения властей – это идея о рассредоточении государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов. У ее истоков стоят такие деятели французского просвещения, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро и пр.

баланс властей

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Разделение властей - один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Механизм государства - комплексная, многоуровневая, целостная система государственных, правительственных органов, учреждений, которые, на практике, осуществляют государственную власть, выполняют функции, задачи державы. Без вышеупомянутого механизма государство существовать не может.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: